Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2013 – 2014 учебный год
Аналитический отчет о работе педагога - психолога школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_2013-2014.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчет о работе педагога-психолога
за 2013 – 2014 учебный год
Приоритетные задачи современного образования, важнейшие для развития как общества в целом, так и конкретной личности - воспитание творческого и эмоционально- ценностного отношения к миру.
Для осуществления процесса сопровождающей работы учебно-воспитательного процесса педагогом-психологом ставились следующие задачи:
- Сохранение и укрепление психического здоровья учащихся;
- Саморазвитие и в перспективе самоопределение каждого учащегося;
- Гуманизация и гармонизация межличностных внутригрупповых отношений;
- Внедрение эффективных технологий в практику образования;
- Адаптация учащихся на разных возрастных этапах;
- Помощь в поиске позитивного опыта в проблемных ситуациях;
- Оказание информативной и консультативной помощи родителям.
Цель: формирование образовательной среды, как пространства для развития личности, обеспечивающей благоприятные условия для успешного обучения и социально – психологического определения учащихся.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога является работа с детьми, педагогами и родителями. Для реализации поставленных задач с данными категориями проводились диагностическая, профилактическая, психоразвивающая, консультационная и просветительская работа.
Работа с различными категориями детей. Все дети школы разделены на категории:
- малообеспеченные – 24 человека,
- неполные семьи – 20,
- опекаемые – 5 человек,
- неблагополучные семьи – 15,
- многодетные семьи – 19,
- дети – инвалиды – 21 человек,
- состоящие на ВШК – 9 человек,
- состоящие на учете в КПДН – 3 человек.
Для каждой категории детей запланирована определенная работа:
- обследованы жилищно-бытовые условия и написаны акты,
- беседа с учащимися и их родителями,
- проведение профилактических бесед с инспектором ПДН:
- диагностика учащихся наиболее склонных к употреблению наркотических средств: беседа и анкетирование,
- консультации у специалистов ЦРБ,
- работа с родителями: посещение квартир, индивидуальные консультации и тд.
- оформление уголка - стенда для родителей и правовой направленности,
- диагностические исследования учащихся вызывающих особую тревогу и состоящих на особом контроле из категории «риска»
Работа школьного психолога начинается с адаптации первоклассников и вновь прибывших учащихся к новым условиям обучения. Проводилось эта работа по таким направлениям:
- Анкетирование детей в форме свободных вопросов.
- Изучение школьной мотивации (модифицированный вариант методики Лускановой);
- Изучение уровня тревожности (Спилберг).
- Анкетирование родителей;
- Наблюдение за детьми на уроках и на переменах.
- Проведение коррекционно – развивающих занятий с первоклассниками.
- Проведение социометрии.
Диагностика Лускановой выявила 4 уровня школьной мотивации.
С высоким уровнем тревожности на начало года - 32% детей. С детьми данной категории проводились различные мероприятия по снятию уровня тревожности, психологические игры, направленные на адаптацию ребят в школе. Анкетирование учащихся в мае выявило, что количество ребят с повышенных уровнем тревожности уменьшилось на 14%.
При анализе показателей удовлетворенности учащимися школьной жизнью, было выявлено, что положительное отношение к школьной жизни имеют - 68%, нейтральное — 12%, отрицательное — 2%. Причинами нейтрального или негативного отношения к школе является стеснение, не желание учиться, подчиняться школьному режиму, отсутствие интереса и неформальный круг общения.
В среднем и старшем звеньях был проведен тест «Социометрия», по итогам результата были выявлены в классах лидеры, предпочитаемые и пренебрегаемые.
Традиционно по сложившейся программе для учащихся 9 класса курс «Основы профессионального самоопределения».
Наряду с традиционной методикой Голланда по определению типа личности были использованы такие методики как: «Выбор профессии», характерологический опросник Айзенка, методика «За и против». Комплекс методик позволяет выявлять особенности учащихся (характер, тип личности, склонность к той или иной профессии). По результатам диагностики проводятся консультации, которые позволяют учащимся глубже осознать проблему и перспективы профессионального выбора, а также профиля обучения.
