Главные вкладки
Методическое портфолио
На сегодняшний день возрос общественный интерес к методам, оказывающим положительное влияние на организм и психику человека посредством искусства, в том числе танца. Данная работа показывает, что танцевальная терапия оказывает положительное влияние на формирование образа "Я" подростка, его эмоциональное состояние, взаимоотношения со сверстниками. Разработан комплекс практичексих упражнений, направленных на формирование самооценки подростка, рекомендации для родителей. Таким образом, практическая значимость данного исследования велика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_tantsevalno_-_dvigatelnoy_terapii_na_samootsenku_podrostka.doc | 331 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения влияния танцевально – двигательной терапии на самооценку учащихся подросткового возраста.
- Понятие танцевально – двигательной терапии, её развитие…………..………………………………………………………………6
- Понятие самооценки, её особенности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………..8
Глава II. Эмпирическое исследование влияния танцевально – двигательной терапии на самооценку учащихся подросткового возраста.
2.1 Описание методов и выборки исследования…………………………………11
2.2 Анализ результатов исследования влияния танцевально – двигательной терапии на самооценку подростков………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………...18
Библиографический список……………………………………………………19
Приложение………………………………………………………………………..20
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема влияния танцевально-двигательной терапии (ТДТ) на самооценку учащихся подросткового возраста является немаловажной в психологической науке.
На протяжении долгого времени многие ученые работали над решением данного вопроса, однако особенности влияния ТДТ на самооценку подростка освещены, на наш взгляд, еще недостаточно, что свидетельствует о необходимости такого рода исследования.
На сегодняшний день возрос общественный интерес к методам, оказывающим положительное влияние на организм и психику человека посредством искусства, в том числе танца.
Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако, их значимость усиливается именно в подростковом возрасте. Общение с близким товарищем в данном возрасте выделяется в особую деятельность – деятельность общения, которая имеет прямое отношение к формированию у подростка представления о себе, его самооценке.
Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова) показал, что данный метод способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций.
Большую роль в подростковом возрасте играет самооценка. Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.
Следует подчеркнуть, что для подросткового возраста характерно проявление девиантного – отклоняющегося поведения, возрастает количество случаев суицидального поведения.
В сочетании с неправильным воспитанием, неблагополучными отношениями с окружающими людьми и физиологическими качествами эти особенности могут вызывать эмоциональные нарушения. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью коррекции заниженной самооценки посредством арт-терапии и отсутствием научно - практических рекомендаций в этом направлении. Данное противоречие обуславливает выбор темы нашей работы.
В современной психологической науке под танцева́льно-дви́гательной терапи́ей (ТДТ) понимается метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты.
Цель нашей работы – изучение влияния танцевально-двигательной терапии на самооценку учащихся подросткового возраста.
Объект исследования – самооценка учащегося подросткового возраста.
Предмет исследования – влияние танцевально-двигательной терапии на самооценку подростка.
Гипотезы исследования:
- Основной особенностью заниженной самооценки у подростка является появление отрицательных эмоциональных состояний (повышенный уровень тревожности, наличие большого количества страхов, повышенная эмоциональная напряженность, агрессивность);
- Танцевально-двигательная терапия влияет на самооценку подростка.
Задачи исследования:
- Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- Изучить основные особенности танцевально – двигательной терапии.
- Исследовать самооценку подростка.
- Выявить влияние танцевально-двигательной терапии на самооценку подростков.
Теоретико-методологическая основа: Положение современной психологии о способах психологической коррекции эмоциональной сферы подростков посредством арт - терапии (А.И. Копытин, Б. Корт, И.В. Сусанина).
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; психодиагностический метод; методы количественной и качественной обработки и интерпретации данных.
Психодиагностический инструментарий – 1) Опросник Филипса – методика диагностики проявлений школьной тревожности. 2) Методика Дембо-Рубинштейн направлена на диагностику уровня самооценки.
Практическая значимость полученные в исследовании данные и разработанные нами рекомендации могут быть использованы педагогами и родителями в работе с подростками с заниженной самооценкой. Результаты исследования, несомненно, могут принести пользу при разработке научных и методических рекомендаций для педагогов, психологов, воспитателей, родителей.
База исследования – МКОУ «СОШ № 10», ученики 6 - 8 классов (24 человека).
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ НА САМООЦЕНКУ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
- Понятие танцевально – двигательной терапии и ее развитие
Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная терапия [Бирюкова И.В., 2001].
На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В. Райх, 1942; Г. Салливан, 1953), аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных достоинств танцевально-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью.
В начале XX века формируется особое направление - танцевальная психотерапия. Танец начинает рассматриваться как явление психики, проявляющееся через экспрессию.
Работы В. Райха, А. Лоуэнома, Ф. Александера рассматривают личность в соотношении с её телесной организацией, на основании чего делаются выводы о том, что:
1) телесные движения отражают внутренние эмоциональные состояния, личностные особенности и историю развития человека;
2) изменения в двигательном поведении могут привести к изменениям в психике, способствуя здоровью и личностному росту.
В результате этих исследований танец начал рассматриваться не только как социокультурное явление, но и как социально-психологическое и психофизиологическое - как форма невербальной коммуникации и самовыражения [Школьникова Л.Е.,2006].
С 1940-х танцевальная психотерапия стала применяться и при работе с нормальными и невротичными клиентами. Основным умением танцевального психотерапевта, как учила М. Чейз, является его инстинктивная радость от движения, только тогда он сможет передать, «заразить» ею клиента, а основной его целью является поощрять клиента двигать своё тело.
Большое влияние на развитие танцевально-двигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как – позволим себе встать на точку зрения души – душа ничего не может значить без тела..."
Танцевально – двигательная терапия используется для того, чтобы создать безопасный телесный образ, а также помогает развитию более привлекательного образа тела, который прямо связан с положительным образом «Я», с самооценкой подростка.
Существует три основные области работы танце-терапевта [Гиршон А.Е., 2006]:
- Тело и его движения
- Межличностные отношения
- Самосознание
Целями терапии в первой области являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.
Во второй области танце-терапевт устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия, в третьей области цели сгруппированы вокруг идеи о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки.
В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительно расширился. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанных с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя [Жаворонкова И.А., 2005].
Таким образом, танцевальная терапия возникла из объединения современного танца с существующими теориями личности, группы и психотерапии, но на сегодняшний день единой теории танцевальной терапии не существует.
Танец позволяет освободить подавленные чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения, помогает повышению самооценки подростка путём развития более положительного образа тела.
1.2 Понятие самооценки, её особенности в подростковом возрасте
Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Первым, кто ввел понятия «самооценка», «образ самого себя» в структуру личности, был Уильям Джеймс. Значимый вклад в изучение самооценки внесли С.Л. Рубинштейн , Л.И. Божович, А.И. Липкина и др.
По данным Л. И. Божович, правильное формирование самооценки—один из важнейших факторов развития личности ребенка.
В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. Многие психологи отмечают, что самооценка является довольно поздним образованием, и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом [Дубровина И.В., 2000]. В этом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений.
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной [Прихожан, A.M., 2000].
При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и «выше среднего уровня». Но самооценка может быть и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.
На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел.
Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности.
В подростковый период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. Таким образом, именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик ребенка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе, что обуславливает значимость танцевально – двигательной терапии в данном возрасте, как средство коррекции самооценки подростка.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНО – ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ НА САМООЦЕНКУ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
- Описание методов и выборки исследования
Целью исследования является изучение влияния танцевально – двигательной терапии на самооценку учащихся подросткового возраста.
Эмпирические задачи исследования:
- Исследовать уровень самооценки подростка.
- Выявить влияние танцевально – двигательной терапии на самооценку подростков.
Базой исследования является МКОУ «СОШ № 10». Выборка нашего исследования составляет 24 человека - учащиеся 6 - 8 классов. Группа №1 - 12 подростков (50%), занимающихся танцами, из них 4 мальчика (33%) и 8 девочек (67%) и группа №2 - 12 человек (50%) не знакомы с данной терапией, 5 мальчиков (41%) и 7 девочек (59%).
Для изучения уровня влияния ТДТ на самооценку учащихся подросткового возраста мы использовали:
- Опросник Филипса – методика диагностики проявлений школьной тревожности.
Цель методики: оценка школьной тревожности подростка.
Инструкция: диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.
Интерпретация: после проведения некоторых вычислительных операций, получается одно число, которое характеризует уровень тревожности.
Значения показателей тревожности, превышающие 50-типроцентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75 % — о высокой тревожности ребенка.
Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся.
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты.
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе.
2. Методика Дембо-Рубинштейн - направлена на диагностику уровня самооценки.
Цель методики: выявление уровня самооценки учащихся подросткового возраста.
Инструкция: на листе бумаги изображены семь линий. Они обозначают:
1) здоровье;
2) ум, способности;
3) характер;
4) авторитет у сверстников;
5) умение многое делать своими руками, умелые руки;
6) внешность;
7) уверенность в себе.
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии учащийся чертой (-) отмечает, как он оценивает развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отмечает, при каком уровне развития этих качеств он был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.
