Программа по формированию коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ "Азбука общения"

Мусина Людмила Петровна

 

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Программа по формированию коммуникативных навыков  младших школьников с ОВЗ «Азбука общения» направлена на обогащение поведенческого репертуара учащихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения, формирование умений сотрудничать, работать в мини-группе. Кроме этого, в систему работы включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева и других негативных эмоций. Важным в коррекционной работе с детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии и других положительных качеств (толерантности, ответственности за свои поступки и др.). т.е., создаются условия для оптимальной социальной и психолого-педагогической адаптации ребенка путем развития его личности.

                                                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наминация  :        Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа 

Программа по формированию  коммуникативных навыков  младших школьников с ОВЗ

 «Азбука общения»

Автор:

Мусина Людмила Петровна, педагог-психолог МБОУ СОШ №3 г. Моршанска

Пояснительная записка

Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал. Особенно это важно для детей с ОВЗ. Так как дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Им необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Необходимо преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.

Таким образом, актуальность  данной темы определяется следующими фактами:

- необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ , что связано с общими задачами демократизации и гуманизации образования;

- с требованиями, предъявляемыми в настоящее время к ученику Государственными Федеральными Образовательными Стандартами нового поколения, с учетом которых современный школьник должен владеть рядом коммуникативных компетенций, а именно – владеть способами совместной деятельности в группе, умениями корректно вести учебный диалог, искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в социуме и т.д.

        Участники программы

  1. Обучающиеся 1- 4 классов с ОВЗ (с задержкой психического здоровья, речевыми нарушениями).
  2. Родители обучающихся с ОВЗ.
  3. Педагоги.

Цель программы : развитие коммуникативной сферы учащихся начального звена.

  1. Задачи программы: 
  1. Обогащение поведенческого репертуара учащихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения.
  2. Развитие средств невербального общения.

  1. Формирование умений сотрудничать, работать в группе.

  1. Развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества личности, эмоции и чувства).

  1. Обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды, раздражения).

  1. Психолого-педагогическое сопровождение и просвещение родителей,  педагогов в формировании коммуникативной сферы детей.

Научные, методологические и методические основания программы

Общую методологическую основу программы составляют психолого-педагогические концепции о формировании личности в активной деятельности и общении, о целостности обучения и воспитания, о наличии потребности детей в самореализации личностных потенциалов, активном личностном росте и саморазвитии.

Теоретическую основу программы составляют труды психологов, рассматривающих основные принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием (И.В. Дубровиной, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, И.И. Мамайчук, М.М. Семаго); роль общения в развитии личности ребенка (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган); значение невербальных средств в процессе общения подчеркивали   (М.Р. Битянова, А.Н. Леонтьев, В.А. Лабунская, Н.И. Шевандрин, В.Д. Ширшов ) и утверждали, что знание средств невербального общения и правильная интерпретация невербального поведения партнеров помогут избежать конфликтов, споров между людьми и даже проявления агрессии.

В программе использовались материалы следующих авторских программ: программ «Первый раз – в первый класс», «Середина пути» «Мы-выпускники» Ю.В. Груздевой, Н.А. Богачкиной; программа коррекции агрессии младших школьников Долговой А.Г.;  Силиной О.;

\

Обоснование необходимости  реализации  данной программы для достижения указанной цели и решения поставленных задач.

        Существенным аспектом, определяющим эффективность обучения ребенка в школе, является формирование сферы межличностных отношений. Во-первых, у ребенка должна быть сформирована готовность к участию в новой форме общения со взрослым, требующей высокой степени произвольности. На первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы.

            В связи с этим, возникает необходимость в применении программ по формированию у детей  навыков  общения .

             Работа  по развитию навыков общения  в рамках данной программы направлена, прежде всего, на развития умения сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева и других негативных эмоций. Важным в коррекционно- развивающей  работе с детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии.

           Общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика.

Поэтому эта  программа призвана  не только помочь развитию коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ, но она также поможет  педагогу провести диагностику и профилактику агрессивности детей. Занятия  имеют также диагностическое значение, благодаря которому можно вовремя скорректировать и провести профилактику как агрессии, так и дезадаптивного поведения детей.

            Программа содержит  упражнения, которые требуют общения, самовыражения или  участие в коллективном деле. В  рамках  программы у каждого ребёнка  есть возможность проявить свои лучшие личностные качества и быть успешным участником программы, так как предложенный спектр занятий даёт возможность каждому показать свои сильные стороны.  Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения ребёнка в значимых, в том числе оценочных ситуациях.

В рамках комплексной психолого-педагогической работы по формированию навыков общения, в программу включается направление по психологическому сопровождению родителей и классных руководителей. Главной задачей, которых является развитию у детей конструктивных форм поведения. Для этого в программе разработан специальный информационный блок для родителей и классных руководителей, включающий тематические семинары, упражнения и рекомендации.

На семинарах с родителями и педагогами разбирались основные принципы формирования навыков общения,  им выдавались специальные задания, которым они должны были следовать дома и на занятиях.

Перечень и описание программных мероприятий

Название этапа

Цели и  задачи этапа

Участники

Направление работы

Методы и методики работы

1.

Диагностический

-Выявление психологических особенностей детей (выявление межличностных отношений, выявление социальной адаптации в классном коллективе; исследование отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении).

-составление индивидуальных рекомендаций по работе с детьми (для родителей и педагогов)

Родители,

педагоги

Диагностическая работа

Анкета для родителей и педагогов

беседа

Дети

Диагностическая работа

Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана диагностика привлекательности детского коллектива

- Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова

2.

Основной

 Обогащение поведенческого репертуара учащихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения.

Развитие средств невербального общения.

Формирование умений сотрудничать, работать в мини-группе.

Развитие рефлексии (умения анализировать собственное поведение, поступки, качества личности, эмоции и чувства).

Обучение приемлемым способам выражения негативных эмоций (гнева, обиды, раздражения).

Психолого-педагогическое сопровождение и просвещение родителей,  педагогов в формировании коммуникативной сферы детей.

Дети

Коррекционно-развивающая работа

-Методы игротерапии и арттерапии: изотерапия, музыкотерапия, театрализованные игры, психогимнастика.

Родители

Психологическое просвещение и психопрофилактика

-Семинар «Значение эмоций в жизни ребёнка»

-Индивидуальные консультации

-Домашние задания и упражнения

-Рекомендации

Педагоги

Психологическое просвещение и психопрофилактика

Семинар «Общение и взаимодействие ребенка с окружающими» Эффективные стратегии поведения»

-Индивидуальные консультации

-Упражнения

-Рекомендации

3.

Заключительный

Выявление психологических особенностей детей (выявление межличностных отношений, выявление социальной адаптации в классном коллективе; исследование отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении).

-составление индивидуальных рекомендаций по работе с детьми (для родителей и педагогов)

Дети

Диагностическая работа (контрольная)

Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реанадиагностика привлекательности детского коллектива

- Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова

Родители

Диагностическая работа (контрольная)

-опрос

Педагоги

Диагностическая работа (контрольная)

-опрос

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Часы

1

«Знакомство»

1

2

«Общаемся  играя»

1

3

«Учимся общаться»

1

4

«Страна эмоций»

1

5

«Почему люди ссорятся»

1

6

«Что такое дружба »

1

7

«Учимся дружить»

1

8

«Хорошо ли мы знаем друг друга»

1

9

« Взаимопомощь и сотрудничество»

1

10

«Планета сотрудничества»

1

11

«Объединяемся играя»

1

12

«Мы- единая команда»

1

Всего:                                                                                                                                       12 часов

Развернутые конспекты  занятий – см. приложение 1.

