Психологические подходы к сопровождению детей младшего дошкольного возраста, не посещающих детское дошкольное учреждение
Статья по проблеме развития, воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о сопровождении детей дошкольного возраста | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок в современном обществе:
Психолого-педагогические аспекты
развития, воспитания и обучения
Психологические подходы к сопровождению детей младшего дошкольного возраста, не посещающих детское дошкольное учреждение.
Е.О. Чухлова – педагог-психолог
(МОУ ДОД «Дом детского творчества», центр СУЗОВ «Контакт»)
Мы все родом из детства. И конечно каждый из нас помнит себя маленьким человечком, которому было так все интересно и ново. А когда у нас появляются свои дети, мы стремимся к тому, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим.
Встает вопрос, а какие должны быть условия такого гармоничного развития?
Раньше посещение детского сада представляло собой не что иное, как "обязательную программу" для большинства детей, общество не предлагало никаких альтернатив.
"Домашние" дети, которые находились под присмотром заботливых бабушек, были скорее исключением из правила.
Сегодня ситуация иная. Дети, не посещающие детский сад, перестали быть исключением. Возросли возможности, а самое главное - потребности родителей. Родители
хотят, чтобы к их малышу относились с уважением, чтобы для него нашли интересные занятия, где его будут учить и развивать.
Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. В большинстве случаев адаптация к новым условиям проходит со многими переживаниями и проблемами. Для некоторых детей эти проблемы довольно быстро сглаживаются. Но немало и таких, кто адаптируется долго и тяжело. Бывает, что за все годы пребывания в детском саду ребенок так и не привыкает к своему "второму дому".
Трудности в приспособлении к детскому саду могут быть обусловлены темпераментом ребенка. Детишки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать медлительные флегматики - они просто не успевают за остальными. А в садике это важно - шагать в ногу: вовремя поесть, вовремя одеться или раздеться, выполнить какое-то задание.
В садик не следует отдавать ослабленных, часто болеющих детишек, малышей с неустойчивой нервной системой.
Имеется в виду, что детский сад такому ребенку абсолютно противопоказан, ибо приспособиться к нему малыш не в состоянии. Этим детям важен индивидуальный подход, что практически невозможно осуществить в условиях ДОУ.
И что же делать родителям, которые решили не отдавать своего ребенка в детский сад?
Важнейшей предпосылкой решения этих задач и может стать психологическое сопровождение развития детей в этот тяжелый для них период.
Для таких детей и была разработана программа комплексного развития для детей 3-4 лет (автор Чухлова Е.О.), занятия по которой проводятся в центре СУЗОВ «Контакт».
Что же дает посещение этих занятий ребенку? Прежде всего - возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Так как, примерно, начиная с трех лет, ребенок нуждается в общении с другими детьми, что не хватает детям непосещающих детский сад.
На занятиях ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их - эти навыки ребенку необходимы.
Основные цели данной программы:
- Комплексное психологическое развитие детей, помощь в адаптации к новым
условиям среды.
- Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей к новым условиям среды и налаживание детско-родительских взаимоотношений
- Создание условий развития, оптимально подходящие именно данному ребенку, которые будут соответствовать его возможностям и потребностям.
Основные задачи комплексного развития детей:
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Эффективность сопроводительной деятельности обеспечивается комплексным характером психолого-педагогических воздействий, включающих в себя согласованную работу родителей и педагога-психолога.
Она реализуется по следующим направлениям:
- психологическое просвещение;
- индивидуальные консультации (по запросу);
- анкетирование;
- раздача информационных листовок;
- родительские собрания.
Смысл психологического сопровождения детей, не посещающих ДОУ, заключается в содействии гармоничному психическому и физическому развитию ребенка, в сохранении его индивидуальности, в обеспечении «безболезненной» адаптации к изменяющейся социальной ситуации и воспитании готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.
В работе с детьми используются:
- игры с речевым сопровождением (песенки, потешки, стишки и т.д.)
- элементы телесной терапии;
- пальчиковые игры;
- игры на сближение;
- музыкотерапия;
- изотерапия.
В условиях комплексной системы психологического сопровождения происходят устойчивые положительные изменения в показателях умственного и личностного развития детей, о чем говорят результаты проведенных обследований в начале и в конце учебного года.
Данная программа способствует так же повышению адаптивных возможностей ребенка, тоесть облегчает процесс привыкания к детскому саду.
По окончанию комплекса занятий по программе, родители получают некий багаж знаний по проблемам развития и адаптации детей, что делает возможным благополучное включения ребенка в новую социальную среду ДОУ (при желании родителя).
Список литературы:
Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е., Первушина И. М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников». М., 2005;
Шировова Г.А. «Практикум для детского психолога» Ростов н/Д., 2005;
Роньжена А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптацию к дошкольному учреждению» М., 2006;
Макарычева Н.В. «Проблемы раннего детства» М., 2005.