Итоговый практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога»
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования
(повышения квалификации) работников образования Московской области.
(ГБОУ Педагогическая академия).
Итоговый практико-значимый проект
«Слагаемые профессионального имиджа педагога»
«Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 42.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования
(повышения квалификации) работников образования Московской области.
(ГБОУ Педагогическая академия).
Итоговый практико-значимый проект
«Слагаемые профессионального имиджа педагога»
«Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики»
(36 часов)
Слушатель:
Измалкина Татьяна Витальевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ « Тучковская СОШ№3»
Рузского района Московской области.
Научный руководитель:
Гоглова Марина Николаевна
кандидат педагогических наук,
доцент.
-2- Содержание
1. Вступление -3-
2. Анализ категории «имидж». -4-
3. Описание имиджа педагога.-5-
4 Практическая часть -7-
4.1 Изучение имиджа учителя школы -7-
4.2 Как создать свой имидж.-10-
5 Рекомендации педагогам по совершенствованию имиджа. -11-
6 Заключение -12-
7 Список литературы -14-
8 Приложения 15-
-3-
Слагаемые профессионального имиджа педагога
1 Вступление
Реформирование образования, переход к гуманизации и демократизации школьной жизни, ориентация на развитие личности учащегося, а не только на простую передачу знаний, предъявляет принципиально новые требования к личности учителя.(1)
Актуальность формирования индивидуального имиджа педагога обусловлена процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивидуальности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности. Но, как бывало и прежде, в действительности многие из декларативных идей и принципов не реализуются в достаточной мере. Объяснением этому может быть как сложность и противоречивость процесса реформирования отечественного образования в настоящих социально-экономических условиях, так и недостаточное внимание к процессу формирования личности и индивидуальности самого учителя. Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой Я-концепцией, часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. Как один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности предлагается формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда.
Современный учитель – это человек высокой духовно-нравственной культуры, широкой эрудиции, настоящий интеллигент, первооткрыватель нового опыта и современного общества, умеющий легко и свободно ориентироваться во всё увеличивающемся объёме знаний, в растущем потоке научной информации. (2)
Проблема своеобразия имиджа учителя, исследование его структурных компонентов, оценка качественной взаимосвязи имиджа и педагогического мастерства учителя в настоящее время является одной из актуальных проблем . Публикации Е.А. Русской, Л.М. Митиной, В.М.Шепеля, С.Яковлева, Л. Поповой и других доказывают дискуссионность подходов к рассмотрению сущности и своеобразия имиджа современного учителя.
Цель исследования: изучить своеобразие имиджа учителя.
-4- Объектом исследования является профессиональный имидж личности.
Предметом исследования – качественные особенности имиджа учителя школы.
Задачи:
- Раскрыть сущность имиджа педагога;
- Изучить особенности имиджа учителя ;
- Предложить рекомендации по формированию профессионального имиджа учителя
- Теоретической основой исследования выступили работы В.А. Сластёнина, А.К. Марковой, И.С. Сеньчуковой, С. Яковлева, Л. Поповой, В.М.Шепеля и пр.
Эмпирическое исследование проходило в период октября- ноября 2012 года В нём участвовало 4 учителя нашей школы. Учителя : Воронкова М И , Степанова АЯ, Тацей КВ, Глебова ГО.
- В подготовке данного проекта мной были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение за организацией учебно-воспитательного процесса в школе;
- опрос учителей школы;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанных материалов для совершенствования имиджа.
2. Анализ категории «имидж».
Имидж в переводе с французского и английских языков обозначает «образ», т.е. это впечатление, которое производит человек на окружающих. При этом под «образом» нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать.
Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др.
-5-
Профессиональный имидж — важная составная часть имиджа. Интернальная жизненная стратегия нацеливает человека на достижение жизненного успеха в трудовой сфере.(10) Профессиональная карьера в значительной мере зависит от уровня развития позитивного профессионального имиджа.
Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. (10)
3 Описание имиджа педагога.