Обоснованные  критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:

 психические заболевания

  • грубые психические и интеллектуальные нарушения
  • несогласие родителей на проведение психологических мероприятий
  • возраст до 5 лет.

Описание способов, которыми обеспечивается  гарантия прав участников программы:

Гарантия прав участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации, а также Уставом школы.

Способы обеспечения гарантии прав участников программы:

  • Участники программы (педагоги, родители) должны быть извещены о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации.
  • Работа с детьми начинается только после того, как родители (законные представители) дали письменное согласие на участие в ней.
  • Психолог информирует родителей (или законных представителей детей) о результатах реализации программы, а также доводит до их сведения любую интересующую их информацию, выявленную в ходе занятий и касающуюся их ребенка.
  • Перед проведением занятий, участники знакомятся с основными правилами работы в группе, основанными на принципах: взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности и др.
  • Ведущий руководствуется "Этическим кодексом психолога" и исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.


Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (психолога, детей, родителей, педагогов) 

Основные права и обязанности психолога:

  • Психолог обязан избегать причинения вреда участникам программы, нести ответственность за все свои действия.
  • Если психолог осознает, что его действия не приведут к улучшению психологического состояния участника программы или представляют риск для него, он должен немедленно  прекратить вмешательство.
  • Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не представляют потенциальной опасности для здоровья и психического состояния участника программы.
  • Психолог имеет право на свободу выбора методик и способов работы, соответствующих целям, задачам и логике  программы

Участники программы (дети, родители, педагоги) имеют право на:

  • Добровольное участие в программе педагогов, родителей, а также детей, которые имеют право отказаться от выполнения того или иного упражнения программы;
  • Уважительное отношение к себе;
  • Отказ от участия в программе.

Участники программы обязаны:

  • не совершать действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы;
  • соблюдать режим посещения занятий.


Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы

Требования к специалистам, реализующим программу:

Высшее психолого-педагогическое образование, интегрированное медико-психолого-педагогическое образование.

Методические материалы и литература, необходимые для реализации программы:

  1. Груздева Ю.В. Богачкина Н.А. Классные часы с психологом .М: Издательство «Глобус» 2009.
  2. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия Холдинг, 2004
  3. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
  4. Реана А.А. Психология детства: практикум М: «Олма-пресс» 2004
  5. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М.: Эксмо, 2010.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.
  7. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.:ТЦ Сфера, 2008.

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:

Свободное и просторное помещение для проведения занятий: помещение группы, музыкальны зал, игровая комната.

Материалы и инструментарий для занятий:

  1. Ватман (3 листа), бумага для рисования
  2. Акварельные краски, тряпочки и кисточки
  3. Цветная бумага, ватные палочки, клей.
  4. Мелки или цветные карандаши
  5. Устройство для прослушивания музыки (аудиомагнитофон, компьютер и т.д.).
  6. Диски (или другой носитель) с музыкой: Моцарта, П.И.Чайковского запись музыки леса, любые сборники детской музыки.
  7. Пиктограммы с эмоциями (радости, грусти, страха, удивления и гнева (нарисованные схематично лица с различными эмоциями)
  8. Компьютер, проектор.

Сроки и этапы реализации программы

Сроки программы:

Программа рассчитана на 5 месяцев работы. Из них 3 месяца посвящается проведению психологических корекционно-развивающих занятий с детьми. Частота проведения – 1 раз в неделю. Кроме этих занятий, под сопровождением педагога-психолога, с детьми регулярно проводят дополнительную психолого-педагогическую работу педагоги и родители.

Этапы реализации программы:

1 этап – диагностический (примерный срок – от 2 недель, в зависимости от количества участников программы)

Согласно принципу программы о единстве диагностики и коррекции, коррекционно-развивающей работе предшествует диагностическое исследование. Для диагностики рекомендуется следующий комплекс методик :

-диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана

- социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова

2 этап – основной этап. Срок этапа -3 месяца (12 недель). На этом этапе проводится коррекционно-развивающая работа с детьми, а также практическая работа с родителями и педагогами (семинары, тренинги и консультации). С помощью структурированного наблюдения, осуществляется контроль за динамикой коррекционо-развивающей работы.

3 этап – заключительный (примерный срок – от 2 недель, в зависимости от количества участников программы). На заключительном этапе предполагается проведение контрольной диагностики с целью выявления изменений в  межличностном взаимодействии  и коммуникативной сфере детей.

Описание используемых методик, технологий, инструментария со с ссылкой на источники:

Методика, технология, инструментарий

Источник

Социометрическая проба «День рождения»

Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. 160 с.

Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана диагностика привлекательности детского коллектива

Реана А.А. Психология детства: практикум М: «Олма-пресс» 2004 .

Упражнения  «Мой идеальный друг»,

упражнение на отработку интонационной выразительности речи, «Мы похожи — мы отличаемся», «Подари улыбку», «Здравствуй», «Комплименты», «Мы тебя любим», «Свет мой, зеркальце, скажи...»

Игры «Толкалки без слов», «Да и нет», «Ласковое имя», «Разожми кулак» , «Паутина»

 «У меня зазвонил телефон», «Знакомство», «Детская радиопередача», «Достань мяч», «Я знаю, что ты...», «Дракон кусает свой хвост»

Груздева Ю.В. Богачкина Н.А. Классные часы с психологом .М: Издательство «Глобус» 2009.

Игры  «Жизнь в лесу».

Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М.: Эксмо, 2010. 240 с.

Игры «Доброе животное», «Слепой и поводырь»

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. 541 с.

                 

Список литературы:

  1.  Гиппенрейтер Ю.Б.Общаться с ребенком. Как? –М.:АСТ: Астрель, 2009.
  2. Груздева Ю.В. Богачкина Н.А. Классные часы с психологом .М: Издательство «Глобус» 2009.
  3. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия Холдинг, 2004
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
  5. Реана А.А. Психология детства: практикум М: «Олма-пресс» 2004
  6. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М.: Эксмо, 2010.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.
  8. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.:ТЦ Сфера, 2008.

Ожидаемые результаты реализации программы

Промежуточные:

  1. Повышение активности, инициативности и мотивации детей на занятиях;
  2. Повышение социальной компетенции (конструктивное общение и взаимодействие в группе)
  3. Изменение и стабилизация эмоционального фона с преобладанием положительных эмоций
  4. Повышение уровня доверия и эмоциональной открытости детей

Итоговые:

  1. Повышения уровня конструктивности поведения
  2. Снижение уровня негативных эмоциональных реакций (тревожности, агрессивности,
  3. Гармонизация психологического климата в группе
  4. Усиление межличностного взаимодействия в группе
  5. Перенос социальных навыков в реальную жизнь

Система организации внутреннего контроля реализации программы

Система организации контроля реализации программы предполагает отслеживание основных показателей эмоционального состояния и поведения детей через наблюдение и осуществление диагностических процедур по методикам:

-Диагностика межличностных отношений методика Сишора в адаптации А.А. Реана

- Социометрическая проба «День рождения» М.А. Панфилова

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Качественные: 

  • Психологизация учебно-воспитательного процесса в школе
  • Психологическое сопровождение и повышение профессиональной компетенции педагогов
  • Повышение уровня родительской компетентности.
  • Гармонизация психологического климата в классах

Количественные: 

  • 12 групповых коррекционно-развивающих занятий для детей
  • 3 тематических семинара для родителей и воспитателей

Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения

Программа прошла апробацию в МБОУ СОШ №3 с октября  2013 года по февраль 2014 года. В программе приняли участие учащиеся 2-4 классов. Занятия проходили в групповой форме. Было сформировано 2 группы обучающихся(1 группа-2 класс-12 человек; 2 группа-3 класс-10 человек)

человек. Всего в программе приняло участие 22 ученика.