Сравнительная диаграмма типов личности
Из анализа результатов учащиеся склоняются к выбору «модных»», «престижных» профессий без учёта своих склонностей, возможностей, а также реальных потребностей рынка труда. Практика показывает что результаты диагностической работы нацеливают учащихся на осознанный профессиональный выбор и в конце концов по окончании 9-го класса мыслят более реально знают свой тип личности, особенности психики, оценивают свои возможности и приведённые цифры в значительной степени смещаются в сторону реального, практического выбора профессии.
В марте проходило исследование учебной мотивации учащихся.
Виды мотивации:
• Внешний мотив -0.00 • Игровой – 0.01% •3 Получение отметки -10% •4 Позиционный – 36% •5 Социальный – 34% •6 Учебный -0.02%
Как видно из цифр крайне слабо выражен учебный мотив и ведущим является социальный (т. е связанный с достижением будущего места в обществе) и позиционный (личная позиция ученика в классе).
В ноябре по традиции в школе прошла неделя психологии приуроченная к международному дню психолога.
Рабочая неделя была открыта общешкольной линейкой. Дети и взрослые были ознакомлены с планом мероприятий в рамках «Недели психологии».
Основные рабочие принципы Недели психологии в школе:
- Неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченное начало и конец, основную идею и девиз.
- Каждый день должен плавно перетекать в следующий.
- Необходимо использовать такие виды работы, которые делали бы каждый день Недели неповторимым и задавали бы ее общий дух.
- События Недели должны охватывать всю школу – всех детей и всех взрослых.
- Мероприятия Недели не должны (по возможности) вмешиваться в учебный процесс. Или, по крайней мере, это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педагогами и администрацией школы.
Развивающие задачи:
- Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся.
- Развитие рефлексии и саморефлексии.
- Развитие мотивационной сферы.
- Развитие и осмысление личной системы жизненных ценностей и смыслов у учащихся и педагогов.
- Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.
Коррекционные задачи:
- Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе.
- Развитие важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества.
Просветительские и психопрофилактические задачи:
- Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, настрой на «психологическую волну».
- Стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога.
- Удовлетворение потребности школьников в сильных и целостных эмоциональных переживаниях.
Школа оформляется в соответствии с тематикой недели (развешиваются афоризмы, в коридоре школы размещается информация об акциях и мероприятиях, вывешиваются стенды).
Одним из видов работы в рамках Недели психологии являются психологические акции. Собственно, это не игра, это - игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат.
Основная цель таких акций - расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма "жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете".
Важные особенности акции - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками.
Сроки проведения «Недели психологии» в КОУ «Тарская школа» с 18 ноября по 23 ноября 2013 года.
День недели | Мероприятие | Контингент участников |
Время и место |
Понедельник 18.11.13 | Линейка-открытие Недели. Знакомство с мероприятиями недели. | весь коллектив | школьный вестибюль |
Вторник 19.11.13 | Психологическая акция «Винни-Пух и все-все-все» | Учащиеся и педагоги (отдельно) | школа |
Среда 20.11.13 | КВН 7 – 9 классы | Все желающие | школьный вестибюль |
Конкурс рисунков «День наполненный счастьем» 1-6 классы | Все желающие | школьный вестибюль | |
Четверг 21.11.13 | Акция-забор «Я хочу чтобы в школе было…» | весь коллектив | школьный вестибюль |
Пятница 22.11.13 | Психологическая акция «Следопыт» | Все желающие | Кабинет ИКТ |
Понедельник 25.11.2013 | Подведение итогов «Недели психологии» – общешкольная линейка, награждение победителей | весь коллектив | школьный вестибюль |
Описание акций.
- Психологическая акция «Винни - Пух и все – все – все…». Эта акция затрагивает почти каждого "жителя школы", вызывая неподдельный интерес к психологу, другим "жителям школы". Отлично подходит для начала недели психологии, задавая ей загадочный и праздничный тон.
Цели:
Активизировать познавательный интерес участников образовательного процесса;
Создать условия для реализации активной жизненной позиции;
Расширить представления о самом себе у участников акции;
Привлечь внимание к деятельности психологической службы
- Психологический КВН рассчитан на учащихся 7 – 9 классов. Мотив веселого соперничества высвобождает энергетику, а содержание игровых заданий способствует развитию внимания, фантазии, сплоченности.
Используемые формы работы делают общение с окружающими приятным, и способствуют развитию эмпатии и самосознания, формированию навыков взаимодействия друг с другом, навыков совместной деятельности, социальной адаптации.
