Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2013 – 2014 учебный год

Смолякова Елена Викторовна

Аналитический отчет о работе педагога - психолога школы VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_2013-2014.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет о работе педагога-психолога

за 2013 – 2014 учебный год

 Приоритетные задачи современного образования, важнейшие для развития как общества в целом, так и конкретной личности -  воспитание творческого и эмоционально- ценностного отношения к миру.

Для осуществления процесса сопровождающей работы учебно-воспитательного процесса педагогом-психологом ставились следующие задачи: 

  • Сохранение и укрепление психического здоровья учащихся;
  • Саморазвитие и в перспективе самоопределение каждого учащегося;
  • Гуманизация и гармонизация межличностных внутригрупповых отношений;
  • Внедрение эффективных технологий в практику образования;
  • Адаптация учащихся на разных возрастных этапах;
  • Помощь в поиске позитивного опыта в проблемных ситуациях;
  • Оказание информативной и консультативной помощи  родителям.

Цель: формирование образовательной среды, как пространства для развития личности, обеспечивающей благоприятные условия для успешного обучения и социально – психологического определения учащихся.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога является работа с детьми, педагогами и родителями. Для реализации поставленных задач с  данными категориями проводились диагностическая, профилактическая, психоразвивающая, консультационная и просветительская работа.

Работа с различными категориями детей. Все дети школы разделены на категории:

- малообеспеченные – 24 человека,

- неполные семьи – 20,

- опекаемые – 5 человек,

- неблагополучные семьи – 15,

- многодетные семьи – 19,

- дети – инвалиды – 21 человек,

- состоящие на ВШК – 9 человек,

- состоящие на учете в КПДН – 3 человек.

Для каждой категории детей запланирована определенная работа:

- обследованы жилищно-бытовые условия и написаны акты,

- беседа с учащимися и их родителями,

- проведение профилактических бесед с инспектором ПДН:

- диагностика учащихся наиболее склонных к употреблению наркотических средств: беседа и анкетирование,

- консультации у специалистов ЦРБ,

- работа с родителями: посещение квартир, индивидуальные консультации и тд.

- оформление уголка - стенда для родителей и правовой направленности,

- диагностические исследования учащихся вызывающих особую тревогу и состоящих на особом контроле из категории «риска»

Работа школьного психолога начинается с адаптации первоклассников и вновь прибывших учащихся к новым условиям обучения. Проводилось эта работа по таким направлениям:

  • Анкетирование детей  в форме свободных вопросов.
  • Изучение школьной мотивации (модифицированный вариант методики Лускановой);
  • Изучение уровня тревожности (Спилберг).
  • Анкетирование родителей;
  • Наблюдение за детьми на уроках и на переменах.
  • Проведение коррекционно – развивающих занятий с первоклассниками. 
  • Проведение социометрии.

Диагностика Лускановой   выявила  4  уровня школьной мотивации.

С высоким уровнем тревожности на начало года -   32% детей. С детьми данной категории проводились различные мероприятия по снятию уровня тревожности, психологические игры, направленные на адаптацию ребят в школе. Анкетирование учащихся в мае выявило, что количество ребят с повышенных уровнем тревожности уменьшилось на 14%.

При анализе показателей удовлетворенности учащимися школьной жизнью, было выявлено, что положительное отношение к школьной жизни имеют - 68%, нейтральное — 12%, отрицательное — 2%. Причинами нейтрального или негативного отношения к школе является стеснение, не желание учиться, подчиняться школьному режиму, отсутствие интереса и неформальный круг общения.

В среднем и старшем звеньях был проведен тест «Социометрия», по итогам результата были выявлены в классах лидеры, предпочитаемые и пренебрегаемые.

Традиционно по сложившейся программе для учащихся 9 класса  курс «Основы профессионального самоопределения».

     Наряду с традиционной методикой Голланда по определению типа личности были использованы такие методики как: «Выбор профессии», характерологический опросник Айзенка, методика «За  и против».   Комплекс методик позволяет выявлять особенности учащихся (характер, тип личности, склонность к той или иной профессии). По результатам диагностики проводятся консультации, которые позволяют учащимся глубже осознать проблему и перспективы профессионального выбора, а также профиля обучения.

Сравнительная диаграмма типов личности  

Из анализа результатов учащиеся склоняются к выбору «модных»», «престижных» профессий без учёта своих склонностей,  возможностей, а также реальных потребностей рынка труда. Практика показывает что результаты диагностической работы нацеливают учащихся на осознанный  профессиональный выбор  и в конце концов по окончании 9-го класса мыслят более реально знают свой тип личности, особенности психики, оценивают свои возможности и приведённые цифры в значительной степени смещаются в сторону реального, практического выбора профессии.

