ИЗУЧЕНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
Изучение страхов у детей, воспитывающихся в неполных семьях, является актуальной темой в современном мире. Научный интерес к этой проблеме подкрепляется тенденцией роста неполных семей в структуре современного российского общества. В начале 2010 года в России отмечается рост числа одиноких матерей и их детей. По данным министерства труда и социального развития за 2005 год, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье, в 2008 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 25%, в 2009 году она превысила 30%. Значит, ежегодно каждый четвертый-пятый новорожденный становится ребенком из неполной семьи, относимой обычно к семьям группы риска. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%), меньшую часть занимают отцы-одиночки (6%).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, процент неполных семей, в которых воспитываются дети очень велик. Поэтому необходимо исследовать, каким образом, воспитание в неполной семье влияет на формирование психологических особенностей и эмоциональных переживаний детей. Особенно в дошкольном возрасте. Ведь, дошкольный возраст является ведущей ступенью на пути к переходу во взрослую жизнь, которая выдвигает новые требования. Поэтому благополучное прохождение дошкольного периода так важно для каждого ребенка и ничто не должно мешать этому.
В особенности это касается страхов, так как, их развитие и закрепление в подростковом возрасте может помешать дальнейшему становлению личности, впоследствии они могут перейти и во взрослую жизнь, стать помехой для жизнедеятельности молодых людей: успешного построения карьеры, налаживания социальных контактов и создания семьи.
К 2013 году количество матерей – одиночек колоссально возросло, процент неполных семей резко взрос.
Что же делать детям, которые воспитываются одним родителем? Отечественные и зарубежные психологи утверждают, что у детей воспитываемых в неполных семьях наблюдается повышенная тревожность. Что касается развития страхов, то необходимо им уделять огромное внимание особенно в дошкольном возрасте. Поэтому мы решили провести данное исследование и коррекционное – развитие у старших дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях.
Актуальность исследования: состоит в том, что на сегодняшний момент очень важно уделять особое внимание коррекции тревожных страхов у детей дошкольного возраста, которые воспитываются в неполных семьях.
Теоретической основой нашей работы, явились фундаментальные труды ученых в области дошкольной педагогики и психологии Мухиной В.С, Буре Р.С.. Репиной Т.А, Венгера, А.Б. , Калининой ,Р.М., Божович Л.И., Выготского Л.С., Грановской Р.М. и др.
Многие исследователи подчеркивают широкие возможности младшего школьного возраста, отмечая его сензитивность для развития психологических образований, значимо важных для благоприятного развития в дальнейшие возрастные периоды. Одним из этих важных образований, несомненно, является способность младшего школьника к саморегуляции (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Р.М. Грановская, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, И.М. Никольская, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Существенный вклад в изучение детских страхов внесли В.А. Абраменкова (вопросы социальной психологии детства); М.И. Буянов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров (проблемы нервно-психологического здоровья детей); И.В. Дубровина (система подготовки психологов для образовательных учреждений); М.В. Осорина (детская субкультура); О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская, А.И. Тащева, Т. Шишова, Г. Эберлейн (роль семьи в возникновении и проявлении детских страхов); А.М. Прихожан (взаимосвязь тревоги и страха); Н.Н. Толстых (исследование эмоциональных состояний детей, воспитывающихся вне семьи); И.П. Шкуратова, В.В. Ермак, В.А. Миниярова, Ю.В. Щербатых; О.В. Хухлаева, Т.А. Арефьева, Н.И. Галкина, А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук и др. (разработка программ по преодолению страхов); С.В. Гриднева, Т.Л. Крюкова, А.И. Тащева и др. (стратегии совладающего поведения).
Цель исследования: исследовать уровень страхов у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования: страхи в дошкольном возрасте. ,
Предмет исследования: изучение страхов у детей из неполных семей.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1) изучить работы, ведущих отечественных и зарубежных психологов, по проблеме развития страхов у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
2) выделить особенности проявления страхов у детей.
3) провести, эмперическое,исследование уровня тревожных страхов у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
4) на основе эмпирических данных составить и провести коррекционно – развивабщую программу по преодолению страхов у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
5) разработать методические рекомендации ,для педагогов и психологов с целью уменьшения тревожных страхов у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
В качестве гипотезы исследования, нами выдвинуто предположение о том, что уровень тревожных страхов у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях выше, чем уровень тревожных страхов у детей из полных семей;
Так же нами выдвинуто предположение о том, что уровень тревожных страхов у детей уменьшится после проведения с ними коррекционно – развивающей программы.
Для решения поставленных задач использовался ряд методов.
1. Теоретические методы: анализ, научной литературы по проблеме развития нравственно-этических ценностей дошкольников. .
2. Эмпирические методы изучения страхов у детей из неполных семей.
Методики:
1) Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”авторы методики: А.И. Захаров и М.Панфилова;
2) Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка".
3) Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Методы обработки экспериментальных данных: графическое отображение данных в виде таблиц, гистограмм на основе данных, полученных при использовании статистического метода U-, критерия Манна, -Уитни
работа проводилась в 2012 году на базе дошкольного образовательного учреждения
В исследовании приняли участие 40 детей 5-7 лет, из них 20 детей воспитывающихся в неполных семьях, и 20 детей воспитывающихся в полных семьях.
Теоретическая значимость исследования определяется возможностями применения изученного материала по коррекции страхов у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы в практике по работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Структурой исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_strakhov_u_detey_iz_nepolnoy_semi.docx | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание методов исследования страхов у детей из неполной семьи
Цель исследования: исследовать уровень страхов у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.
