Тренинг для педагогов: Использование активных методов и приёмов направленных на сплочение коллектива.
Данный материал может быть полезен педагогам - психологам при организации работы с педагогическим коллективом.
Задачи тренинга:
- Сплочение педагогического коллектива через активное пространственное взаимодействие.
- Создание условий для дополнительного знакомства членов коллектива в нестандартной обстановке.
- мотивации и настроя на работу
- Знакомство с упражнениями, направленными на сплочение детского коллектива.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов
Тема: «Использование активных методов и приёмов направленных на сплочение коллектива».
- Вступительное слово ведущего о целях данного тренинга.
- Анкета «Ваши ожидания»
- Прежде, чем начать нашу работу, заполните, пожалуйста анкету – ожидание. Вы еще не знаете теоретического содержания и наполнения данного тренинга, но напишите, что вы желаете получить в итоге в профессиональном, личностном и эмоциональном плане.
(приложение 1.)
- Упражнение – знакомство «Снежный ком».
- Уважаемые коллеги, все мы знаем друг друга не первый день и все знакомы. Сейчас Вам предлагается возможность назвать свое имя так, как вам бы хотелось, чтобы вас называли в течение всех встреч. Каждый из вас по кругу называет свое имя и делает движение, наиболее близкое вам по духу. Следующий участник группы должен повторить движение предыдущего участника и назвать свое. так до тех пор, пока каждый не представится. Последний участник должен повторить все имена и движение.
(Начинаем с Елены, заканчиваем мной.).
- Спасибо. А теперь возьмите бейджи и красиво оформите своё тренинговое имя. Для этого можете использовать карандаши и фломастеры.
- Введение правил работы в группе.
- Наша тренинги будут продолжаться несколько встреч и для того, чтобы работа была взаимно приятной и наиболее эффективной, мы с вами введем правила работы:
- Доверительный стиль общения. Мы называем друг друга по имени так, как захотел каждый участник. Обращаемся друг к другу вежливо и доброжелательно, оставив все неприятные моменты за стенами этой комнаты.
- Общение будем строить по принципу «здесь и теперь». Говорить будем только о том, что волнует участников в данный момент и обсуждать то, что волнует в группе. Посторонние разговоры и проблемы не обсуждаем.
- Правило персонификации высказываний. Данное правило подразумевает отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Свои суждения выдвигать в форме «Я считаю… », «Я думаю …» и пр.
- Правило конфиденциальности – происходящее на занятии не выносить за пределы группы. Не обсуждать поведение участника, выполняющего ту или иную роль вне занятия.
- Искренность в общении. Говорить будем то, что действительно чувствуем.
- Если все согласны с данными правилами и никто не возражает, давайте проголосуем поднятием руки.
(Пояснение – при обсуждении правил с детьми, необходимо, чтобы они выразили свое согласие с ними телесно. Самое подходящее – поднятие руки.)
- Игра «Поменяйтесь местами те …».
Цель: поднятие настроения участников группы, возможность узнать дополнительную информацию друг о друге.
- Ведущий встает в круг и просит поменяться тех, у кого … (далее называется признак, качество, привычка и так далее, что может дать дополнительную информацию об участниках). Пока участники меняются местами, ведущий должен занять свободное место. Тот, кому места не досталось, выходит в круг.
Обсуждение:
- Что нового вы смогли узнать сегодня об участниках в процессе данного упражнения?
(Пояснение – данная игра является одним из средств сплочения детского коллектива с одной стороны, и диагностическим средством, с другой. Целенаправленно давая критерии для смены местами, педагог может получить дополнительную информацию о своих воспитанниках, которую возможно, нети не скажут один на один).
- Игра «Атомы и молекулы».
Цель: сплочение детского коллектива через телесное объединение в микро- группы, способ деления участников на группы.
- Сейчас по ритмичную музыку участники ходят по комнате. Как только заканчивается музыка вы услышите число. необходимо объединиться в группы с данным количеством человек.
(Пояснение – данная игра через телесный контакт способствует сплочению группы. Детям некогда выбирать, с кем я хочу стоять, а с кем нет, как это происходит обычно. Кроме этого игру можно использовать как нестандартный способ деления на команды – вместо «на 1 и 2 рассчитайтесь!»).
- Игра «Паровозики».
- Вы все стоите в группах по три человека. Сейчас каждая группа будет изображать паровозик. Первый человек – это тепловоз, он идет с открытыми глазами и ведет за собой «состав». Его задача – вырабатывать и задавать траекторию движения состава, следить, чтобы не было столкновения, потери вагонов. Остальные прицепляются сзади за пояс – это «вагоны», они движутся с закрытыми глазами. «Тепловоз» спустя некоторое время становиться сзади состава, а его место занимает следующий за ним участник. Все участники должны побывать в роли и «вагонов» и «тепловоза». Состав двигается с разной скоростью (с замедлением, ускорением).
Вопросы для обсуждения: Какая позиция для тебя была самой удобной? Легко ли тебе было, когда тобой руководили? Легко ли было самому руководить? Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?
- Игра «Зум» (резервная).
- Сейчас мы еще раз попробует поработать слаженно одной командой. Мы будем передавать по кругу звук «Зум» - проезжающий автомобиль. Молодцы, а теперь кто-нибудь изобразит звук тормозов и мы начнем передавать звук в обратную сторону. (Упражнение проводится до тех пор, пока группа не начнет работать слаженно.)
(Пояснение – данное упражнение также позволяет сплотить коллектив. Дети тренируются следить друг за другом, стремятся достигнуть одной цели. Кроме этого – тренируется произвольное внимание.)
- Рефлексия.
- На этом наше первое занятие окончено. К сожалению, мы не можем представить все игры и упражнения, позволяющие сплотить детский коллектив, а также сплотиться самим из-за дефицита времени. Мы предлагаем вам небольшой сборник, в котором представлены эти и подобные игры на сплочение коллектива. А сейчас просим вас высказать свои чувства по поводу сегодняшнего тренинга.
- Анкета «Обратная связь».
Приложение.
Анкета – ожидание для участников тренинга.
- Что я хочу получить для себя от тренинга?
- в личном плане __________________________________________________________________________________________
- в профессиональном плане __________________________________________________________________________________________
- Что для этого должны делать ведущие? _______________________________________________________________________________________
- Что для этого должна делать группа? _______________________________________________________________________________________
- Что для этого будете делать Вы сами? _____________________________________________________