«Социальный портрет дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС»

Рейнгард Светлана Владимировна

 

          В статье описаны целевые ориентиры дошкольного образования, которые составляют основу социального портрета дошкольника, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

          Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, целевые ориентиры, социальный портрет, дошкольное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФГОС 18.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальный портрет дошкольника                                                                          в соответствии с требованиями ФГОС»

          В статье описаны целевые ориентиры дошкольного образования, которые составляют основу социального портрета дошкольника, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

          Ключевые слова: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, целевые ориентиры, социальный портрет, дошкольное образование

     

          Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка – это дошкольное детство, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием. В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности.

          Изменения, происходящие в жизни общества и государства, влияют на представления о том, каким общество и государство «видят» ребенка дошкольного возраста, получившего гарантированное Конституцией Российской Федерации дошкольное образование.

          В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. для дошкольного образования вводится Федеральный государственный образовательный стандарт.

          ФГОС отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования.          Главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной. Стандарт является основой для разработки и реализации основной Программы, примерных образовательных программ дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

          Для определения итогового результата освоения Программы большое значение имеет «социальный портрет» ребенка, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный «социальный портрет» отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Составляющими «социального портрета» являются личностные, физические, интеллектуальные качества личности дошкольника. Данные качества формируются и развиваются в различных видах деятельности дошкольника, реализации определенных направлений развития и образования детей.

          На основании анализа направлений развития и образования детей (образовательных областей), целевых ориентиров дошкольного образования, возможно составить социальный портрет дошкольника, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
  • Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  • Эмоционально отзывчивый. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

          Для достижения данного социального портрета выпускника в соответствии с ФГОС ДО должны выполняться требования, предъявляемые к реализации общей образовательной программы: требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде. 

   

Литература:

  1.   Колесникова Н. А. [Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования], (28.05.2013), http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/tselevye orientiry-v-proekte-fgos
  2. Клитвина Татьяна Николаевна, [Целевые ориентиры по ФГОС ДО], (15.11.2013), http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/tselevye orientiry-v-proekte-fgos
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013 года, № 1155.
  4. Скрипова И.Г. [Социальный портрет ребенка-дошкольника],  (5. 11.2013), http://proekta.ru/html/index.php