Тренинг «Лишь в людях себя познать, способен человек».

Колосова Ольга Анатольевна

Тренинг «Лишь в людях себя познать, способен человек».

Цель тренинга: достичь хороших межличностных отношений; демократического уровня в коллективе; дать понятия о мотивах и желаниях; способствовать формированию адекватной самооценке; развивать умение работать в команде; создание благоприятного климата в классе.

Задачи:

1.Способствовать развитию доброжелательных отношений в коллективе, выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

2.Сформировать адекватную самооценку у учащихся;

3.Развивать положительные мотивы и желания, сформировать умение использовать их в коллективе.

4.Создать благоприятный психологический климат в классе;

5.Достичь оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Участники: учащиеся 3-4 классов.

Время (частота и длительность каждого занятия) от 50 до 80 мин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx53.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Лишь в людях себя познать, способен человек».

Цель тренинга: достичь хороших межличностных отношений; демократического уровня в коллективе; дать понятия о мотивах и желаниях; способствовать формированию адекватной самооценке; развивать умение работать в команде; создание благоприятного климата в классе.

Задачи:

1.Способствовать развитию доброжелательных отношений в коллективе, выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

2.Сформировать адекватную самооценку у учащихся;

3.Развивать положительные мотивы и желания, сформировать умение использовать их в коллективе.

4.Создать благоприятный психологический климат в классе;

5.Достичь оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Участники: учащиеся 3-4 классов.

Время (частота и длительность каждого занятия) от 50 до 80 мин.

Программа тренинга

зан-я

Тема

Время

(на занятие)

Задачи, решаемые на занятии

Упражнения (психотехники и т.п.)

1

«Сплочение коллектива»

  1. мин

1. формирование благоприятного психологического климата в группе;

2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

5. развитие умения работать в команде;

6. сплочение группы.

«Смысл моего имени»

«Правила группы» «Веселый счет» «Поворот в прыжках»

 «Вавилонская башня»

«Поиск сходства»,

«Построимся»

«Кто быстрее»

«Паззлы»

«Дом»

«Говорящие руки»

«Круг»

«Подарки группе»

2

«Мои мотивы и желания»

70 мин

1. познакомить детей с понятиями «желания» и «потребности»;

2. содействовать осознанию детьми своих собственных желаний;

3. способствовать развитию у детей рефлексии;

3. выработать положительные мотивы.

Релаксационное упражнение «Волшебное путешествие в мир желаний»; командная игра «Хорошилки и плохиши»;

«Анализ ситуации»

3

«Я и самооценка»

80 мин

1.дать понятие о внутреннем мире человека и показать, что его образ многогранен;

2. способствовать воспитанию у детей адекватной самооценки и желания преодолевать отрицательные черты характера;

3. способствовать развитию мышления и речи детей.

Эвристическая беседа

Диагностика самооценки

4

«Я и мой класс»

80 мин

1. сплочение коллектива;

2. формировать навыки коллективного взаимодействия;

3. умение слышать.

«Интересное приветствие»

«Мой веселый класс»

«Дождь»

«Колокол»

5

«Понять других, через самого себя»

50 мин

1. улучшение понимания учащимися своего сверстника;

2. достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояния и интересов друг друга;

3. выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

«Здороваемся передвигаясь»

«Аборигены и инопланетяне»

«Поругай и похвали»

«Правила поглаживаний»

6

«Моя команда»

80 мин

1. способствовать развитию доброжелательных отношений в коллективе, выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

2.формирование командного духа,. демонстрация возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных ее участников.

 «Никто не знает». «Синергия» Тестирование «Психогеометрический тест» «Поменяйтесь местами те, кто…»

 «Поддержка». «Сильные стороны». «Переправа «Общение без слов»

7

«Мой класс-моя семья»

80 мин

1.  настроить детей на уважение и принятие себя и товарищей,

2.  формирование дружеских отношений в классе,

3.  активизация творческого потенциала.

«Коробка счастья»

«Корочка, копна, тропинка»

«Ниточка тепла»

«Раскрашивание мандалы»

Сценарий тренингового занятия № 1 «Сплочение коллектива»

Цель занятия: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи занятия:

  1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
  2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  3. первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
  4. осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  5. развитие умения работать в команде;
  6. сплочение группы.