- Конкурс рисунков «День наполненный счастьем». Цель данного мероприятия активизировать воображение у учащихся начальных классов. Научиться самовыражать чувство радости и счастья путем выбора цветовой гаммы.
- Психологическая акция – заборчик «Я хочу чтобы в школе было…». Акция, задачей которой является поддержка каждого учащегося, направлена на создание благоприятного эмоционального климата в школе, на получение положительных эмоций.
- Психологическая акция «Следопыт». Существуют несколько типов вопросов в этой акции:
1) вопросы, ответы на которые требуют больших энергозатрат. Эти вопросы не вызывают удивления, скорее, дети с удовольствием тратят свою энергию, но точно знают, к примеру, сколько огнетушителей в коридорах начальной школы;
2) вопросы, направленные на знакомство с организацией работы и особенностями школы. Для ребят эти вопросы также очень интересны, ведь это реальная возможность узнать что-то новое о родной школе;
3) вопросы, целью которых уделить пристальное внимание взрослому коллективу школы – и педагогическому, и обслуживающему. Это, наверное, самые любимые для детей вопросы. Еще бы, когда еще можно узнать, у кого из учителей есть собака!
Завершена «Неделя психологии» общешкольной линейкой, на которой были подведены итоги проводимых мероприятий, вручены награды за личные и коллективные достижения. Всем за участие в «Неделе психологии» была высказана благодарность.
В конце второй четверти был проведен монитор посещаемости В школе установлен ежедневный учет посещаемости учебных занятий обучающимися. Это позволило наладить работу классных руководителей и повысить уровень посещаемости
Борьба с пропусками занятий является важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняют у родителей причину отсутствия.
Не всегда данные меры бывают действенными. Родители скрывают истинные причины пропусков детьми. Совместно с классными руководителями посещаем учащихся на дому, выясняя причины пропусков.
По необходимости оформляем детей в реабилитационный центр. За данный период в центр были оформлены – 5 учащихся.
С выше перечисленными детьми ведется профилактическая работа совместно с классным руководителем и родителями. Используются такие формы работы как беседы, приглашения к администрации школы и на Заседания Совета по Профилактике, посещение семей на дому в учебное время, написание ходатайств в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом опеки и попечительства и ПДН.
Работа проводилась также с родителями. Самой удобной формой работы является индивидуальные консультации и беседы, так как проблемы семей индивидуальны. В этом году было проведено 6 заседаний Психолого-Медико –Педагогического консилиума. Еще одним из основных направлений работы педагога-психолога является работа с детьми, стоящими на внутрешкольном учете из семей, находящихся в СОП. Основной формой работы с такими детьми являются индивидуальные развивающие занятия, беседы, консультации, посещение на дому. С родителями этих детей проводились консультации, родительские собрания, беседы. Были проведены совместно с инспектором ПДН профилактические беседы с учащимися. В рамках рейда по неблагополучным семьям посещены квартиры учащихся. Совместно с ОмГПУ был проведен психолого – педагогический семинар «Организация научно – исследовательской работы педагогов», Пузеп Л.Г. рассказала о том, как нужно составлять научно – исследовательские работы с учащимися и какими критериями нужно пользоваться. С этого года на базе школы работает волонтерский отряд ОмГПУ «Энергия молодости». Волнтерами были проведены мероприятия: КВН по ЗОЖ, КВН в рамках недели психологии, КВН посвященный Дню защитника отечества, игра по профориентации в рамках недели выпускника, 12 апреля – День космонавтики. Так же студенты принимали активное участие в проводимых семинарах и конференциях на базе школы. В 2013 – 2014 учебном году налажено сотрудничество с отделом профилактики правонарушений в центре «Надежда» в частности с социальным педагогом Поморовой Н.П., были проведены беседы с 7 – 9 классами: «Неформальные объединения молодежи», «Скажем наркотикам нет» и тд. На базе школы в октябре месяце была проведена Областная практическая конференция для педагогов специальных (коррекционных) школа VIII вида северных районов Омской области по теме: «Реализация технологий индивидуального и дифференцированного обучения детей с нарушением интеллекта». В рамках данной конференции были даны открытые уроки учителями школы, выступления с докладами. В целом семинар получил положительную оценку приглашенных коллег. По итогам были вручены дипломы и сертификаты участников, а педагоги нашей школы получили дипломы за открытые занятия. В декабре 2013 года был проведен районный конкурс детей дошкольного возраста «Мир увлечений моей семьи». В конкурсе приняли участие дети дошкольных групп 6 детских садов. Воспитанники рассказали и показали увлечения своей семьи с помощью родителей и воспитателей. По итогам были определены призеры I – III степеней, остальные дети получили сертификаты участников, педагоги – благодарственные письма. В декабре было объявлено о проведении регионального конкурса профессионального мастерства «Педагогические идеи» учителей, социальных педагогов и педагогов-психологов специальных (коррекционных) школ VIII вида севера Омской области. Конкурс проходил в два этапа. На первом этапе – заочном, педагоги присылали свои методические разработки, видиозанятия и статьи в сборник. 2 этап – очный:
Во втором этапе конкурса (очном) участвуют победители первого (заочного) этапа. Подведение итогов конкурса (очной формы) планировалось по двум номинациям:
По итогам конкурса победителям присуждаются I, II и III места по каждой номинации. Участникам конкурса, приславшим свои авторские статьи, будут вручены сборники. Все конкурсанты получают Сертификаты участника конкурса. В конкурсе приняли участие педагоги: Шуховской, Бальшеуковской, Тарской школы – интеранта и КОУ «Тарской школы». Получены положительные отзывы участников конференции и пожелания на будущее сотрудничество. В марте 2014 года была проведена заочная областная конференция школьников специальных (коррекционных) школ VIII вида северных районов Омской области, по теме: «Толерантность: объединяем усилия». Учащиеся писали сочинения – рассуждения на тему «Толерантность, как я это понимаю», приняли участие Шуховская, Тарская школы – интеранты и КОУ «Тарской школы». Участники были награждены сертификатами участников и победители дипломами I, II и III степени. Конференция получила много положительных отзывов от участников и коллег. В апреле был проведен районного конкурса профессионального мастерства «Педагогические идеи» воспитателей, логопедов, дефектологов, педагогов - психологов детских садов Тарского района в два этапа: 1 этап – заочный:
2 этап – очный:
Во втором этапе конкурса (очном) участвовали победители первого (заочного) этапа. В конкурсе приняли участие 5 детских садов района (Екатерининский, Междуреченский, д/с Нефтяник, д/с №6 и наши дошкольные группы). Участники были награждены сертификатами участников и победители дипломами I, II и III степени. Конференция получила много положительных отзывов от участников и коллег. Дала открытое занятие в рамках Областной практической конференции для педагогов специальных (коррекционных) школа VIII вида северных районов Омской области по теме: «Реализация технологий индивидуального и дифференцированного обучения детей с нарушением интеллекта». Получила положительную рецензию с ОмГПУ и коллег. Участвовала в научно – практической конференции «Профилактика правонарушений в подростково – молодежной среде: взаимодействие гражданского общества и правового государства». Подготовила участника областной дистанционной олимпиады по психологии Наговицына В., по итогам получили сертификат участника. Имею благодарственные письма: - филиала ОмГПУ в г.Таре, за эффективное сотрудничество, развитие социального партнерства и содействие в воспитании и обучении молодежи; - за организацию и проведение недели психологии; - за организацию и проведение районного конкурса детей дошкольного возраста «Мир увлечений моей семьи»; - за организацию проведение Областной практической конференции для педагогов специальных (коррекционных) школа VIII вида северных районов Омской области по теме: «Реализация технологий индивидуального и дифференцированного обучения детей с нарушением интеллекта»; - КОУ «Центр ПМСС», Территориальная ПМПК г.Тара, за помощь и содействие в работе. В своей работе я пользуюсь литературой подобранной в соответствии с особенностями наших детей. Так же у меня сделаны папки: - папка работы с начальным звеном, - папка работы со старшим и средним звеном, - папка по профконсультации, - папка работы с родителями, - папка работы с педагогами, - папка тренинговых и коррекционных занятий, - папка по профилактике наркомании и вредных привычек, - теоретическая папка, - папка социально-психологической службы школы, - папка тесты, - папка работы с выпускниками, - работа ПМПк. Имеется личная библиотека психолога. В своей работе пользуюсь оргтехникой, мультимедийным экраном. В целом план работы психолога реализован полностью, намечены новые направления деятельности, связанные с расширением психологической и консультационной помощи детям, а также родителям и педагогам. Апробировать новые формы работы психолога. | ||
| ||