Развитие познавательных процессов у детей дошкольного м младшего школьного возраста
Развитие познавательных процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю я понимаю». Конфуций .
Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки. Лев Семёнович Выгодский
Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
Получение знаний – теоретических по сути и энциклопедических по широте – долгое время считалось главной целью образования . Теперь получение знаний рассматривается скорее как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры и пр . Иными словами, ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется компетентностно -ориентированным подходом к образованию . Одной из инновационных образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов, который имеет место в новом ФГОС е.
Главным в новом стандарте является личностный результат обучения, воспитания ребенка . Одна из приоритетных задач – сформировать у младшего школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни . Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно- ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков у детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
В познавательной деятельности человека ведущую роль играют психические процессы: внимание, память, мышление, воображение . Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится своё место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно запоминание нового материала. Без памяти станут неосуществимыми операции мышления. Развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира .
Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес. Также интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес .
В детском саду и школах проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, нельзя полностью передоверять развитие своего ребенка садику или школе, даже если в них проводятся великолепные занятия.
С каждым годом, во всем мире наблюдается тенденция к увеличению числа детей с различными нарушениями. Повысилась рождаемость детей с психическими отклонениями, речь некоторых отличается тяжелым недоразвитием. И у детей физически и психически здоровых в процессе развития могут появиться речевые нарушения. Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сенситивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции . И часто детям заменяют общение с родителями компьютер, телевизор, игровые приставки.
Практические советы родителям .
« Анаграммы, или заколдованные слова» Посмотри на картинку. Здесь написаны заколдованные слова—все буквы поменялись местами, и теперь непонятно, что обозначает каждое из них. Попробуй «расколдовать» слова. Догадайся, в каком порядке нужно поставить буквы, чтобы вернуть словам их значения. « Ссора » “ Однажды произошла неприятная история. Гласные и согласные буквы поссорились и решили, что могут жить друг без друга. Согласные буквы уехали на юг, а гласные отправились на север. Но ведь мы то знаем, что они не могут находится порознь. Их надо помирить. Для этого тебе нужно вместо пропусков вставить гласные и согласные буквы так, чтобы получились слова .
Владение понятиями лево, право, слева, справа, левее, правее, выше, ниже и т.п. на материале конкретных изображений «Полка с игрушками» Скажи, что находится на полке слева от ракеты? Что находится на полке справа от елки? Что находится на полке слева от ёжика? Что находится ниже мяча? Что находится перед полкой? Что находится справа от полки? Что находится на полке выше самолета? Что находится на полке справа от ботинка? Что находится за полкой? Что находится слева от книг? Что находится ниже медведя? Игра « Путешествие по комнате »: В игровой комнате прячется сюрприз для ребёнка, и ему необходимо, двигаясь по словесной инструкции взрослого (направо, налево, вперед и т.д. ), найти его. « Зеркало »: необходимо повторить движение ведущего зеркально, отдельный вариант « Сломанное зеркало » - движения повторяются как в реальном пространстве. « Клад » : на листе бумаги изображается план комнаты, и необходимо по нарисованной дорожке отыскать приз. « Переложить фигуру »: необходимо зеркально отобразить фигуру на листе бумаги. « Фотограф » : необходимо рассадить игрушки на столе, подчиняясь инструкции ведущего (сверху, снизу, над, под, слева, справа и т.д.).
Работая с этим упражнением, вы можете одновременно развивать ребенку все свойства внимания. Но в любом случае вы начинаете работу с простого односложного задания, например: зачеркни хрюшу с одним ухом. Если у ребенка получается работать быстро, вы задание усложняете: обведи в кружок хрюшу с двумя ушками и челкой, подчеркни хрюшу с одним ушком. И т.д. С каждым разом задание усложняете. Проверьте , много ли ошибок допустил ваш ребенок при выполнении одного задания. Если да, то он либо утомился, либо у него очень слабая концентрация внимания и необходимо с ним заниматься до улучшения результатов каждый день не больше 5 минут.
Найди лишнее слово: - Дряхлый, старый, изношенный, маленький , ветхий. - смелый, храбрый, отважный, злой , решительный. - Василий, Федор, Иванов , Семен, Евгений. - молоко, сливки, сыр, сало, сметана, творог. - глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий. - дом, сарай, изба, хижина, здание. - береза, сосна, дерево, дуб, ель. - ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать. - гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога. - молоток, гвоздь, топор, клещи, долото. - минута, секунда, час, вечер, сутки. - грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение .