Как определить готовность ребенка к школе?
Материал, изложенный в этой небольшой статье, будет полезен родителям будущих первоклассников. С помощью указанных в ней рекомендащий, родители самостоятельно смогут определить степень готовности своего ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_opredelit_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx | 55.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям будущих первоклассников.
Многие родители, детям которых исполняется шесть лет, начинают задумываться о том как подготовить ребенка к школе или о том как определить степень готовности ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо сначала понять что же это такое «готовность к школе»?
Готовность к обучению в школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.
Психологическая готовность к школе – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности, общении, отношении с другими людьми, самоощущении. Ведущей деятельностью становится учение. Происходят изменения в социально-личностном развитии ребенка.
Школа является символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса, освоению новых социальных ролей, изменению семейного положения, приобретению авторитета. По этому, при формировании эмоциональной и мотивационной готовности, важно постараться создать у ребенка положительную установку на учебу в школе и направленности на обучение. В этом вам могут помочь следующие приемы и методы:
- Рассказы о своих любимых учителях.
- Показ фотографий, грамот, документов об образовании связанных со школьными годами родителей.
- Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
- Семейное совместное чтение художественной литературы.
- Экскурсии с ребенком в школу (пр: посещение занятий по подготовке к школе именно в школе, а не в детском саду)
- Избегайте запугивания детей школой.
Если говорить о психологической готовности, то она проявляется в принятии требований, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличающихся от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома, а именно:
- Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание и т. п.),
- Уметь управлять своим поведением (не отвлекаться во время урока, не перебивать других, не вставать с места без разрешения, направлять свое внимание на решение учебных задач и т. п.),
- Должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми (правильное восприятие учителя, его действий и слов).
В тоже время, интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности, а именно: иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы, действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно.
При подготовке ребенка к школе родителям следует обратить внимание на значимость компонентов психологической готовности к учебному процессу:
1 место: Мотивационная готовность
Желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований предъявляемых школой.
2 место: Интеллектуальная готовность
Наблюдательность, воображение, умение анализировать и сравнивать, память, выполнение словесной инструкции.
3 место: Эмоционально – волевая готовность
Умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания.
4 место: Коммуникативная готовность
Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение "влиться" в детский коллектив.
5 место: Педагогическая готовность
Навыки чтения, счета, письма, рисования, чистая речь, общая осведомленность.
И теперь более подробно о том, что будущий первоклассник должен уметь при поступлении в школу:
- Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.
- Соотносить цифру и число предметов.
- Решать и составлять задачи в одно действие на сложение и вычитание.
- Ориентироваться на листе бумаги.
- Определять время по часам.
- Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита. различать гласные и согласные буквы и звуки.
- Составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности.
- Определять количество слогов в словах.
- Свое ФИО, и имя отчество своих родителей.
- Название своего родного города, Родины.
- Последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев.
- Отличать животных, птиц и насекомых.
- Отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников.
- Знать и называть и уметь распознавать явления природы.
- Знать о сезонных изменениях в природе.
- Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20 минут.
- Находить 10 отличий между предметами.
- Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов.
- Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
- Копировать в точности узор или движение.
- Уметь находить одинаковые предметы.
- Объединять предметы в группы по определенным признакам.
- Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.
- Выделять предмет в группах не подходящих к общим признакам.
- Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связанный рассказ по картинкам.
- Решать логические задачи.
- Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.
- Подбирать подходящие предметы друг к другу, связывать их между собой по смыслу.
- Уметь запоминать не менее 9 предложенных предметов или слов.
- Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
- Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке.
- Свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.
- Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
- Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
- Ориентироваться в тетради в клетку или в линию.
- Уметь копировать простейшие рисунки.
- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.