Профилактика суицидального поведения детей и подростков, обусловленного жестоким обращением в семье.

Елена Викторовна Мирошниченко

Подчеркивая актуальность выбранной темы, следует отметить, что, к сожалению, антигуманное отношение, насилие, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни. Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства и доведения до самоубийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы. В  частности, так можно сказать о  домашнем насилии, которое включает многие действия.  Сюда входят  ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам, унижение достоинства, нарушение внутренних границ личностных переживаний, игнорирование потребностей и интересов ребенка и др. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие  личности, но и делает из них  социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть впоследствии хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Профилактика суицидального поведения детей и подростков, обусловленного жестоким обращением в семье.

Групповое   занятие с элементами тренинга для родителей

на тему: «Детский суицид - одно из  последствий жестокого обращения  в  семье».

Педагог-психолог МБОУ Ржаницкая СОШ

Мирошниченко Елена Викторовна

Пояснительная записка

Подчеркивая актуальность выбранной темы, следует отметить, что, к сожалению, антигуманное отношение, насилие, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах нашей жизни.

Особенно важной в современной российской действительности является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком не только угрожает его физической жизни. Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в  психологическое состояние, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д. 

Всегда  хочется думать и верить, что в своей семье ребенок, как в надежном убежище, сможет укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Что бы ни угрожало ему вне дома, он надеется найти защиту и поддержку в любви тех, с кем  поддерживает самые близкие отношения. Однако для многих детей желание обрести  семейный покой оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Насильственные действия могут проявляться в самых различных формах: от клички, оскорбительного взгляда до убийства и доведения до самоубийства. Они могут иметь вид физического, вербального, психического и социального насилия. Не все виды насилия уголовно наказуемы. В  частности, так можно сказать о  домашнем насилии, которое включает многие действия.  Сюда входят  ограничения доступа к еде, одежде, учебе, социальным услугам, унижение достоинства, нарушение внутренних границ личностных переживаний, игнорирование потребностей и интересов ребенка и др. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие  личности, но и делает из них  социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть впоследствии хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Насилие и жестокость особенно резко увеличивает вероятность суицида, поэтому дети из социально неблагополучных семей, несомненно, представляют собой важную группу риска по суицидальному поведению. Неблагоприятные взаимоотношения с матерью - основной фактор риска  совершения самоубийства ребенком. Мать для любого ребенка – источник тепла, безопасности и любви,  но когда она отворачивается от ребенка, или, тем более, становится источником жестокости,  весь мир становиться для ребенка  чужим, враждебным… и не нужным.

Неоспоримым биологическим последствием жестокого обращения являются изменения в работе  ДНК и, как следствие, неспособность адекватно бороться со стрессом. К такому выводу пришли канадские ученые, изучавшие мозг погибших в результате суицида.

Проблема  жестокого обращения  и насилия  в отношении  детей становится  актуальна  из года  в год. Насилие  в той  или иной форме  совершается  в  каждой  четвертой  российской  семье. Ежегодно около 2  млн. детей  в  возрасте до  14  лет избиваются  родителями. Для  10% этих  детей  исходом  становится  смерть, а  для 2 тысяч - самоубийство.

Основными  причинами  недовольства  родителей  своими  детьми,  и,  как следствие,  подзатыльники,  ругань,  избиение,  является  неудовлетворенность результатами  учебной  деятельности  ребенка  (59%  опрошенных  родителей).

   Хвалят  своих  детей  за выполнение  домашнего  задания  38,5%  родителей, а ругают и даже могут избить    30,8%. Результаты  исследования  показывают,  что  среди  мотивов  жестокого отношения  к детям  50%  родителей  отмечают  мотив:  «стремление  воспитать».

      Выявлена   21  форма  проявления  родителями  своего  «воспитательного воздействия»  на детей.  Лишь  три  из них  «ведут  воспитательные  беседы», «приводят  положительные  примеры»,  «разговаривают,  как  со взрослым»  можно отнести к положительным.

     7,7%  пап  и 12,6%  мам  опрошенных  применяют  методы  физического воздействия,  бьют  детей.  18%  пап  и 49%  мам  опрошенных  детей  применяют различные  «психологические»  методы  наказания  -  запирают  в темную комнату,  унижают  перед  родственниками,  друзьями,  не пускают  гулять и другое. Для многих  современных  родителей  характерна  эмоционально­негативная самооценка себя как родителя (отмечено у 80% обследованных мам и 60%  пап).  Около  49%  обследованных  пап  считают  себя  неподготовленными к роли главы  семьи и рады, что  эту роль  берет жена или прародители ребенка. Лишь  32,8%  пап  ответили,  что  они  являются  «кормильцем», «старшим наставником» и т.д.

        В ответах  на вопросы:  «Что  вы  испытываете,  попадая  в ситуацию необходимости  провести  воспитательное  воздействие  на ребенка?»  18% родителей  ответили:  «растерянность»,  «страх»,  «желание  переложить ответственность  на супруга,  супругу»,  а на просьбу  описать  себя как родителя  более  65%  пап  и 43%  мам  ответили,  что часто  бывают  грубы,  несдержанны и крикливы.

      Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и экономические, связанные с кризисом и неуверенностью  в завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные общественно-значимые ценности, и психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других.

     Таким образом, для того, чтобы наши дети, а в будущем взрослые, были психологически здоровы, необходима организация профилактики жестокого обращения с детьми и подростками в семье  как фактора предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних. Это  поможет  сохранить здоровье и благополучие  будущего поколения, и, выросшее  в  атмосфере доброты  и  взаимопонимания, оно  сможет строить взаимоотношения  с  друзьями, в  семье, с  собственными детьми, в  будущем  конструктивно  опираясь только на  положительный  опыт  поколений. Лишь  воспитание  в среде,  где  ребенка  любят,  где  его  окружает  теплая, справедливая  обстановка  приводит  к тому,  что  он  вырастает  приятным для окружающих его людей.

Групповое занятие  с элементами тренинга - одна из эффективных форм работы  с  родителями. Занятие в форме групповой работы с элементами тренинга планируется как набор ролевых (моделирующих) игр и упражнений, групповых дискуссий и оценочных упражнений, которые являются продуктивными методами, позволяющими проанализировать нормы и ценности, а также тренировать коммуникативные навыки.

Чтобы сделать занятие более эффективным, необходимо соблюдать следующие принципы его проведения.

  1. Доверие, искренность  в общении, невынесение обсуждаемых тем, проблем за пределы группы.

Группа - это то место, где можно рассказать о том, что ребят действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким- либо причинам не обсуждались. Такие отношения не ущемляют чувство взрослости подростков, позволяют эффективно повлиять на повышение уровня их нравственной воспитанности.

  1. Активность: участники вовлекаются в специально разработанные действия.

Интенсивное включение в групповой процесс с целью активного всматривания, «вслушивания», «вчувствования» в самого себя, партнера, в группу в целом. Многие оценки и суждения должны исходить, по возможности, от самих участников занятия.

Методология использования просмотра фильма (кинотерапии)  в занятии  ставит вопрос о методологических принципах, на которых это обосновано. Нужно ли делать достоянием группы мораль фильма, который только что увидели  участники занятия, или аудитория должна сама дать интерпретацию? Можно ли быть уверенным, что участники группы восприняли информацию в соответствии с ожиданиями ведущего или нужна специальная дискуссия, чтобы перейти к групповому мнению относительно морали данной истории? Предлагается четырехступенчатый процесс обеспечения эффективности показа  фильма  в  занятии:

  1. Участник  рассматривает ситуацию как проблему и знает, что он должен как-то разрешить ее.
  2. История фильма является основанием для групповой дискуссии.
  3. Корректировка жизненных  установок

По окончании просмотра следует спросить: «Как вы думаете, каков смысл истории, и как она относится к  проблеме  и  тематике нашего занятия?» После того, как станет ясно, что группа поняла смысл, можно смело приступать к обсуждению; это путь к устранению проблемы, ее разрешению.

Цель занятия: профилактика детского суицида, формирование у родителей  нетерпимого отношения к различным  проявлениям насилия по отношению к детям, обусловленного жестоким обращением родителей.

Задачи  занятия:

1. Первичная профилактика жестокости и насилия по отношению к детям в семье, предупреждение возникновения факторов риска проявления жестокого обращения.
2. Обучение приемам  изменения установок по отношению к ребенку.

3. Развитие у родителей  эмпатии, готовности принять ребенка таким, какой он есть, и  умения взаимодействовать с ребенком на основе согласия.

4. Мобилизация потенциальных возможностей личности.

5. Оказание  помощи родителям в формировании устойчивых взглядов на воспитание, отношения в семье, способы разрешения конфликтов.

6. Развитие потребности в самонаблюдении и самоанализе действий  по отношению к ребёнку.


Целевая  аудитория: 
Родители, законные представители.

Возрастные ограничения:

На  момент  проведения  занятия  всем  участникам  должно  быть не менее  18 лет.

Ожидаемые  результаты:

  1. Формирование негативного общественного мнения ко всем формам жестокого обращения.
  2. Увеличение количества родителей, получивших достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления.
  3. Повышение  собственной самооценки, стимулирование процесса развития и роста.
  4. Улучшение  отношений с детьми в семье.

План занятия

Содержание деятельности

Время

Оборудование

1.

Вводная часть

1.Приветствие  ведущим участников.

2.Представление ведущего.

3.Знакомство с целями занятий, формой  проведения

2 мин.

достаточное количество стульев (по числу  участников)

Изготовление  визитной  карточки.

1 мин.

число карточек прямоугольной формы  по числу участников, фломастеры или маркеры, булавки.

Озвучивание  правил группы

1 мин.

-

Упражнение «Установление контакта. Знакомство

3 мин.

-

2.

Основная часть

Этап 1.

Вступительное слово ведущего

 Просмотр  короткометражного  фильма Ролана  Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь! (Люба)»

Обсуждение фильма

1 мин

10 мин.

7  мин.

Компьютер или ноутбук, проектор, экран

-

Этап 2.

«Психологическая зарядка»

 

Обсуждение

2 мин

2 мин.

-

Этап 3. 

Упражнение “Закончи предложение”.

Обсуждение

3 мин

4 мин.

заранее заготовленные карточки с текстом незаконченных  предложений, ручки.

Этап 4.

Упражнение «Поменяемся местами»

Обсуждение

1 мин

4 мин

3.

Заключительная часть. Подведение итогов

2. Итоговое обсуждение

3. Заключительное слово ведущего

3 мин.

1 мин.

Ход занятия

Вводная часть

Оборудование:  достаточное количество стульев (по числу  участников)

Участники образуют круг.

1.Приветствие  ведущим участников.

2.Представление ведущего.

3.Знакомство с целями занятий, формой  проведения:

«Цель нашего занятия: сформировать у себя   нетерпимое отношение к различным  проявлениям насилия по отношению к детям, предотвращение детского суицида, спровоцированного жестоким обращением родителей. Форма:  практическое занятие с  элементами тренинга»

Изготовление  визитной  карточки.

Необходимое оборудование: число карточек прямоугольной формы  по числу участников, фломастеры или маркеры, булавки.

«Уважаемые участники занятия! Прошу Вас изготовить визитную карточку, на которой Вы напишите свое  имя так, как хотели бы, чтобы к Вам обращались во время занятия!»

Озвучивание  правил группы.

 «В начале нашего занятия мы должны  принять правила, которым будем следовать, работая в группе. Сейчас я их озвучу»

Правила групповой работы:

1. Не говорить друг о друге плохо, не «комментировать»

2. Не перебивать, слушать друг друга.

3. Не выносить сор из избы (обсуждаем только что происходит здесь и сейчас)

4. Быть откровенными в выражении чувств

5. Использовать «Я-сообщение» в  высказываниях (я чувствую, я думаю)

        6. Быть активными в работе.

        7. Если вы по каким-то причинам не приемлете участие в каком-либо упражнении, Вы имеете право в нём не участвовать

8. Поддерживать друг друга (хорошее слово каждому участнику)

9. Подвести итоги после занятия.

Упражнение «Установление контакта. Знакомство»

 Цель  - способствовать знакомству и  сплочению группы, снятию эмоционального напряжения. Формирование  навыков установления контакта.

Каждый по очереди называет свое имя и добавляет к нему прилагательное, которое, с вашей  точки зрения, лучше  всего  может Вас охарактеризовать»

  

2. Основная часть занятия.

Этап 1. Просмотр  короткометражного  фильма Ролана  Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь! (Люба)» (http://video.sibnet.ru/video128204-YA_syuda_bolshe_nikogda_ne_vernus____Lyuba__)

Цель: наглядно продемонстрировать последствия жестокого  обращение с ребенком. 

«Уважаемые родители! Предлагаю  Вашему вниманию фильм, который был  снят Роланом Быковым по заказу ЮНЕСКО в 1990 году  и призван  привлечь  внимание  общественности к  такой  проблеме, как насилие   и жестокость по отношению к детям  в  семье. Равнодушие — один из самых страшных грехов, и Ролан Быков демонстрирует нам его страшные необратимые последствия.
Фильм  повествует  о том, каким видит мир маленькая 6-тилетняя девочка, которую воспитывает мать-алкоголичка с неустойчивым настроением. Фильм адресован всему обществу, привлекает внимание к проблеме детей в неблагополучных семьях
. Каждому родителю, теряющему контроль над собой в отношении своих детей, стоит посмотреть эту короткометражку, потому что это возможность посмотреть на себя со стороны. Не буду раскрывать деталей сюжета».

 

Предупреждение: фильм может снизить Ваше настроение, вызвать шок.

Просмотр фильма

Обсуждение фильма 
Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, каков смысл истории, и как она относится к  проблеме  и  тематике нашего занятия?
-Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм? 
-Какие желания, побуждения у вас возникали? Что вам захотелось сделать?

-Какой вывод мы можем сделать, видя игру ребенка с куклами? (Через игру с куклами девочка передаёт мельчайшие оттенки атмосферы своей семьи).

-Сталкивались ли вы с похожими ситуациями в своей жизни? Если да, как вы себя в них вели? Какова была ваша роль: жертвы, преследователя, безучастного свидетеля, соучастника, защитника? Как бы вы хотели вести себя в подобных ситуациях, если они повторятся?

- Какой вывод Вы сделали для себя после  просмотра  фильма?

Этап 2 “Психологическая зарядка”

Цель: снятие эмоционального напряжения; самооценка конструктивного поведения во взаимоотношениях с детьми

Уважаемые родители!

Предлагаю  Вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:

=Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” – потопайте ногами.

=Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.

=Если вы считаете себя хорошим родителем – погладьте себя по голове

=Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.

=Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – постучите кулаком в грудь.

=Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.

=Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье – похлопайте!

Этап 3. Упражнение “Закончи предложение”.

Цель: научиться  принимать ребенка  таким, какой он есть. Обучение приемам  изменения установок по отношению к ребенку.

Необходимое оборудование: заранее заготовленные карточки с текстом незаконченных  предложений, шляпа или коробка.

Очень часто ожидания родителей от детей не полностью их удовлетворяют: мечтали об интеллектуале, а сын имеет обычные способности, видели в ребенке будущего спортсмена, а он еле-еле сдает нормативы на физ-ре и т.п. Как смириться с таким положением? Где искать “виновных” в том, что идеальное представление далеко от реального? А, может быть, научиться принимать ребенка таким, каков он есть и, продолжая любить его, способствовать его совершенствованию?

 Пожалуйста, каждый из вас вытащите карточку с незаконченным предложением и  продолжите фразы

  • Мне очень хочется забыть, что …
  • У меня немало недостатков. Например...
  • Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды,
  • помню...
  • Мне случалось проявлять трусость. Однажды, помню...
  • Я помню случай, когда мне было невыносимо стыдно. Я...
  • Чего мне по-настоящему хочется, так это...
  • Когда я в первый раз влюбился, я...
  • Когда меня обижают, я готов...
  • Бывает, что я ссорюсь с родителями, когда...
  • Честно говоря, учеба в институте мне совсем...

Обсуждение:

- так ли мы идеальны, как ждем этого от своего ребенка?

- легко ли соответствовать ожиданиям?

Этап 4. Упражнение «Поменяемся местами»

Цель: 1)выяснить на практике, способствует ли постоянное недовольство ребенком  и ругань  как   метод  воспитания  сохранению детского психологического здоровья и полноценных детско-родительских отношений;

2)дать возможность родителю  ощутить себя  «в шкуре ребенка», которого постоянно ругают.

Ведущий  задаёт вопрос: «Как часто Вы ругаете и хвалите своего ребёнка?».

Ответ на данный вопрос участники занятия  дают по очереди.

