ПРОГРАММА ПО ПСИХОЛОГИИ «ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ» - СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Смирнова Людмила Дмитриевна

Данный учебный курс охватывает широкий диапазон тем: внутриличностные, межличностные, семейные и школьные конфликты. Рассматриваются и анализируются конфликтные ситуации как в повседневном, так и в деловом общении. Учащиеся познакомятся с причинами и последствиями конфликтов, со стилями поведения в конфликтной ситуации. С помощью предлагаемых для самодиагностики тестов они смогут оценить собственную конфликтность и свойственные им стратегии поведения в конфликте. Школьники получат знания об истинном смысле вербальной агрессии и на практических занятиях отрабатывают приемы конструктивного разрешения конфликтов. На уроках данного курса старшеклассники научатся умению сообщать о своих чувствах с помощью «Я- высказываний», отказываться от пассивной защиты своего «Я», для чего изучаются механизмы психологических защит, научатся быть терпеливыми и последовательными. В этом же курсе рассматриваются основы делового этикета как способа регулирования поведения, что позволяет избежать конфликтов в повседневной жизни и на официальных встречах. Учащиеся получат навыки саморегуляции эмоциональных состояний в стрессовых ситуациях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №337»

НЕВСКОГО РАЙОНА Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

ПРОГРАММА «ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ»

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС

 ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

                Составитель программы:

                                                                                Ляхович Л.Д.

                                                                                        Педагог-психолог  

                                                                                       ГОУ СОШ №337

Санкт-Петербург

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                  История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникновение государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. В древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций. По преданию, царь Соломон (965—928 гг. до н. э.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты. На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более ожесточенные конфликты. Сегодня конфликты — повседневная реальность и для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

              Предлагаемый учебный курс нацелен на развитие социальной компетентности учащихся, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и эффективному функционированию в обществе.

      Изучение курса способствует овладению навыками самоанализа, пониманию чувств и мотивов поведения людей в конфликте, конструктивному повседневному общению, обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, умению творчески подходить к решению конфликтов.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

             Программа курса «Основы конфликтологии» предназначена для учащихся 10-11 классов. Программа рассчитана на 68 часов. Желательно проводить занятия 1 раз в неделю по два часа (2 урока подряд). Как показывает опыт, такая форма организации занятий является эффективной и целесообразной. Возможна работа в режиме 1 час в неделю (34 часа). Занятия проводятся в специализированном классе, количество учащихся 10-16 человек в группе. Уроки проводятся в виде минилекций, ролевых игр, разыгрывания различных ситуаций с их последующим обсуждением, элементов тренинга, семинарских занятий и творческих работ учащихся.

     Данный учебный курс охватывает широкий диапазон тем: внутриличностные, межличностные, семейные и школьные конфликты. Рассматриваются и анализируются конфликтные ситуации как в повседневном, так и в деловом общении. Учащиеся познакомятся с причинами и последствиями конфликтов, со стилями поведения в конфликтной ситуации. С помощью предлагаемых для самодиагностики тестов они смогут оценить собственную конфликтность и свойственные им стратегии поведения в конфликте. Школьники получат знания об истинном смысле вербальной агрессии и на практических занятиях отрабатывают приемы конструктивного разрешения конфликтов. На уроках данного курса старшеклассники научатся умению сообщать о своих чувствах с помощью «Я- высказываний», отказываться от пассивной защиты своего «Я», для чего изучаются механизмы психологических защит, быть терпеливыми и последовательными. В этом же курсе рассматриваются основы делового этикета как способа регулирования поведения, что позволяет избежать конфликтов в повседневной жизни и на официальных встречах. Учащиеся получат навыки саморегуляции эмоциональных состояний в стрессовых ситуациях.

        Особое внимание уделяется способам предотвращения, урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций. В разделе «Переговоры» учащиеся узнают о возможных моделях участия в разрешении конфликта: непосредственное участие в качестве стороны; арбитраж; посредничество; консультирование.

        Методической особенностью преподавания данного курса является проблемно-диалогический подход в обучении, который достигается за счет привлечения учащихся к обсуждению неоднозначных проблем и вопросов как личного, так и общего характера, предоставления им возможности высказать собственное мнение, получить опыт переживания и разрешения сложных жизненных ситуаций. Проблемное обучение способствует творческому овладению знаниями, умениями и навыками, формированию собственной личностной позиции и активной самостоятельной деятельности. Использование на уроках реальных конфликтных ситуаций из «копилки» самих школьников (интеграция в личный жизненный опыт) способствует большему включению в работу на занятиях, а полученные знания могут стать регуляторами поведения ребят, что облегчит им вхождение во «взрослую» жизнь.

ЦЕЛИ КУРСА

Основная цель данной программы - повышение общей социально-психологической адаптированности учащихся, формирование установки и накопление соответствующих ресурсов для конструктивного отношения к конфликтам, обеспечивающего неагрессивное, неразрушительное поведение при разрешении трудных жизненных ситуаций. А именно: обучить учащихся

—навыкам анализа ситуаций межличностного взаимодействия, вычленяя причины и следствия собственных реакций и реакций партнера;

—способности извлекать из каждой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем;

—ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя полученный опыт.

Достижение цели курса становится основой личностного роста подростка.

ЗАДАЧИ КУРСА

Данный курс ставит основной задачей овладение учащимися психологическими знаниями и активное использование их в своей практической деятельности:

  • Формирование у учащихся представлений о видах конфликтов и их функциях;
  • Обучение приемам описания и анализа конфликтных ситуаций;
  • Обучение навыкам самоанализа, самооценки, самоконтроля и самореализации;
  • Способствовать формированию навыков социально приемлемого самовыражения;
  • Развитие чувства общественной конъюнктуры (умения ориентироваться в быстро меняющихся условиях общественной жизни);
  • Обучение основным навыкам проведения переговоров;
  • Оснащение учащихся основными ресурсами для выбора наиболее адекватных и продуктивных способов понимания и разрешения конфликтных ситуаций на примере актуальных конфликтов из жизни подростков;

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

При изучении курса «Основы конфликтологии» рекомендуется применять различные формы текущего контроля знаний и умений:

  1. Устные ответы на вопросы;
  2. Письменные ответы на проблемные вопросы;
  3. Психологический анализ художественного произведения;
  4. Экспресс-анализ (контрольная работа) по разделам программы;
  5. Творческая работа;
  6. Защита реферата.

Итоговый контроль суммирует оценки по текущему контролю и по результатам творческих работ(защита реферата или участие в школьной научно-практической конференции).

 «ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Количество часов

Iчасть. Конфликт.

Тема 1. Конфликт как социальный феномен общественной жизни.

Тема 2. Участники конфликта.

Тема 3. Внутриличностные конфликты.

Тема 4. Межличностные конфликты.

Тема 5. Группа и конфликты.

Тема 6. Семейные конфликты.

Тема 7. Конфликты в социально-педагогическом процессе.

Тема 8. Переживания конфликта.

Контроль знаний(темы 1-8)

II часть. Управление конфликтом.

Тема 9. Причины и последствия конфликтов.

Тема 10. Стратегии поведения в конфликте.

Тема 11. Конструктивное общение как способ избежать конфликта.

Тема 12. Механизмы психологических защит.

Тема 13. Конфликт и стресс.

Контроль знаний(темы 9-16)

IIIЧасть. Переговоры.

Тема 16. Модели участия в разрешении конфликта. Понятие медиаторства.

Тема 17. Переговоры с установкой на сотрудничество.

Тема 18. Переговоры в школе.

Итоговое занятие. Защита рефератов

1

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

ИТОГО

34 часа

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Конфликт как социальный феномен общественной жизни (1 час).

Понятие конфликта. Противоречия как корни конфликта. Конфликты хорошие и плохие. Виды конфликтов.

Тема 2. Участники конфликта(2 час).