В марте проходило исследование учебной мотивации учащихся.

Виды мотивации:

• Внешний мотив -0.00 • Игровой – 0.01% •3 Получение отметки -10% •4 Позиционный – 36% •5 Социальный – 34% •6 Учебный -0.02%

Как видно из цифр крайне слабо выражен учебный мотив и ведущим является социальный (т. е связанный с достижением будущего места в обществе) и позиционный (личная позиция ученика в классе).

В ноябре по традиции в школе прошла неделя психологии приуроченная к международному дню психолога.

Рабочая неделя была открыта общешкольной линейкой. Дети и взрослые были ознакомлены с планом мероприятий в рамках «Недели психологии».

Основные рабочие принципы Недели психологии в школе:

  • Неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченное начало и конец, основную идею и девиз.
  • Каждый день должен плавно перетекать в следующий.
  • Необходимо использовать такие виды работы, которые делали бы каждый день Недели неповторимым и задавали бы ее общий дух.
  • События Недели должны охватывать всю школу – всех детей и всех взрослых.
  • Мероприятия Недели не должны (по возможности) вмешиваться в учебный процесс. Или, по крайней мере, это вмешательство необходимо сделать минимальным и строго оговоренным с педагогами и администрацией школы.

Развивающие задачи:

  1. Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся.
  2. Развитие рефлексии и саморефлексии.
  3. Развитие мотивационной сферы.
  4. Развитие и осмысление личной системы жизненных ценностей и смыслов у учащихся и педагогов.
  5. Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.

Коррекционные задачи:

  1. Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе.
  2. Развитие важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества.

Просветительские и психопрофилактические задачи:

  1. Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, настрой на «психологическую волну».
  2. Стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога.
  3. Удовлетворение потребности школьников в сильных и целостных эмоциональных переживаниях.

Школа оформляется в соответствии с тематикой недели (развешиваются афоризмы, в коридоре школы размещается информация об акциях и мероприятиях, вывешиваются стенды).

Одним из видов работы в рамках Недели психологии являются психологические акции. Собственно, это не игра, это - игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат.

Основная цель таких акций - расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма "жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете".

Важные особенности акции - ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками.

Сроки проведения «Недели психологии» в КОУ «Тарская школа» с 18 ноября по 23 ноября 2013 года.

День недели

Мероприятие

       Контингент                              участников

 

 Время и место

Понедельник

18.11.13

Линейка-открытие Недели. Знакомство с мероприятиями недели.

весь коллектив

школьный вестибюль

Вторник

19.11.13

 Психологическая акция «Винни-Пух и все-все-все»

Учащиеся и педагоги (отдельно)

школа

Среда

20.11.13

КВН 7 – 9 классы

Все желающие

школьный вестибюль

Конкурс рисунков «День наполненный счастьем»

1-6 классы

Все желающие

школьный вестибюль

Четверг

21.11.13

Акция-забор «Я хочу чтобы в школе было…»

весь коллектив

школьный вестибюль

Пятница

22.11.13

Психологическая акция «Следопыт»

Все желающие

Кабинет ИКТ

Понедельник

25.11.2013

Подведение итогов «Недели психологии» – общешкольная линейка, награждение победителей

весь коллектив

школьный вестибюль

Описание акций.

  • Психологическая акция «Винни - Пух и все – все – все…». Эта акция затрагивает почти каждого "жителя школы", вызывая неподдельный интерес к психологу, другим "жителям школы". Отлично подходит для начала недели психологии, задавая ей загадочный и праздничный тон. 

Цели: 

Активизировать познавательный интерес участников образовательного процесса;

Создать условия для реализации активной жизненной позиции;

Расширить представления о самом себе у участников акции;

Привлечь внимание к деятельности психологической службы 

  • Психологический КВН рассчитан на учащихся 7 – 9 классов. Мотив веселого соперничества высвобождает энергетику, а содержание игровых заданий способствует развитию внимания, фантазии, сплоченности.

Используемые формы работы делают общение с окружающими приятным,  и способствуют развитию эмпатии и самосознания, формированию навыков взаимодействия друг с другом, навыков совместной деятельности, социальной адаптации.

  • Конкурс рисунков «День наполненный счастьем». Цель данного мероприятия активизировать воображение у учащихся начальных классов. Научиться самовыражать чувство радости и счастья путем выбора цветовой гаммы.