Интерпретация: В таблице 1. даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки.
Таблица 1.
Характеристика уровней притязаний и самооценки
Параметр | Количественная характеристика (балл) | |||
норма | очень высокий | |||
низкий | средний | высокий | ||
Уровень притязаний | менее 60 | 60-74 | 75-89 | 90-100 |
Уровень самооценки | менее 45 | 45-59 | 60-74 | 75-100 |
Таким образом, вышеперечисленные методики способствуют решению поставленных нами эмпирических задач.
2.2. Анализ результатов исследования влияния танцевально – двигательной терапии на самооценку подростков
Для изучения уровня школьной тревожности нами был использован опросник Филипса.
Результаты отображены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Выраженность результатов исследования тревожности, %
Графическое изображение полученных данных свидетельствует о том, что в группе № 1 - 22% испытуемых показали высокий уровень школьной тревожности. Это может говорить, о том, что подросток подвержен неадекватному, деструктивному реагированию на тревожный фактор среды, учащийся характеризуется низкой физиологической сопротивляемости стрессу, страхом самовыражения.
45% испытуемых - средний уровень школьной тревожности – у подростка преобладают положительные эмоции, эмоциональное состояние подростка стабильное, но бывают некоторые стрессовые ситуации, в которых учащийся испытывает страх несоответствия ожиданиям окружающих.
33% подростков показали низкий уровень тревожности, что свидетельствует о том, что эмоциональный фон стабилен, страх не соответствовать ожиданиям окружающих находится на низком уровне.
В группе № 2 - 31% испытуемых показали высокий уровень школьной тревожности. Это может говорить, о том, что подросток подвержен неадекватному, деструктивному реагированию на тревожный фактор среды, учащийся характеризуется низкой физиологической сопротивляемости стрессу, страхом самовыражения.
43% испытуемых - средний уровень школьной тревожности – у подростка преобладают положительные эмоции, эмоциональное состояние подростка стабильное, но бывают некоторые стрессовые ситуации, в которых учащийся испытывает страх несоответствия ожиданиям окружающих.
26 % подростков показали низкий уровень тревожности, что свидетельствует о том, что эмоциональный фон стабилен, страх не соответствовать ожиданиям окружающих находится на низком уровне.
Для изучения уровня самооценки учащихся подросткового возраста нами была использование методика Дембо-Рубинштейн.
Результаты отображены в диаграмме 2.
Диаграмма 2
Выраженность результатов исследования самооценки, %
Графическое изображение полученных данных свидетельствует о том, что в группе № 1 - 47% испытуемых показали высокий уровень самооценки - оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, уверенность в своих силах.
28% испытуемых показали средний уровень самооценки, данные подростки способны к правильной постановка целей, обладают способностью отказаться от недостижимых и неоправданных стремлений.
10% подростков характеризуются низкой самооценкой - главным симптомом низкой самооценки является свойство сравнивать свои достижения, внешность с другими людьми. Такая самооценка – это привычка постоянно быть озадаченным тем, «что обо мне думают окружающие?», бояться, что общество не поймет и не примет его внутренний мир, интересы.
15% школьников имеют очень высокую самооценку –такие подростки уверены, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех закономерен и определяется собственными качествами человека, его способностью самостоятельно решать трудные задачи..
В группе 2 – 32% учащихся показали высокий уровень самооценки - оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, уверенность в своих силах.
35% испытуемых показали средний уровень самооценки, данные подростки способны к правильной постановка целей, обладают способностью отказаться от недостижимых и неоправданных стремлений.
28% подростков характеризуются низкой самооценкой - главным симптомом низкой самооценки является свойство сравнивать свои достижения, внешность с другими людьми. Такая самооценка – это привычка постоянно быть озадаченным тем, «что обо мне думают окружающие?», бояться, что общество не поймет и не примет его внутренний мир, интересы.
5% школьников имеют очень высокую самооценку – такие подростки уверены, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех закономерен и определяется собственными качествами человека, его способностью самостоятельно решать трудные задачи.
Анализируя полученные данные, мы видим, что учащиеся, занимающиеся танцевальной деятельностью обладают большей уверенностью в своих силах, уровень их самооценки выше, следовательно, им проще ориентироваться в стрессовых ситуациях, уровень тревожности у таких школьников также ниже, чем у участников группы 2. Следовательно, наша гипотеза нашла своё подтверждение, а это говорит о том, что танцевально – двигательная терапия влияет на самооценку учащихся подросткового возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ основных теоретических подходов к пониманию самооценки учащихся подросткового возраста позволил установить, что их эмоциональное состояние, а также психическое благополучие и образ «Я» во многом зависит от деятельности, которая в этом возрасте является ведущей.
В процессе анализа литературы мы пришли к заключению, что взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако их значимость усиливается именно в подростковом возрасте.
В этом крайне сложном возрасте ребенок постигает сущность собственного “Я”.
Для решения эмпирических задач, были использованы следующие методики: опросник школьной тревожности Филипса, методика диагностики самооценки личности Дембо – Рубинштейн.
Анализ полученных результатов показал, что испытуемые группы № 1, характеризуется благоприятным эмоциональным состоянием, большая часть группы обладает адекватно завешенной самооценкой, следовательно, им проще ориентироваться в стрессовых ситуациях, уровень тревожности у таких школьников также ниже, чем у участников группы № 2.
Испытуемые группы № 2 показали наибольший процент тревожности, причиной данного явления может быть низкая самооценка подростков.
Следовательно, наша гипотеза нашла своё подтверждение, а это говорит о том, что танцевально – двигательная терапия влияет на самооценку учащихся подросткового возраста.
В ходе исследования нами были разработаны некоторые рекомендации для учителей, учащихся группы № 2 и их родителей, что, на наш взгляд, поможет школьникам повысить уровень самооценки и снизить уровень школьной тревожности (приложение 1).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 300с.
- Аметова, Л. А. Формирование арт-терапевтической культуры подростков «Сам себе арт-терапевт» [Текст] / Л.А. Аметова. - М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. – 36 с.
- Анохин, П.К. Психология эмоций [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Наука, 2000. – 173с.
- Бирюкова, И.В. Танцевально-двигательная терапии: тело как зеркало души [Текст] / И.В. Бирюкова. – М.: Наука, 2001. – 67 с.
- Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков [Текст] / И.В. Дубровина. – M.: Академия, 2000. – 256 с.
- Жаворонкова, И.А. Танцевально-двигательная терапия [Текcт] / И.А. Жаворонкова – М.: Академия, 2003. – 320с.
- Запорожец, A.B. Роль Л. С. Выготского в разработке проблемы эмоций [Текст] / A.B. Запорожец. - М.: Педагогика, 1981. – 90с.
- Гиршон, А.Е. Интегративная танцевально-двигательная терапия [Текст] / А.Е. Гиршон. – СПб.: Речь, 2006. – 160с.
- Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Просвещение, 2000 . – 145с.
- Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрстная динамика [Текст] / A.M. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
- Школьникова, Л.Е. Танцевальная терапия как метод психокорекции личности [Текст] / Л.Е. Школьникова. - СПб.: Речь, 2006. – 160с.
Приложение 1
Практические советы родителям:
- любите ребенка не за поведение, оценки или достижения в творчестве или спорте, а за то, что он есть;
- дайте подростку понять, что вы верите в него и готовы понять и поддержать его в любой ситуации;
- интересуйтесь своими детьми. Конечно же, делать это нужно с самого рождения малыша, а не тогда, когда он достиг пубертатного периода. Резкая смена поведения родителей – от полного безразличия к повышенному вниманию вызовет у подростка скорее раздражение, чем радость;
- определите круг обязанностей и прав ребенка и четко их соблюдайте;
- найдите общие интересы и старайтесь проводить побольше времени с подростком, но не заставляйте его, а сделайте так, чтобы это было интересно и вам, и ребенку;
- доверие – вот что самое главное в отношениях внутри семьи. Ребенок должен знать, что с любыми проблемами и тревогами он может прийти к вам. Подросток не должен бояться вашей реакции и укоров. Только тогда вы первыми узнаете о его проблемах и сможете помочь вовремя.
Если вы видите, что проблема зашла слишком далеко, и вы думаете, что самостоятельно справиться у вас не получится, поговорите с ребенком и обратитесь к психологу – вместе вам удастся решить любые трудности.
Практические советы подростку с заниженной самооценкой
Поскольку повышение самооценки — это процесс сильно растянутый во времени, то нужно максимально полно в этом вопросе задействовать и самого подростка.
- Научиться любить свое отражение.
- Заниматься тем делом, которое действительно нравится.
- Не ругать и не корить себя.
- Не сравнивать себя с кем-либо.
- Общаться с позитивными людьми.
- Составить список своих положительных качеств, их должно быть как минимум 20.
- Совершать добрые поступки.
- Записать все свои достижения и постоянно перечитывать этот список.
- Постоянно говорить себе жизнеутверждающие фразы.
- Читать книги и слушать аудиозаписи, направленные на повышение самооценки.