Образовательная программа дополнительного образования детей. Групповые игры и упражнения для развития интеллекта и навыков общения у ребенка на основе психологии и музыкотерапии (социально- педагогическая направленность)
Данная программа была разработана с целью развития интеллекта и навыков общения у ребенка. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность успешной адаптации детей к школе, за несколько месяцев до начала учебного года или в начале учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_dlya_detey.doc | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Групповые игры и упражнения для развития интеллекта и навыков общения у ребенка на основе психологии и музыкотерапии
(социально- педагогическая направленность)
Данная программа была разработана с целью развития интеллекта и навыков общения у ребенка. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Понимая важность успешной адаптации детей к школе, за несколько месяцев до начала учебного года или в начале учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.
Цели и задачи программы:
Игровая деятельность - это школа произвольного поведения. В игре впервые появляются учебные мотивы. Через содержание игр у детей пробуждается познавательный интерес (т.е. учебная мотивация, которая развивается через интерес, через игровой мотив выигрыша), развиваются их психические функции.
Основная задача группы развития – формирование познавательной мотивации и на ее основе развитие детей в целом.
1. Развитие познавательных процессов (разных форм мышления, увеличения объема слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания) и предпосылок учебных умений.
2. Расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря.
3. Совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти.
4. Развитие сукцессивных способностей (т.е. последовательности действий и их планированию).
5. Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (т.е. узнавании букв, написанных в воздухе, на теле и т.д.).
6. Гармонизация и стабилизация эмоциональной сферы.
7. Развитие коммуникативных способностей, умения работать в группе.
В итоге у ребенка появляется мотивация, как критерий к школьному обучению.
Содержание занятий:
Основной содержательный материал, используемый в группах развития, - развивающие игры, среди которых обязательно должно быть следующее:
- игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;
- логические игры;
- игры с правилами;
- игры, развивающие фонематический слух;
- игры, развивающие внимание и память;
- игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка.
Отличительной особенностью программы является использование приёмов музыкотерапии. Музыка - это общепонятный язык, состоящий из универсальных компонентов, которые способны воздействовать на здоровье, сознание и поведение людей. Музыкальные игры в сочетании с психологическими упражнениями могут стать эффективным средством адаптации к школьной жизни детей, имеющих проблемы в эмоциональной и коммуникативной сфере.
Приёмы музыкальной терапии:
-ритмические упражнения, помогающие достичь эмоциональной разрядки, снять умственное переутомление и нервное напряжение.
-дыхательные и голосовые упражнения – влияют на дыхание, а через него и на внутренние органы человека. Такой вид работы позволяет достичь расслабления или стимуляции организма в зависимости от произносимых звуков.
-слушание музыки. В восприятии и переживании музыкальных произведений соединяются эстетотерапия (лечение красотой) и аретотерапия (лечение идеалами). На занятиях по адаптации первоклассников предлагается несколько форм восприятия музыки. Во-первых, вход на каждое занятие происходит под музыкальное произведение, звучащее в записи. Для входа берутся жизнеутверждающие, тонизирующие мелодии или светлые и мечтательные – в зависимости от целей занятия. Иногда на вход звучит музыка, которая затем используется в ходе занятия.
- разучивание песен, несущих положительный эмоциональный заряд. Хоровое исполнение песен приучает ребят работать в коллективе, стараться вносить свой вклад в общее дело.
- творчество – неотъемлемая часть любого музыкального занятия, требующая напряжения и координации душевных сил, проявления поисковой активности. Поисковая активность – залог устойчивости человека в разных стрессовых ситуациях. Занимаясь музыкальным творчеством, человек творит не только музыку, но, прежде всего, себя.
Об особенностях проведения занятий
Занятия рассчитаны на группу из 12-15 человек, чтобы педагог-психолог мог установить эмоциональный, обязательно положительный контакт, дать необходимую поддержку и, что самое важное, создать СИТУАЦИЮ УСПЕХА. Искренно восхититься каждым, найти отличительную чёрточку, подчеркнуть незамеченную особенность в выполнении задания или в поведении, в каждом есть оригинальность, увидеть и отметить её. Без этого эффективность занятия будет равна нулю. Это-обращение к Личности ребенка через Личность учителя к увлечённой его стороне.
Режим занятий
Игровые занятия проводятся 2 раза в неделю в течение первой четверти учебного года. Занятия имеют следующую временную структуру: 5 мин.-музыкальное приветствие; 15 минут - занятие; 5 минут – музыкальная пауза для отдыха; 10 мин.- занятие; 10 мин.-рефлексия.
Прогнозируемые результаты
Ожидаемые результаты: развитие разных форм мышления, увеличение объёма слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания, предпосылок учебных умений; расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря; совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти; развитие сукцессивных способностей (т.е. последовательности действий и их планированию); развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (т.е. узнавания букв, написанных в воздухе, на теле и т.д.).
Занятия помогут правильному, положительному самоутверждению личности, формированию эмоционально-положительной Я-концепции: Я нравлюсь, способен, значу.
Ребята приобретают навыки самоутверждения в коллективе: активность, самостоятельность, мнение. Коммуникативный контакт со сверстниками и взрослыми. Правила общения и правила поведения в компании.
Данная программа в нашей школе находится на стадии апробации. Она ведется педагогом-психологом совместно с учителем музыки Т.Г.Конюшей.