  • Психологическая акция – заборчик «Я хочу чтобы в школе было…».  Акция, задачей которой является поддержка каждого учащегося,  направлена на создание благоприятного эмоционального климата в школе, на получение положительных эмоций.

  • Психологическая акция «Следопыт». Существуют несколько типов вопросов в этой акции:

1) вопросы, ответы на которые требуют больших энергозатрат. Эти вопросы не вызывают удивления, скорее, дети с удовольствием тратят свою энергию, но точно знают, к примеру, сколько огнетушителей в коридорах начальной школы;

2) вопросы, направленные на знакомство с организацией работы и особенностями школы. Для ребят эти вопросы также очень интересны, ведь это реальная возможность узнать что-то новое о родной школе;

3) вопросы, целью которых уделить пристальное внимание взрослому коллективу школы – и педагогическому, и обслуживающему. Это, наверное, самые любимые для детей вопросы. Еще бы, когда еще можно узнать, у кого из учителей есть собака!

Завершена «Неделя психологии» общешкольной линейкой, на которой были подведены итоги проводимых мероприятий, вручены награды за личные и коллективные достижения. Всем за участие в «Неделе психологии» была высказана благодарность.

В конце второй четверти был проведен монитор посещаемости В школе установлен ежедневный учет посещаемости учебных занятий обучающимися. Это позволило наладить работу классных руководителей и повысить уровень посещаемости

Борьба с пропусками занятий является важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. 
Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняют у родителей причину отсутствия.

Не всегда данные меры бывают действенными. Родители скрывают истинные причины пропусков детьми.  Совместно с классными руководителями посещаем учащихся на дому, выясняя причины пропусков.

По необходимости оформляем детей в реабилитационный центр. За данный период в центр были оформлены – 5 учащихся.

С выше перечисленными детьми ведется профилактическая работа совместно с классным руководителем и родителями.  Используются такие формы работы как беседы, приглашения к администрации школы  и на Заседания Совета по Профилактике,  посещение семей на дому в учебное время, написание ходатайств в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделом опеки и попечительства и ПДН.

Работа проводилась также с родителями.  Самой удобной формой работы является индивидуальные консультации и беседы, так как проблемы семей индивидуальны.

В этом году было проведено 6 заседаний Психолого-Медико –Педагогического консилиума.

Еще одним из основных направлений работы педагога-психолога является работа с детьми, стоящими на внутрешкольном учете  из семей, находящихся в СОП. Основной формой работы с такими детьми являются индивидуальные развивающие занятия, беседы, консультации,  посещение на дому. С родителями этих детей проводились консультации, родительские собрания, беседы.

Были проведены совместно с инспектором ПДН профилактические беседы с учащимися.

В рамках рейда по неблагополучным семьям посещены квартиры учащихся.

Совместно с ОмГПУ был проведен психолого – педагогический семинар «Организация научно – исследовательской работы педагогов», Пузеп Л.Г. рассказала о том, как нужно составлять научно – исследовательские работы с учащимися и какими критериями нужно пользоваться.

С этого года на базе школы работает волонтерский отряд ОмГПУ «Энергия молодости». Волнтерами были проведены мероприятия: КВН по ЗОЖ, КВН в рамках недели психологии, КВН посвященный Дню защитника отечества, игра по профориентации в рамках недели выпускника, 12 апреля – День космонавтики. Так же студенты принимали активное участие в проводимых семинарах и конференциях на базе школы.

В 2013 – 2014 учебном году налажено сотрудничество с отделом профилактики правонарушений в центре «Надежда» в частности с социальным педагогом Поморовой Н.П., были проведены беседы с 7 – 9 классами: «Неформальные объединения молодежи», «Скажем наркотикам нет» и тд.

На базе школы в октябре месяце была проведена Областная практическая конференция для педагогов специальных (коррекционных) школа VIII вида северных районов Омской области по теме: «Реализация технологий индивидуального и дифференцированного обучения детей с нарушением интеллекта». В рамках данной конференции были даны открытые уроки учителями школы, выступления с докладами.  В целом семинар получил положительную оценку приглашенных коллег. По итогам были вручены дипломы и сертификаты участников, а педагоги нашей школы получили дипломы за открытые занятия.

В декабре 2013 года был проведен районный конкурс детей дошкольного возраста

«Мир увлечений моей семьи». В конкурсе приняли участие дети дошкольных групп 6 детских садов. Воспитанники рассказали и показали увлечения своей семьи с помощью родителей и воспитателей. По итогам были определены призеры I – III степеней, остальные дети получили сертификаты участников, педагоги – благодарственные письма.

