Ценностные ориентиры учащихся 9-х классов
Ценностные ориентиры учащихся 9-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennostnye_orientiry_devyatiklassnikov.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Ценностные ориентиры учащихся 9-х классов
Бобылева Татьяна Юрьевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1934
Российско-Словацкой дружбы
Автор анкеты «Шесть вопросов» А.В.Фокина, кандидат психологических наук МГППУ
Проводила анкетирование в 9А и 9Б классах педагог-психолог: Бобылева Т.Ю.
Дата проведения: февраль 2013 г.
Испытуемые: 35 девятиклассников (5 юношей, на следующий день после диагностики, попросили вернуть им анкеты). Примечание: отвечать на вопросы можно было анонимно.
На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска. Поэтому необходимо понять, что для молодых людей сегодня является важным, каковы их жизненные ценности. И что школе необходимо сделать для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло.
Чтобы провести исследование нравственных установок современных подростков и получить данные, которые в дальнейшем можно использовать на практике, девятиклассникам была предложена анкета "Шесть вопросов".
При подборе анкеты были поставлены следующие задачи:
вызвать искренний интерес подростков к анкете, чтобы исключить социально желательные ответы при ее заполнении;
сформулировать вопросы так, чтобы они были открытыми, и не было явных подсказок о "верном" нравственном поведении;
сделать анкету в целом простой и понятной для всех участников исследования, независимо от их уровня знаний и развития;
результаты исследований должны быть интересны и понятны педагогическому коллективу.
Результаты исследования:
- За что бы Вы ввели смертную казнь? Наиболее страшными подростки считают преступления сексуального характера- 54% и убийства – 22%. Это не только отражает общественные представления о преступности, но и связано с ценностью для подростков личной неприкосновенности. 6% девятиклассников ввели бы смертную казнь за наркопреступления, что может быть показателям отрицательного отношения к наркотикам. 4% учащихся выступили против смертной казни. Высказывания «Ввести смертную казнь следует за предательство близких и родственников» или «За издевательство над животными» говорят о том, что подростки пережили травму в эмоциональной сфере. «Врачебная халатность», «измена любимому человеку», «ложь», «теракт» - это то, за что, по мнению старшеклассников, следует казнить. Некоторая часть ответов на вопрос о преступлениях не может считаться серьезной («парковка в неположенном месте», «вмешательство в личную жизнь», «нарушение личного пространства»), хотя может говорить о чрезвычайно высокой эмоциональной напряженности подростков).
- У Вас есть 3 миллиона долларов и 3 дня. Как Вы распорядились бы деньгами? А если бы это были последние 3 дня Вашей жизни? Самые желанные покупки подростков – различные дорогие подарки для себя и близких, в т. ч. очень высокого ценового уровня (новые машины, дорогостоящая техника и одежда). Это говорит о значимости материальных и статусных ценностей для подростков. Реже встречаются такие ответы, как получение новых впечатлений, в т. ч. благодаря путешествиям (возможно, сказалось влияние так называемой «доминанты дали», описанной Л.С. Выготским, т. е. устремленность к неизведанному, далекому), и благотворительность, (альтруистическая ценность). Некоторые ответы подростков демонстрируют инфантильность, игровой характер их мотивации, незрелость ценовой сферы. Это видно по ответам типа «кататься на аттракционах», «послать кого-нибудь в прямом эфире», «куплю байк», «…бросил бы деньги в толпу и сверху наблюдал за реакцией людей», «…остатки денег сжег бы в амбаре» и т. п. Ряд ответов на этот вопрос может быть отнесен к категории бессмысленных и деструктивных, возникающих, предположительно, из-за чувства вседозволенности. Например: «Найму рисовальщиков граффити, чтоб изрисовали все». Это может быть показателем агрессивности и внутреннего неблагополучия. Осознание смерти, размышления о ней активизируют духовные ценности подростков. При сопоставлении ответов на два варианта вопроса о тратах заметно, что в первом случае, когда время жизни не ограничено, приоритет отдавался эгоистическим потребительским ценностям. Когда же, по условиям, было известно, что жизнь закончится через три дня, - подростки альтруистично распоряжались деньгами: оказался выше процент «трат», направленных на помощь другим людям (семье, друзьям, больным, нуждающимся людям и животным, благотворительным, научным организациям). Такие результаты, безусловно, предсказуемы, но все же заслуживают внимания. «Спонсировал какую-нибудь химическую школу». «Отдала бы деньги в детские дома». «Открыла бы центр защиты животных». «2 миллиона долларов – на лечение тяжелобольных детей, 1 миллион – в приют для животных».
