Тренинг для педагогоов: Методы эффективного взаимодействия с детьми
Тренинг может быть полезен педагогам- психологам при организации работы с педагогами.
Задачи тренинга:
- Сплочение коллектива посредством организации сотрудничества и совместного решения проблемной задачи.
- Предоставление возможности педагогам получить теоретические знания и практический опыт в вопросах выбора методов и средств воспитания детей.
- Изучение эмоционального мира ребенка через проигрывание ситуацию, пребывание в его роли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_metody_effektivnogo_vzaimodeystviya_s_detmi.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов.
Тема: Методы эффективного взаимодействия с детьми.
Приветствие ведущего.
- Добрый день. Мы с вами сегодня разберем одну из волнующих педагогов тем – методы эффективного взаимодействия с детьми. Речь пойдет о дисциплине и послушании. Ведь есть правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны безусловно выполнять.
- Упражнение «Гляделки».
Цель: развитие эмпатии, понимания, сплочение коллектива, разминка, нестандартный способ поделиться на пары.
Инструкция: Встаньте с круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала все должны поднять глаза и пальцем указать на одного из присутствующих. Если выбор совпадет, пара отходит в сторону.
2. Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель:
Это упражнение выполняется в паре. Одному участнику пары завязывают глаза, а другой ведет его на полосу препятствий, кто сможет пройти все препятствия правильно, следовательно, взаимодействие между участниками достигло абсолютного понимания.
Обсуждение: выполняя роль поводыря, вы фактически становились ребенком. Какие чувство вызывала у вас эта роль? Что вы испытывали? В какой роли комфортнее?
- Теоретический доклад.
Начну с одного «секрета», который может показаться нам неожиданным. Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это делает из жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Тогда возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более безопасно и защищено в условиях в условиях определенных правил поведения, то почему они норовит эти правила нарушать?
Юлия Борисовна Гиппенрейтер выделяет 4 основные причины нарушений поведения детей:
- первая – борьба за внимания. Если ребенок не находит нужного количества внимания, которое емк необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Взрослые то и дело отрываются от дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это очень уж приятно, но внимание они при этом получают.
4. Упражнение “Бабочки”.
Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй- ребенком.
Ситуация № 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание, не обращать внимания на обращения к ним детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал”.
Ситуация № 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!”.
Вопросы:
- Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?
- Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?
- Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?
- Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?
- вторая причина – борьба за самоутверждение. Знаменитое требование ребенка «я сам» сохраняется в течение всего детства. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Им становиться особенно трудно, когда к ним обращаются в основном в форме указаний, замечаний, требований. Здесь вопрос встает не о том, нужно ли это делать, а о том как это делать.
(можно показать этюд?)
- Третья причина – желание отомстить. У детей есть много поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, усмешка при других детях, несправедливое наказание и пр. смысл плохого поведения в данном случае: «вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо»
- Четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Ребенок так часто слышит критику и замечания, кроме этого – не получилось что- то выполнить самостоятельно и при этом не получил поддержки от взрослого, поругался с кем – то из сверстников и пр. Ребенок приходит к выводу: «нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно, и пусть плохой, и буду плохой».
Гиппенрейтер считает, что при выполнении некоторых правил, можно добиться и поддерживать бесконфликтной дисциплины детей.
5. Упражнение “Золотые правила”.
Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их.
(Это 11 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учиться осуждать; если ребенка высмеивают, он учиться быть робким; если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т.п.)
Правила:
1. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть в жизни каждого ребенка). Если этого нет- можно говорить о попустительском стиле воспитания.
2.Правил (ограничений, требований и запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Найти золотую Сережину в этом поможет идея одного американского психолога о четырех цветовых зонах.
В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению и желанию. (например, в какие игрушки играть, за какую парту сесть, с кем дружить…)
Желтая зона – относительная свобода. Ребенку разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ (сесть за уроки когда захочешь, но выполнить их к 8 часам, съесть сколько хочешь конфт, но только после ужина и пр.). Данная зона очень важно, т.к. она формирует внутреннюю дисциплину.
Оранжевая зона. Входят такие действия ребенка, которые нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сегодня или сейчас допускаются. (например, папа после долгого отсутствия поздно приезжает и ребенку сегодня можно не ложиться спать в 9.00.). Данная зона формирует доверие ребенка к миру.
Красная зона. Действия, неприемлемые ни при каких обстоятельствах (например, брать нож, спички …).
7. Упражнение «Запрещаем - разрешаем»
Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по четырем основным зонам (по 2 – 3 действия ребенка).
Полученные результаты анализируются.
Возраст детей: 4 - 5 лет, 6 – 7 лет, 7 – 8 лет, 9 – 10 лет.
3. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность ребенка: почему им надо много бегать, прыгать, шумно играть, бросать камни, все хватать, разбирать и пр. Ответ прост: все это – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в познании, развитии, движении. Запрещать подобные действия – все равно, что пытаться перегородить полноводную реку.
4. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохо.
Упражнение «Какие бывают наказания»
Доска делится на четыре поля, каждое имеет свое название:
- Физическое наказание»
- «Изоляция»
- «Наказание словом»
- «Лишение приятного»
Участникам необходимо перечислить варианты наказаний. В конце обсуждаются наиболее действенные варианты. Выявляются преимущества и недостатки того или иного варианта.
Упражнение “Пум – пум – пум”.
Ведущий задумывает признак, который есть у одних участников, и нет у других. Игроки по очереди спрашивают у ведущего: “ Я с пум-пум-пумом?” Ведущий отвечает соответственно “да” или “нет”. Далее идет активное обсуждение, какой же признак был загадан. После нахождения ответа задаются вопросы:
- Как возник ответ? (Тому, кто нашел ответ).
- Какие чувства, состояния возникали у вас, как они изменялись во время поиска ответа?
Рефлексия.