Имидж современного учителя – категория системная, объединяющая различные компоненты. По мнению М.В. Гамезо,(4) «имидж-образ» учителя включает следующие компоненты:
- Визуальная привлекательность (т.е. внешний облик, цветовая гамма костюма и пр.);
- Красноречие (т.е. искусство речи – гибкость, выразительность, оригинальность и пр.);
- Невербальный имидж (имеются в виду мимика, жесты, позы);
- Пространство жизнедеятельности (т.е. оформление рабочего места);
- Образ жизни (отношения с окружающими);
- Привлекательность в глазах окружающих .
По мнению Л.М. Митиной в структуре имиджа учителя возможно условно выделить такие компоненты, как:
- Внешняя составляющая имиджа (мимика, жесты, тембр и сила голоса, костюм, манера, походка и пр.).
- Внутренняя составляющая имиджа (внутренний мир человека, представление о его духовном мире, интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личности в целом) .
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности:(6)
- способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний, умений и навыков;
- способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного интеллектуального и нравственного развития всех учащихся;
-6-
- способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;
Важную роль в формировании имиджа учителя играют стилевые особенности педагогической деятельности, выделяемые на основе личностных качеств(3). В наиболее общем виде выделены два основных направления типизации. Первое определяется такими личностными качествами, как требовательность и профессиональная компетентность.
Второе направление типизации связано с такими личностными параметрами, как общительность, доброта, общая культура, внешняя привлекательность, высокие нравственность и интеллект.
Феномен имиджа педагога в том, что он воедино объединяет как визуальный образ конкретной личности, так и образ её индивидуального стиля деятельности, непосредственно зависит от ряда объективных и субъективных факторов, сказывается на проявлении её стереотипных черт и становлении профессиональной карьерой.
-7-
4. Практическая часть . Изучение имиджа учителя школы. (4.1)
Показатели индивидуального стиля педагогической деятельности, выявленные нами с помощью методики А.К. Марковой,(8) представлены в таблице 1. Приложение № 1
Анализ данных таблицы свидетельствует о проявлении учителями школы разных стилей педагогической деятельности. В частности, у 25 % опрошенных учителей рассуждающее-импровизационный стиль. Этим учителям присущи следующие психологические особенности: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, требовательность, умение ясно и четко преподать учебный материал, внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся, объективная самооценка, сдержанность.
Их деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке. Они много времени отводят ответу каждого ученика, добиваясь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оценивают учащихся, что повышает эффективность деятельности у
У 25 % опрошенных учителей констатировался эмоционально-методический стиль. Для такого учителя характерны: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, умение активизировать учеников, вызвав у них интерес к особенностям предмета, умелое варьирование форм и методов обучения.
Однако ему свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающая вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.
Также 25 % опрошенных учителей проявили рассуждающе-методический стиль. Этот учитель обладает такими достоинствами, как
-8-
-высокая методичность и требовательность, внимательное отношение к уровню знаний всех учащихся.
Деятельность такого учителя характеризуют определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся. На уроках опрошенных учителей практически отсутствуют недостатки
У опрошенных 25% учителей был выявлен эмоционально-импровизационный стиль. (высокий уровень знаний, артистизм, контактность, проницательность, умение интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения, преобладание на уроках благоприятного психологического климата) .
Показатели профессиональной направленности, выявленные с помощью методики Ю.А. Корелякова(,14) представлены в таблице2. .Приложение № 2
Анализ данной таблицы свидетельствует о проявлении учителями разной профессиональной направленности. Так, 33 % опрошенных учителей проявило профессиональную направленность «Учитель-коммуникатор» и 33%-«Учитель-интеллигент». Данные типы учителей отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.
17 % учителей отметили преобладание у них профессиональной направленности – «Учитель-организатор» и 17 %«Учитель-предметник».
Показатели профилей личности учителей, выявленные с помощью методики Е.Б. Евладовой и Л.Г. Логуновой,( 15)представлены ниже.
Приложение № 3
Анализ данной таблицы свидетельствует о преобладании у 25 % учителей таких профилей личности, как «Командный игрок» и 25%- «Погонщик».