Общее время: 80 мин

Сценарий занятия

Этап занятия

Время

(на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

1-й этап вводный

5 минут

Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

«Смысл моего имени»

«Правила группы»

Метод регрессии

Необходимые материалы: Карточки для имен, булавки, фломастеры, лист с правилами.

2-й этап контакта

5-7 мин

Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка

«Веселый счет»

Метод регрессии

Почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

«Поворот в прыжках»

Метод имитации

Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел. А как это сделать?

Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

3-й этап лабилизации

20-25 мин

Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

«Вавилонская башня»

Метод построения диспозиций

Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

«Поиск сходства»,

Метод построения диспозиций

Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Психологический смысл упражнения: Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

«Построимся»

Метод построения диспозиций

Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Необходимые материалы: Картинки с изображением животных, бланки для диагностики по количеству участников, ватман, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями.

4-й этап обучения

30 мин

Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.

«Кто быстрее»

Метод группового воздействия команд

Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

«Паззлы»

Метод группового воздействия команд

Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?

Психологический смысл упражнения: участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, к улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.

«Дом»

Метод операционализации

Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Необходимые материалы: Карточки с изображением животных, паззлы.

5-й этап заключи-тельный

10-15 мин

Подведение итогов, снятие напряжения

«Говорящие руки»

Метод символического самовыражения

Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

«Круг»

Метод групповой рефлексии

Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

«Подарки группе»

Метод групповой рефлексии

«Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Необходимые материалы: Карточки с изображением животных.

Сценарий тренингового занятия № 2 «Мои мотивы и желания»

Цель занятия: дать понятие о мотивах и желаниях.

Задачи занятия:

  1. познакомить детей с понятиями «желания» и «потребности»;
  2. содействовать осознанию детьми своих собственных желаний;
  3. способствовать развитию у детей рефлексии;
  4. вырабатывать положительные мотивы.

Общее время: 70 мин

Сценарий занятия

Этап занятия

Время

(на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

1-й этап организационный момент

5 мин

Знакомство с целями тренинга, с правилами работы в группе

Метод регрессии

Оборудование: «Цветик-Семицветик» на доске; раздадочный материал; схема потребностей и мотивов.

2-й этап вводная беседа о сказке «Цветик-семицветик»

10 мин

Знакомство с понятиями «желания» и «потребности»

Метод символического самовыражения

Что вы видите на доске? Из какой сказки лепестки?

Вспомните ее, о чем она? Какие слова говорит главный герой? А сейчас вы загадайте семь важных желаний, итак кто готов рассказать нам о своем самом заветном желании? А есть ли у кого-нибудь из вас желания, адресованные другим людям? Как можно назвать человека, у которого есть хорошие желания для других? Как вы думаете, какие есть желания у ваших близких по отношению к вам?

3-й этап релаксация

10-15 мин

Содействовать осознанию детьми своих собственных желаний

Релаксационное упражнение «Волшебное путешествие в мир желаний»

Метод имитации

Опишите, как именно вы почувствовали, что желание исполнилось? Что вы делали с исполненным желание? А можно ли было что-то с ним делать? Что каждый из вас может сделать, чтобы приблизить исполнение своего желания?

Волшебное путешествие под музыку

4-й этап беседа о мотивах и потребностях

20 мин

Способствовать развитию у детей рефлексии

Анализ сказки «Борьба Мотивов»

Метод групповой рефлексии

Какие мотивы положительные, а какие отрицательные в сказке? Почему победили плохие мотивы? Ребята, как вы поняли, что такое мотивы? Что подразумевается в вашей действительности «двигать что-то», «нами что-то движет»?

5-й этап работа в командах

10-15 мин

Способствовать командному взаимодействию

Метод группового решения проблем

Что делать, чтобы побеждали хорошие мотивы? Какие у вас должны победить мотивы?

6-й этап анализ ситуации

5 мин

Способствовать развитию у детей рефлексии

Метод групповой рефлексии

1. Какими мотивами руководствовался ученик? Что вы ему пожелаете?

