ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ «ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ» - СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Данный учебный курс охватывает широкий диапазон тем: внутриличностные, межличностные, семейные и школьные конфликты. Рассматриваются и анализируются конфликтные ситуации как в повседневном, так и в деловом общении. Учащиеся познакомятся с причинами и последствиями конфликтов, со стилями поведения в конфликтной ситуации. С помощью предлагаемых для самодиагностики тестов они смогут оценить собственную конфликтность и свойственные им стратегии поведения в конфликте. Школьники получат знания об истинном смысле вербальной агрессии и на практических занятиях отрабатывают приемы конструктивного разрешения конфликтов. На уроках данного курса старшеклассники научатся умению сообщать о своих чувствах с помощью «Я- высказываний», отказываться от пассивной защиты своего «Я», для чего изучаются механизмы психологических защит, научатся быть терпеливыми и последовательными. В этом же курсе рассматриваются основы делового этикета как способа регулирования поведения, что позволяет избежать конфликтов в повседневной жизни и на официальных встречах. Учащиеся получат навыки саморегуляции эмоциональных состояний в стрессовых ситуациях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №337»
НЕВСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРОГРАММА «ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ»
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Составитель программы:
Ляхович Л.Д.
Педагог-психолог
ГОУ СОШ №337
Санкт-Петербург
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию, царь Соломон (965—928 гг. до н. э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты. На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более ожесточенные конфликты. Сегодня конфликты — повседневная реальность и для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.
Предлагаемый учебный курс нацелен на развитие социальной компетентности учащихся, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и эффективному функционированию в обществе.
Изучение курса способствует овладению навыками самоанализа, пониманию чувств и мотивов поведения людей в конфликте, конструктивному повседневному общению, обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, умению творчески подходить к решению конфликтов.
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа курса «Основы конфликтологии» предназначена для учащихся 10-11 классов. Программа рассчитана на 68 часов. Желательно проводить занятия 1 раз в неделю по два часа (2 урока подряд). Как показывает опыт, такая форма организации занятий является эффективной и целесообразной. Возможна работа в режиме 1 час в неделю (34 часа). Занятия проводятся в специализированном классе, количество учащихся 10-16 человек в группе. Уроки проводятся в виде минилекций, ролевых игр, разыгрывания различных ситуаций с их последующим обсуждением, элементов тренинга, семинарских занятий и творческих работ учащихся.
Данный учебный курс охватывает широкий диапазон тем: внутриличностные, межличностные, семейные и школьные конфликты. Рассматриваются и анализируются конфликтные ситуации как в повседневном, так и в деловом общении. Учащиеся познакомятся с причинами и последствиями конфликтов, со стилями поведения в конфликтной ситуации. С помощью предлагаемых для самодиагностики тестов они смогут оценить собственную конфликтность и свойственные им стратегии поведения в конфликте. Школьники получат знания об истинном смысле вербальной агрессии и на практических занятиях отрабатывают приемы конструктивного разрешения конфликтов. На уроках данного курса старшеклассники научатся умению сообщать о своих чувствах с помощью «Я- высказываний», отказываться от пассивной защиты своего «Я», для чего изучаются механизмы психологических защит, быть терпеливыми и последовательными. В этом же курсе рассматриваются основы делового этикета как способа регулирования поведения, что позволяет избежать конфликтов в повседневной жизни и на официальных встречах. Учащиеся получат навыки саморегуляции эмоциональных состояний в стрессовых ситуациях.
Особое внимание уделяется способам предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций. В разделе «Переговоры» учащиеся узнают о возможных моделях участия в разрешении конфликта: непосредственное участие в качестве стороны; арбитраж; посредничество; консультирование.
Методической особенностью преподавания данного курса является проблемно-диалогический подход в обучении, который достигается за счет привлечения учащихся к обсуждению неоднозначных проблем и вопросов как личного, так и общего характера, предоставления им возможности высказать собственное мнение, получить опыт переживания и разрешения сложных жизненных ситуаций. Проблемное обучение способствует творческому овладению знаниями, умениями и навыками, формированию собственной личностной позиции и активной самостоятельной деятельности. Использование на уроках реальных конфликтных ситуаций из «копилки» самих школьников (интеграция в личный жизненный опыт) способствует большему включению в работу на занятиях, а полученные знания могут стать регуляторами поведения ребят, что облегчит им вхождение во «взрослую» жизнь.
ЦЕЛИ КУРСА
Основная цель данной программы - повышение общей социально-психологической адаптированности учащихся, формирование установки и накопление соответствующих ресурсов для конструктивного отношения к конфликтам, обеспечивающего неагрессивное, неразрушительное поведение при разрешении трудных жизненных ситуаций. А именно: обучить учащихся
—навыкам анализа ситуаций межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия собственных реакций и реакций партнера;
—способности извлекать из каждой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;
—ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.
Достижение цели курса становится основой личностного роста подростка.
ЗАДАЧИ КУРСА
Данный курс ставит основной задачей овладение учащимися психологическими знаниями и активное использование их в своей практической деятельности:
- Формирование у учащихся представлений о видах конфликтов и их функциях;
- Обучение приемам описания и анализа конфликтных ситуаций;
- Обучение навыкам самоанализа, самооценки, самоконтроля и самореализации;
- Способствовать формированию навыков социально приемлемого самовыражения;
- Развитие чувства общественной конъюнктуры (умения ориентироваться в быстро меняющихся условиях общественной жизни);
- Обучение основным навыкам проведения переговоров;
- Оснащение учащихся основными ресурсами для выбора наиболее адекватных и продуктивных способов понимания и разрешения конфликтных ситуаций на примере актуальных конфликтов из жизни подростков;
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
При изучении курса «Основы конфликтологии» рекомендуется применять различные формы текущего контроля знаний и умений:
- Устные ответы на вопросы;
- Письменные ответы на проблемные вопросы;
- Психологический анализ художественного произведения;
- Экспресс-анализ (контрольная работа) по разделам программы;
- Творческая работа;
- Защита реферата.
Итоговый контроль суммирует оценки по текущему контролю и по результатам творческих работ(защита реферата или участие в школьной научно-практической конференции).
«ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия | Количество часов |
Iчасть. Конфликт. Тема 1. Конфликт как социальный феномен общественной жизни. Тема 2. Участники конфликта. Тема 3. Внутриличностные конфликты. Тема 4. Межличностные конфликты. Тема 5. Группа и конфликты. Тема 6. Семейные конфликты. Тема 7. Конфликты в социально-педагогическом процессе. Тема 8. Переживания конфликта. Контроль знаний(темы 1-8) II часть. Управление конфликтом. Тема 9. Причины и последствия конфликтов. Тема 10. Стратегии поведения в конфликте. Тема 11. Конструктивное общение как способ избежать конфликта. Тема 12. Механизмы психологических защит. Тема 13. Конфликт и стресс. Контроль знаний(темы 9-16) IIIЧасть. Переговоры. Тема 16. Модели участия в разрешении конфликта. Понятие медиаторства. Тема 17. Переговоры с установкой на сотрудничество. Тема 18. Переговоры в школе. Итоговое занятие. Защита рефератов | 1 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 |
ИТОГО | 34 часа |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Конфликт как социальный феномен общественной жизни (1 час).
Понятие конфликта. Противоречия как корни конфликта. Конфликты хорошие и плохие. Виды конфликтов.
Тема 2. Участники конфликта(2 час).
Прямые и косвенные участники конфликтов. Понятие «конфликтная личность». Тест «Конфликтная ли вы личность».
Тема 3. Внутриличностные конфликты(2 часа).
Внутриличностные конфликты как борьба двух равных по значимости взаимоисключающих тенденций. Последствия и способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Тема 4. Межличностные конфликты(2 часа).
Межличностная совместимость и межличностная несовместимость. Теория Эрика Берна. Стереотипы и их влияние. Варианты исхода межличностного конфликта.
Тема 5. Группа и конфликты(2 часа).
Формальные и неформальные группы. Групповые нормы. Виды групповых конфликтов. Конфликт формирующий и конфликт разрушающий.
Тема 6. Семейные конфликты(2 часа).
Отцы и дети - конфликт поколений. «Я - старший» и «я – младший» -взаимоотношения между детьми в семье. Способы разрешения семейных конфликтов.
Тема 7. Конфликты в социально-педагогическом процессе(2 часа).
Конфликты типа «учитель – ученик» и «ученик – родитель»: причины возникновения и способы решения (восприятие, диалог, взаимодействие).
Тема 8. Переживания конфликта(2 часа).
Перемены в межличностных отношениях. Обиды и прощения. Половозрастная специфика конфликта.
Тема 9. Причины и последствия конфликтов(2 часа).
Субъекты и объекты конфликта. Интересы и цели участников конфликта. Конфликт как разрушитель и конфликт как созидатель.
Тема 10. Стратегии поведения в конфликте(2 часа).
Стили поведения в конфликтной ситуации. Тест Томаса. Модель двойной заинтересованности.
Тема 11. Конструктивное общение как способ избежать конфликта(2 часа).
Вербальная агрессия как частая причина конфликтов. «Саботажники» общения. Активное слушание. Я-высказывания. Преимущества Я-высказывания. Эмпатия. Основы делового этикета как способа регулирования поведения.
Тема 12. Механизмы психологических защит(2 часа).
Понятие «психологические защиты». Виды и механизмы психологических защит.
Тема 13. Конфликт и стресс(2 часа).
Понятие стресса. Конфликт как стрессоген. Навыки саморегуляции эмоциональных состояний в стрессовых ситуациях.
Тема 14. Модели участия в разрешении конфликта. Понятие медиаторства(2часа).
Возможные модели участия в разрешении конфликта: непосредственное участие в качестве стороны, арбитраж, посредничество, консультирование, медиаторство.
Тема 15. Переговоры с установкой на сотрудничество(2часа).
Процедура переговоров. Достижение и оформление соглашений. Предупреждение возможных деструктивных последствий.
Тема 16. Переговоры в школе(1 час).
Формы организации переговоров в повседневной школьной жизни. «Служба посредников», конфликтная комиссия.
Итоговое занятие. Защита рефератов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.1998
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.1984
- Григорьева Т.Д. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М.1997
- Джослин К.Р. Позитивное воспитание от А до Я. Минск. 1996
- Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев 1994
- Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб, Рига 1997
- Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. _ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М. 1992
- Майерс Д. Социальная психология. СПб. 1997
- Пиз А. Язык телодвижений. Н-Новгород 1992
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников.М.2003
- привалихина Т.И. Эффективное поведение в конфликте.-СПб: СМИО Пресс, 2004г.
- Прихожан А. Психологический справочник для неудачника, или Как приобрести уверенность в себе. М. 1994
- Психология личности. Тесты, опросники, методики/ сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. М. 1995
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. 1995
- Росс Л., Ниссбет Р. Человек и ситуация. М. 1999
- Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. _ СПб.:прайм – ЕВРОЗНАК, 2001.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М. 1992
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками М.1999
- Фишер Р. Гори У. Путь к согласию или переговоры без поражений. Пер, с англ. - М.: Наука, 1990.
- Фопель К. Чтобы дети были счастливы: психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006.
- Харрис Томас А. Я –хороший, ты-хороший. М. 1993
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М. 1995