- Вы оказались в чужой стране без денег, телефона и документов. Вам предстоит прожить там не менее месяца. Как Вы поступите? Большинство подростков в предлагаемой ситуации предпочли заработать деньги или обратиться за помощью к другим людям, т. е. назвали просоциальные формы поведения (от лат. рrо - приставка, обозначающая действующего в интересах кого - то и socialis - общественный - поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп. Противоположно антисоциальному поведению.). Но 7% испытуемых выбрали асоциальные способы добычи денег. В ответах на этот вопрос проявились гендерные различия. Именно юноши писали, что стали бы грабить, воровать, вымогать деньги; из девушек никто не обозначил такой способ пребывания в чужой стране. 80% посчитали, что самым благоразумным было бы обратиться в полицию.
- Вы хотите заняться благотворительностью. Кому (чему) Вы помогли бы? Судя по ответам подростков, у них есть сочувствие к слабым и беззащитным людям, в первую очередь, - к старикам, детям и животным. Возможно, это связано с тем, что подростки сами чувствуют себя незащищенными и обделенными. Интересно, что отвечая на этот вопрос, они демонстрируют куда больше гуманности, сочувствия и альтруизма, чем в ответах на другие вопросы анкеты. Понятно, что отчасти это связано с самой его формулировкой. Можно предположить, что это одно из проявлений размытости нравственных ориентиров. Те же подростки, которые писали о своем последнем желании в последние 3 дня жизни прокутить миллионы, убить соседей, загораживающих машинами двор, накататься на аттракционах, демонстрируют способность сочувствовать, причём не только очевидно «милым» существам (детям, животным), но и старикам, больным людям и т.п. Так больным детям и детям-сиротам пожертвовали бы деньги 42% девушек и 45% юношей - животным, старикам – 22% девушек и 19% юношей. Педагогическая, социальная, психологическая работа с подростками должна быть направлена на активизацию альтруистических, духовных ценностей.
- Какой поступок Вы хотели бы совершить, чтобы знать, что жизнь прожита не зря? Отвечая на этот вопрос, подростки показали схожие с предыдущим тенденции: для них особенно важны материальные ценности и достижение престижного положения в обществе, благополучные личные и семейные отношения, желаемы также острые ощущения и комфортное существование. В ряде случаев выражены альтруистические ценности – это доказывает, что у современных подростков нет единой картины нравственных ценностей. Интересно, что получение образования гораздо важнее для девушек, чем для юношей; последние, видимо, считают, что материальный успех превыше всего остального. А семья оказалась значимой ценность только для 30% испытуемых, что может быть свидетельством кризиса семьи. Приведу примеры ответов: «Купить дом, завести семью, сделать детей, воспитать, обеспечить детей». «Прыгнуть с парашютом», «Выучу испанский язык и посещу Испанию», «Добиться роста в карьере», «Сделать великое открытие в химии», «Влюбиться», «Совершить революцию в своей стране», «Поступок?! Неправильный вопрос! Я хочу совершить множество поступков, безбашенных. Влюбиться и признаться первой. Поплавать с акулами. Спасти людей, может никак пожарный, но спасти». «Создать эликсир бессмертия».
6. Надо ли быть хорошим человеком? Судя по ответам, у девятиклассников нет внутренней определенности в ценностно-нравственной сфере в целом. Только половина из них признали, что надо быть хорошим человеком (причем, не указав, что такое, по их мнению, «хороший человек»). Как видно из ответов, подростки воспринимают «хорошесть» как некое тягостное качество, заставляющее человека быть «мямлей», социальным неудачником, этаким глуповатым простаком, беспрерывно делающим всем некое «добро». Некоторые испытуемые давали размытые ответы. Примеры: «Нет. Мешает жить очень сильно», «Быть хорошим – это несовместимо с нормальной жизнью», «Можно стремиться быть лучше, но идеальным ты никогда не будешь», «Конечно, надо! Но быть хорошим во всем не есть хорошо!», «Да! Ибо всё возвращается в жизни (закон бумеранга)». Многие подростки отметили, что «хороший человек» должен быть дополнен не слишком одобряемыми качествами (хитростью, скрытностью и т.п.), чтобы быть привлекательным. Например, встречались такие ответы: «Честные и хорошие люди редко добиваются того, чего хотят. Надо уметь выкручиваться», «Надо быть умным, а не хорошим, тогда будешь выглядеть, когда надо, и хорошим, и добрым». Вероятно такая позиция – следствие пропагандируемых массовой культурой неясных и неопределенных ориентиров и моделей поведения. Основные аргументы, которые использовали подростки в подтверждение того, что надо быть хорошим человеком: связь «хорошего поведения» и внутреннего благополучия, ощущение счастья; социальные мотивы (возможность влиять на других, быть независимым) и материальные факторы. Основные аргументы в пользу того, чтобы не быть хорошим человеком гораздо больший социальный и материальный успех «нехороших» людей; влияние большинства («все такие», в нашем государстве все не соблюдают моральные законы); хитрость и коварство окружающих, от которых надо защищаться. Интересно, что подростки не употребили слово «плохой» - не писали, что надо быть плохим человеком. Они как бы подразумевали, что существует некий «нехороший – не плохой человек. Это представляется нравственной категорией, которую учителям и психологам было бы полезно изучить в дальнейшем. Интересно, что существуют гендерные различия в представлениях подростков о том, надо ли быть хорошим человеком: девушки чаще, чем юноши, отвечают на этот вопрос положительно. Вероятно, последние десятилетия российской истории сформировали у молодежи уверенность о том, что мужчина должен быть социально, а не морально успешен.