Аннотация психолого-педагогической программы

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Программа по развитию коммуникативных навыков  младших школьников «Азбука общения» направлена на обогащение поведенческого репертуара учащихся социально приемлемыми навыками взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения, формирование умений сотрудничать, работать в мини-группе. Кроме этого, в систему работы включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева и других негативных эмоций. Важным в коррекционной работе с детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии и других положительных качеств (толерантности, ответственности за свои поступки и др.). Т.е., создаются условия для оптимальной социальной и психолого-педагогической адаптации ребенка путем развития его личности.

Разработка данной программы была обусловлена, во-первых, увеличившемся количеством обучающихся с ОВЗ в школе. Во-вторых, требованиями, предъявляемыми в настоящее время к ученику Государственными Федеральными Образовательными Стандартами нового поколения, с учетом которых современный школьник должен владеть рядом коммуникативных компетенций, а именно – владеть способами совместной деятельности в группе, умениями корректно вести учебный диалог, искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в социуме и т.д.

За основу программы положены исследования отечественных психологов  рассматривающих основные принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием (И.В. Дубровиной, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, И.И. Мамайчук, М.М. Семаго); роль общения в развитии личности ребенка (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган); значение невербальных средств в процессе общения подчеркивали   (М.Р. Битянова, А.Н. Леонтьев, В.А. Лабунская, Н.И. Шевандрин, В.Д. Ширшов). 

В программе использовались материалы следующих авторских программ: программ «Первый раз – в первый класс», «Середина пути» «Мы-выпускники» Ю.В. Груздевой, Н.А. Богачкиной; программа коррекции агрессии младших школьников Долговой А.Г.;  Силиной О.;

Программа рассчитана на 5 месяцев работы. Из них 3 месяца посвящается проведению психологических корекционно-развивающих занятий с детьми. Частота проведения – 1 раз в неделю. Кроме этих занятий, в программу включается направление по психологическому сопровождению родителей и  педагогов. Для решения этой задачи в программе разработан специальный информационный блок, включающий тематические семинары, упражнения и рекомендации для родителей и воспитателей.

                 

                     

Приложение 1.

  Развёрнутые конспекты занятий

Занятие №1 «Знакомство»

Цель: развитие навыков общения, положительного эмоционального настроя и атмосферы принятия каждого. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать; развивать навыки сотрудничества; научить детей доверять друг другу.

Ход занятия

Педагог-психолог:

- Здравствуйте, ребята. С сегодняшнего дня   мы будем учиться  работать одной единой командой. И на этом занятии мы узнаем друг друга ближе. Давайте все вместе встанем в круг и познакомимся друг с другом.

(Дети вместе с педагогом-психологом стоят в кругу. Дети прикасаются друг к другу ладошками, смотрят в глаза и произносят:

Доброе утро, Лна... (называются имена детей по кругу). Доброе утро, Наталья Владимировна.

Доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опускают). Доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Упражнение  «Доброе животное»

Педагог – психолог:

- Теперь мы вместе с вами поиграем в игру под названием «Доброе животное».

Педагог - психолог (говорит тихим, таинственным голосом):

- Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

Упражнение «Приклей пятачок»

(способствует развитию взаимоподдержки, развивает умение слушать партнера).

На стене висит изображение головы Хрюши без пятачка. Детям по очереди закрывают глаза. С помощью подсказок детей ребенок с завязанными глазами должен прикрепить пятачок как можно точнее.

Педагог – психолог:

- Следующая игра покажет нам, как мы узнали друг друга.

Игра «Узнай по голосу»

(развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона)

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Игра «Ласковое имя»

Дети стоят в кругу. Педагог – психолог предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет свое ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Завершение

В конце занятия  педагог - психолог задает вопросы детям: «Что вам больше всего понравилось на нашем занятии или что больше всего запомнилось»?

Прощание

Дети берутся за руки и все вместе произносят девиз: «Вместе мы сила».

Занятие №2  «Общаемся играя»

Цель: предоставление детям опыта межличностного взаимодействия в ситуации, предполагающей обмен информацией, налаживание отношений, кооперацию и построение личного пространства.

Оборудование:

музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Педагог – психолог заходит в класс и предлагает детям немного поиграть. Проводится тематическая игра-разминка «Угадай животное».

Педагог – психолог:

- Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Давайте поиграем в игру «Угадай животное». Нам нужно выбрать водящего, которому предстоит угадывать, каких животных вы изображаете. Все должны представлять разных животных. Как вы думаете, что для этого необходимо сделать?

Дети высказывают свои предположения. Педагог – психолог должен подвести детей к выводу, что надо договориться друг с другом о том, кто какое животное будет изображать.

Педагог – психолог:

- Водящий будет выходить из класса, а вы в это время должны договориться, кто какое животное изображает.

(Педагог – психолог в начале игры помогает детям договориться, а затем участники пытаются делать это самостоятельно. Хорошо, если все желающие побывают в роли водящего).

Педагог – психолог:

- Вы очень хорошо справились с заданием, сумели изобразить разных животных. Как вы думаете, животным нравится жить в лесу? Почему?

(Дети по очереди высказывают свое мнение.)

Педагог – психолог: 

- Давайте представим, что сегодня у нас появилась возможность попасть в волшебный лес и пожить в нем. Но, чтобы оказаться в лесу, нам надо проделать путь, на котором будут встречаться различные препятствия, и их нужно суметь преодолеть. Вы готовы? Тогда в путь. Встаньте все в колонну по одному за... (Называется имя ребенка. Желательно, чтобы он был бойким и сообразительным.)

Педагог – психолог:

- Сейчас вы змейкой пойдете по воображаемой тропинке. По дороге вам будут встречаться различные препятствия, которые я буду называть. Задача водящего решить, как это препятствие можно преодолеть, сказать нам об этом и показать, как он станет это делать. Вы должны точно повторять его движения, преодолевая препятствие. По моему хлопку все останавливаются, водящий становится в хвост змейки и водящим становится тот, кто оказался первым в колонне.

(Все дети могут побывать в роли водящего, количество препятствий должно соответствовать числу участников игры. Во время игры используется музыкальное сопровождение).

Игра «Жизнь в лесу»

(развивает навыки невербальной коммуникации и взаимодействия)

Педагог – психолог включает музыку леса, садится на пол и рассаживает детей вокруг себя.

Педагог – психолог:

- Ребята, а вы знаете, как дружат и общаются звери в лесу? Они ведь не знают человеческого языка, но ведь им тоже надо как-то разговаривать и общаться. Поэтому у них есть особый язык. Сейчас мы с вами будем зверушками. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (взрослый показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку). Когда хотим спросить как дела – мы хлопаем ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить свою дружбу и любовь – тремся об него головой (показывает). Итак, начинаем! Выглянуло солнышко, наши зверушки выходят на полянку…».

(Важное правило игры - исключение разговоров. Если дети все же начинают разговаривать, Педагог – психолог подходит к ним и прикладывает палец к губам, напоминая, что звери в лесу не умеют разговаривать).

Завершение

В конце занятия  педагог - психолог задает вопросы детям: «Что вам больше всего понравилось на нашем занятии или что больше всего запомнилось»?

Прощание

Дети, стоя в кругу, по очереди, говорят, прикасаясь друг к другу ладошками:

Спасибо, Саша, спасибо, Маша, и так все дети.

(Берутся все вместе за руки: спасибо всем нам (аплодируют себе и всем, кто присутствовал на занятии).

Занятие №3  «Учимся общаться»

Цель: развитие коммуникативных навыков. Установление и поддержка контакта. Снятие скованности и замкнутости. Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью. Привитие навыка общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Оборудование:

опорные карточки с образцами начала фраз. Несколько игрушечных телефонов.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Сегодня будем учиться тому, как нужно общаться друг с другом. Научимся разговаривать с людьми.

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы люди понимали нас?

(Возможные ответы детей: не знаешь, что и как сказать; трудно подобрать слова).

Педагог – психолог:

- Подумайте и скажите, как выразить свое настроение, объяснить свои чувства словами, чтобы тебя поняли?

Игра «Знакомство»

Для игры подготовлены конверты с табличками, на которых написаны фразы. Дети по очереди знакомятся друг с другом, используя одну из фраз:

•  «Я хочу с тобой познакомиться, меня зовут...»

•  «Давай познакомимся. Как тебя зовут?»

• «Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут? А меня зовут...»

•  «Меня зовут.... А тебя как? Вот мой номер телефона, позвони мне».

Итог игры.

Педагог – психолог:

- Познакомились, а теперь можно позвонить по телефону новому знакомому (знакомой).

Игра «У меня зазвонил телефон»

Для игры подготовлено несколько игрушечных телефонов на батарейках. Карточки с фразами, помогающими начать разговор. Дети делятся на пары и по очереди разговаривают друг с другом по телефону, используя данные фразы. Отрабатывается речевой этикет в ситуациях приветствия, просьбы, отказа, прощания.

• Начать разговор «Ты можешь поговорить со мной?» «Я хочу с тобой посоветоваться...»

• Спросить, что случилось «Что случилось? Я могу тебе помочь?» «Не хочешь ли ты мне рассказать?»

• Предложение «Если хочешь, возьми... (пойдем)...»

• Принять предложение «Спасибо, мне приятно, что ты это предложил» «Спасибо, я с удовольствием это сделаю»

• Попросить разрешение «Ты не возражаешь, если я...» «Разреши мне, пожалуйста...»

• Просьба «Я очень хотел бы пойти...» «Не мог бы ты мне дать...» '

• Отказ «Спасибо, я не могу этого сделать» «Спасибо, но мне это не нравится»

• Предложить помощь «Я готов тебе помочь» «Я могу помочь тебе»

• Поинтересоваться делами «У тебя все в порядке?»

«Как твои дела?» Итог игры.

Упражнение на отработку интонационной выразительности речи

Педагог – психолог:

- Понять собеседника нам помогают не только слова, но и интонация. Угадайте интонацию. Я говорю с интонацией восхищения, затем с интонацией огорчения: «Ты молодец!» А теперь скажите вы с разной интонацией.

(Перед детьми лежат карточки с фразами. Нужно сказать с различной интонацией:

• «Я очень рад за тебя» с одобрением с огорчением

• «Спасибо тебе!» с благодарностью с обидой

• «Ну и удивил!» с восхищением с огорчением

Дети стараются произносить фразы с соответствующей инто-3 нацией, а остальные оценивают, угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.

Итог игры).

Игра «Детская радиопередача»

Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе». Дети читают с нужной интонацией. Итог игры.

Игра «Достань мяч»

Педагог – психолог:

- Таня играла в мяч и уронила его в речку, зовет на помощь. Дети спешат на помощь девочке и разыгрывают действие с помощью фраз, данных на табличках.

• Просьба

«Не могли бы вы мне помочь...»

«Помоги мне...»

«Я очень хотела бы...»

• Спросить, что случилось «Что случилось?»

«Мы можем тебе помочь?»

• Предложить помощь «Хочешь, я тебе помогу?» «Я хочу помочь тебе...»

• Согласие «Наверное, ты прав, давай...»

«Мне кажется, что ты сможешь помочь!» «Я тоже так думаю...»

• Поддержать другого

«Не волнуйся, сейчас я тебе помогу. Все будет хорошо!»

«Попробуй еще раз, ты сможешь это сделать!» «У тебя обязательно получится!»

• Похвалить другого «Здорово у тебя это получилось!» «Ты все сделал правильно!» «Ты — молодец!»

• Поздравление «Я рада за тебя. Ты достал мяч!» «Поздравляю тебя»

• Благодарность «Спасибо, как здорово!» «Спасибо!»

Итог игры.

Работа над неречевыми средствами коммуникации

Педагог – психолог:

- Можем ли мы понять друг друга без слов?

Иногда стоит посмотреть на человека и сразу видно, какое у него настроение. (Перед детьми — пиктограммы.)

За нас говорит выражение лица — мимика. Движения нашего тела — жесты. (Таблички с этими словами прикрепить на магнитную доску.)

Какую мимику и какие жесты вы использовали в игре «Достань мяч»?

На магнитную доску крепится рисунок. Нужно рассмотреть его и сказать, что выражают жесты, мимика и позы этих людей.

Педагог – психолог:

- Подумайте и ответьте, как выразить свои чувства, настроение словами, чтобы тебя поняли?

Давайте завершим наше занятие песней. Споем песенку про улыбку.

Песня «Улыбка», музыка В. Шаинского, слова И. Пляцковского.

Дети поют и двигаются под музыку.

Педагог – психолог:

- Подумайте, для чего человеку нужна улыбка?

Завершение

Педагог – психолог задает вопросы для обратной связи:

— Что нового узнали на уроке?

— Что больше всего понравилось на уроке?

Занятие  №4 «Страна «Эмоций»»

Цель: обучение учащихся приемлемым способам выражения обиды и гнева. обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации, развитие умения анализировать собственное поведение.

Оборудование:  видео-проектор, компьютер, диск с мультфильмом про кота Леопольда мяч или игрушка; поговорки и пословицы о дружбе; листы бумаги; ручки или карандаши, материалы к упражнению «Что важно для дружбы».

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Сегодня у нас с вами необычное занятие, сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Эмоций». В волшебной стране  не любят хмурых и грустных людей, поэтому нам с собой необходимо взять хорошее настроение. А для этого мы выполним    упражнение:

«Покажем друг другу ладошки» (Дети  стоят в кругу и показывают движения под слова психолога)

«У друга мягкая ладошка,

Погладим ее немножко.

А теперь погладим друг друга взглядом,

Мягким взглядом.

Мы друг друга видеть рады!»

Ну, теперь у всех хорошее настроение?

Педагог – психолог:

- Ребята  посмотрите на жителей этой страны ( психолог показывает пиктограммы эмоций) давайте угадаем их название.

Ответы детей.

Педагог – психолог:

- А где мы с ними встречаемся в повседневной жизни. Когда мы радуемся, когда удивляемся?

Ответы детей.

Просмотр мультипликационного фильма «Месть кота Леопольда» 

(Кот Леопольд не умел злиться на мышей, которые делали ему всякие пакости, и всегда прощал их. Для изменения ситуации он выпил лекарство «Озверин» - стал злым, страшным, грубым, мстительным. Но долго злиться на мышей не смог).

Обсуждение мультфильма

Педагог – психолог:

- Учащимся задаёт вопросы: «Как кот Леопольд вел себя в ситуации, когда его обижали в начале мультфильма?», «Как кот Леопольд вел себя в обидной ситуации в конце мультфильма, когда выпил «Озверин»?», «Какой из увиденных способов поведения правильный?». 

(В беседе с детьми необходимо подвести их к мнению о том, что ни первый способ (терпеть и прощать все обидные действия в свой адрес), ни второй способ (драться, ругаться в ответ на обидные действия) не приемлемы. Они являются крайними и нежелательными формами поведения. В первом случае страдает сам человек. Во втором случае – страдают окружающие. Выражать свое недовольство и обиду нужно, но надо уметь это делать правильно).

Упражнение «Опасно - безопасно»

Педагог – психолог предлагает ребятам  возможные ситуации проявления агрессии. Им необходимо определить, являются ли предложные в перечне способы выражения гнева, злости, обиды опасными или безопасными для окружающих людей и самого человека. С учащимися обсуждается вопрос о том, почему одни способы выражения гнева опасны, а другие безопасны. Списки двух получившихся групп по желанию дополняются примерами ребят.

Упражнение «Волшебная фраза»

Педагог – психолог:

- Ребята  есть волшебная фраза, которая поможет выразить свое недовольство, при этом не обидев другого человека. 

(Психолог знакомит учащихся с формулой «Я - высказывания», например: «Коля, мне очень неприятно, когда ты меня называешь таким обидным словом. Пожалуйста, называй меня по имени»). Давайте потренируемся.

Упражнение «Психологический театр»

Педагог – психолог:

- Ребята  представьте, что вы актеры театра и им необходимо обыграть несколько ситуаций. Ситуации для обыгрывания, в которых необходимо выразить свое недовольство с помощью «волшебной» фразы - «Я - высказывания»:

1.Одноклассник взял без спроса твою ручку.

2.Девочки класса смеются над тем, что у тебя не получается прыгать на скакалке.

3.Ученик в классе придумал тебе прозвище и начал обзываться и т.п.

Завершение

Педагог – психолог:

- Благодарю всех за интересное занятие. Понравилось ли оно вам? Что больше всего понравилось? Ответы какой группы? Что нового узнали вы сегодня? На какой вопрос игры было труднее всего ответить?

Прощание – упражнение «Комплимент»

(Учащиеся по кругу друг другу говорят комплименты, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).

Занятие 5 «почему люди ссорятся?»

Цель: познакомить с понятием «конфликт»; определить особенности поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтной ситуации.

Оборудование: мяч, плакат с правилами.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг и по кругу скажем друг другу: «Я очень рад тебя видеть».

(Выполнение упражнения.)

Педагог – психолог:

- Сегодня мы поговорим с вами на тему «Почему люди ссорятся?». Подумайте немного над этим вопросом, а затем запишите свои ответы в тетрадях. А теперь скажите ваши ответы.

Ответы.

Обсуждение. Все варианты ответов записываются на доске:

>  не понимают друг друга;

> не владеют своими эмоциями;

>  не принимают чужого мнения;

>  не считаются с правами других;

> пытаются во всем доминировать;

> не умеют слушать других;

> хотят умышленно обидеть друг друга.

Педагог – психолог:

- Мы уже обсуждали на занятиях, как важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако очень трудно бывает фиксировать свое состояние. Для того чтобы разобраться в этом вопросе больше, давайте поиграем.

Театрализованная игра «Мудрая сова и упрямые козлики»

(обучает стратегиям эффективного поведения в конфликтных ситуациях, снижает уровень агрессивного поведения, развивает социальный интеллект).

Педагог-психолог предлагает проиграть сказку по ролям. Для этого нужны три актера: два козлика и сова (играет роль миротворца). Остальные дети - зрители. Сначала Мудрая сова наблюдает за козликами, которые спорят и ругаются. (Задача Совы - миротворческая, научить их правильно себя вести во время конфликта). Затем подлетает к ним и пытается примирить их, успокоить и научить уступать друг другу. Козлики прислушиваются к словам совы, ведь она самая мудрая и становятся добрее, начинают уступать друг другу.

Игра «Разожми кулак»

Один сжимает руку в кулак, другой старается разжать его (нельзя причинять боль). Затем партнеры меняются ролями. Обсуждаются несиловые методы, которые применялись: уговоры, просьба, хитрость.

Игра «Толкалки без слов»

Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щиплются, дерутся, но никто не \ разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями.

Игра «Да и нет»

Все участники разбиваются на пары. Каждый выбирает себе I позицию «да» и «нет». Вслух произносить можно только это.

Педагог – психолог:

- Мы сейчас поиграли с вами в ряд игр. Давайте обменяемся впечатлениями и мнениями: Какие испытывали эмоции? Было ли ощущение напряжения и раздражения? Ощущали ли вы предконфликтную ситуацию? Что помогло избежать конфликта?

Педагог – психолог:

- Мы сейчас коснулись в играх конфликтных ситуаций, ощутили определенные эмоции и напряжение как их следствие. А теперь перейдем к обучению способам выхода из конфликтных ситуаций.

Рекомендации: Желательно предоставить учащимся возможность поделиться собственным опытом и рассказать, как они выходят из конфликтов. На примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных способов решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются в тетрадь.

Педагог – психолог:

- Поведение, которое помогает выйти из конфликтной ситуации без ссоры.

1.Выслушать спокойно все претензии партнера.

2. На агрессивность партнера реагировать сдерживанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.

3.Попытаться заставить говорить партнера конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.

4. Всегда держать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.

5. Извиниться, если в чем-то действительно не прав.

Все варианты обсуждаются и записываются участниками в тетрадях.

Завершение

Педагог – психолог:

- Наше занятие подошло к концу.

В заключении давайте ответим на вопросы.

Можно ли постоянно контролировать свое состояние?

Как вы думаете, сможете ли вы достойно выходить из конфликтных ситуаций?

Что для вас было самым трудным на занятии?

(Ответы детей.)

Занятие №6 «что такое дружба»

Цель: создание положительного дружественного настроения в классе. Способствовать сплочению детского коллектива.

Оборудование:

большая иллюстрация с изображением друзей;

таблицы «друг» и «дружба»;

аудиозапись с музыкой ;

магнитофон.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Добрый день, друзья! Поставьте свои стульчики вкруг так, чтобы не помешать другим. Как можно это сделать?

(Под музыку все по очереди садятся на стульчики в круг).

Педагог – психолог:

- Посмотрите на иллюстрацию. Придумайте название к этой иллюстрации. («Друзья»).

(Необходимо помочь детям придти к ответу — друзья).

Педагог – психолог:

- А почему вы решили, что эти ребята друзья?

А кого можно назвать другом?

Друг — человек, который связан с кем-нибудь дружбой («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова).

(Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова).

Педагог – психолог:

- Как вы понимаете «доверие», «привязанность», «общие интересы»?

У кого есть друг?

(По кругу, передавая мягкую игрушку, назвать своего друга и рассказать, почему ты его считаешь другом).

Педагог – психолог:

- С древних времен принято приветствовать своего друга, товарища, приятеля рукопожатием. Это означало, что в руках у меня нет оружия, я пришел к тебе с миром.

Давайте поздороваемся друг с другом, протягивая и пожимая руку. Учтем, что старшие первыми протягивают руку младшим, дамы первыми подают руку.

(Все пожимают друг другу руки).

Театрализованно-ролевая игра «Если случилась беда».

(Развивает  умение просить, принимать и оказывать помощь, развивает  стратегии поиска социальной поддержки, развитие навыков взаимодействия и общения).

Педагог-психолог:

- «Ребята, вы знаете такую пословицу: «Настоящий друг познается в беде? Что это значит?...Давайте поиграем в такую театральную игру. Кто хочет быть актером? Нужны два актера: желающие. Остальные будут зрителями» Далее обращается к первому ребенку: «Витя, представь, что ты попал в беду, например, ехал на велосипеде и упал, да так сильно, что ударился и поранился, и даже не можешь встать от боли. Недалеко от тебя твой друг Петя (психолог обращается ко второму ребенку: «Петя, а ты будешь другом). Витя зовет Петю, и Петя сразу же бежит на помощь к Вите: дает руку, помогает подняться. У Пети в сидении велосипеда есть тюбик с лекарством, чтобы помазать рану. (Петя достает  тюбик и обрабатываешь рану, жалеет Витю). А Витя улыбается и говорит другу: «большое спасибо, Петя, ты настоящий друг!».

(Зрители аплодируют. Потом дети меняются ролями. Далее «на сцену» выходят следующие двое желающих).

Игра «Добрые пожелания волшебников»(5 мин)

Цель: создание атмосферы доброжелательности, учить детей умению адекватно выражать радость: радовать других и радоваться вместе с ними.

Педагог – психолог: 

- Ребята, а вы знаете какое самое лучшее качество в человеке? (Доброта, доброжелательность). А с чего начинается дружба вы тоже, наверняка знаете из песни: «С голубого ручейка, начинается река, ну а дружба начинается с улыбки». Улыбка-это начало дружбы. А доброжелательный человек – это человек, который желает добро. Давайте мы с вами сядем в круг, возьмемся за руки, и поиграем в добрых волшебников: мы по очереди улыбнемся друг другу и пожелаем что-то доброе. Я начну: Катя, я желаю тебе много радости и счастья!...».

(Игра сопровождается музыкой «Где водятся волшебники»).

Завершение

Педагог – психолог:

- В завершении нашей встречи прошу продолжить предложение: «Сегодня на занятии я понял (поняла)...».

Занятие №7 «Учимся дружить»

Цель: способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе;

способствовать преодолению барьеров в общении; совершенствовать навыки общения; повысить самооценку детей; осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений; помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.

Оборудование: мяч или игрушка; поговорки и пословицы о дружбе; листы бумаги; ручки или карандаши, материалы к упражнению «Что важно для дружбы».

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы на нашем занятии продолжим изучение такого важного чувства, как дружба. Каждый из вас — интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса,  внутриклассные взаимоотношения.

(Передавая мяч (или игрушку) друг другу  расскажите немного о том, что каждый из вас любит делать и что у рас лучше всего получается. И скажите также о том, чему вы бы хотели научиться).

(Выполнение задания.)

Чтение и обсуждение сказки В.Г.Сутеева «Кораблик». Беседа о дружбе.

(формирование представлений о дружбе, азвитие нравственных качеств, развитие навыков слушания и коммуникации)

Педагог – психолог:

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

- Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь?! - И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек.

Мышонок - ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему кораблик уплыл от лягушонка? 

(Друзья обиделись, построили кораблик и уплыли на нем от лягушонка; они не захотели с ним дружить, потому что он их обидел, когда сказал: «…на что же вы годитесь?..» и т.д.)

  1. Вам бы хотелось дружить с таким лягушонком? Хороший ли он друг? Хорошо ли он себя повел? Что он сделал плохо?
  2. Умеет ли дружить лягушонок? Что значит уметь дружить?

(Это прежде всего поступать так, как бы хотели чтобы они поступали с вами. Если хотите, чтобы вам улыбались и были добры – сами улыбайтесь и делайте добро.

С друзьями нужно делиться, помогать им, когда у них беда или что-то не получается.

Не надо хвастаться и ругаться, надо учиться уступать и договариваться.)

  1. Как друзья построили кораблик? 

(Они делали его все вместе, по правилам, распределили поровну обязанности, договорились - Цыпленок принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. Жучок - веревочку. И построили кораблик.)

  1. Каким должен быть хороший друг? 

(добрый, не жадный (щедрый), смелый, готовый придти на помощь, честный и т.д.)

  1. У вас есть такой друг? Как его зовут? А вы дружные ребята?

Педагог – психолог:

- Так, что же такое дружба?

(Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Дружба — отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.

Дружба — индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.

Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями).

- Чем приятели отличаются от друзей?

- Сколько у человека может быть настоящих друзей?

(Ответы детей.)

Педагог – психолог:

- Проведенные социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1—3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

Итак, друзья — это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведет, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, Иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по Мере того, как мы сами растем и изменяемся.

Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать? На эти вопросы помогут ответить нам следующие упражнения».

Упражнение «Мой идеальный друг»

Педагог – психолог:

- Делимся на группы по 2 человека.

(Учащимся предлагается в группах написать те качества, которые необходимы другу. «Друг это тот, кто...»).

Совместное обсуждение результатов.

Педагог – психолог:

- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал бы?

А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?

Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

Что может помешать дружбе?»

(Ответы детей.)

Завершение

Педагог – психолог:

- Давайте подведем итоги нашего занятия.

О чем мы сегодня говорили? Что вы чувствовали на занятии? Что вы запомнили? Что вам понравилось, а что нет? Что удивило или обрадовало? Какие вопросы по теме остались?

 Занятие №8 «хорошо ли мы знаем друг друга?»

Цепь: развить социальную наблюдательность, умение заметить в человеке наиболее характерные для него качества, умение присоединения и чувствования; учить детей высказывать, представлять и доказывать свою точку зрения; направить работу на создание единой общности группы; развивать умение работать в группе на общую цель коллектива, исследовать ведущие тенденции в группе.

Оборудование: мяч, чистые листы для заполнения, фломастеры, карандаши, 1—2 ватмана.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем друг друга добрыми словами в упражнении под названием «Комплименты».

Упражнение «Комплименты»

Дети по кругу, передавая друг другу мяч, говорят рядом сидящему: «Мне нравится, что ты добрый», а сосед отвечает: «Да, я Добрый, а еще я умный» и т. д.

Педагог – психолог:

- А теперь мы немного разомнемся и поиграем в игры. Первая игра называется «Щепки плывут по реке».

(Участники становятся в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга — они берега. Один участник — щепка. Он Медленно проплывает между «берегами», они мягкими прикосновениями помогают «щепке». Упражнение можно проводить с открытыми и с закрытыми глазами).

Педагог – психолог:

- Ребята, я вас очень люблю, каждый из вас очень важен, каждый из вас особенный. Давайте научимся признаваться в любви друг другу.

Упражнение «Мы тебя любим»

Все участники становятся в круг. Каждый участник по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим!»

Педагог – психолог:

- После этих упражнений мы еще больше ощутили себя единой командой, единым организмом. А теперь мы поиграем в игру «Распускающийся бутон».

Игра «Распускающийся бутон»

(можно постелить коврики перед началом занятия) Ребята садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук, после чего «цветок» начинает распускаться (отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки) и качаться на ветру.

Педагог – психолог:

- Что вы ощутили после этих игр-упражнений? Какое у вас настроение?

(Ответы детей.)

Педагог – психолог:

- Ну а теперь можно перейти к выполнению важного задания для вас сегодня — создание Газеты о нашей группе. Для ее выполнения вам необходимо хорошо знать друг друга. Давайте проверим себя? Расскажите несколько качеств-характеристик, присущих 2-м каким-нибудь  — мальчику и девочке, а мы все должны отгадать — о ком идет речь.

(По желанию выслушивается 23 ребенка.)

Педагог – психолог:

- Проверку вы прошли, перейдем непосредственно к выполнению задания. Необходимо создать совместными усилиями газету вашего класса, в которой есть название (необходимо придумать всей группой).

Затем каждый на выбор должен написать любую характеристику группы и нарисовать рисунок-образ к написанному, в любой из предложенных рубрик:

> мы ученики;

> мы  спортсмены;

> мы помощники;

> мы артисты;

>мы изобретатели;

> наши успехи.

По мере завершения работы все готовые материалы объединяются в одном месте (на доске или ватмане).

Педагог – психолог:

- Вот какая замечательная газета нашей группы у нас получилась. Давайте посмотрим, какой общий образ у нас получился, какова единая картина.

В целом больше положительного или негативного отражено о классе?

Какие качества и характеристики повторяются и почему?

Что нам здесь не нравится, что хотели бы убрать?

Завершение

Педагог – психолог:

- Спасибо всем за урок. Вы действительно единая дружная команда.

Занятие №9«ВЗАИМОПОМОЩЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО»

Цепь: повышение уровня сплоченности группы; создание условий для включения детей в совместную деятельность с одноклассниками.

Оборудование: листы АЗ, небольшие листочки, ручки, цветные карандаши и фломастеры; заранее подготовленные задания для групп, разноцветные клубки шерсти или толстые мотки веревки, маленькие кусочки картона 4 х 6 см и небольшие подарки для каждого из игроков.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Здравствуйте, друзья. Ведь вы друзья? Я знаю, что вы  очень дружные. Чтобы выяснить, действительно ли вы дружные, мы проведем  игру. Но для этого нужно разбиться на команды. А чтобы составить команды, напишите свои имена на листочках и сложите их. Листочки с именами мы положим в коробку, а доставать их будет тот, кого вы считаете самым добрым в классе.

Рекомендации: вытягивать листочки могут захотеть все. Желательно направляющими вопросами убедить детей выбрать «пренебрегаемого» ребенка в классе. Чтобы после обсуждения, кто в классе самый добрый, дети назвали именно его.

Выбранный ребенок достает из коробки по три листочка, разворачивает их и называет имена: создается первая команда, вторая команда, третья, четвертая и т. д.

Педагог – психолог:

- Сейчас вы будете выполнять задания. Но помните, что вы дружная команда и должны выполнять задания все вместе так, чтобы не ссориться, находить решение без конфликтов и плохих слов. Если подобное проявится, если кто-то из вас захочет все делать сам, не давая другим, команда будет получать штрафные очки.

Первое задание: игра «Где мы были вам не скажем, а что делали покажем»…

(развитие эффективных форм взаимодействия, формирование навыков сотрудничества)

Каждой команде  дается задание изобразить действия. Члены команды самостоятельно распределяют роли.

  1. «Повара» (один ребенок чистит овощи, другой режет, третий мешает суп, четвертый моет посуду, пятый вытирает и убирает посуду, шестой накрывает на стол и т.д.).
  2. «Садовники» (один ребенок копает, другой сажает, третий поливает, четвертый обрезает сухие ветки, пятый красит деревья, шестой собирает граблями листья и т.д.).

Затем сценка репетируется каждой командой в течение пяти минут. После «репетиции», команды показывают свою сценку друг другу. Они должны угадать, что и кого изображает та или иная команда.

Педагог – психолог:

- Ну а теперь немного отдохнем. Упражнение называется «Комплименты».

Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Рекомендации: некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

Второе задание

Каждая команда получает на полосках бумаги предложения, из которых нужно составить загадку. Нужно также договориться, кто какое предложение будет читать другим командам, которые должны отгадать загадку (количество предложений, из которых состоит загадка на одно больше, чем членов команд).

Третье задание

Командам раздаются листы бумаги размером АЗ. Нужно нарисовать групповую фотографию   в виде стилизованных человеческих фигурок и подписать имена.

Суть задания: ребята должны договориться, кто кого рисует, каждый должен нарисовать 3—4-х одноклассников!

Затем проводится анализ рисунков других команд. Команды представляют свои фото, называя имена одноклассником.

Завершение

Педагог – психолог:

- В завершении занятия поиграем в игру «Паутина». Подготовка к этой игре не менее увлекательна,

чем сама игра.

Игра «Паутина»

Для каждого игрока отрезается от мотка кусок нитки или бечевки длиной примерно 6—8 м.

Рекомендации: если нити будут разноцветными, ваша «конструкция» получится веселой и красивой. Кроме того, это поможет самым маленьким игрокам распутать паутину. Для усложнения задачи можно использовать одноцветные нитки.

На один конец каждой нити прикрепите табличку с именем игрока, а на другой — подарок для него.

Теперь вы должны «соткать паутину», протягивая нити через

всю комнату.

Педагог – психолог:

- Теперь, ребята, мы уверены, что класс действительно дружный. Давайте напоследок встанем все в один круг, возьмемся за руки и, смотря соседу в глаза, подарим ему молча самую добрую улыбку (каждому по очереди). Надеюсь, вы и дальше будет оправдывать название «Самый дружный класс».

Занятие  №10 «планета - сотрудничества»

Цель: развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнить свои достижения с успехами других.

Оборудование:

4 листа ватмана по количеству команд;

4 бланка с изображением дерева;

листики для дерева по количеству участников;

цветные карандаши;

фломастеры;

цветная бумага;

шариковые ручки;

клей;

листочки белой бумаги 10—15 см по количеству участников.

Рекомендации: игру желательно проводить в свободном помещении. Ведущему необходим помощник. Перед началом игры пространство комнаты делится на две части. В первой половине с помощью веревки на полу выкладывается большой замкнутый круг (в нем должны с комфортом разместиться все дети). Во второй половине выполняются упражнения за партами.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- К нам прилетели инопланетяне За помощью. У них на планете произошла трагедия: «Мы не береги свою планету, мусорили, ругались друг с другом, дрались и в конце концов наша планета погибла. В космическом пространстве много пустых планет, но их нужно оживить. Помогите нам!» (Сообщение записано на магнитофоне.)

Разминка

Педагог – психолог:

- Для того чтобы помочь инопланетянам, нужно пройти отбор.

Представьте себе, что каждый из нас — цветное стеклышко. Представили? Какого вы цвета, какой формы? Чья-то гигантская рука (наверное, какого-то великана) собрала все стеклышки и зажала их в ладони. Стеклышки оказались близко-близко друг к другу.

(Ведущий просит детей собраться в тесный круг.)

А затем великан рассыпал нас по ровной поверхности, но ни одно стеклышко не попало в круг!

(Дети разбегаются и застывают. Ведущий следит за тем, чтобы все стояли неподвижно.)

А теперь великанская рука берет цветные стеклышки по одному и перекладывает их в гигантский калейдоскоп. Видите круг? Это и есть наш калейдоскоп. Стеклышко, имя которого я буду называть, перемещается в калейдоскоп и там застывает

(Ведущий называет имена детей по очереди. После того как все дети и педагог перешли в круг, разминка продолжается.)

И завертелся гигантский калейдоскоп в руках великана! Раз — и стеклышки объединились в пары!

(Ведущий просит детей разбиться попарно и застыть на месте.)

Два — и стеклышки снова распались по одному и застыли!

(Далее ведущий просит участников объединяться то в тройки, то в четверки, каждый раз обязательно застывая на месте)

А сейчас я прошу вас закрыть глаза и не подглядывать. Наш великан повернул калейдоскоп еще раз и увидел удивительный узор: все его стеклышки выстроились в ровный-ровный круг!

Сейчас с закрытыми глазами, касаясь друг друга, постарайтесь встать в круг. Не подсматривайте, так интересно! Как вы думаете, круг уже получился? Итак, стеклышки застыли... и открыли глаза. Посмотрите: получился ли у нас круг?

(На этом разминка заканчивается, ведущий просит всех участников сесть на ковер внутри круга).

Работа в группах

Педагог – психолог:

- А сейчас прошу команды занять свои места на космических кораблях. Счастливого полета. (Звучит музыка.)

Наша задача — помочь инопланетянам оживить планеты. Как вы думаете, что для этого нужно? Без чего не может существовать человек?

Сначала мы поместим на наши планеты озера, океаны, моря. Их нужно вырезать из цветной бумаги и дать им название. Но название должно быть необычное и обозначать чувства. Какие чувства вы знаете?

(Любовь, надежда, гордость, веселье, удовольствие, радость, интерес, желание, восторг) (Дети работают в группах.)

У каждой группы на столах есть бланк с рисунком дерева. Но наше дерево не имеет листьев. Листочки необходимо изготовить из цветной бумаги ( отрывая бумагу). Каждая команда наклеит крону своему дереву.  И на  листьях напишет  какими вы  хотели  бы быть и чего хотели бы достичь в жизни.