В декабре было объявлено о проведении регионального конкурса профессионального мастерства «Педагогические идеи» учителей, социальных педагогов и педагогов-психологов специальных (коррекционных) школ VIII вида севера Омской области. Конкурс проходил в два этапа. На первом этапе – заочном, педагоги присылали свои методические разработки, видиозанятия и статьи в сборник.

2 этап – очный:

  • презентация сборника статей,
  • проведение мастер-классов,
  • презентация лучших идей методических разработок.

Во втором этапе конкурса (очном) участвуют победители первого (заочного) этапа.

Подведение итогов конкурса (очной формы) планировалось по двум номинациям:

  • профессиональная компетентность (для мастер-классов) - «лучшее видеозанятие»;
  • методическая компетентность (для методических разработок) - «лучшая методическая разработка».

По итогам конкурса победителям присуждаются I, II и III места по каждой номинации.

Участникам конкурса, приславшим свои авторские статьи, будут вручены сборники.

Все конкурсанты получают Сертификаты участника конкурса.

В конкурсе приняли участие педагоги: Шуховской, Бальшеуковской, Тарской школы – интеранта и КОУ «Тарской школы».

Получены положительные отзывы участников конференции и пожелания на будущее сотрудничество.

В марте 2014 года была проведена заочная областная конференция школьников специальных (коррекционных) школ VIII  вида северных районов Омской области, по теме: «Толерантность: объединяем усилия». Учащиеся писали сочинения – рассуждения на тему «Толерантность, как я это понимаю», приняли участие Шуховская, Тарская школы – интеранты и КОУ «Тарской школы». Участники были награждены сертификатами участников и победители дипломами I, II и III степени. Конференция получила много положительных отзывов от участников и коллег.

В апреле был проведен районного конкурса профессионального мастерства «Педагогические идеи» воспитателей, логопедов, дефектологов, педагогов - психологов детских садов Тарского района в два этапа:

1 этап – заочный:

  • отбор видеозанятия для участия в очной форме конкурса,
  • отбор методической разработки для участия в очной форме конкурса.

2 этап – очный:

  • проведение мастер-классов,
  • презентация лучших идей методических разработок.

Во втором этапе конкурса (очном) участвовали победители первого (заочного) этапа.

В конкурсе приняли участие 5 детских садов района (Екатерининский, Междуреченский, д/с Нефтяник, д/с №6 и наши дошкольные группы).

Участники были награждены сертификатами участников и победители дипломами I, II и III степени. Конференция получила много положительных отзывов от участников и коллег.

Дала открытое занятие в рамках Областной практической конференции для педагогов специальных (коррекционных) школа VIII вида северных районов Омской области по теме: «Реализация технологий индивидуального и дифференцированного обучения детей с нарушением интеллекта». Получила положительную рецензию с ОмГПУ и коллег.

Участвовала в научно – практической конференции «Профилактика правонарушений в подростково – молодежной среде: взаимодействие гражданского общества и правового государства».

Подготовила участника областной дистанционной олимпиады по психологии Наговицына В.,  по итогам получили сертификат участника.

Имею благодарственные письма:

- филиала ОмГПУ в г.Таре, за эффективное сотрудничество, развитие социального партнерства и содействие в воспитании и обучении молодежи;

- за организацию и проведение недели психологии;

- за организацию и проведение районного конкурса детей дошкольного возраста «Мир увлечений моей семьи»;

- за организацию проведение Областной практической конференции для педагогов специальных (коррекционных) школа VIII вида северных районов Омской области по теме: «Реализация технологий индивидуального и дифференцированного обучения детей с нарушением интеллекта»;

 - КОУ «Центр ПМСС», Территориальная ПМПК г.Тара, за помощь и содействие в работе.

В своей работе я пользуюсь литературой подобранной в соответствии с особенностями наших детей.

Так же у меня сделаны папки:

- папка работы с начальным звеном,

- папка работы со старшим и средним звеном,

- папка по профконсультации,

- папка работы с родителями,

- папка работы с педагогами,

- папка тренинговых и коррекционных занятий,

- папка по профилактике наркомании и вредных привычек,

- теоретическая папка,

- папка социально-психологической службы школы,

- папка тесты,

- папка работы с выпускниками,

- работа ПМПк.

Имеется личная библиотека психолога. В своей работе пользуюсь оргтехникой, мультимедийным экраном.

В целом план работы психолога реализован полностью, намечены новые направления деятельности, связанные с расширением психологической и консультационной помощи  детям,  а также родителям и педагогам. Апробировать новые формы работы психолога.