Презентация "Теория и практика взаимодействия с "трудными" детьми"
Мотивы "плохого" поведения детей. Кривцова С.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiyano1.pptx | 155.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Поведенческие проявления нарушений развития личности. 2.Диагностика мотивов «плохого» поведения . В практике дошкольного воспитания нарушения развития личности проявляются в « плохом » поведении детей. В «плохом» поведении ребенка всегда отражается попытка защитить себя от боли, которая имеет место, когда развивающаяся самоценность не получает от взрослого взаимодействие необходимого качества.
Для развития «Я» ребенка необходимо: Уважительное внимание Справедливая оценка Признание безусловной ценности личности ребенка
САМОЦЕННОСТЬ Эти условия может создать только взрослый и зрелый человек. При невыполнении этих условий процессы формирования САМОЦЕННОСТИ ребенка блокируются и все силы личности направлены на формирование защитных механизмов. Дети дошкольного возраста НЕ имеют ясной картины себя – у них низкая самоценность проявляется в ФЕНОМЕНАХ ЭГОЦЕНТРИЧНОГО, АГРЕССИТВНОГО И ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Истеричный тип личности ребенка: «Я? А что это такое? Я рисую, но это не имеет никакого значения. У меня есть желания, но они не имеют никакого значения. Никого это не интересует. Но если я «устрою театр», тогда я получу внимание , тогда меня увидят. Меня, конечно, могут ударить и наказать, но по крайней мере я не буду пустым местом… А может быть, кто-то обо мне и позаботится» — это картина себя человека с истерическим расстройством личности (или истерическими чертами, если травмирующие воздействия не так сильны ).
Истеричный тип личности: Т аких детей взрослые часто обманывают, не учитывают их интересы, поэтому у них отсутствует ДОВЕРИЕ. Развивается нужда быть увиденными. В обществе (детском саду) ребенок начинает вести себя так, чтобы на него обратили внимание. Он не может просто встать и попросить внимания, потому что для этого пока еще не сформировалось его ядро — чувство, что я имею право сказать о том, что я хочу, что у меня есть право быть таким, каков я есть. Это право мне предоставили , признали за мной другие .
Истерический тип личности: Вот такого чувства у ребенка еще нет. И тогда психодинамика начинает защищать ребенка. Все симптомы истерического расстройства личности хотят только одного : обратить на себя внимание . Истеричный человек отправляет такое «послание» в мир: «Посмотрите на меня! Потому что если вы на меня не посмотрите, у меня будет чувство, что я — просто воздух, я — пустота , меня просто нет, я как будто растворяюсь, я больше не могу быть». То, что чувствует ребенок, не просто неприятное чувство. Это — боль: «Я не могу выжить! Я пропаду! Я должен в первую очередь сохранить свою собственную жизнь ».
НАРУШЕНИЕ САМОСТИ: К нарушенной самости ребенка приводят такие «стратегии воспитания», как: игнорирование , обесценивание, злоупотребление, соблазнение, насилие, но также и чрезмерное восхваление , нарциссическое любование, воспитание по типу кумира семьи. Во всех этих случаях ребенка не видят в его сущности и нуждах. Чтобы защититься от боли утраты себя, ребенок становится агрессивным или зависимым , то есть начинает «плохо» себя вести .
МОТИВЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ УДЕТЕЙ: - ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ - ВЛАСТЬ И МЕСТЬ - ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧ
МОТИВЫ: 1.Привлечение внимания — некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая воспитателю проводить занятия, другим детям играть или слушать взрослого. 2. Власть — некоторые дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над воспитателем, группой. Часто они демонстрируют своим поведением: « Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в группе порядок. 3. Месть — для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так несправедлив к ним». 4. Избегание неудачи — некоторые дети так боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям воспитателя, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ! Эта классификация не ставит диагнозов . Зато она четко направлена на выбор воспитательной стратегии, на будущее. Определение мотива не ставит на ребенке «крест», скорее, обозначает условия роста. Хороший воспитатель принимает ребенка всерьез, регулярно и «плотно» им занимается, а следовательно , дает ему то, что нужно для предупреждения патологической формы развития его личности.
Принципы воспитательного воздействия: Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются позиции невмешательства , считают, что дети постепенно, по мере взросления сами научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие психологи и воспитатели пытаются разъяснить ребенку, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и др.
Принципы воспитательного воздействия: Второй подход — подход «твердой руки». Педагоги, которые придерживаются этого подхода , верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Они, как начальники , требуют, командуют, направляют . Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования детьми ради их же блага. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я ...» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ребенка).
Принципы воспитательного воздействия: Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги , которые придерживаются этого подхода, считают, что конкретные поступки детей — это результат действия обоих сил: и внутренних побуждений, и внешних обстоятельств. Такие педагоги берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера , каждый раз подталкивающего ребенка к необходимости осознанного выбора. Они включают своих воспитанников в процесс установления правил. Их программа дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с детьми и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.
Конструктивное взаимодействие ребенка и взрослого Критериями конструктивного взаимодействия будем считать такое общение, в котором ребенка увидели (он получает внимание), оценили (справедливая оценка ) и вступили с ним в диалог с предельным уважением к его ранимой личности, ясно и деликатно дали понять, какое впечатление он произвел своим поведением или своими талантами , но вместе с тем также и то, что, несмотря на его ошибки или успехи, он принят и любим просто потому, что он это он.
КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо : 1. Распознать истинную цель проступка. 2. В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку. 3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ребенка в будущем. 4. Понять, какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения.
ЛИТЕРАТУРА: Светлана Кривцова, Наталья Дятко «Профилактика личностных расстройств У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Педагогический университет «Первое сентября»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!