Инструкция: Для того чтобы взрослый мог ощутить состояние ребёнка, которым постоянно недовольны взрослые, которому постоянно делают замечания или ругают и кричат, родителям предлагается упражнение «Что слышит ребёнок, когда его ругают?». Для этого выбирают одного из участников, который возьмёт на себя роль «ребёнка». Остальные – встают в круг – это «взрослые».

Вы – ребенок.  «Ребёнок» маленького роста, поэтому  присядьте  на корточки в середине круга.

 «Взрослые» вспоминают слова, фразы, интонации, которые они используют для выражения своего недовольства ребёнку. Затем «взрослые» все вместе идут по кругу в одном направлении и хором ругают «ребёнка» (Упражнение повторяется несколько раз с разными «детьми»).

По завершению упражнения ведущий  предлагает поделиться своими впечатлениями о данном упражнении, об ощущениях и впечатлениях, полученных в ходе принятия ролей «ребёнка» и «взрослого» и сделать заключение на основе личного опыта.

Вопросы для обсуждения:

-каково Вам было ощущать себя  в роли «ребенка»?

-что Вы  слышали и видели, будучи в роли «ребенка»?

-эффективен ли был такой метод воспитания? Вы захотели измениться в лучшую сторону?

-как Вам хотелось отреагировать?

- способствует ли данный  метод  воспитания  сохранению детского психологического здоровья и полноценных детско-родительских отношений?

-как правильно общаться  с  ребенком,  чтобы он  вас  понял и услышал? (на одном  уровне буквально – сесть напротив, чтобы глаза были на одном  уровне, установить зрительный  контакт, взять за руку, разговаривать тихо, с доброжелательной интонацией, улыбаться, привести пример из  собственного детства и т.д.)

3.  Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

        Цель подведения итога занятия заключается в том, чтобы каждый участник высказывает своё мнение о происходящем, что он узнал, что понял, что почувствовал на занятии, изменилось ли его настроение или нет, если изменилось, то постараться объяснить, что повлияло на перемену, с каким настроением участник уходит.

Ведущий: Наше занятие  мы посвятили теме сохранения  эмоционального благополучия в семьях, определили  свои дальнейшие действия по профилактике суицидального поведения.

Итоговое обсуждение занятия.

Ведущий предлагает родителей ответить на вопросы:

  • Какой вывод для себя вы сделали в ходе занятия?
  • Какие изменения, которые произошли в Вас, Вы отметили бы?
  • Изменилось ли Ваше настроение?
  • Что повлияло на его перемену?
  • С каким настроением вы уходите?

Ведущий: «Уважаемые родители! Благодарю Вас за участие  в занятии! Всего Вам доброго и успехов  в  воспитании детей!

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:

1.  Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб.: « Питер», 2003.

2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб.: «Речь»,2008.

3. Малкина –Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога.- М.:  «Эксмо», 2004.

4. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: «Новая школа», 1996.

9. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и  В.А.Тихоненко. М., 1980.

  1. Дитя человеческое. Журнал. - 2012г. — №2. Тема номера «Страшная беда – детский суицид».

11.Методические рекомендации по профилактике суицидов в образовательном учреждении (Социальная сеть работников образования. Адрес доступа: http://nsportal.ru)

12. Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет (Ценность жизни. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции,  г. Ханты – Мансийск).

  1.   Профилактика детских и подростковых суицидов: Методические рекомендации. – АСОУ, 2011. – 44 с.
  2.   Спаси жизнь (Адрес доступа: http://spasizhizn.com)

15.   http://azps.ru/training/training_communicat.html

16.   Макшанов  С.И.,  Хрящева  Н.Ю..  Психогимнастические  упражнения

содержательного планаURL.: http://psyfactor.org/traning8.htm

  1.    http://azps.ru/training/130.html
  2. Психологические  аспекты  детского  суицида:  технологии  профилактики:  Сборник материалов  международной  научно-практической  конференции  / Синягина Н.Ю. Детский суицид: результаты исследования 2013.  99 с.
  3. Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни» Составитель: педагог-психолог  Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Зинова Е.Ю., г. Ханты-Мансийск-2010 г.
  4. http://video.sibnet.ru/video128204-YA_syuda_bolshe_nikogda_ne_vernus____Lyuba__