Научный центр в Петнице (Сербия) для высокомотивированных подростков
Летом 2013 года автор статьи (на тот момент магистрант МГППУ по программе «Психология и педагогика обучения одаренных детей») посетила Научный Центр в Петнице на территории Сербии.
В данной статье описана система обучения высокомотивированных подростков в данном центре (условия поступления, существующие учебные программы, основные организационные моменты и др.). Материал будет интересен психологам и педагогам, работающим с одаренными и высокомотивированными подростками, а так же людям, которым интересна система обучения талантливых старшеклассников в зарубежных странах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petnica_science_center_-_kopiya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог ЦПМСС
Красносельского района
Макухина Е.Г.
Petnica Science Center
Научный центр в Петнице (Сербия)
Общая информация
Петница – некоммерческая организация, была создана в 1982 году и работает уже более, чем в течение 30-ти лет. Директор научного центра и один из его основателей, Vigor Majic, в 2001-2004 гг. выполнял функции замминистра образования и спорта Сербии.
Большинство учебных программ созданы для учеников старшей школы (9-12 классы), однако, тут есть и ознакомительные программы для младшей школы (7 класс), студентов высших учебных заведений и школьных учителей. Обучаются в Петнице не только граждане Сербии, сюда могут приехать заинтересованные в получении знаний люди со всего земного шара, но уже на коммерческой основе (сербские школьники обучаются бесплатно).
Центр расположен в Западной Сербии, в 90-ах километрах от Белграда в очень живописном месте. Неподалеку расположен город Валево, насчитывающий около 100 тысяч жителей.
Почти 60% преподавателей, обучающих студентов в Петнице, молодые и активные люди от 25 до 35 лет, работающие в известных университетах по всему миру. Около 75% авторов научных статей за 2000-2010 гг. таких сербских изданий, как «Nature» и «Science», принадлежащих к обозначенной возрастной категории, являются сотрудниками или временными преподавателями научного центра.
Совсем недавно, в 2011-2012 гг. Петница пережила реконструкцию, в ней построили новые здания по индивидуальному проекту. Теперь центр, расположенный на территории 7500 квадратных метрах, состоит из шести зданий: жилого кампуса, столовой, библиотеки, лаборатории, учебного кампуса и администрации.
Жилой кампус располагает 170 кроватями. В основном, ученики и преподаватели живут по двое на одну комнату. При каждой комнате есть ванная комната (душ, раковина и туалет).
Учебный корпус состоит из учебных аудиторий различного размера и назначения (от 12 до 140 сидячих мест).
Научный центр гордится своими лабораториями: 7 замечательно оборудованных лабораторий для занятий по биологии, биомедицине, химии, геологии, археологии, физики и электронике/компьютерным наукам, астрономическая обсерватория. Каждая лаборатория может служить различным целям – эксперименты, их демонстрация, индивидуальная практика, студенческие исследовательские проекты, лекционные занятия и т.п.
Библиотека располагает 50000 книгами, студенты имеют свободный доступ к ним и к электронным ресурсам.
Факты о Петнице
Организация:
1) некоммерческая независимая
2) национальный уровень
Участники учебных программ:
- студенты от 13 до 19 лет (в основном старшеклассники)
- студенты университетов
- школьные учителя
Научные дисцилины:
Антропология, Археология, Астрономия, Биология, Биохимия, Химия, Компьютерные науки, Науки о Земле, Электроника, Геология, История, Индустриальный дизайн, Лингвистика, Математика, Физика, Психология, Философия науки, Материальные науки.
Учителя / лекторы / менторы
Около 1000 профессиональных ученых, лекторов, инженеры и школьные учителя с примерно 140 ведущих зарубежных университетов, научных и индустриальных лабораторий и т.п.
Руководство Петницы
■ Исполнительный состав научного центра «Петница» ( Petnica Center’s Executive Board – EB) – состоит из 9 участников, которые встречаются 3-4 раза в год. Согласно Constitution Act of the Petnica Science Center, EB занимается финансовым контролем (расходы, доходы), назначением профессиональных учителей (преподавательского состава) и штата служащих, принимают решения об официальном сотрудничестве с другими организациями и ассоциациями и другими текущими проблемами
■ Совещательный (консультативный) состав (Advisory Board – AB) – насчитывает 22 участника. Это, в большинстве своем, опытные ученые и люди других секторов, необходимых для существования и деятельности научного центра. Все члены совещательного совета прежде чем вступить в него, должны принимать участие в учебных программах Петницы (преподавать, организовывать программы). Встречи совета происходят один или два раза в год. Обсуждаются на встречах ежегодные доклады о деятельности программ, взаимосвязи научного центра с властями, учебными заведениями, университетами и т.п.
