Главные вкладки
Программа социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в техникуме
Программа, с помощью которой осуществляются социально - психологические, педагогические, системные мероприятия, способствующие успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«САКСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
«Утверждаю» Директор ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум» ______________ А.Ю. Волкова «_____»_______________2015г |
ПРОГРАММА
социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в техникуме
Саки, 2015
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Социально – психологическая адаптация студентов первого курса к обучению в техникуме. |
Наименование учреждения | ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум» |
Автор программы | Педагог-психолог Чечина Анна Леонидовна |
Цель программы | Осуществление социально - психологических, педагогических, системных мероприятий, способствую-щих успешной адаптации студентов нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме. |
Задачи | 1. Формирование представлений о структуре учебного процесса, выбранной профессии, профессиональных компетенциях. 2. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе. 3. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе. 4. Формирование личности физически развитой, ведущей здоровый образ жизни, способной к физическому самосовершенствованию и развитию. 5. Развитие позитивной самооценки, творческих способностей учащихся, способности к рефлексии. 6. Развитие навыков работы в команде, принятие решений, ответственности. 7. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой. |
Направления программы | 1. Просветительское направление: -организационные мероприятия для классных руководителей и мастеров групп, по воспитательной работе со студентами первого курса; -информирование преподавателей, мастеров и классных руководителей о психологических особенностях первокурсников. 2. Диагностическое направление: -изучение индивидуально – психологических особен-ностей студентов, их интересов, мотивов поступления в техникум, отношения к будущей профессии; -мероприятия по исследованию уровня социально-психологической адаптации и выявление дезадаптации; -определение профессиональных склонностей, исследование творческих способностей. 3. Профилактическое направление: -мероприятия в форме классных часов, психологических игр, групповых бесед, часов общения с элементами тренингов направленных на успешное протекание социально-психологической адаптации первокурсников; -организация воспитательной и внеучебной работы с первокурсниками по формированию устойчивого интереса к избранной профессии; -мероприятия по предотвращению стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения в период адаптации первокурсников. 4. Коррекционно – развивающее направление: -организация психокоррекционной работы при нарушениях протекания процесса социально-психологической адаптации студентов первого курса. |
Срок проведения | 2015-2016 учебный год |
Ожидаемые результаты | 1. Создание единой адаптационной среды. 2. Включение всех первокурсников в целенаправленный управляемый процесс социально-психологической адаптации. 3. Осознание первокурсниками трудностей связанных с первыми месяцами обучения, умение справляться с эмоциональными кризисами. 4. Осознание правильности сделанного профес-сионального выбора, умение «вжиться» и полюбить выбранную профессию. 5. Сохранность контингента. |
Исполнители программы | Заместитель директора по УВР Педагог – психолог Социальный педагог Методист Мастера производственного обучения Классные руководители Преподаватели Медицинский работник Руководители кружков техникума Комендант студенческого общежития Воспитатели общежития |
Нормативно-правовое обеспечение программы
Нормативно-правовой базой для разработки программы адаптации первокурсников являются следующие документы:
1. Устав бюджетного учреждения среднего профессионального образования ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум».
2. Положение о социально-психологической службе ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум».
3. Правила внутреннего распорядка для обучающихся в ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум».
4. Положение о постановке обучающихся бюджетного учреждения среднего профессионального образования ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум» на внутренний учет техникума.
Пояснительная записка
Каждый год наш техникум гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных сельских и городских школ, становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в техникум является для многих обучающихся переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.
Новый коллектив, новые преподаватели, новый учебный процесс отличающийся от школьного, порой неопределенность в выборе профессии, все это приводит к возникновению психологических проблем, к затруднению в адаптации.
Личная самореализация, профессиональное самоопределение, получение нужной профессии, построение собственной карьеры - может ли вчерашний школьник справиться с этим самостоятельно, при этом спокойно адаптироваться в новой для него социальной среде? Конечно да, но не каждый, и не без помощи взрослых, которые должны сопровождать его на протяжении всего этапа становления, как формирующуюся личность, так и сложившегося профессионала.
А начинаться все должно с адаптации обучающегося в той среде, в которую он пришел, не важно сделал он выбор самостоятельно или при помощи взрослых, которые за него решили. Помогать и сопровождать вчерашнего школьника должны все те же взрослые, которые берут на себя ответственность в данный период его жизни, его жизненного становления, как творческой личности, как будущего профессионала. Поэтому в период адаптации на весь инженерно-педагогический коллектив ложиться большая ответственность в создании условий для успешной адаптации, безболезненного принятия той новой обстановки, которая существует в учебном заведении и которая благоприятно влияет на психологическое состояние молодого человека.
