Главные вкладки
Методическая разработка по теме: "Эмоциональная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры педагога. "Взмах крыла"
Чтобы обучение было эффективным, педагог должен не только владеть системой профессиональных знаний и умений, но и уметь создавать в коллективе атмосферу взиамопонимания, дверия, способствующую эффективному общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzmah_kryla.docx | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эмоциональная компетентность как фактор развития коммуникативной культуры педагога-психолога»
Цель: Повышение уровня коммуникативной культуры педагога-психолога через развитие эмоциональной компетентности при взаимодействии со студентами.
Задачи:
- Мотивировать педагогов-психологов к анализу собственных профессиональных взглядов и установок.
- Способствовать развитию невербальных и вербальных средств передачи информации, навыков конструктивного выражения своих эмоций и чувств, активного слушания, эмпатии, партнерских отношений и рефлексии.
- Содействовать развитию позитивной самооценки, самопринятия и чувства уверенности в себе.
- Создать условия для формирования навыков рефлексии, самоанализа и самораскрытия.
Ход занятия
- Упражнение «Я и птица»
Инвентарь: метафорические карты «О природе и погоде», фотографии птиц, музыкальное сопровождение.
Время работы: 15-20 минут.
Алгоритм работы:
Посмотрите на фотографии птиц и выберите ту, которая вам нравится. Может быть эта птица похожа на вас или вы на нее? Затем подойдите к МАК «О природе и погоде» и подберите карту с изображением того места, в котором будет комфортно вашей птичке. Затем вернитесь в круг и поделитесь со всеми своим выбором карт и соответственно настроением.
Обсуждение:
- Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения?
- Легко ли вам было выполнять его?
- Трудно было подобрать карту?
- Какой опыт вы получили для себя после выполнения упражнения?
- Психологический перфоманс «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Инвентарь: текст с отрывком из произведения Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», музыкальное сопровождение.
Время работы: 20-30 минут.
Теоретический экскурс: Перфоманс, или перформанс (от англ. performance выступление, исполнение, представление) . Перформанс это короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой в каком-либо помещении и даже на открытом воздухе (пейзажный перформанс).
Перфоманс носит динамический акционный характер и практически не имеет смысла без активного участия исполнителя (перфомансиста). В перфомансе, обычные вещи и обыденные предметы, благодаря правильно организованной системе воздействия и взаимосвязи группы её эмоциональному состоянию необычным сочетаниям и нетрадиционному использованию, приобретают новый, порой совершенно неожиданный смысл. Отсюда и задача специалиста не пытаться проецировать на этот мир какую-либо теорию, а заглянуть (погрузиться) в него и помочь человеку описать этот мир исходя из того понимания, которое уже существует у этого человека.
Перфоманс как арт-терапевтическая техника это заранее подготовленное выступление одного или нескольких участников группы, в котором выступающие совершают какие-либо действия, используя любые предметы.
Возможно, самой главной особенностью перфоманса является то, что в отличие от других видов искусства, перфоманс не требует профессионального взгляда на его исполнение и для его восприятия. И хотя внешне перфоманс может напоминать представление: есть выступающий, есть зрители, однако это сходство лишь поверхностное. Исполнитель перфоманса освобождает себя от использования каких бы то ни было актерских приемов и сценических техник, он не обременяет себя необходимостью специально что-либо изображать или играть (создавать образ).
Зритель получает информацию, будучи не только созерцателем некой эстетической ценности, но и имеет возможность участия и соучастия, личных проявлений. Тем самым идентифицирует себя с выступающим, с группой и с увиденным.
Наиболее адекватной здесь оказывается оценка случайного наблюдателя, который воспринял увиденное как некое жизненное впечатление, странный случай.
John Cage: "4'33 for piano" - считается самым первым перформансом в истории. Создан он был Джоном Кейджем в 1952 году. В его исполнении была исполнена... тишина. "Тишина" продолжалась 4 минуты 33 секунды. Выступление так и называлось - перформанс, что дало название новому направлению в искусстве.