2. Какие мотив преобладали у Гали? Почему? Как бы поступили на ее месте?

Карточки с ситуациями

7-й этап подведение итогов

10-15 мин

Подведение итогов, снятие напряжения

Метод групповой рефлексии

О чем мы сегодня говорили? Как вы поняли, что такое потребности и мотивы? Какие мотивы всегда должны побеждать в нас? Почему?

Сценарий тренингового занятия № 3 «Я и самооценка»

Цель занятия: дать понятие о самооценке, способствовать формированию адекватной самооценки.

Задачи занятия:

  1. сформировать адекватную самооценку учащихся;
  2. способствовать развитию рефлексии.

Общее время: 50 мин

Сценарий занятия

Этап занятия

Время

(на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

1-й этап организацион-ный момент

5 мин

Знакомство с целями тренинга, с правилами работы в группе

Метод регрессии

Оборудование:

1. чистые листы бумаги;

2. карточки с определениями;

3. раздаточный материал: памятки, таблицы «Виды самооценки».  

2-й этап вводная беседа

10 мин

Знакомство с темой тренинга

Метод регрессии

Метод построения диспозиций

Кто запомнил, как называется стихотворение?

О чем говорится в в этом стихотворении? Какой главный смысл этого стихотворения?

Почему автор  назвал именно так свое стихотворение? Что можно сказать о главном герое? Какой он? С вами случалась похожая ситуация? Как вы считаете, правильно ли поступил главный герой? Не всегда надо так поступать, верно?! А кто вы? Вы похожи на главного героя? Что?

Стихотворение А.Л.Барто «Кто Я?»

3-й этап эвристическая беседа

20 мин

Знакомство с понятием самооценка, развитие рефлексии

Метод групповой рефлексии

Что такое самооценка? Каких цветов бывает самооценка? Как вы считаете, что такое завышенная самооценка? Хорошо ли ее иметь? А что такое заниженная самооценка? Что можно пожелать таким учащимся? Почуму им так тяжело? Что такое адекватная самооценка?

Карточки с ситуациями

4-й этап диагностика самооценки.

20 мин

Содействовать осознанию детьми адекватной самооценке

Метод концентрации присутствия

Кто я есть? Каким я хочу стать?

Памятки с рекомендациями для формирования адекватной самооценки

5-й этап подведение итогов

10-15 мин

Подведение итогов, снятие напряжения

Метод групповой рефлексии

Какова тема нашего урока? Какие виды самооценки вы знаете?

Литература.

  1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
  4. Психология: Учебное пособие для начальной школы / Под ред. проф. И.В.Дубровиной. М., 1998.
  5. Селевко Г.К., Маркова Н.Н., Левина О.Г. Познай самого себя. М., 2001.
  6. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005.
  7. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. Пер. с нем. 5-е изд., стер. – М.: Генезис, 2004.
  8. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.
  9. Хохлаева О.В. тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). – М.: Генезис, 2005.
  10. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.

Интернет ресурсы:

  1. http://vcpmss.narod.ru
  2. http://nsportal.ru
  3. http://brunner.kgu.edu.ua
  4. http://eslitrenera.net

  Приложение

1. Упражнение «Смысл моего имени»

Цель: дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.

Время: 5 минут.

Ресурсы: нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.

Ход упражнения: Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

2. «Правила группы»

Время: 2 минуты.

Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивая.
  • Говорить только от своего лица.
  • Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
  • Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
  • Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения
  • В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

3. Упражнение «Веселый счет»

Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

4. Упражнение «Поворот в прыжках»

Цель: активизация группы, сплочение.

Время: 2-3 минуты.

Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

5. Упражнение «Вавилонская башня»

Время: 15 минут.

Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

6. Упражнение «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Время: 20 минут.

Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.

Ход упражнения: Каждая команда должна написать на листе черты сходства ( первая команда) и черты различия ( вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

7. Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.

8. Диагностика психологической атмосферы в группе

Участникам выдаются бланки для заполнения.

Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак ? (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.

1   2   3   4   5   6   7   8

  1. Дружелюбие – Враждебность
  2. Согласие – Несогласие
  3. Удовлетворенность – Неудовлетворенность
  4. Продуктивность – Непродуктивность
  5. Теплота – Холодность
  6. Сотрудничество – Несогласованность
  7. Взаимная поддержка – Недоброжелательность
  8. Увлеченность – Равнодушие
  9. Занимательность – Скука
  10. Успешность – Безуспешность

9. Упражнение «Паззлы»

Цель: формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе.

Время: 10-15 минут.

Ресурсы: карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «пазлы».

Ход упражнения: участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача – собрать ее как можно быстрее.

10. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • ромб;
  • букву;
  • птичий косяк.

11. Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время: 15 минут.

Ресурсы: карточки с изображением животных.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

12. Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

13. Упражнение «Построение круга»

Время: 10 минут.

Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

14. Упражнение «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

15.   Упражнения «Интересное приветствие»

Ходят по классу в произвольном порядке. По команде «Раз, два, три, друга найди», быстро находят себе пару (каждый раз другую) и встать рядом.

По команде ведущего, нужно поздороваться по-разному: ушами, пятками, мизинцами, коленками, спинами, бедрами, лбами, затылками, боками, животами,   локтями, ладошками (внешней стороной).

16. Упражнение «Мой веселый класс».

Каждому выдаются цветные кружочки и треугольники. Нарисовать лицо на кружочке, приклеить его к треугольнику. В треугольнике написать черту своего характера( при затруднении можно посмотреть, какие бывают черты характера). На ватмане подписать название. Приклеить своих человечков, внизу их подписать. Маркерами украсить.

Получается разноцветный портрет класса.

17. Игра «Дождь»

Встать в круг. Повторять за ведущим движения.

- шуршать, потирая ладони,

- щелкать пальцами,

- тихо, негромко хлопать в ладоши,

- ударять себя ладонями по бедрам, притопывая негромко ногами. Выучить последовательность движений.

Теперь закрыть глаза и повторять звук, который будут слышать только после того, как до него дотронутся (погладят по голове).

- сначала шуршать, потирая ладошками (моросящий дождь),

- щелкать пальцами (усиление дождя),

- хлопки руками (проливной дождь),

-- ударять по бедрам лпдонями, топая ногами (ливень) Потом дождь утихает в обратном порядке.

18. Упражнение «Колокол».

Поднимать поочередно правую, левую руку, соединяя их в центре в виде «колокола». На вдохе поднимают руки вверх. На выдохе с силой бросают руки вниз, произнося «БОМ!»

19. Игра-разминка  «Здороваемся передвигаясь»

Приветствуем друг друга:

  • глазами,
  • улыбкой,
  • кивком головы,
  • рукопожатием,
  • локтями правой руки,
  • левым плечиком,
  • коленками,
  • как старинные друзья,

Рефлексия

- Какие ощущения вызвало у вас это упражнение?

- Как менялись ваши чувства?

20. Игра «Аборигены и инопланетяне».

Цель: развитие умения с помощью вербальных и невербальных средств общения вступления в контакт.

Описание. Ведущий предлагает группе разделиться на две команды. Одна из них покидает помещение. Оставшиеся становятся аборигенами, которые живут на острове. Им необходимо визуально сымитировать остров из подручных средств. У них на острове существуют два правила.

  1. Они могут говорить только «да» и «нет».
  2. Когда им задают вопрос с улыбкой, они отвечают «да», когда вопрос задается без улыбки они говорит «нет».  

Вторая группа участников становятся инопланетянами. Они хотят освоить этот остров и подружиться с аборигенами. Ведущий: «Сейчас мы с вами приземлимся на острове аборигенов. Вам необходимо вступить в контакт, и выяснить какие два правила существуют на их острове».                                                                                                                                                                                                              

21. Упражнение «Поругай и похвали». 

Участники разбиваются на пары и договариваются, кто будет первым, а кто вторым.

Задания:

-похвалить себя,

-похвалить другого,

-поругать себя,

-поругать другого.

В ходе упражнения ведущий отмечает, за что участники хвалят и ругают друг друга.

Рефлексия.

- Как вы себя чувствовали в процессе выполнения упражнения?

- Что было легче? Хвалить или ругать?

- Хвалить себя или другого?

- Что вы по этому поводу чувствуете?