-9-
Учителям с профилем личности «Командный игрок» присущи следующие черты характера: эмоциональность, добросердечность, ориентированность прежде всего на людей, а не на задание, экстравертированность, необходимость в положительной поддержке окружающих; невыносимость критики.
Учитель с профилем личности «Погонщик» имеет следующие черты: волевой, постоянно всё контролирует, предпочитает единолично принимать решения, не ориентируясь на решения других и детали ситуации, использует только важную информацию, чётко знает, чего хочет.
50 % учителей показали такие профили личности, как «Аналитик» и 0%-«Связующий».
Учитель - «Аналитик» - ориентирован на детали, умеет думать, достаточно аккуратен, требует максимума информации, фактов, предпосылок для принятия решения. Столкнувшись с проблемой, он самостоятельно её решает. Данный учитель ориентирован на задание, стремится минимизировать спонтанность, скорее избегает конфликта, чем идёт на него.
Учитель - «Связующий» - чувствительный, тихий, доверчивый, нерешительный, нуждается в убеждении и направлении. Такой учитель ориентирован на людей, любит помогать другим, очень хорош на вторых ролях, не любит быть автократичным в конфликте, предпочитает «сдаться».
Таких учителей не оказалось, что свидетельствует не только о профессиональной компетентности сотрудников нашей школы, но и о том, что учителя нашей школы имеют специфический профессиональный имидж. Это отметили все работающие учителя школы.: «Современный учитель постоянно следит за модой в одежде, причёске и макияже, придерживаясь деловому стилю. У современного учителя - располагающая улыбка, грамотная речь», «учитель требовательный ученикам, строгий, обязательно следит за модой», «современный учитель должен быть добрый, приветливый».
Между тем, некоторые учителя назвали такие компоненты имиджа, как «внешний вид, стиль деятельности»,«понимание детей»,«использование жестов, требовательности к детям, творческие качества»,«макияж, причёска,
-10-
прекрасный характер, одежда», «стиль общения, красноречие, духовные качества».
Педагоги назвали способности, которые необходимы учителю: когнитивные и коммуникативные («ему необходимы внимание, память, умение общаться с детьми», «терпение, уравновешенность»).
В своей деятельности большинство учителей более склонны и к либеральному и демократическому стилю общения, а примерно 1/4– к авторитарному стилю.
Проявление своей индивидуальности опрошенные мной учителя видят «в преподнесении учебного материала детям», «изготовлении наглядности на урок», «во взаимопонимании учеников», «во взаимопомощи, в подборе методов и средств обучения», а своё творчество в учебном процессе – «в организации учебной деятельности», «в подаче учебного материала», «изготовлении наглядности».
Таким образом, результаты анкетирования педагогов констатировали наличие качественно своеобразных психологических особенностей имиджа учителя школы:
-Им присущи все стили педагогической деятельности учителей
-Проявляется направленность Учитель-коммуникатор - Учитель-интеллигент .
- Доминирует профиль личности - Аналитик
- Следовательно, результаты проведённого эмпирического исследования подтверждают наличие специфики имиджа у учителя
4.2.Как создать свой имидж.
Кто же создает имидж?
Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить
. Во-вторых, имиджмейкеры - профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т.п.
В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации - печать, радио, телевидении.
В-четвертых, его создают и окружающие люди - друзья, родные, сотрудники.
Создание имиджа – длительный и сложный процесс, успешность которого зависит от условий и технологий формирования имиджа. По
-11-
мнению В.М. Шепеля(12), имиджирование – ряд преднамеренно выстроенных моделей поведения.
Создавая свой новый имидж, педагог должен решить: что именно хочет сообщить окружающим.
Ответ на вопрос «Для чего?» – один из главных. Чаще всего цель формирования достойного имиджа – доброжелательно настроить к себе других людей. Важно правильно определить цель и поставить задачи, работающие на цель. Каждая задача должна быть конкретно сформулированной, реалистичной, измеримой, выполнимой в заданный промежуток времени.
