Тренинг «Выход из конфликтных ситуаций»

Смолякова Елена Викторовна

проводился с опекаемыми детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_pmpk.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг

«Выход из конфликтных ситуаций»

Цель:

- актуализация опыта переживания конфликта

- осознание роли конфликтов и способов их разрешения

Этапы работы, цели упражнений

Методы и техники

Содержание

Этап I. «Установление контакта». Введение в групповой процесс. Создание соответствующего настроения

Игра «Знакомство»

Ведущий предлагает всем по кругу назвать свое имя и сказать несколько слов о себе, при этом можно ввести какие-либо ограничения. Пусть это будет только 3 слова и тд.

Этап II. Актуализация опыта переживания конфликта

Упражнение «Детство»

Упражнение «Конфликтные ситуации»

Подростку предлагается вспомнить свои конфликты в раннем детстве.

После зачитывания конкретных ситуаций ведущий обращает внимание учащихся на такое обстоятельство: несмотря на то что конфликт остался в глубоком детстве, - эмоции все еще свежи.

Делается вывод: конфликты сильно влияют на жизнь человека, поэтому необходимо обратиться к их изучению.

Ведущий просит подростков объединиться в группы по 4-5 человек и дает им конкретную ситуацию:

  1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
  2. На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
  3. Одноклассник принес тебе интересную книгу, ты зачитался до поздней ночи и не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя с мамой возник конфликт.
  4. Ты очень любишь слушать громкую музыку, а родители любят тишину, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Через 10 минут группы предоставляют свои варианты решения конфликтов, чтобы это решение максимально учитывало интересы сторон.

Подводя итого, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая из сторон идет на частичные уступки для общего удобства.

Этап III. Способы решения конфликтов

«Беспроигрышный метод решения споров». Знакомство с правилами

Для решения конфликтов между близкими людьми существует правила:

  1. Выяснить как можно точнее, в чем именно заключается причина разногласий.
  2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.
  3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ними.
  4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
  5. Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Затем познакомить подростков со способами разрешения конфликтов:

  1. Идти до конца (но опасность в том, что это может привести к утрате взаимного доверия, созданию почвы для конфликтов в будущем).
  2. Привлечение к разрешению конфликта третьей стороны – основано на признание третьего лица. Однако оценки, даваемые им, могут привести к новому конфликту, порождая эффект цепной реакции.
  3. Компромисс – процесс принятия совместного решения за счет взаимных уступок, отказа от части своих претензий. Нужно учесть, что в отдельных случаях человеку необходимо отказаться от некоторых моральных ценностей, имеющих для него большое значение.

Этап IV. «Осознание своей  индивидуальности»

«Моя уникальность». Медитация под музыку

Ведущий. Мир долго готовился к моему появлению… до меня на свете жило много разных людей, и каждый из них своей жизнью вносил свой маленький вклад в тот мир, в который должен был придти я. Очень долго готовили они мою маму и моего папу, чтобы они выросли, смогли встретиться и полюбить друг друга. Это было не просто, но это случилось, и через некоторое время после их встречи произошло великое событие, величайшее событие всей мировой истории – на свет появился Я, формочку, с которой делали меня – разбили, и другого такого – больше нет и появиться не может. Какой бы ни был я – я неповторим. Я неповторим в своих глупостях, таких смешных и понятных только мне, потому что эти глупости – только мои, и даже похожие глупости других – уже совсем другие глупости. Я неповторим в своих заблуждениях, потому что мои заблуждения вырастают на моей почве, под моей верой и моими страхами и надеждами.

И как бы ни был я со стороны похож на сотни таких же, как я  - я точно знаю, что мой мир принадлежит только мне, в нем особый цвет и запах, в нем мой горизонт, моя боль и мое солнце. Мой путь – это только мой путь, и поэтому для меня он – бесценен…

Этап V. 

Рефлексия

Упражнение «Что мне понравилось»

Упражнение «Комплимент»

Каждый участник высказывает свое мнение о занятии, какие чувства, эмоции он испытывал во время проведения того или иного упражнения.

Каждый участник должен посмотреть на партнера, сидящего рядом, подумать о том, какая черта характера, привычка того ему нравится, и сказать о этом, т.е. сделать комплимент, должен как минимум поблагодарить. Если кто-то не готов, он может пропустить ход и сделать комплимент после других.