Современное понимание умственной отсталости
Предварительный просмотр:
Современное понимание умственной отсталости
Вопросы умственной отсталости практически в одинаковой степени касаются врачей- психиатров, учителей – дефектологов, воспитателей, логопедов и психологов.
Частота олигофрении в популяции оценивается в пределах от 0,2 до 3 %.
Основными признаками для распознавания УО являются задержка собственно интеллектуального развития, а также сопутствующие нарушения социального функционирования.
Умеренные и более тяжелые формы расстройства равномерно представлены во всех социальных слоях общества, тогда как легкие формы доминируют в малообеспеченных семьях, где число таких детей достигает 10 – 30 %.
В соответствии с Международной классификацией психических и поведенческих расстройств (МКБ 10) дается несколько иное, отличающееся от традиционно принятого в отечественной науке, видоизмененное определение УО.
Состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей, отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него, однако у УО может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них, по меньшей мере в 3 – 4 раза выше, чем в общей популяции.
С.Я. Рубинштейн характеризует УО в монографии «психология умственно отсталого ребенка»:
«Умственная отсталость как стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга».
Особенности восприятия умственно отсталого ребенка.
Результаты экспериментов обнаруживают узость и замедленность восприятия у детей с олигофренией. Дети воспринимают меньшее количество объектов, чем их нормальные сверстники. Замедленность восприятия усугубляется неумением умственно отсталых детей выделить главное. Они не понимают внутренних связей между частями, поэтому процесс восприятия УО ребенка протекает с меньшей дифференцированностью.
При изучении восприятия УО ребенка установлено, что его развитие у этих детей идет неравномерно. Усвоение детьми сенсорные эталоны зачастую оказываются нестойкими, расплывчатыми. Дети могут выделить свойства предмета на занятии, но в быту, в самостоятельной деятельности они не ориентируются.
Для ребенка с интеллектуальной недостаточностью характерно большое отставание в сроках развития восприятия, его замедленный темп, позднее и часто неполноценное соединение восприятия со словом, что в итоге задерживает формирование представлений.
Такие дети имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Они расплывчато представляют себе окружающие предметы, плохо различают основные их свойства, недостаточно ориентируются в пространстве.
Особенности мышления умственно отсталого ребенка.
Как показывают исследования В.Г. Петровой, М. С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн и др. у детей с УО мыслительные операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, в процессе анализа УО дети выделяют незначительное количество существенных признаков явлений или предметов, вычленяя лишь наиболее заметные части, дети не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Нарушения анализа и синтеза во многом обусловливает своеобразия протекания операции сравнения. УО проводят сравнения по несущественным признакам, затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Операция обобщения характеризуется ситуационностью, основывается на случайных, а не существенных признаках, поэтому приводит к непониманию переносного смысла пословиц, метафор, загадок.
Кроме того, для детей с УО характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия при слабом самоконтроле.
У детей с отклонениями в умственном развитии отмечается низкий уровень протекания всех видов мышления: наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно – логического.
Дети многократно повторяют нерезультативные пробы. Имеет место недостаточная связь практических действий со словесными высказываниями.
При изучении уровня развития наглядно – образного мышления наблюдается несоотнесенность речи и восприятия. Поэтому ребенок с отклонениями в умственном развитии не может перейти к оперированию образами в уме, затрудняется объяснить причинно – следственную сущность явления.
Особенности памяти умственно отсталого ребенка.
Одним из важных условий, определяющих развитие умственно отсталого ребенка, его коммуникативные функции и следовательно, успешность социальной, а в последующем и школьной адаптации детей , является память.
Память позволяет фиксировать, обобщать прошлый опыт, приобретать новые знания и умения.
У детей с УО основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации имеют специфические особенности, Так как формируются в условиях аномального развития.
Как показали исследования А.Н. Леонтьева, УО дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и главное – не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Воспроизведенный материал искажается, характерны отождествления, неполнота содержания, нарушения последовательности.
По словам Л.С. Выготского, такие свойства памяти, как замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения, неточность воспроизведения, являются «ядерными» свойствами памяти детей с интеллектуальной недостаточностью.
