Анализ причин неуспешности учащихся
Надеюсь эта презинтация станет полезной как психологам, работающим с проблемой школьной неуспешностью (неуспеваимостью), так и для учителей и родителей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_neuspeshnosti_uchashchikhsya.pptx | 699.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально)
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: Внешние: социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. несовершенство организации учебного процесса на местах. влияние извне – улицы, семьи и т. д. Внутренние дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. низкое развитие интеллекта. отсутствие мотивации учения. проблема слабого развития волевой сферы у учащихся.
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:
Основные причины школьной неуспеваемости:
Леворукость Леворукие дети отличаются повышенной эмоциональностью с ослаблением тормозных процессов. Таких детей желательно вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие частого переключения внимания. У леворуких чаще, чем у праворуких встречается зеркальное письмо, выраженные нарушения подчерка, неправильное начертание букв, чаще всего у них ниже скорость и хуже связность письма . Общая тактика поведения учителей и родителей должна быть направлена на создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков, которые помогут леворуким детям адаптироваться преимущественно в праворуком мире и успешно обучаться в школе.
Психоорганический синдром Психоорганический синдром – это комплекс нарушений интеллектуальной деятельности, эмоционально -волевой сферы и поведения, возникающего вследствие органического поражения головного мозга. Причинами подобных нарушений могут быть осложнения во время беременности, профессиональные вредности, интоксикации, неблагоприятное течение родов, тяжѐлые заболевания, перенесѐнные в детстве, травмы головного мозга. У детей школьного возраста проявления психоорганического синдрома отмечаются в импульсивности, эмоциональной несдержанности, слабом чувстве ситуации, недостаточной самокритичности. При грубом поражении мозга могут отмечаться нарушения темперамента и влечений, повышенная внушаемость, вспыльчивость с проявлениями агрессивности, расторможенностью влечений (сексуальность, прожорливость, бродяжничество). Коррекция трудностей и помощи детям с мозговыми нарушениями должна быть комплексной и включать в себя как психолого-педагогическую, логопедическую, так и медицинскую поддержку врача-психоневролога. Помощь педагога необходима для многократного повторения пройденного материала и формирования необходимых знаний, умений и навыков.
Астенический синдром Часто болеющий ребѐнок более раздражителен, быстрее утомляется, у него снижен уровень физической и умственной активности, он менее работоспособен. Трудности в адаптации к школе обусловлены и инфантильными особенностями психики ребѐнка : несамостоятельностью, пугливостью, робостью, чрезвычайной зависимостью от взрослых. Несмотря на относительно сохранную интеллектуальную деятельность, систематическая учебная нагрузка и пребывание в детском коллективе часто оказывается для таких детей непосильной. Это приводит к снижению школьной мотивации, уровня притязаний; Еще одна проблема -воспитание в стиле гиперопеки , которое затрудняет формирование у ребѐнка самостоятельности и адекватной самооценки. Фиксация ребѐнка на его болезненности, занижение уровня требований приводит к тому, что, столкнувшись с реальными трудностями, ребѐнок не готов их преодолевать.
В познавательной сфере причинами неуспеваемости может быть: низкий уровень развития памяти (зрительной, слуховой, кинестетической), которая лежит в основе обучения; недостаточная организация самостоятельной активной работы мышления в процессе обучения и как следствие, невозможность применения полученных знаний на практике; недостаточный уровень развития свойств внимания, в основном распределения и переключения; построение программы обучения без учета активного канала восприятия (визуального, аудиального, кинестетического) у учеников.
В эмоционально-волевой сфере причинами школьной неуспеваемости могут быть: Высокая тревожность, которая приводит к отклоняющемуся поведению и снижению результативности учебной деятельности; Низкий уровень самооценки создает проблемы, как в освоении учебного материала, так и в отношении с одноклассниками и учителями. Отсутствие таких волевых качеств как инициативность, самостоятельность, организованность.
В мотивационной сфере причинами школьной неуспееваемости могут быть: Интересы находящиеся за пределами образовательного учреждения. Тревожность . Страх на уроках. Задача педагога в этом случае: помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний; развивать ответственность; поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся
Эдгар Дейл в 1969 году выявил наиболее эффективные способы обучения
Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся
Формирование мотивации замедляют: эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала; невысокая компетентность учителя, его незаинтересованность работой; излишняя повторяемость одних и тех же приемов; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательное отношение к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).