Сопровождение одаренных детей и детей с повышенной познавательной мотивацией в детском саду

калинина наталья ивановна

Одаренные дети в детском саду - какие они? Как их распознать? Как помочь  развитию их потенциала? Как грамотно организовать их сопровождение в условиях дошкольной организации?

Статья  адресована педагогам, работающим с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_kratkaya_statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

         Сопровождение одаренных детей и детей с повышенной познавательной мотивацией в детском саду.

В условиях модернизации современной российской системы образования  весьма актуальной становится  проблема выявления и поддержки  одаренных детей и детей с повышенной познавательной мотивацией, в том числе и дошкольников. Одаренность определяется  как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».  Под одаренностью понимается прежде всего высокий уровень развития способностей, устойчиво проявляющийся на протяжении его жизни. Одаренные дети выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таковых) в том или ином виде деятельности. При этом им свойственна увлеченность, поглощенность той деятельностью, которая связана с проявлением того или иного вида способностей, проявления творчества и, как итог, развитие деятельности со значительным превышением первоначального замысла. Одаренного ребенка дошкольного возраста характеризует также высокий уровень овладения специфическими дошкольными видами деятельности (по крайней мере, некоторыми из них): игрой, конструированием, изобразительной и т.д.  Именно в них он может реализовывать  желание «идти своим путем», проявлять самостоятельность и инициативу, стремление к творчеству. Он способен успешно решать широкий круг познавательных и творческих задач, проявляя нестандартность мышления, возможность находить оригинальные пути решения. Основная характеристика одаренности в дошкольном возрасте  заключается не в быстром переходе к возможностям более старших возрастов, а в наиболее полном использовании возможностей именно дошкольного детства.

Не будем забывать, что каждый ребенок своеобразен и уникален, а детская одаренность может ярко проявляться в разные периоды жизни у разных детей. Поэтому не существует методов, однозначно фиксирующих умственную одаренность любого ребенка. Мы можем лишь предположить ее наличие. Проблема выявления одаренных детей  имеет четко выраженный этический аспект: навешивать ярлык «одаренности» недопустимо не только из-за возможной диагностической ошибки, но и по причине негативного влияния такого ярлыка на развитие личности ребенка. В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» принято использовать понятие «ребенок с признаками одаренности» и «ребенок с повышенной познавательной мотивацией».  

В литературе по детской одаренности перечисляется ряд особенностей, свойственных умственно одаренным детям. К наиболее существенным для развития детской одаренности качествам относят наличие выраженного познавательного интереса, высокий уровень развития умственных способностей и развития детских деятельностей.

Все дети любознательны и задают вопросы, однако одаренные дети чаще «обычных» задают вопрос «почему?», интересуясь причинными связями явлений,  проявляя повышенную познавательную активность. Часто одаренные дети проявляют избирательный познавательный интерес к определенным сферам деятельности. Яркое проявление умственной активности – склонность к самостоятельному решению познавательных задач. Кто-то из них увлекается энциклопедиями, но чаще склонности к решению познавательных задач проявляются, когда ребенок наблюдает за каким-то явлением, отмечает его особенности и пытается сделать самостоятельные выводы (например, детское «экспериментирование»).

Умственную активность ребенка не надо путать с активным поведением на занятиях (хотя это  и может совпадать). Какие проявления умственных способностей можно выявить путем наблюдения? Во-первых, это сообразительность, умение высказывать  разумные предположения о тех или иных новых для ребенка фактах, событиях, их причинах. Сообразительный ребенок легко схватывает новый материал, самостоятельно рассуждает, вносит элементы творчества в выполнение заданий. Во-вторых, воображение, его продуктивные формы. Создание оригинальных, сложных и развернутых образов – свидетельство высокого уровня воображения. Наблюдая за проявлениями продуктивного воображения  ребенка в таких видах деятельности, как рисование, лепка, конструирование, можно определить и уровень развития творческих способностей ребенка (создание замыслов), и уровень овладения детскими видами деятельности (воплощение замысла в конкретном материале). И если ребенок может словесно сформулировать свой замысел и последовательно его воплощать, обогащая и развивая по ходу выполнения, то такой способ свидетельствует о высоком уровне развития продуктивного воображения.

