Выступление педагога-психолога на родительском собрании "Профилактика наркомании"
Данное выступление разработано для родителей учащихся 8-11 классов, т.к. в последнее время именно эта возрастная группа учащихся стала «группой риска» по употреблению наркотиков, токсикомании. Проведение такого родительского собрания дает возможность донести до родителей всю серьезность сложившейся ситуации, ознакомить с причинами употребления подростками наркотических веществ, ознакомить родителей с организацией профилактической работы в школе, дать рекомендации по организации профилактической работы в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика наркомании выступление на родительском собрании педагога-психолога | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика наркомании
( собрание для родителей обучающихся 8-11 классов)
Подготовила: Мусина Л.П.педагог-психолог МБОУ СОШ№3 г. Моршанска
Профилактика наркомании подразумевает под собой комплекс мероприятий направленных на предупреждение наркомании. Профилактика наркомании важна т.к. наркомания опасное заболевание не только для самого человека, но и для общества. Наркомания наносит катастрофический ущерб личности. Ложь, предательство, преступления, распад семей, смертельные болезни, все это спутники наркомании.
- Из числа несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, около 41,2% детей впервые встретились с наркотическим средством в возрастном периоде от 11 до 14 лет
- Основную возрастную группу риска составляют несовершеннолетние - дети и подростки, преимущественно лица мужского пола, в периоде от 11 до 17 лет
- Большинство впервые попробовавших наркотик учились в 9 - 11 классах
- Основными поставщиками наркотических средств являлись друзья и знакомые (75%), особенно в зонах дискотек и баров. Более 80% несовершеннолетних, употребляющих эпизодически или постоянно наркотические вещества, убеждены в своих возможностях прекратить наркотизацию при личном желании, хотя свыше 70% уже пробовали отказаться, но продолжают злоупотреблять наркотическими
Специфическая задача школы в сфере профилактики злоупотребления несовершеннолетними ПАВ заключается в проведении ранней профилактики, ибо ни одна другая структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, но семья нередко сама выступает в качестве объекта профилактической деятельности.
Основой ранней профилактики является:
-создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей на каждом возрастном этапе;
-своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ранняя профилактическая работа необходима в работе со всеми возрастными группами учащихся, но в современных условиях основной акцент делается на профилактике отклоняющегося поведения подростков.
- Обучение подростков навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях.
- Формирование у подростков адекватной самооценки.
- Развитие навыков общения и настойчивого поведения, в том числе противостояние давлению сверстников.
- Адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости.
- Профориентация: выявление склонностей и интересов. Разработка жизненных целей и поэтапный план достижения этих целей с учетом интересов и склонностей.
В системе профилактической работы школы выделяются два направления:
меры общей профилактики и меры специальной профилактики.
Меры общей профилактики обеспечивают вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждают их неуспеваемость и социальную дезадаптацию.
Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведение с ними работы на индивидуальном уровне.
Профилактика в образовательной среде делится по уровням
Первый уровень – общая профилактика
-Общая профилактика –это Создание обще школьной программы психического здоровья, здоровой среды в школе В нашей школе создана программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Работа по программе осуществляется по следующим направлениям:
- создание современных условий, обеспечивающих сохранение здоровья обучающихся (совершенствование материально-технической базы школы за счёт участия в проектах : оборудование спортивного зала, баскетбольной и волейбольной площадок, полосы препятствий, пополнение оснащение лыжной базы, организация работы детской площадки, медицинского и психологического кабинетов) ;
-формирование установок на ведение здорового образа жизни ( классные часы, дни здоровья. организацияия подвижных перемен, встреча с врачами, тематические занятия);
- организация сбалансированного и качественного питания в школьной столовой;
- профилактика социально-значимых заболеваний таких как тубёркулёз, СПИД, наркомания, алкоголизм и т.д. на классных часах, родительских собраниях, выпуск листков здоровья, буклетов, )
- ежедневный контроль за посещаемостью и успеваемостью ребенка .
- Организация внеклассной воспитательной работы ( Реализация проекта «Спортивный выходной» детской школьной организации «Алые паруса» -развитие физической культуры обучающихся ( учебным планом предусмотрены занятия физической культурой 3 часа в неделю в каждом классе);
.
Все выше перечисленные направления позволяют вовлечь в профилактическую работу как можно больше обучающихся и родителей.
Второй уровень – первичная профилактика
Цель - выделение групп риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения употребления ПАВ.
К «группе риска» относятся подростки из семей :
- - родители постоянно заняты и не уделяют ребёнку должного внимания
- - единственный ребенок в семье
- - несоблюдение семьей норм социального поведения
- - слабые социальные связи в семье
- - приобщение к «первичным наркотикам» (алкоголь, табак), наличие друзей, злоупотребляющих психоактивными веществами
- - недостаточная связь со школой, отсутствие интереса к учебе и работе, плохая успеваемость
- - случаи насилия в семье.
- - ощущение собственной ненужности;
- - неспособность здраво рассуждать и делать выбор в жизни;
- - недостаточное понимание того, что решения имеют последствия;
- - непонимание и неприятие социальных норм и ценностей;
- - низкая самооценка и неуверенность в себе.
Для выявления группы риска используются следующие методы исследования:
- Диагностическое интервью с семейным анамнезом (беседа с учащимся) с детьми нуждающимися в психологической помощи, по запросу родителей, кл. руководителей.
- Социометрическое исследование классного коллектива проводится во всех классах (к группе суицидального риска относятся отверженные дети, дети-аутсайдеры).
