Проблемы социально-психологической адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида

Смолякова Елена Викторовна

Проблемы социально-психологической адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_sotsialno-psikhologicheskoy_adaptatsii.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы социально-психологической адаптации

выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида

В настоящее время серьезной проблемой является недостаточный уровень социальной интеграции лиц с интеллектуальными нарушениями. Это связано с тем, что проблему социально-психологической адаптации выпускников преимущественно решают только специалисты школ VIII вида. Ведь основной задачей специальной коррекционной школы VIII вида является социальная адаптация и интеграция учащихся в обществе, их успешная социализация. Повышение качества интеграции учащихся с интеллектуальными нарушениями возможно лишь при достаточной степени их социально-психологической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе учебно-воспитательного воздействия. Поэтому деятельность педагогического коллектива в рамках работы по адаптации является приоритетной.

При планировании коррекционной работы, направленной на организацию социализирующей адаптивной среды, коррекционные учреждения делают акцент на следующие задачи:

  • укрепление здоровья и физического развития;
  • психическое развитие;
  • гражданское становление;
  • приобретение опыта индивидуального жизнеобеспечения;
  • образовательная деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • правовое образование и воспитание;
  • профессиональное развитие;
  • творческое развитие.

Таким образом, социальная адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и деятельности, которая, в свою очередь, состоит из нижеперечисленных показателей, а именно:

  • социальной готовности, предусматривающей адаптацию к своему социальному статусу; сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизнедеятельности;
  • трудовой готовности, включающей готовность к труду по самообслуживанию и в домашнем хозяйстве; сформированность общих житейских умений и навыков; подготовку  к будущей профессиональной деятельности и профессиональное самоопределение;
  • психологической (морально - волевой) готовности, критериями которой является адекватная самооценка, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка;
  • физической готовности к самостоятельной жизни и деятельности, предусматривающей формирование индивидуального стиля здорового образа жизни; отсутствие вредных привычек; развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду и различным видам деятельности.

Цель обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями заключается в формировании у них способности самостоятельно жить в меняющемся обществе. На практике это означает, что образовательное учреждение создает условия для того, чтобы учащиеся могли научиться самостоятельно решать бытовые, коммуникативные, образовательные проблемы.

В нашей школе сложилась система работы, способствующая адаптации учащихся.

При осуществлении профориентационной поддержки выпускников школа взаимодействует с  «Центр занятости населения», с Тарским сельскохозяйственным техникумом.

Традиционно в марте проводится неделя выпускника, в рамках которой идет следующая работа: профориентационное тестирование, встреча с представителями сельскохозяйственного техникума, тренинги по выбору профессии.

Мониторинг уровня социализации выпускников

№ п/п

Учебный год

Кол-во выпускников

Продолжили обучение

Трудоустроены

Нетрудоустроены

1

2010-2011

13

10

-------

3 (пенсия по инвалидности)

2

2011-2012

13

10

1

2 (пенсия по инвалидности)

3

2012-2013

13

11

1

1 (пенсия по инвалидности)

4

2013-2014

12

7

1

2 (пенсия по инвалидности)

2 (не трудоустроены)

За четыре последних учебных года выпущено 51 выпускник, из них на столяра – плотника обучается – 29 мальчиков, на швей – 9 девочек, 8  подростков являются инвалидами, 3– трудоустроены и 2 нигде не работающие (один из которых находится у бабушки в деревни в силу своих психофизических возможностей обучаться не может).

Итак, процесс социально-психологической адаптации в целом можно охарактеризовать как положительный.

Но анализ практического опыта работы школы по вопросам социализации своих воспитанников, их интеграцию в социальную среду  постшкольного пространства выявил ряд проблем:

  • учащиеся не предпочитают в будущем трудиться по профилю трудового обучения в школе (сельскохозяйственный труд и столярное дело);
  • родители не сотрудничают со школой после того, как их дети заканчивают обучение. А ведь именно родители оказывают основное влияние на процесс  социальной адаптации своего ребенка. Между тем, особенности семей учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида таковы, что у большинства из них наследственность психопатологически отягощена, родители педагогически некомпетентны, не владеют профессиональными знаниями и умениями по оказанию социально-педагогической помощи своему ребенку.

Классному руководителю выпускного класса приходится собирать необходимые документы для поступления детей в коррекционную группу при ПУ – 25, теперь сельскохозяйственный техникуме.

При этом приходится учитывать добровольность как основное условие при дальнейшем устройстве выпускников.