Помимо перечисленных недостатков памяти, детям с УО свойственна плохая переработка воспринимаемого материала. У детей с отклонениями в умственном развитии произвольное запоминание не сформировано, ребенок не может сознательно, по своей воле запоминать, предложенный ему программный материал. Однако, это не значит, что ребенок ничего не запоминает. Он непроизвольно запоминает то, что случайно произвело на него впечатление.
Особенности внимания умственно отсталого ребенка.
Следующим психологическим условием, определяющим развитие умственно отсталых детей, является внимание. Оно характеризует степень сосредоточенности и направленности различных психических процессов: восприятия, мышления, речи.
Отмечается, что внимание умственно отсталых детей почти не бывает нормальным.
Оно или быстро ослабевает, или настолько отвлекаемо, что невозможна его концентрация.
В своих работах Г.Е. Сухарева указывала, что «…Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью, всегда трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается».
Активность внимания, вызванная тем или иным способом, через некоторое время после включения в работу ослабевает и полностью исчезает. Дальнейшее выполнение работы осуществляется на низком уровне активности. Следствием этого являются стереотипные ответы и пассивная, инертная, формальная деятельность.
Уровень развития внимания крайне низок. Дети обычно не удерживают взгляда на объектах, не рассматривают их, плохо выделяют отдельные предметы, не умеют следить за действиями взрослых.
Поэтому для аномальных детей особенно важной становится задача обучения сосредоточению внимания на речи и развития слухового внимания.
Классификация ЗПР К.С.Лебединской.
С учетом этиологии различают 4 основных варианта задержки психического развития:
- конституционального происхождения;
- соматогенного происхождения;
- психогенного происхождения;
- церебрально – органического генеза.
К задержке психического развития конституционального происхождения относят психический и психофизический инфантилизм. Детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Эмоционально – волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей младшего возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реакции, игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. В игре они проявляют выдумку и сообразительность, однако очень быстро устают от учебной деятельности.
Задержка психического развития самотогенного происхождения связана с длительными хроническими заболеваниями. Она характеризуется физической и психической астенией. У детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость. У них формируются такие черты характера, как робость, боязливость, неуверенность в себе.
При ЗПР психогенного происхождения основными этиологическими факторами являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно – психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. При этом варианте ЗПР преимущественно страдает эмоционально – волевая сфера. Так при педагогической запущенности, безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. При гиперопеке появляются эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию, к труду. При авторитарном, императивном воспитании, в психотравмирующих, жестоких для ребенка условиях наблюдается невротическое развитие личности, формируется робость, боязливость, отсутствие инициативы, самостоятельности.
Наиболее сложной и специфической формой является ЗПР церебрально – органического генеза (минимальная мозговая дисфункция).
Этиология этой формы ЗПР связана с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикация, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка. В отличие от олигофрении, ЗПР обусловлена более поздним повреждением мозга, когда уже начинает осуществляться дифференциация многих мозговых систем.
При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симтомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно – мозговой иннервации, выраженной вегето – сосудистой дистонии).
При ЗПР церебрально – органического генеза имеется незрелость как эмоционально – волевой сферы, так и познавательной деятельности. В зависимости от того, что преобладает в клинической картине: эмоциональная незрелость или нарушение познавательной деятельности, - ЗПР подразделяют на две группы: первая группа – с преобладанием органического инфантилизма; вторая – с преобладанием нарушений познавательной деятельности.
Органический инфантилизм проявляется, прежде всего, в эмоционально – волевой незрелости, в примитивности эмоций, внушаемости, слабости воображения, преобладании игровых интересов над учебными. У одних детей преобладает импульсивность, психомоторная расторможенность, неспособность к волевым усилиям. У других детей выявляется робость, боязливость, склонность к страхам, пассивность, заторможенность.
Нарушения познавательной деятельности у детей с минимальной мозговой дисфункцией носят мозаичный характер. Парциальное нарушение корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем. Таким образом, нарушение психичесого развития характеризуется направлением «снизу вверх».
Недостаточный уровень развития навыков, знаний и умений педагогически запущенного ребенка обусловлен не органическим повреждением ЦНС, не парциальным нарушением высших корковых функций, а условиями социальной депривации.