Этические принципы в работе педагогов

Курбатова Татьяна Михайловна

Этика – наука о морали. Под нравственностью этика понимает исторически меняющиеся формы общественной связи между людьми. Поэтому этика – наука не только о должном, но и о сущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_etike_s_pedagogami.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум

«Профессионально- педагогическая

этика воспитателя»

Выполнила:

педагог- психолог

МКДОУ-д/с № 14 «Герел»

Курбатова Т.М.

Элиста, 2014 г.

На педагога возложена ответственная миссия: не только  обучать  (развивать интеллектуальные способности, закладывать  определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного  педагога, является его духовно-нравственная культура и этика.

    Педагог участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали. Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры педагога как никогда актуально, так как успешно решать сложные задачи, поставленные реформой образования, может лишь тот педагог, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности. Именно культура и высокая  нравственность делают педагога личностью.

Этика – наука о морали. Под нравственностью этика понимает исторически меняющиеся формы общественной связи между людьми. Поэтому этика – наука не только о должном, но и о сущем.

Этика отражает качественные стороны нравственности, выделяя в человеческой деятельности собственно нравственный аспект. Мораль пронизывает все многообразие человеческого сознания и поведения.

Мораль представляет собой многоплановую область жизнедеятельности человека, в которой взаимосвязаны различные социально-исторические, общекультурные, психологические и другие аспекты.

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.

В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у Сухомлинского. Им неоднократно говорилось, что учение – это прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является установление основных требований, которые определяют отношение учителя к самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому коллективам и т.д.

Каждый вид профессиональной этики имеет свои специфические черты и особенности, обусловленные профессиональной деятельностью, историческими традициями.

Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем:

1) объект труда – человек;

2) педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека;

3) труд педагога психологически и организационно сложен;

4) педагог – пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.

Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм и научно-педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога.

К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.

В процессе педагогической деятельности воспитанники являются не только объектами, но и субъектами, соучастниками творческой деятельности учителя, поэтому чем активнее роль учащихся в процессе постижения духовного наследия общества, тем плодотворнее осуществляется воспитательный процесс становления личности.

Оригинальность и неповторимость педагогического труда и педагогической морали, регулирующей труд, – в создании основы для духовного производства в обществе, в подготовке высоконравственных, духовно богатых людей для различных сфер социальной деятельности, в обеспечении воспроизводства интеллектуального потенциала общества.

Чтобы овладеть педагогическим мастерством, учителю необходимо не только хорошо знать свой предмет, но и владеть этикой межличностного общения, культурой педагогического труда.

 

Упражнение « опыт с камнями»

    Перед аудиторией на подносе лежат 7 камней. Вызываются 7 добровольцев, им предлагается выбрать по камню и постараться запомнить свой камень. Затем, вернуть его на поднос. Тренер просит найти каждого свой камень.

- Что вам помогло узнать свой камень? (особые приметы, индивидуальные качества, ...)

  Тренер: Вот так и наши воспитанники: все они дети, но каждый из них особенный, со своим характером, привычками. И к каждому необходим индивидуальный подход, для того чтобы эффективно выстроить линию взаимоотношений. Сегодня мы поговорим о стилях взаимоотношений, приёмах, которые помогут в установлении правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребёнком в отдельности

Отношения «воспитатель— ребенок» — достаточно серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир воспитателя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ребенка (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.)

Упражнение "Воспитатель-ребёнок”

На планшетах написаны слова "ВОСПИТАТЕЛЬ”, "РЕБЁНОК” (в вертикальном положении)

   Задание: Необходимо подобрать к каждой букве слова соответствующее понятие, определение, характеристику или ассоциацию (по 3 на каждую).

 

Педагоги предлагают, тренер записывает:

- Что располагает воспитателя в ребёнке?

- Какие качества раздражают в ребёнке?

- Какие качества воспитателя мешают в установлении позитивных взаимоотношений с ребёнком?

- Какие могут помочь, являются РЕСУРСОМ?

Поиск ресурса  - ответы педагогов

    Это означает:   

- уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с воспитателем;

- интерес к миру ребенка и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху;

- восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.

 

    Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В них выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с детьми. Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с детьми. Как вы думаете, какие это принципы? Это принципы:

- ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть);

- уважения труда познания воспитанника;

- уважения неудач и слез ребенка;

- уважения тяжелой работы роста;

- уважения самобытности ребенка;

- безусловной любви воспитателя к воспитаннику;

- оптимальной требовательности и уважения;

- опоры на положительное в ребенке;

- компромиссности спорных решений. Данные принципы подтверждаются практикой выдающихся педагогов.

Проблема культуры общения – одна из самых острых в детском саду, школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. « Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современном детском саду. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения воспитателя и ребенка, сущность которого сводится к таким принципам обучения и воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у детей  культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

В -
О -
С -
П -
И -
Т -
А -
Т -
Е -
Л -
Ь

Р –

Е –

Б –

Е –

Н –

О –

К -

.