Алгоритм работы:
Каждому предоставляется отрывок текса. Изучив его, участники должны распределить между собой роли, выделенные в тексте, и без репетиций обыграть сюжетную линию с помощью мимики, жестов и телодвижений под зачитанные слова автора в роли ведущего.
Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон
…Еще один хлопотливый день вступил в свои права.
Но вдали от всех, вдали от рыболовного судна и от берега в полном одиночестве совершала свои тренировочные полеты чайка по имени Джонатан Ливингстон. Взлетев на сто футов в небо, Джонатан опустил перепончатые лапы, приподнял клюв, вытянул вперед изогнутые дугой крылья и, превозмогая боль, старался удержать их в этом положении. Вытянутые вперед крылья снижали скорость, и он летел так медленно, что ветер едва шептал у него над ухом, а океан под ним казался недвижимым. Он прищурил глаза и весь обратился в одно-единственное желание: вот он задержал
дыхание и чуть... чуть-чуть... на один дюйм... увеличил изгиб крыльев. Перья взъерошились, он совсем потерял скорость и упал.
Для большинства чаек главное - еда, а не полет. Больше всего на свете Джонатан Ливингстон любил летать. Его родители, естественно, встревожились не на шутку.
- Почему, Джон, почему? - спрашивала мать. - Почему ты не можешь вести себя, как все мы? Почему ты ничего не ешь? Сын, от тебя остались перья да кости.
- Ну и пусть, мама, от меня остались перья да кости. Я просто хочу знать.
- Послушай-ка, Джонатан, - говорил ему отец без тени недоброжелательности. - Полеты - это, конечно, очень хорошо, но одними полетами сыт не будешь. Не забывай, что ты летаешь ради того, чтобы есть.
Джонатан покорно кивнул. Несколько дней он старался делать то же, что все остальные, старался изо всех сил: пронзительно кричал и дрался с сородичами у пирсов и рыболовных судов, нырял за кусочками рыбы и хлеба. Но у него ничего не получалось.
И вот уже Джонатан снова один в море - голодный, радостный, пытливый. Он поднялся на две тысячи футов и попытался еще раз: входя в пике, он вытянул клюв вниз и раскинул крылья, а когда достиг скорости пятьдесят миль в час, перестал шевелить ими. Это потребовало неимоверного напряжения, но он добился своего. Десять секунд он мчался неуловимой тенью со скоростью девяносто миль в час. Джонатан установил мировой рекорд скоростного полета для чаек!
Но он недолго упивался победой. Как только он попытался выйти из пике, рухнул на твердую, как камень, воду.
Когда он пришел в себя, была уже ночь, он плыл в лунном свете по глади океана. Изодранные крылья были налиты свинцом, но бремя неудачи легло на его спину еще более тяжким грузом. У него появилось смутное желание, чтобы этот груз незаметно увлек его на дно, и тогда, наконец,
все будет кончено.
В тот день он не стал тратить время на болтовню с другими чайками; солнце давно село, а он все летал и летал. Ему удалось сделать мертвую петлю, замедленную бочку, многовитковую бочку, перевернутый штопор, обратный иммельман, вираж.
Когда он приземлился, все чайки были в сборе, потому что начинался Совет; видимо, они собрались уже довольно давно. На самом деле они ждали.
- Джонатан Ливингстон, - сказал Старейший, - выйди на середину! Ты покрыл себя Позором перед лицом твоих соплеменников.
Его будто ударили доской! Колени ослабели, перья обвисли, в ушах зашумело. Круг Позора? Не может быть! Прорыв! Они не поняли! Они ошиблись, Они ошиблись!
Круг Позора означает изгнание из Стаи, его приговорят жить в одиночестве на Дальних Скалах.
Стая будто окаменела.
- Ты нам больше не Брат, - хором нараспев проговорили чайки, величественно все разом закрыли уши и повернулись к нему спинами.
Обсуждение:
- Как вам «творилось»? Было легко или трудно?
- Легко ли было выражать действо мимикой, жестами?
- Чей выход показался интересным? Чей скучным?
- Кто был лидером и вел за собой?
- Какие эмоции, чувства преобладали в вашем выступлении?
- О чем представленная история?
- С какой актуальной ситуацией в вашей жизни она соотносится?
- Какие чувства вы испытывали в процессе создания истории?
- Как часто и в каких сферах жизни вы испытываете подобные состояния?
- Какой значимый навык, ресурс, умение вы хотели бы перенести из работы в вашу жизнь? Как это сделать в реальности?
- Диагностическая методика «Цветовая социометрия» (Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений педагога-психолога с окружающими в профессиональной деятельности)
Инвентарь: Бланки, листы, ручки клей.
Время работы: 20-30 минут.
Подготовка: Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:
1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
4-й – как второй;
5-й – как первый.
Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.
Алгоритм работы:
Инструкция дается по ходу выполнения задания. Выберите цвет, который больше всего нравится, и разместите фишку на красном квадрате.
Выберите цвета для людей (студентов, коллег), которых ты считаешь самыми близкими, и разместите фишки на синих квадратиках.
Выберите цвета для людей, с которыми вы хотели бы общаться, и положите соответствующие фишки на зеленые квадраты.
Выберите цвета людей, которые вам не нравятся (причиняют тебе боль, раздражают вас, вы их боитесь и т.д.), и разместите фишки соответствующего цвета на черные квадраты.
Примечания: Не все квадраты могут быть заполнены.
Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»:
Выбор цвета | Отношение | |||
к себе | явно предпочтительное – согласованное | предпочтительное – противоречивое | антипатия – конфликтное | |
Синий | Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный | Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные деятельность, интересы | Привлекательны интересы этого лица. Дистанция в межличностных отношениях | Почтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства |
Желтый | Свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый. Предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь | Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним | Признание талантов и особенных, положительных черт характера | Зависть по отношению к данному человеку и/или легко попадает под его влияние, увлекают интересные идеи |
Зеленый | Желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессии | Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от этого человека | Мечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающих | Наличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный |
Серый | Устойчивое стрессовое состояние, внутренний конфликт, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества | Признание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: занудливостью, мелочностью, излишней опекой | Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость | Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый |
Черный | Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки | Контролирует и прячет свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет | Часто драматизирует события, видит все в черном цвете. Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева | Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность |
Оранжевый | Оптимист. Любит участвовать в многолюдных развлечениях. Озабоченность своим внешним видом. Приятный собеседник | Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по развлечениям | Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе | Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность |
Фиолетовый | Стремление к спокойствию, скорее к уединению; пониманию со стороны окружающих. Не защищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроение | Состояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь» | Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часть является причиной страданий человека | Некритическое отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение |
Коричневый | Усталость, наличие множества проблем, переживание обиды и попытка разобраться в себе. Напряженность. Стремление к комфорту. Часто непонимание со стороны окружающих | Немного флегматичен, предпочитает покой. Стремится избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать | Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке | Нетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу |
Сиреневый | Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление | Инертный человек, не желающий каких-либо перемен в отношениях с человеком | Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей | Чувство обиды, злости. Проявления безразличия, жестокости по отношению к окружающим |
Малиновый | Стремление произвести впечатление на окружающих. Авторитарность в социальных отношениях | Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность | Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы | Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные приключения |
Розовый | Стремление к наслаждениям, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности | Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним | Любит, чтобы им восхищались. «Нарциссцизм» | Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими |
Красный | Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства | Олицетворение человека действия, увлекающего за собой, который воплощает в жизнь идеи | Хитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам | Агрессивный, придирчивый, не признает за собой данные свойства. Авторитарен. Хвастлив. Стремится любыми средствами сохранить лидерство |
Белый | Стремление к нежности, ласке, защите; к близким отношениям. Нервный, привязчивый. Проявляет чуткость, терпеливо выслушивает других | Значимый человек, отношение к которому трепетное; бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку | Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям | Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия |
- «Моя профессиональная птичка»
Инвентарь: шаблоны контура тела, крыльев, клюва птиц, листы разноцветного фетра, иглы, нитки, стразы, бусины, шпагат, набивка, музыкальное сопровождение.