У детей с признаками одаренности отличная память и раннее языковое развитие, что способствует накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации. Но сам по себе высокий уровень развития речи не может служить достоверным показателем одаренности ребенка, когда речь является единственным достижением и скрывает недостаточное развитие образного мышления и продуктивного воображения, слабое владение детскими видами деятельности.

  Кроме того, одаренных детей нередко отличают сосредоточенность и большое упорство в решении поставленных задач, изобретательность и богатая фантазия. Как правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

 Они бывают нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных черт одаренных детей иногда отмечают повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них может быть меньше, чем у сверстников) или сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей) и др.

         Отмечая указанные психологические особенности у детей, мы можем лишь предположить наличие одаренности. В то же время даже наличие некоторых из этих признаков должно привлечь внимание специалистов, заставить их проанализировать каждый конкретный случай.

Основными условиями сохранения одаренности являются: внимательное отношение к особенностям психики ребенка, тактичный подход к его индивидуальности, к его мироощущению со стороны воспитателя, умение ребенка воплощать творческий замысел в своей деятельности. Работа воспитателя должна быть направлена на раскрытие таланта ребенка в максимальной мере. Цель воспитателя: помочь проявлению и развитию способностей ребенка, оказать ему поддержку и помощь. Поведение воспитателя в группе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в группе; предоставляет детям обратную связь; использует различные стратегии обучения, уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ребенка; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ребенка.

Для работы воспитателя с родителями и одаренными детьми сам воспитатель должен быть высококвалифицированным в этой области. По замечанию одного исследователя, поскольку любой хороший воспитатель должен быть образцом педагогических добродетелей, то воспитатель, работающий с высокоинтеллектуальными детьми, в глазах самих детей и родителей превращается в образец образцов.

 Но без помощи родителей труд воспитателей и педагогов  далеко не столь эффективен. Важно, чтобы родители хотели и умели организовать совместную с ребенком познавательную деятельность. Как родители могут развить способности ребенка и при этом не навредить? Главное - принять своего ребенка и уважать его как личность,  его способности  развивать  с любовью и доверием, а не превращать свое чадо в инструмент реализации честолюбивых родительских амбиций.

 В поиске занятий, призванных дополнить дошкольное и школьное образование родителям следует, прежде всего, обратить внимание на интересы и увлечения самого ребенка. Побуждать ребенка заниматься и участвовать, по возможности, самим, в деятельности по расширению опыта во всех сенсорных и кинестетических измерениях. Это не только интересно, но и закладывает более надежный фундамент для будущих учебных и научных занятий. В чтении, в общении с природой, в кружках по интересам одаренные дети должны иметь возможность для исследования, эксперимента и одновременно для развития рабочих навыков. Взрослым следует быть гибкими, если они хотят помочь ребенку развить трезвую оценку своих сил и практичность. Множество вещей, которые их интересуют, мешают им сделать правильный выбор в пользу тех дел и занятий, на которые у них в данный момент хватит времени и сил. Да, их энергия и степень интереса гораздо выше, чем у многих других детей, но не стоит расходовать их попусту, замахиваться на то, что пока совершенно не под силу, и тем самым обрекать себя на разочарование.

При сопровождении одаренных детей  в детском саду необходимо создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с признаками одаренности:

  • охрана и укрепление здоровья детей,
  • развитие творческого мышления и воображения,
  • формирование и развитие познавательной сферы (умение добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения),
  • формирование и развитие всех сфер: интеллектуальной, эмоциональной, регулятивной и творческой,
  • взаимодействие с семьей через активное вовлечение родителей в жизнь детского сада, осуществление консультативной и просветительской работы,
  • повышение психолого-педагогической компетенции воспитателей, родителей, других взрослых  по вопросам сопровождения одаренного ребенка.

Весной 2012 года в России на государственном уровне была утверждена «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». В ней отмечается: «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность».

_________________________

Богоявленская Д.Б. и др. Рабочая концепция одаренности

Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. //  

МОЗАИКА-СИНТЕЗ. М., 2012

Савенков А.И. Детская одаренность //  http://adalin.mospsy.ru/l_01_12.shtml

Бабаева Ю.Д. Одаренные дети: о чем спорят ученые. // Детский вопрос № 5. семейный    

альманах.