Прямые и косвенные участники конфликтов. Понятие «конфликтная личность». Тест «Конфликтная ли вы личность».

Тема 3. Внутриличностные конфликты(2 часа).

Внутриличностные конфликты как борьба двух равных по значимости взаимоисключающих тенденций. Последствия и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Тема 4. Межличностные конфликты(2 часа).

Межличностная совместимость и межличностная несовместимость. Теория Эрика Берна. Стереотипы и их влияние. Варианты исхода межличностного конфликта.

Тема 5. Группа и конфликты(2 часа).

Формальные и неформальные группы. Групповые нормы. Виды групповых конфликтов. Конфликт формирующий и конфликт разрушающий.

Тема 6. Семейные конфликты(2 часа).

Отцы и дети - конфликт поколений. «Я - старший» и «я – младший» -взаимоотношения между детьми в семье. Способы разрешения семейных конфликтов.

Тема 7. Конфликты в социально-педагогическом процессе(2 часа).

Конфликты типа «учитель – ученик» и «ученик – родитель»: причины возникновения и способы решения (восприятие, диалог, взаимодействие).

Тема 8. Переживания конфликта(2 часа).

Перемены в межличностных отношениях. Обиды и прощения. Половозрастная специфика конфликта.

Тема 9. Причины и последствия конфликтов(2 часа).

Субъекты и объекты конфликта. Интересы и цели участников конфликта. Конфликт как разрушитель и конфликт как созидатель.

Тема 10. Стратегии поведения в конфликте(2 часа).

Стили поведения в конфликтной ситуации. Тест Томаса. Модель двойной заинтересованности.

Тема 11. Конструктивное общение как способ избежать конфликта(2 часа).

Вербальная агрессия как частая причина конфликтов. «Саботажники» общения. Активное слушание. Я-высказывания. Преимущества Я-высказывания. Эмпатия. Основы делового этикета как способа регулирования поведения.

Тема 12. Механизмы психологических защит(2 часа).

Понятие «психологические защиты». Виды и механизмы психологических защит.

Тема 13. Конфликт и стресс(2 часа).

Понятие стресса. Конфликт как стрессоген. Навыки саморегуляции эмоциональных состояний в стрессовых ситуациях.

Тема 14. Модели участия в разрешении конфликта. Понятие медиаторства(2часа).

Возможные модели участия в разрешении конфликта: непосредственное участие в качестве стороны, арбитраж, посредничество, консультирование, медиаторство.

Тема 15. Переговоры с установкой на сотрудничество(2часа).

Процедура переговоров. Достижение и оформление соглашений. Предупреждение возможных деструктивных последствий.

Тема 16. Переговоры в школе(1 час).

Формы организации переговоров в повседневной школьной жизни. «Служба посредников», конфликтная комиссия.

Итоговое занятие. Защита рефератов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.1998
  2.  Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.1984
  3. Григорьева Т.Д. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М.1997
  4. Джослин К.Р. Позитивное воспитание от А до Я. Минск. 1996
  5. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Киев 1994
  6. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб, Рига 1997
  7. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. _ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М. 1992
  9. Майерс Д. Социальная психология. СПб. 1997
  10. Пиз А. Язык телодвижений. Н-Новгород 1992
  11. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников.М.2003
  12. привалихина Т.И. Эффективное поведение в конфликте.-СПб: СМИО Пресс, 2004г.
  13. Прихожан А. Психологический справочник для неудачника, или Как приобрести уверенность в себе. М. 1994
  14. Психология личности. Тесты, опросники, методики/ сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. М. 1995
  15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. 1995
  16. Росс Л., Ниссбет Р. Человек и ситуация. М. 1999
  17. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. _ СПб.:прайм – ЕВРОЗНАК, 2001.
  18. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М. 1992
  19. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками М.1999
  20. Фишер Р. Гори У. Путь к согласию или переговоры без поражений. Пер, с англ. - М.: Наука, 1990.
  21. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006.
  22. Харрис Томас А. Я –хороший, ты-хороший. М. 1993
  23. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М. 1995