За словом «Что?» стоит сам имидж и его атрибуты. Необходимо продумать ,какой имидж выбрать для себя. Нельзя забывать, что удачно выбранный имидж несёт до 80% успеха. Необходимо остерегаться перегрузки в деталях. Предстоит определить, в чём аудитория нуждается больше всего, что вызовет её интерес.
«Кому?» Конечно, результат успешной презентации педагога зависит от того, насколько точно педагог сможет соответствовать ожиданиям аудитории.
Необходимо задать себе несколько вопросов:
Что ценит эта аудитория (рабочий коллектив, семья, любимый, друг, партнёр)?
Что эта аудитория уже знает о вас?
Что аудитории необходимо узнать, чтобы лучше воспринять вас?
«Когда? Как долго?» Время самопрезентации существенно влияет на то, как аудитория воспримет педагога (страна, время года, начало или конец рабочего дня, недели и т.п.).
«Где?»Обязательно должны принять во внимание место, где педагог предполагает появляться в новом образе. Место одинаково воздействует и на аудиторию, и на человека, представляющего свой имидж.
5.Рекомендации педагогам по совершенствованию имиджа.
Идеальный учитель должен обладать такими индивидуальными личностными качествами, как: «творчество», «высокая требовательность к себе с высоким творческим потенциалом», «уважение к личности ребёнка», «внешний вид», «воображение».(9)
Больше всего потерь у педагога от неумения задушевно побеседовать с учеником, его родителями, сдержать или, наоборот, проявить гнев, подавить неуверенность.
Основным недостатком во владении голосом являются монотонность, безжизненность речи, отсутствие навыков выразительного чтения. Много индивидуальных недостатков в речи – нечёткая дикция, неумение найти оптимальный вариант громкости. Все эти ошибки мешают педагогу эффективно воздействовать на учащихся. (5)
-12-
Мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему её усвоению.
К. Роджерс считает,( 13) что учитель сможет создать в классе нужную атмосферу, если он будет руководствоваться следующими принципами:
1. С самого начала и на всём протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям своё полное к ним доверие;
2. Он должен исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;
3. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его; открыто выражать в группе свои чувства;
4. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
5.Он должен знать хорошо самого себя.
- 13-
6 .Заключение
Проведенное исследование доказало актуальность исследования проблемы имиджа учителя в современной психолого-педагогической литературе. Имидж характеризуется современными учёными как средство решения личностных проблем и социализации конкретного человека.
Результаты эмпирического исследования констатировали наличие качественно своеобразных психологических особенностей имиджа учителя .
Профессиональный имидж «вырабатывается» индивидуально каждым учителем и требует огромной работы педагога над собой.
Часто педагог теряет авторитет своих подчиненных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности учителя нет и интереса к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом, - средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию
жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять.(7) Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, свои профессиональные качества создавая, таким образом, собственный имидж. От того как педагог будет создавать и продумывать свой профессиональный имидж будет зависеть его профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех, профессиональная компетентность .(11)
-14- 7. Список используемой литературы
- Видт И. Культура учителя – условие желаемое или необходимое // Учитель. – 2010. - № 6. – С.79-82.
- ВороновВ.Представление будущих педагогов о качествах, необходимых учителю // Воспитание школьников.- 2010.- № 2.- С. 5
- Галузяк В.М. Проблема личностной референтности педагога // Педагогика.- 1998.- № 3. - С. 18-22.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.
- Голикова С.М. Консультация педагога №2// Формула успеха. - 2004.
- Горелова Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности // Педагогика.- 2002.- № 6. - С. 61-63.
- Круплов Ю. Личность как особый способ жизни // Народное образование. – 2003. - № 4. - С. 225-236.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
- Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. – М., 2006.
- Оводова А.Г. Имидж современного учителя // Начальная школа. – 2009. -№ 5. – С.80-82.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 2003.
12 Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния.–Ростов н/Д,2005
13 К. Роджерс Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд. Материал Psylab.info - энциклопедии психодиагностики. …
14 Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя(Ю.А. Кореляков, 1997
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей /Учебное пособие для студентов.-М.,: Владос, 2007,