Время работы: 30 минут.
Алгоритм работы:
Участникам предлагается выбрать те цвета листов фетра, которые он использовал в методике «Цветовая социометрия» и сшить по образцу птицу, которая отражала бы эмоциональное состояние педагога-психолога в своей профессиональной деятельности.
Обсуждение:
- Расскажите, что вы создали?
- Как вы можете назвать свою работу?
- Какие ощущения она вызывает у вас в данный момент?
- Какие чувства вы испытывали в процессе шитья?
- Какую смысловую и энергетическую нагрузку несут в себе разноцветные элементы вашего продукта?
- Есть ли в работе центральный элемент?
- Что вы можете рассказать о нём?
- Связан ли центральный элемент с периферией? Важно ли это для вас?
- Какая часть работы воспринимается вами как наиболее ресурсная?
- Какой именно ресурс она в себе содержит?
- С каким аспектом вашей жизни можно соотнести этот продукт?
- Если бы птица мола обратиться к вам, что бы она сказала?
- Если бы вы отвечали ему, каким был бы ваш ответ?
- Индийская сказка «Ссора птиц»
Время работы: 10 минут.
Алгоритм работы:
В завершении работы тренинга участникам предлагается прослушать индийскую сказку «Ссора птиц».
Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в неё попались разные птицы.
Стали они говорить.
— Соблазнила нас приманка, вот мы и попались, — сказали вороны.
— Давайте подумаем, как нам вырваться на волю, — предложили скворцы. — Будем стараться все как один, может, и освободимся.
Думали птицы, думали и придумали.
— Давайте, — заговорили голуби, — все разом взмахнём крыльями, — может, взлетим? Поднимем сеть?
— Верно, — подхватили остальные птицы, — может, поднимем сеть, если дружно возьмём!
Дружно взмахнули все птицы крыльями, подняли сеть и полетели. Увидел птицелов, что сеть с птицами летит, — диву дался и бросился вдогонку.
Наверху летят птицы вместе с сетью, внизу бежит за ними птицелов. Бежит, глаз не спускает со своей сети, а как подбежал поближе и разглядел птиц, так и подумал:
«Птицы-то в сеть попались разные!.. Может, перессорятся? Тогда они так быстро лететь не смогут, и сеть потянет их к земле! Тут-то я их и поймаю...»
И действительно, некоторое время все птицы дружно махали крыльями, а потом вороны закаркали:
— Никто так не старается, как мы, вороны! Если бы мы так ленились, как все, сеть давно бы упала на землю!
Услышали это голуби и рассердились:
— Будет вам бахвалиться! Мы стараемся не меньше вас!
Теперь пришла очередь обидеться скворцам. Вступили в спор и они.
Начали все птицы браниться, друг друга упрекать... Крыльями они уже махали еле-еле, и сеть тянула их к земле всё сильнее и сильнее. Вскоре они летели совсем низко, но не замечали этого. Когда дружба врозь, работа на лад не идёт. Как только птицелов смог дотянуться до верёвки, он крепко ухватился за неё и притянул сеть к земле. Унёс птицелов птиц да в клетки их пересажал.
Комментарии: из услышанного каждый делает свой вывод.
Обсуждение тренингового занятия:
- Какие чувства испытываете по окончании тренинг?
- Какую новую информацию для себя осознали?
- Какой опыт готовы взять в реальную профессиональную деятельность?
Литература:
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М., 2002.
- Верхозина О.А. Психологические аспекты эмоциональной компетентности педагогов и учащихся в межличностном педагогическом взаимодействии. Учебно-методическое пособие / О.А. Верховозина. Иркутск. ИПКРО, 2010.
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М., 2000.
- http://psylist.net/
- https://www.litmir.co
- http://www.shterenberg.com/