- Диагностика самооценки учащихся (Метод «Лесенка» Дембо-Рубинштейна и др.). К группе суицидального риска относятся дети с неадекватной завышенной и низкой самооценкой.
- Тест Личко “ПДО” проводится с обучающимися стоящими на ВШК. По тесту Личко “ПДО” определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным.
- Методика диагностики уровня школьной тревожности 5-ые классы, 9-ые , 10-ые,11-ые классы тесты Филиппса и Немчина. Группу суицидального риска представляют дети с высоким уровнем тревожности.
-Диагностика агрессивного поведения Басса Дарки
- Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН) 8-11 классы
- Анкетирование «Предпреждение употребления психоактивных веществ» 10-11 классы
- Диагностика уровня потребностей в ощущениях учащихся 11 классы
Мне хотелось бы рассказать об 2 последних диагностических исследованиях, которые были проведены среди обучающихся старших классов.
Диагностика уровня потребностей в ощущениях проводилась среди учащихся 11-ых классов.
Цель диагностики: исследование уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам.
Поиск новых ощущений имеет большое значение для человека, поскольку стимулирует эмоции и воображение, развивает творческий потенциал, что в конечном итоге, ведет к его личностному росту. Данный тест определяет уровень потребностей в ощущениях различного рода. Высокие показатели по шкале острых ощущений, несмотря на всю информативность и стремление к личностному росту, могут привести к отрицательным последствиям для жизни подростка. Особенно характерны высокие показатели по шкале острых ощущений для подростков в силу ограниченности восприятия жизни в целом, стремлением к познавательной активности и получению информации о жизни. Высокий уровень потребностей в ощущениях обозначает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях. Считается, что высокие показатели являются факторами риска девиантного поведения. Реальная действительность не предоставляет подросткам с высоким уровнем потребностей в ощущениях возможность удовлетворить их. Употребление ПАВ – это один из путей получения необычных ощущений, связанных с измененным состоянием сознания. Участие же аддиктивного подростка в противоправных мероприятиях прогнозируемо по причине того, что участие в них дает возможность получить «щекочущие нервы» впечатления. Благополучные подростки более осмотрительны и осторожны.
Следущая методика это анкета «Предупреждение употребления психоактивных веществ». Которая так же проводилась в прошлом году. Среди обучающихся старших классов. Анкетирование проводилось анонимно. Анкета включает в себя 4 шкалы.
Познавательная шкала –измеряет, в какой степени у человека сформированы адекватные представления о психоактивных веществах. Она включает в себя утверждения, диагностирующие, насколько человек владеет правдивой информацией о ПАВ.
Эмоциональная шкала – измеряет, в какой степени проявляется эмоциональное отношение к употреблению ПАВ. Она включает в себя утверждения, диагностирующие, насколько человек восприимчив к негативным последствиям употребления ПАВ.
Практическая шкала – измеряет в какой степени у человека проявляется готовность попробовать ПАВ. Она включает в себя утверждения, диагностирующие, насколько актуальна потребность попробовать ПАВ.
Шкала искренности - измеряет степень искренности ответов.
По итогам диагностики проводится коррекционно-развивающая работа с обучающимися, консультации и беседы с классными руководителями..
Профилактика наркомании должна начинаться с семьи. Как профилактика наркомании может быть осуществлена в семье? Важнейшим моментом по-прежнему остается пример родителей, в особенности в том, что касается трезвого образа жизни. Важно, чтобы родители понимали, что профилактика наркомании может уберечь их ребенка от наркомании. Профилактика наркомании возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье. Сегодня в России средний возраст, в котором дети уже пробуют наркотики 14 лет. Значит, к этому возрасту подростки должны иметь четкую позицию отказа от наркотиков и профилактика наркомании должна начинаться намного раньше. Опросы среди наркоманов выявили безрадостную картину: на вопрос, почему вы не поговорили с родителями о том, что вам предлагают попробовать наркотики, 100% ребят отвечали, что будет скандал, запретят гулять, запретят дружить и т.п. На вопрос с кем бы вы посоветовались относительно приема наркотиков, 99% назвали друзей. Из этого можно сделать вывод, что запретительная, диктаторская тактика в общении и воспитании детей делает для них невозможным получить помощь в семье. Соответственно, профилактика наркомании невозможна. Такая тактика делает ребенка не защищенным перед соблазнами. И профилактика наркомании сводится на нет. Сегодняшний подросток скорее поверит друзьям, чем родителям. Почему? Друзья не осудят, друзья не накажут, друзья не лишат прогулок и т.д.
Профилактика наркомании в семье в виде бесед с ребенком не всегда дает результат. Взрослые часто совершают ошибку, не уважая мнение ребенка, не прислушиваясь к нему. Если ребенок оступился, что-то сделал не правильно, обычно его накажут, а не помогут разобраться и исправить ошибку. К подростковому возрасту, ребенок уже сформулировал для себя принцип общения с родителями: говорить о своих проблемах как можно меньше, дабы избежать нотаций и наказаний. Но проблемы ребенка от этого не решаются и он идет с ними к друзьям. И благо если они хорошие, а если нет? Поэтому профилактика наркомании должна начинаться с уважения к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания в семье. Тогда профилактика наркомании даст результат.
НЕ забывайте говорить ребенку о своем доверии, о своей любви. Вместе учитесь таким взаимоотношениям, при которых сын или дочка придут к вам не только с радостями и достижениями, но и поделятся проблемами, заботами, сомнениями.