Проблемы социально-психологической адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида
Проблемы социально-психологической адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_sotsialno-psikhologicheskoy_adaptatsii.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы социально-психологической адаптации
выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида
В настоящее время серьезной проблемой является недостаточный уровень социальной интеграции лиц с интеллектуальными нарушениями. Это связано с тем, что проблему социально-психологической адаптации выпускников преимущественно решают только специалисты школ VIII вида. Ведь основной задачей специальной коррекционной школы VIII вида является социальная адаптация и интеграция учащихся в обществе, их успешная социализация. Повышение качества интеграции учащихся с интеллектуальными нарушениями возможно лишь при достаточной степени их социально-психологической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе учебно-воспитательного воздействия. Поэтому деятельность педагогического коллектива в рамках работы по адаптации является приоритетной.
При планировании коррекционной работы, направленной на организацию социализирующей адаптивной среды, коррекционные учреждения делают акцент на следующие задачи:
- укрепление здоровья и физического развития;
- психическое развитие;
- гражданское становление;
- приобретение опыта индивидуального жизнеобеспечения;
- образовательная деятельность;
- трудовая деятельность;
- правовое образование и воспитание;
- профессиональное развитие;
- творческое развитие.
Таким образом, социальная адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и деятельности, которая, в свою очередь, состоит из нижеперечисленных показателей, а именно:
- социальной готовности, предусматривающей адаптацию к своему социальному статусу; сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизнедеятельности;
- трудовой готовности, включающей готовность к труду по самообслуживанию и в домашнем хозяйстве; сформированность общих житейских умений и навыков; подготовку к будущей профессиональной деятельности и профессиональное самоопределение;
- психологической (морально - волевой) готовности, критериями которой является адекватная самооценка, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка;
- физической готовности к самостоятельной жизни и деятельности, предусматривающей формирование индивидуального стиля здорового образа жизни; отсутствие вредных привычек; развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду и различным видам деятельности.
Цель обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями заключается в формировании у них способности самостоятельно жить в меняющемся обществе. На практике это означает, что образовательное учреждение создает условия для того, чтобы учащиеся могли научиться самостоятельно решать бытовые, коммуникативные, образовательные проблемы.
В нашей школе сложилась система работы, способствующая адаптации учащихся.
При осуществлении профориентационной поддержки выпускников школа взаимодействует с «Центр занятости населения», с Тарским сельскохозяйственным техникумом.
Традиционно в марте проводится неделя выпускника, в рамках которой идет следующая работа: профориентационное тестирование, встреча с представителями сельскохозяйственного техникума, тренинги по выбору профессии.
Мониторинг уровня социализации выпускников
№ п/п | Учебный год | Кол-во выпускников | Продолжили обучение | Трудоустроены | Нетрудоустроены |
1 | 2010-2011 | 13 | 10 | ------- | 3 (пенсия по инвалидности) |
2 | 2011-2012 | 13 | 10 | 1 | 2 (пенсия по инвалидности) |
3 | 2012-2013 | 13 | 11 | 1 | 1 (пенсия по инвалидности) |
4 | 2013-2014 | 12 | 7 | 1 | 2 (пенсия по инвалидности) 2 (не трудоустроены) |
За четыре последних учебных года выпущено 51 выпускник, из них на столяра – плотника обучается – 29 мальчиков, на швей – 9 девочек, 8 подростков являются инвалидами, 3– трудоустроены и 2 нигде не работающие (один из которых находится у бабушки в деревни в силу своих психофизических возможностей обучаться не может).
Итак, процесс социально-психологической адаптации в целом можно охарактеризовать как положительный.
Но анализ практического опыта работы школы по вопросам социализации своих воспитанников, их интеграцию в социальную среду постшкольного пространства выявил ряд проблем:
- учащиеся не предпочитают в будущем трудиться по профилю трудового обучения в школе (сельскохозяйственный труд и столярное дело);
- родители не сотрудничают со школой после того, как их дети заканчивают обучение. А ведь именно родители оказывают основное влияние на процесс социальной адаптации своего ребенка. Между тем, особенности семей учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида таковы, что у большинства из них наследственность психопатологически отягощена, родители педагогически некомпетентны, не владеют профессиональными знаниями и умениями по оказанию социально-педагогической помощи своему ребенку.
Классному руководителю выпускного класса приходится собирать необходимые документы для поступления детей в коррекционную группу при ПУ – 25, теперь сельскохозяйственный техникуме.
При этом приходится учитывать добровольность как основное условие при дальнейшем устройстве выпускников.