Объект исследования: страхи в дошкольном возрасте. ,
Предмет исследования: изучение страхов у детей из неполных семей.
Методики:
- Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”авторы методики: А.И. Захаров и М.Панфилова;
- Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка".
- Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Методы обработки экспериментальных данных: графическое отображение данных в виде таблиц, гистограмм на основе данных, полученных при использовании статистического метода U-, критерия Манна, -,Уитни.
Эмпирической базой исследования выступило Муниципальное дошкольное образовательное учреждение– детский сад № 9.
В исследовании приняли участие 40 детей 5-7 лет, из них 20 детей воспитывающихся в неполных семьях, и 20 детей воспитывающихся в полных семьях.
Рассмотрим подробное описание методик.
Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”
Автор: А.И. Захаров и М.Панфилова.
Цель исследования: выявление и уточнение преобладающих видов страхов.
Содержание: ребенку задаются вопросы, на которые он должен отвечать и распределять эти страхи по домикам, в черный домик страхи которые он боится в красный те которые он не боится.
Критерии оценки: (см приложение №1)
Опросник "Уровень тревожности ребенка"
Автор: Лаврентьев Г. П., Титаренко Т. М.
Цель исследования: выявление уровня детской тревожности.
Содержание: ребенку задаются вопросы
Критерии оценки: (см приложение №2)
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Автор: Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки
Цель исследования: исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми
Содержание: ребенку показываются рисунки и задаются вопросы, затем проводится количественный анализ результатов
Критерии оценки: (см приложение №3)
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, так как в нашем детском саду не было больше детей в возрасте с 5 -7 лет, воспитывающихся в неполных семьях (экспериментальная группа), и 20 детей старшего дошкольного возраста воспитывающихся в полных семьях (контрольная группа).
Исследование было начато с изучения страхов у детей из полных и неполных семей.
По результатам исследования по методике выявления детских страхов “Страхи в домиках” нами было получено следующее:
Что у 95% средний уровень тревожных страхов, у 5 % наблюдается низкая тревожность.
По результатам исследования экспериментальной группы по методике выявления детских страхов “Страхи в домиках” нами было получено следующее:
Что у 95% средний уровень тревожных страхов.
Таблица № 2
Результаты исследования экспериментальной группы
по методике выявления детских страхов “Страхи в домиках”
уровень | % | количество испытуемых |
Высокая тревожность | 5 | 1 |
Средняя тревожность | 95 | 19 |
Низкая тревожность | 0 | 0 |
Графически результаты нашли свое отражение на рисунке №1
Рисунок №2
Результаты исследования экспериментальной группы по методике выявления детских страхов “Страхи в домиках”
По результатам исследования контрольной группы по методике выявления детских страхов Опросник "Уровень тревожности ребенка" нами было получено следующее: у 60%, средний уровень тревожности, у 40%.испытуемых низкий уровень тревожности.
Таблица № 3
Результаты исследования контрольной группы
по методике "Уровень тревожности ребенка"
уровень | % | количество испытуемых |
Высокая тревожность | 0 | 0 |
Средняя тревожность | 60 | 12 |
Низкая тревожность | 40 | 8 |
Графически результаты нашли свое отражение на рисунке №3
Рисунок №3
Результаты исследования контрольной группы по методике "Уровень тревожности ребенка"
По результатам исследования экспериментальной группы по методике выявления детских страхов Опросник "Уровень тревожности ребенка" нами было получено следующее: у 13 детей средний уровень тревожности, что составляет 65%, у 10 испытуемых низкий уровень тревожности, что составляет 40%, у 5 высокая тревожность, что составляет 25%.
Таблица № 4
Результаты исследования экспериментальной группы
по методике "Уровень тревожности ребенка"
% | количество испытуемых | |
Высокая тревожность | 25 | 5 |
Средняя тревожность | 65 | 13 |
Низкая тревожность | 10 | 2 |
Графически результаты нашли свое отражение на рисунке №4
Рисунок №4
Результаты исследования экспериментальной группы по методике "Уровень тревожности ребенка"
По результатам исследования контрольной группы по методике « Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)», нами было получено следующее: у 15 детей средний уровень тревожности, что составляет 75%, у 3 испытуемых низкий уровень тревожности, что составляет 15%, у 2 высокая тревожность, что составляет 10%.
Таблица № 5
Результаты исследования контрольной группы
по методике « Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)»
уровень | % | количество испытуемых |
Высокая тревожность | 10 | 2 |
Средняя тревожность | 75 | 15 |
Низкая тревожность | 15 | 3 |
Графически результаты нашли свое отражение на рисунке №5
Рисунок №5
Результаты исследования контрольной группы по методике « Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)»
По результатам исследования экспериментальной группы по методике « Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)», нами было получено следующее: у 11 детей средний уровень тревожности, что составляет 55%, у 1 испытуемого низкий уровень тревожности, что составляет 5%, у 8 высокая тревожность, что составляет 40%.
Таблица № 6
Результаты исследования экспериментальной группы
по методике « Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)»
уровень | % | количество испытуемых |
Высокая тревожность | 40 | 8 |
Средняя тревожность | 55 | 11 |
Низкая тревожность | 5 | 1 |
Графически результаты нашли свое отражение на рисунке №6
Рисунок №6
Результаты исследования экспериментальной группы по методике « Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)»
Комментарии
Светлана Анатольевна, спасибо
Светлана Анатольевна, спасибо за подобранный материал. Очень пригодится в моей работе по самообразованию. Если у вас есть еще какие-то наработки или ссылки на сайты буду признательна вам если поделитесь.