 Оденьте дерево и поместите на нашу планету.

(Дети клеят листочки на дерево и размещают дерево на планете.)

А чего еще нет на ваших планетах? Конечно, гор не хватает. У вас на столах цветная бумага, сделайте горы, дайте им название, которое обозначает чувство, и поместите их на вашу планету.

Для того чтобы оживить планету, нужно самое главное — посадить свой цветок. На столах лежат листики белой бумаги, каждый из вас рисует свой любимый цветок, называет его своим именем и сажает на планету. Вот теперь наша планета ожила. Потому что Цветы с вашим именем дали ей свою энергию, жизненную силу.

Обучение хорошим манерам

Педагог – психолог:

- Планеты мы оживили, но им Нужно дать название. Придумайте, пожалуйста, название. Наши инопланетяне потерпели неудачу, потому что не умели жить дружно сильно ругались, дрались между собой, и планета не выдержала вздоров и взорвалась. Я предлагаю вам научить инопланетян жить дружно.

Упражнение «Хорошие слова и чувства»

Педагог – психолог:

- Сейчас вы все образуете ручеек. Один человек проходит через ручеек, а вы все должны нежно дотронуться до проходящего и сказать ему очень хорошие, нежные, ласковые слова. Через ручеек чувств проходит каждый из вас. Ну вот молодцы. Теперь, я думаю, инопланетяне научатся жить хорошо и больше никаких катастроф не будет.

Завершение

Педагог – психолог:

- Ну вот и подошло к концу наше приключение.

Понравилась ли вам игра ребята?

А чем?

Спасибо вам за игру, за вашу неповторимость, яркость и единство, дружбу.

       

Занятие №11  «объединяемся играя» 

Цепь: сплочение класса, снятие напряжения, установление доверительных дружеских взаимоотношений в классе.

Оборудование: мяч.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем играть в разные игры. Давайте начнем наше занятие с улыбки.

Упражнение «Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди «дарит» улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Педагог – психолог:

- А теперь после такого доброго начала давайте сыграем в игру-упражнение «Здравствуйте».

Упражнение «Здравствуйте»

Педагог – психолог предлагает ученикам по сигналу (хлопок) начать здороваться. Способ приветствия также предлагает ведущий (за руку, локтем и т. п.). В течение игры способ приветствия меняется несколько раз.

Педагог – психолог:

- Ребята, у нас позади целый учебный год - 1 класс. Вы уже хорошо узнали друг друга, качества, черты характера одноклассников. Давайте проверим наши знания и поиграем в игру «Я знаю, что ты...».

Игра «Я знаю, что ты...»

Упражнение выполняется по кругу. Дети перебрасывают друг Другу мяч (свободный выбор) и заканчивают фразу о том человеке, у кого в этот момент находится мяч: «Я знаю, что ты... (называется качество, характеризующее одноклассника)». Пример: «Я знаю, что ты очень добрый, смелый, умный, аккуратный, красивый, умеешь красиво рисовать, умеешь играть на фортепиано, хорошо поешь и т. д.».

Педагог – психолог:

- Предыдущая игра показала, что мы действительно хорошо узнали друг друга, что много есть общего между вами, есть и различия. Давайте поиграем еще в одну игру и найдем еще больше общего и различий между вами.

Упражнение «Мы похожи — мы отличаемся»        

Педагог – психолог приглашает двух участников в центр круга и обращает внимание на их внешность, выражение лица, позу, а затем предлагает классу найти у них пять сходных и пять различных качеств. Игра повторяется несколько раз по желанию участников.

Педагог – психолог:

- Спасибо за игру. Теперь мы встанем поближе друг к другу, образуя плотный круг, и поиграем в игру «Путаница».

Игра «Дракон кусает свой хвост»

(снятие напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы)

Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок — «голова» дракона, последний — «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Педагог – психолог:

- А теперь  перед вами вырастают преграды: гора, большое озеро, туннель и т. д. (ведущий расставляет преграды, парты, соединяет 2—3 стула). Только вместе, не размыкая цепи, вы сможете их преодолеть. Ваша задача — крепко держась за плечи впереди идущего, пройти все испытания и преграды на пути (подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть «широкое озеро» и т. д.).

Завершение

Педагог – психолог:

- Ну вот и подошло к концу наше веселое занятие, мы стали ближе друг к другу. Понравилось ли вам занятие? Какие игры понравились больше?

Что нового узнали об одноклассниках?

Давайте завершим наше занятие улыбкой. И подарим ее друг другу по кругу, беря за руку соседа.

Что почувствовали во время этого упражнения?

Занятие  № 12 «Мы единая команда»

Цель: развитие сплоченности, открытие новых положительных качеств друг в друге, развитие взаимоуважения друг к другу.

Ход занятия

Педагог – психолог:

- Здравствуйте, ребята. Мы уже хорошо знаем друг друга. Мы все вместе прошли большой путь. Дружная ли мы команда? Умеете  ли вы дружить друг с другом?

(Ответы детей.)

Давайте вновь поздороваемся друг с другом.

Ритуал приветствия

Все участники садятся в круг. Педагог – психолог просит положить правую ладонь на левую ладонь, сидящего справа. В результате окажется, что участники соединены между собой. Педагог просит поздороваться друг с другом, называя соседа полным именем.

(Этот ритуал приветствия мы будем использовать в последующих классных часах этого параграфа, только его процедура будет усложнятся. Это важный объединяющий ритуал, который настраивает на единую общую работу.)

Педагог – психолог:

- Ребята, а сейчас мы поиграем в дару «Здравствуйте».

Упражнение «Здравствуйте»

Звучит музыка, дети двигаются хаотично, здороваются друг с другом за руку. После игры проводится обсуждение, кто какие чувства испытывал во время упражнения?

Педагог – психолог:

- А теперь мы побываем в роли зеркала, в которое каждый из вас может посмотреться.

Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи...»

Дети — говорящие зеркала — сидят в кругу, ведущий в центре. Он сообщает задание и обращается по очереди: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...» Зеркало должно в ответ назвать одно из положительных качеств ведущего, все детки по кругу называют одно из положительных качеств ребенка. В качестве ведущего в центре должен побывать каждый ребенок.

(Важно, чтобы учитель был в качестве зеркала и выделял главное преимущество этого ребенка, отличая таким образом каждого. Слово учителя для ребенка наиболее авторитетно, что повышает самооценку и мотивацию к обучению у ребенка.)

Педагог – психолог:

- А сейчас мы поиграем в одну очень интересную игру. И проверим, доверяем ли мы друг другу, своим товарищам.

Игра «Восковая палочка»

Участники встают плотным кругом. Один из них, «восковая палочка», стоит в центре круга. Ребята сами решают, кому быть «восковой палочкой». Глаза закрыты, тело расслаблено, руки прижаты вдоль туловища, ноги вместе зафиксированы в одном месте в Центре круга и не сдвигаются. Аккуратно за плечи подталкиваем «Восковую палочку», она начинает падать на кого-либо, а ноги останутся на месте. Необходимо дать проиграть роль каждому ребенку.

Педагог – психолог:

- Поделитесь со всеми, что вы чувствовали, выступая в роли «восковой палочки»? (Ответы детей.)

А что чувствовали другие, когда ловили «восковую палочку»?

(Ответы детей.)

Кому вообще не было страшно, кто волновался? Почему?

(Ответы детей.)

Завершение

Педагог – психолог:

- А теперь давайте завершим наше занятие словами благодарности друг другу и скажем, что нам больше всего сегодня понравилось.

Каждый участник по очереди говорит слова благодарности классу и называет понравившееся упражнение.