■ Каждый научный отдел в Петнице имеет свой собственный программный комитет – Program Committee (PC), состоящий из университетских профессоров и исследователей. Их главная задача – контролировать образовательную (учебную) деятельность, помогать в планировании и формировании лекций, экспериментальных работ, распространение и расширение своих связей с лекторами-гостями (приглашение лекторов из университетов всего мира) и поиск, закупка нового оборудования, учебных инструментов.
Финансирование научного центра в Петнице
Для того чтобы покрыть внутренний годовой график в более чем ста учебных курсов и семинаров, принять 2500 студентов и школьных учителей, обслужить примерно 3000 квадратных метров площади в строениях центра, каждый год Петница должна потратить примерно 0,8 миллионов евро. Полностью некоммерческой организации найти эту сумму не так просто. В удачные годы общественные фонды, такие как министерство науки, министерство образования и министерство по делам молодежи, покрывают примерно 40% расходов. Около 25 % средств находятся, как правило, через финансирование проектов, разрабатываемых в научном центре (project-based financing). Примерно 15 % составляют прямые пожертвования и спонсорство, еще около 15 % находятся за счет участия студентов (например, студентов – граждан других стран).
Учебные программы научного центра «Петница»
- Регулярные семинары 4 раза в год по различным программам, в которых принимают участие учащиеся старших классов (9-12 классы) сербских школьнил, обучение бесплатное. Первый учебный семинар – зимний. Этот семинар самый интенсивный, состоит главным образом из теоретических занятий. Кроме посещения различных лекций, участники программы работают над своими проектами (индивидуально или группой в 2-3 человека). На зимнем семинаре они определяют темы и знакомятся со своими менторами, которые им будут оказывать помощь в выполнении работы. Далее следуют весенний и летний семинары, учащиеся более плотно работают над своими проектами, общаются с менторами, посещают лекции и выполняют текущие задания. Последний – осенний - итоговый семинар, студенты представляют свои проекты, над которыми они работали весь год, самые удачные работы демонстрируются на осенней ежегодной конференции и печатаются в вестнике научного центра (Petnicke Sveske). Для поступления на какую-либо учебную программу студентам 8-12 классов нужно прислать по электронной почте свое резюме с фотографией и рекомендации учителей. Не все участники первого зимнего семинара продолжают учиться во втором, весеннем, семинаре. Если преподаватели и руководители программ видят, что ребята не заинтересованы в получении новых знаний, ленятся, их не наказывают, не ругают, просто не приглашают на следующий семинар продолжить обучение. Программы можно спокойно менять в пределах одного блока (например, если ученик поступил на историю, но понял, что ему она не интересна, то он может на следующий семинар выбрать другую программу – лингвистику, психологию). Однако если студент решил поступать на программу другого блока, то надо заново посылать рекомендации, резюме и поступать на первый год обучения снова. В гуманитарном блоке, где конкурс самый большой, подают документы отдельно на каждую из программ. В физико-математический блок ведет общий набор: руководители программ собирают анкеты всех желающих поступить и потом распределяют между собой. На каждом семинаре в каждой программе организуется по две группы студентов: группа первого года обучения и группа студентов второго, третьего и т.п. года обучения. Почему так происходит? В первый год участники программ обучаются основам методологии и теории, в последующие же годы, помимо теоретических лекций, начинают выполнять собственные исследования, проекты, учатся грамотно их проводить и презентовать. Каждый студент в один год может проходить только одну программу, нельзя обучаться одновременно на 2-х или на 3-х программах.
Структура программ в Петнице | ||
I | II | III |
Антропология | Астрономия | Биология |
Археология | Физика | Биомедицина |
История | Математика | Геология |
Лингвистика | Электроника | Химия |
Психология | Компьютерные науки |
- Летняя научная школа (summer science school – SSS), созданная специально для учеников 7-х классов общеобразовательных школ для ознакомления с научным центром в Пятнице. Тут нет разделения по различным предметам, ребята слушают лекции по различным предметам, что помогает им определиться со своими предпочтениями, понять на какую программу они хотят поступать в старших классах.
- В Петнице проводятся также и учебные курсы для школьных учителей. В 1999 году здесь создали Ресурсный центр для учителей, который является частью библиотеки, благодаря спонсорской поддержке Австрийского правительства и Юнеско. Ресурсный центр специализируется на нуждах школьных учителей, которые хотят быть в курсе последних новостей в методологии преподавания. Здесь учителя могут найти учебники не только из Сербии, но из множества других стран. Существует множество однодневных учебных программ для учителей, специальные курсы и мастер классы.