Вчерашние школьники, поступившие в техникум, ещё только на пути к самоопределению, они по - разному относятся к своей будущей профессии, а также к обучению в техникуме. Поэтому очень часто возникают трудности и неудачи, которые приводят к разочарованию, утрате интереса, пассивности, не желанию учить и учиться, а также посещать техникум. Все они очень разные, каждый имеет за плечами свой багаж знаний и умений, каждый обладает определенным уровнем коммуникабельности, уверенности в себе и ответственности, но все они пришли за одним и тем же, за профессией, которую выбрали, поэтому наша главная задача не только адаптировать их, но и сформировать желание получить данную профессию, чтобы в будущем стать хорошим квалифицированным рабочим.
СОДЕРЖАНИЕ
- Обоснование программы
- Этапы реализации программы
- Модель адаптации обучающихся нового набора
- План мероприятий на период адаптации
- Обоснование программы
Целью педагогического процесса в ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким личностным достижениям, достижениям для общества и государства. Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации студентов в техникуме.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д.
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Ведь профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы.
II. Этапы реализации программы
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме и осуществляется в 3 этапа.
Сроки реализации | Задачи |
I этап Сентябрь- октябрь |
|
II этап Ноябрь- декабрь |
|
III этап Январь- июнь |
|
- Модель адаптации обучающихся нового набора
IV. План мероприятий на период адаптации
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
I. Аналитико-диагностическое направление | ||
1. Изучение личных дел студентов. | Сентябрь
| Социально-психологическая служба
Мастера п/о |
II. Организация учебного процесса | ||
Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов:
| В течение года | Председатели МК
Методист |
III. Организация воспитательной деятельности | ||
1. Вовлечение студентов в деятельность секций, кружков техникума. |
| Преподаватель физического воспитания Руководители кружков Классные руководители Мастера п/о Заместитель директора по УВР и УПР Методист
Социально-психологическая служба Студенческий совет |
IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации первокурсников | ||
деятельность студенческого самоуправления.
| В течение года | Студенческий совет Классные руководители |
V. Взаимодействие с родителями | ||
общетехникумовские).
группы и техникума со всеми структурными подразделениями. | В течение года | Классные руководители Социально-психологическая служба Зам. директора по УВР Члены родительского комитета |
VI. Организационные мероприятия по адаптации студентов к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии | ||
проживания в общежитии.
проживания в общежитии. | Сентябрь-октябрь
| Зам.директора по УВР Мастера п/о Воспитатели общежития Комендант общежития Социальный педагог |
VII. Социально-психологическое сопровождение студентов, родителей | ||
1. Психолого-педагогическая поддержка первокурсников на этапе адаптации. 2. Анкетирование «Мотивация к обучению». 3. Родительские собрания, тематические беседы. 4. Разработка буклета «Памятка для родителей». 5. Консультирование по вопросам семьи на базе техникума. | В течение года Сентябрь-октябрь В течение года | Социально-психологическая служба |
VIII. Контроль за реализацией программы адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования в ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум» | ||
Заслушивание отчета педагога – психолога на заседании МК классных руководителей | Декабрь Июнь | Педагог-психолог |
Заключение
Главным в адаптации остается процесс психологической перестройки личности студента, его заинтересованности, а также способности, умение и желание приспосабливаться к новой социальной среде, к условиям обучения в техникуме.
И здесь большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента. Задачей педагогического коллектива является, прежде всего, не только дать профессиональные знания и сформировать умения, но и научить «вжиться», полюбить выбранную профессию, помочь будущему квалифицированному рабочему «войти» в реальные условия современной жизни.
Поэтому помощь должна осуществляться всеми специалистами техникума на основе их совместного взаимодействия.
Таким образом, выявление трудностей у студентов и определение путей их преодоления позволит повысить адаптационную активность студентов, успеваемость и качество их знаний.
Литература
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн - Питер, 2008. - 272 с.
- Выготский Л.С. Психология.-М: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. – 108 с. (Серия «Мир психологии»)
- Грецов А.Г., Жукова Е.В. Из школы в жизнь: социально психологическая адаптация старшеклассников / Грецов А.Г., Жукова Е.В.: журнал «Психология и школа», 2002 -№ 1. – 34-43 с.
- Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008 – 165 с.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков / А.Г. Грецов - Питер, 2005. - 160 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. – 198 с.
- Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М., “Флинта”, 2003. - 181 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001. – 180 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.,1996. – 201 с.
- Психологический тренинг с подростками /Л.Ф. Анн. - СПб., 2003. – 110 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.,2001. – 215 с.
- Мне нравится (1)