Тренинг для учителей "Конфликты и пути их решения".

Колосова Ольга Анатольевна

Один философ сказал: „...тот,  кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории..."

                         (Г. Дарендорф)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty.pptx1.44 МБ
Файл situatsii.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг для учителей «Конфликты и пути их решения»

Слайд 2

Один философ сказал: „..тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории..." ( Г. Дарендорф )

Слайд 3

Цель тренинга осознание причин, механизмов и разновидностей конфликтов; освоение методов поиска решений в конфликте; использование конфликтной ситуации для личного роста; овладение приемами общения в конфликте; освоение приемов предотвращения конфликтов с близкими, знакомыми и малознакомыми людьми в повседневном общении.

Слайд 4

Игра-приветствие Цель : включение в работу Правила работы в группе: искренность в общении; принцип активности; каждый участник говорит за себя, от своего имени; прислушаться друг к другу, не перебивать друг друга; общение между всеми участниками и ведущим по: И.О. - вы, И.О - ты, И. - вы , И. - ты.

Слайд 5

Упражнение «Руки» Инструкция : соедините ладони на уровне груди, а затем надавите правую ладонь на левую.

Слайд 6

Упражнение «На мостике» Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.

Слайд 7

Упражнения « Талкалки » Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга, вытянув вперёд руки , обопритесь ладонями на ладони партнёра. Задача : сдвинуть своего противника с места

Слайд 8

Упражнение «Я - свой» Задача ведущего - доказать, что он свой, и попасть внутрь круга. Ведущий может использовать разные способы: Попытаться уговорить двух наиболее доброжелательных к нему игроков; 2. Попробовать силой или хитростью ворваться в круг.

Слайд 9

Пути решения конфликтов Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить: Почему данный человек поступил так, а не иначе. Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации. Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное время не контактировали друг с другом. Не злоупотреблять официальной властью. Предупреждать и устранять межличностные конфликты (многие конфликты можно избежать, если вовремя остановить, лучший вариант это извиниться). Уметь учитывать интересы друг друга. Воспринимать критику своих коллег. Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу. Дисциплинированность в работе. Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

Слайд 10

Во время конфликтной ситуации можно использовать два вида утверждений: «Я-утверждение » - один из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, это понимание своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Используя «я-утверждение» мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации . «Ты-утверждение» ведёт к углублению конфликта, при этом предъявляем обвинение и осуждаем других людей.

Слайд 11

Упражнение «Другими словами» Высказывания: «Он должен заботиться обо мне » « Ты не должна была ходить на ту вечеринку » «Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» « Ты должна была предвидеть возможные трудности » « Меня обидели !» «Меня заставили » « Он – упрямый осёл » «Он меня унизил » «Прекрати меня злить!» « Ты должна мне дать программу, книгу »

Слайд 12

Упражнение « Айм Сори» Задача игроков: по определенному сигналу, каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются любым способом: «сори, извините пожалуйста, простите, сожалею о случившимся» или на любом другом языке в любой другой форме. И т..д . (фразы : «Ах, что вы. Это я вас задела» «Нет, нет, это вы меня извините», «Ну, что вы, какой пустяк, это вы меня простите» -в данном случае неприемлемы)

Слайд 13

Упражнение «Согласие» Инструкция: Упражнение выполняется в парах. Сначала один участник нападает, а второй пытается перевести диалог в мирное русло, затем пары меняются местами. 1. «Ты совсем с ума сошла!» - «Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди»; 2. «Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!» - «Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать»; 3. «Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!» - «Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника»; 4. «На нашей работе по – настоящему работаю только я!» - Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу».

Слайд 14

Упражнение «Стулья и их тяжелая судьба» Все участники получают (распечатанную на бумаге) одну из трёх инструкций: 1.Поставьте все стулья в круг. У вас 10 минут. 2.Поставьте все стулья около двери. У вас на это 10 минут. 3.Поставьте все стулья около окна. У вас на это 10 минут. Инструкции распределяются между членами группы поровну, каждой из них должна следовать треть группы . Инструкция: Все вы получили инструкцию, которой должны придерживаться. При этом вы не должны показывать ее текст кому – то другому

Слайд 15

Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» Инструкция: разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов. На работу даётся 10 минут.

Слайд 16

Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека. Конфликт - состояние, которое возникает , когда стороны имеют несовместимые стремления. Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, целей ... Конфликт - это проявление несогласования интересов, несогласие между сторонами, когда каждая стремится сделать так, чтобы было принято именно ее позицию.

Слайд 17

Виды конфликтов: - межличностные - между личностью и группой - внутри группы - межнациональные - межгосударственные Стадии конфликта: - Рост напряженности в отношениях - Открытое противоборство - Решение конфликта - Завершение открытого противоборства Межличностные конфликты. Они могут протекать в форме: - соперничества - старание к доминированию - спора - расхождений по поводу нахождения наилучшего варианта решения общих проблем - дискуссии - обсуждение спорного вопроса

Слайд 18

Различают две стороны конфликта: конструктивные и деструктивные. Конструктивные конфликты: Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта); Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения; Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение; Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное; Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации; Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом. Деконструктивные конфликты: Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям; Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат; Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений; Представление о победителях или побежденных как о врагах; Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Слайд 19

Рефлексия : Что было полезно, интересно для вас? Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива? Что бы вы хотели изменить в тренинге, если будет такая же тема?

Слайд 20

Притча «Солнце и ветер». Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее. Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял. Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

Слайд 21

Литература: Авидон И. Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. "Речь" Санкт - Петербург, 2008; Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. "Речь" Санкт - Петербург, 2007; Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. "Речь" Санкт - Петербург, 2007; Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. " Владос " Москва, 2004; Фопель К. Групповая сплоченность. "Генезис" Москва, 2010; Монина Г.Б. Лютова- Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. "Речь" Санкт - Петербург, 2007; Источник шаблона презентации: Сайт: http :// pedsovet.su / Интернет-ресурсы. http://rylik.ru/clipart/vector/object-vector/34284-empty-notepad-papers-vector.html



Предварительный просмотр:

Ситуации.

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»

Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую  музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого.  В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»

Ваше решение в подобной ситуации?

Ситуация 3

Двое учащихся  класса  обзывали друг друга на перемене, затем начали драться. На уроке драка продолжилась. Все попытки учителя не увенчались успехом. Один из учащихся демонстративно вышел  из класса

 Как решить подобную ситуацию?

Ситуация 4

На родительском собрании родители подняли вопрос об исключении одного из учеников т.к он, по их мнению дурно влияет на ребят                ( ругается матом, обзывает детей, не выполняет требований учителя)  Как поступить в такой ситуации?

Ситуация 5

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

Как поступить в подобном конфликте?