- Летний и осеннее-зимний семинары для старшеклассников и студентов университетов, граждан других стран – International camp. Обучение на данной программе платное, однако не все студенты оплачивают свое обучение сами – за многих платят различные ассоциации, некоторые выигрывают обучение в Петнице на конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. В отличие от других учебных программ, возраст участников здесь практически не ограничен (одному из студентов было 28 лет). Люди, поступающие на International camp, как правило, уже определились в тех областях науки, которые им интересны, однако лекции они слушают все вместе из разных сфер, таких как психология, биология, археология, биомедицина, философия, антропология, физика, лингвистика и т.п. Так же как и на других программах научного центра, студентам предлагают выполнить свой проект по интересующей их тематике. На летнем семинаре участники слушают лекции, определяются с темами своих проектов и знакомятся со своими менторами, начинают работать и делают первые шаги в проведении собственного исследования. Летний семинар 2013 года включал в себя 25 лекций, лабораторные работы (по физиологии, биологии и физике), экскурсии в Белград и в местную пещеру, посещение бассейна, тренинг, направленный на сплоченность коллектива (в первый день программы), работа над проетами. Осенью или зимой студенты возвращаются в Петницу для презентации своих работ.
- Exploratorium, на данной программе обучаются студенты выпускных классов гимназий и школ и первокурсники-студенты университетов, которые уже прошли какую-либо учебную программу в Петнице. Программа состоит из 2-х учебных семинаров – весеннего и осеннего. Изучаются такие предметы, как философия науки, методологии и эпистемологии (раздел философии, изучающий теорию познания), придается большое значение важности мультидисциплинарных исследований и критического мышления.
- В Петнице существуют и программы обмена с другими научными центрами по всему миру.
- В научном центре осуществляется еще масса других учебных программ, курсов, мастер классов. Например, Астрономический «кружок» (сотрудники центра подчеркивали, что это не учебная программа, а «activity»), школа фотографии и многое другое.
Как узнают о Петнице?
■ ребятам рекомендуют поехать их школьные учителя. Для сербских школ сейчас стало очень важным участие их учеников в программах научного центра в Петнице, это вопрос престижа и статуса школы. Во многих школах и гимназиях висят на самом видном месте листочки с фамилиями ребят, обучавшихся в Петнице.
■ самостоятельно находят информацию о научном центре в интернете
■ родились и живут в Валево или в окрестностях, поэтому и знают о Петнице
■ друзья, сестры-братья, родственники, родители ездили в Петницу и рассказали.
Как становятся преподавателями в научном центре, руководителями программ и менторами?
Когда ребята заканчивают школу (в возрасте 19-ти лет) и становятся студентами университетов, у них появляется возможность участвовать в жизни Петницы в качестве ментора, ассистента преподавателя, при условии, что они до этого закончили какую-либо из программ научного центра, обучались в нем. Менторы помогают студентам Петницы писать и выполнять собственные проекты, исследования. Заканчивая университет, менторы уже могут стать преподавателями Петницы, а потом и руководителями программ.
В основном, преподавателями Петницы являются студенты-выпускники, бывшие менторы и люди, практикующие в научно-исследовательской области (лабораториях, университетах). Постоянного штата преподавателей не существует, они все – гости. Какой преподаватель приехал на программу – такой предмет и ведет. Поэтому предметы часто меняются и студентам второго, третьего и четвертого года обучения не скучно учиться вместе.
Приглашаются лекторы из ведущих университетов со всего мира.
Чем же Петница привлекает молодых людей больше – возможностью научиться проводить настоящие научные исследования или атмосферой свободы, «вседозволенности»?
Во-первых, побывать в Петнице очень престижно. Будет потом о чем похвастаться друзьям.
Во-вторых, тут нет строгих преподавателей, наказаний, оценок, соревнований, соперничества. Преподаватели и студенты, менторы и студенты – между собой реальные друзья. Они свободно общаются. Если кто-то ленится, плохо старается – его не накажут, но не пригласят на следующий семинар. И все студенты об этом знают и делают свои выводы.
В-третьих, студенты тут все время находятся вместе. Учатся, едят, отдыхают. Устраивают вечеринки после занятий, отмечают дни рождения, мало спят. Алкоголь запрещен, но курение, не гласно, не запрещено. Курит большинство преподавателей, среди подростков тоже много курящих. Организуются массовые игры (мы застали «Киллера» в последний день семинара второго года обучения по ряду программ), вечеринки. Ребята в свободное время играют в Раксби (тоже самое что и Рэкби, но с диском, не с мячом).
В-четвертых, здесь преподают отличные специалисты, увлекающиеся своим делом. Они заряжают студентов своей «научной энергетикой». Большинство преподавателей приезжает в Петницу потому, что им хочется этого, это своего рода их хобби. Система обучения сильно отличается от школьной, тут не надо преподавать каждый день из года в год одно и то же.
Сайт Петницы http://www.petnica.rs/index.php?option=com_content&view=article&id=27&Itemid=41