Преемственность - залог успешной адаптации учащихся 1,5,10 классов
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей и средств решения проблем «переходного периода» необходимо определить, какие психологические новообразования младшего школьника обеспечат успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития. С одной стороны, находясь в предкритической фазе, дети становятся неуправляемыми (отсюда и разногласия в оценке бывших классных руководителей и настоящих), но одновременно они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.
Для грамотного планирования профилактической работы всем участникам образовательного процесса в 5-х классах необходимо опираться на сильные стороны ученика, представленные в основных психологических новообразованиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_doklad_na_sovete.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
Выступление
на метод. совете:
«Преемственность - залог
успешной адаптации учащихся 1,5,10 классов»
Подготовила:
педагог – психолог
Макагонова И.Н.
25.10.2013 г.
с. Бурлацкое
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ПЕРЕХОДА К ОБУЧЕНИЮ ИЗ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей и средств решения проблем «переходного периода» необходимо определить, какие психологические новообразования младшего школьника обеспечат успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития. С одной стороны, находясь в предкритической фазе, дети становятся неуправляемыми (отсюда и разногласия в оценке бывших классных руководителей и настоящих), но одновременно они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.
Для грамотного планирования профилактической работы всем участникам образовательного процесса в 5-х классах необходимо опираться на сильные стороны ученика, представленные в основных психологических новообразованиях.
- Произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование (развитие моторики, темп учебной деятельности, учебная активность, развитие мышления, владение навыками применения операций, развитие речи).
- Осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии (взаимодействие с педагогами, отношения к самому себе и сверстникам, соблюдение социальных и этических норм, наличие и характер учебной мотивации, устойчивое эмоциональное состояние в школе).
Центральное и важнейшее психологическое новообразование – это так называемое «чувство взрослости» как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания. Проявляться это должно в следующем:
а) Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности.
Результат психодиагностического исследования мотивации обучения в 5 классе:
Класс | Классный руководитель | Кол-во уч-ся | Уровни адаптации | |||||
высокий | средний | внешние мотивы | низкий | дезадаптация | ||||
5 «А» | 22 | 4 чел.-22% | 5 чел.-26% | 5 чел.-26% | 5 чел.-26% | --- | ||
5 «Б» | 21 | 10чел.- 48% | 2 чел.-10% | 6 чел.-29% | 3 чел.-13% | --- | ||
Итого | 43 | 14 чел.-35% | 7 чел.-18% | 11 чел.-27% | 8 чел.-20% | --- | ||
10 | 20 | 1 чел.-7% | 2 чел.-13% | 6чел.-40% | 6 чел.-40% | --- | ||
Итого: | 63 | 15чел.-27% | 9 чел.-16% | 17чел.- 31% | 14чел-26% | --- |
Причиной данных показателей служит увеличение количества педагогов – предметников, необходимость постоянного передвижения по школе в поисках нужного кабинета, несформированность процессов саморегуляции и самоконтроля, снижение родительской активности и постоянного контроля в учебном процессе детей.
б) Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам, сверстникам.
Результат исследования тревожности:
Класс | Высокий уровень тревожности | Повышенный уровень тревожности | Средний уровень тревожности | Низкий уровень тревожности |
5 « А» | --- | --- | 21% | 79% |
5 « Б» | 5% | --- | 45% | 50% |
ИТОГО: | 2% | --- | 33% | 65% |
10 | 20% | 20% | 47% | 13% |
Итого | 11% | 10% | 40% | 39% |
Низкий процент высокой тревожности свидетельствует об относительной стабильности эмоционального состояния учащихся в школе.
В период адаптации учащихся в среднем звене психологом была проведена следующая работа:
* посещение уроков с целью наблюдения за психическими функциями учащихся с выдачей рекомендаций для учителей – предметников и классных руководителей;
* проведение психодиагностического исследования личностных особенностей учащихся в период адаптации с выдачей рекомендаций для классных руководителей по результатам диагностик;
* выдача информационного материала классным руководителям для работы с учащимися и их родителями в период адаптации;
* выдача информационного материала родителям учащихся для оказания помощи их детям в период адаптации;
* проведение развивающих занятий с учащимися 5а и 5б класса
Рекомендации родителям учащихся в период адаптации:
- Проявлять доброжелательный систематический контроль процесса обучения и воспитания, использовать положительную оценку достижений как ориентирующий фактор, повышающий продуктивность работы и способствующий снятию эмоционального напряжения.
- Возникающие трудности преодолевать совместно, сравнивать прошлые достижения ребёнка
- с настоящими, выделяя перспективу развития. Не скупиться на похвалу, не идти на поводу только у школьных отметок. Анализировать поведение ребёнка, его поступков, поддерживать у него веру в себя, в свои силы и возможности.
- Ставить перед ним только реальные цели и задачи с учётом возрастных особенностей физического и психического развития.
- Систематически следить за соблюдением детей режима труда и отдыха.
- «Смотреть в корень», т.е. не забывать о генетической наследственности семьи, социальной среде, в которой растёт ребёнок.
- При возникновении проблем обратиться за консультацией к педагогу – психологу школы для оказания совместной помощи ребёнку.
Педагог – психолог МБОУ «СОШ № 10»: Макагонова И.Н..