Проведенное исследование позволяет охарактеризовать ценностно-нравственную позицию современных подростков следующим образом. По всей видимости, молодое поколение ориентировано на западную модель цивилизации, подчинено диктату успеха, погоне за статусными вещами, атрибутами преуспевания. Духовные ценности у большинства играют второстепенную роль. Подросткам свойственна нацеленность на легкость и беззаботность жизни, желание быстрого, практически мгновенного удовлетворения собственных нужд. Это потребительская и инфантильная, примитивно-гедонистическая позиция. Ее можно расценивать как показатель нравственного падения, примитивизации человека.
Опасная тенденция, проявившаяся в исследовании, – нежелание подростков принимать на себя ответственность за события своей жизни. В античной драматургии было понятие Deus ex machina ("Бог из машины") – это неожиданная развязка проблемной ситуации с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней фактора, обычно – бога, появлявшегося в конце спектакля с помощью специальных механизмов (например, "спускавшегося с небес") и решавшего проблемы героев. Аналогичным образом подростки как бы ожидают чудесных путей достижения своих завышенных, примитивно-гедонистических целей (типа: "в меня влюбилась жгучая брюнетка, дочка миллионера, и я стал ее мужем и жил богато", "мир разрушен атомной войной, и я стал уникальным специалистом, способным решать проблемы, востребованным, авторитетным, потому что все школьные годы я играл в компьютерную игру про это" и проч.).
В исследовании также была обнаружена тенденция подростков к восприятию собственной личности как особой, превосходящей все остальные, уникальной и неприкосновенной, которой все позволено. Этот феномен особого личностного эгоцентризма, не учёта равноценности бытия всех людей, сфокусированность на себе в сочетании с описанными выше качествами может быть опасным. Человек, который хочет всего и сразу, ориентируется на легкое достижение комфорта, снимает с себя ответственность за собственную жизнь, большую часть времени безразличен к духовной ее стороне и при этом считает себя особенно уникальным и ценным, а потому имеющим право на все, что угодно, – это потенциальный преступник.
Обобщая результаты, следует отметить, что ценностно-нравственная сфера личности современного подростка формируется в сложных и противоречивых социальных условиях, что приводит к внутренней неопределенности и спутанности. Если составить нравственный портрет подростка по итогам исследования, то можно увидеть, что это наивный, инфантильный человек, примитивно-гедонистически понимающий успех и счастье (красивая жизнь, дорогие вещи, высокий статус, тусовки – словом, физический комфорт и возможность покрасоваться). Духовные ценности, хотя и существуют, но не актуализированы, размыты. Более того, хорошим человеком, по мнению подростка, быть глупо, неэффективно и наивно. У подростка есть желание стать популярным, успешным, необыкновенным, но совершенно нет ни ответственности, ни представлений о том, что это долгий и требующий усилий путь, пройти который может далеко не каждый. Картина ценностно-нравственной сферы подростков напоминает внутренний мир глубокого истероида: хочу быть невероятно успешным и не таким, как все, любой ценой (но только не трудом и принятием на себя ответственности), просто хочу блистать во что бы то ни стало и везде. Такая размытость нравственных ориентиров формирует у подростка нечеткое представление о себе и окружающей действительности, в результате чего он ориентируется на максимум удовольствия при минимуме усилий, неоднозначен и непоследователен в своих поступках и суждениях, демонстрирует конформное поведение, открыт самым разнообразным влияниям, если только они обещают ему достижение желаемого комфорта. Похоже, что идея самоограничений, волевых усилий, настойчивости фактически исчезла из сознания современной молодежи.
Это опасно не только в этическом, но и в психологическом смысле, ведь фрустрация из-за нереализованных потребностей создает эмоциональные проблемы, а судя по данным нашего исследования, потребности современных подростков невозможно реализовать.
Будущее общество может стать миром разочарованных людей, несчастных, запутавшихся, ведущих непрекращающуюся гонку за новыми атрибутами материального успеха. Но подростковый возраст – это период развития и становления личности. Мы убеждены, что продуманная система образования, социальная работа государства, институт семьи способны изменить существующую ситуацию. От того, какие ценности будут сформированы у подростков, что для них окажется значимым, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества.