«Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, - нужно, чтобы оно изменило нас к лучшему» М.Монтель Виды наказания: v Наложение дополнительных обязанностей v Лишение или ограничение удовольствий v Выражение словесного порицания, осуждение поступка v Словесная характеристика поведения v Замечание, предупреждение, выговор v Отстранение от значимых для ребенка мероприятий 7 правил известного психотерапевта В.Леви «ВАЖНО ПОМНИТЬ» 1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. 2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай. 3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершенно сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу. 4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя длительное время после их совершения. Уже сам факт обнаружения проступка в большинстве случаев – достаточное наказание. 5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева, а огорчения взрослых. 6. Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. 7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Наказание – средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил принятые нормы поведения. Условия действенности метода наказания * Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым). Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого. * Сочетать наказания с убеждениями. Именно через проникновенное слово воспитателя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение. * Отсутствие поспешности применения наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям. * Применять наказания лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов. * Наказание должно быть строго индивидуализированно. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет. * Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызения совести. В таком случае – зачем оно? «Наказание – очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности.» .С. Макаренко Педагог-психолог: Шаповалова О.А. |