Разработала педагог – психолог: Вельмова С.П.
с.Красноселькуп 2012 год Содержание 1.Введение 1.1.Краткая аннотация проекта. 1.2.Актуальность проекта. 1.3.Принципы сопровождения проекта. 2.Основная часть. 2.1.Организация процесса сопровождения. 2.2.Содержание проекта. 2.3.Реализация проекта (блоки). 3.Заключительная часть. 3.1.Результативность проекта. 4.Литература. 5.Приложения.
Краткая аннотация проекта Целью данного проекта является организация работы педагогического коллектива МОУ КДД «Родничок» для психолого-педагогического сопровождения воспитанников учреждения. Эта работа будет осуществляться через исследовательско - образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности. Основной целью инновационной деятельности педагогов должно стать создание и поддержание в детском доме воспитывающей, развивающей, образовательной среды в единстве ее психологических, медицинских и педагогических компонентов. Назначение такой среды – способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, развития и поддержки воспитанников детского дома. Проект рассчитан на все время проживания ребенка в учреждении, включает в себя несколько этапов реализации (аналитический, подготовительный, диагностический, организационный, заключительный этапы).
Актуальность проекта
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в экономической и политической жизни России. В последние годы отмечается неуклонный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Успешность процесса становления и социализации личности сироты зависит от условий воспитания и раннего преодоления нарушений в социальной адаптации детей. В детском доме, находятся в основном социальные сироты, последствия социального сиротства для детей тяжелы и отражаются на всей их последующей жизни. Контингент этих детей уже с рождения имеет низкие показатели здоровья, психические расстройства, болезни нервной системы, органов чувств и дыхания. Выпускники детского дома часто оказываются социально дезадаптированными, с искажёнными социальными навыками, девиантным и делинквентным поведением, низким уровнем социализации. В соответствии с целями и задачами учреждения деятельность воспитателей, социального педагога, педагога – психолога, музыкального работника, инструктора по труду и физической культуре направлена на оказание помощи детям-сиротам помощи в получении образования; формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, способности противостоять асоциальному окружению. В связи с этим возникла острая необходимость в поиске и разработке новых моделей, которые бы создавали условия для максимально успешного личностного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Комплексный, интегративный подход педагога- психолога, социального педагога, инструктора по физической культуре, медицинского работника, педагогов дополнительного образования, воспитателей к оказанию помощи детям, имеющим проблемы в развитии, будет способствовать достижению положительных результатов. При организации сопровождения становится необходимым проведение комплексного изучения личности воспитанника, для выявления существа имеющейся проблемы и составления на этой основе вектора его комплексного развития. Несмотря на то, что в современной литературе проблема оказания помощи детям-сиротам для их успешной социализации раскрыта довольно подробно, специфика комплексного сопровождения детей и подростков в процессе их социализации, практически не изучена, отсутствуют рекомендации описывающие механизм и алгоритм внедрения системы сопровождения. Всё это позволяет выделить ряд устойчивых противоречий между: - необходимостью создания условий для успешной социализации личности ребёнка – сироты и отсутствием комплексной системы сопровождения в детском доме; - потребностью осуществлять комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и отсутствием организационно-методических рекомендаций по внедрению модели в воспитательную систему учреждения; - объективными требованиями интегративного подхода к оказанию помощи детям и недостаточным взаимодействием субъектов образовательно-воспитательного процесса. Данные противоречия определяют особую актуальность разработки и внедрения проекта «Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечивающего успешную социализацию воспитанников на всех возрастных этапах развития.
Цель проекта: создание системы психолого-педагогического сопровождения воспитанника детского дома, способствующая предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации, обеспечивающего успешную социализацию воспитанников на всех возрастных этапах развития. Задачи: - 1. организовать единое психологическое пространство, единство требований и отношений специалистов по психолого-педагогическому сопровождению;
- 2.осуществлять профилактические мероприятия по укреплению нервной системы ребенка для предотвращения возникновения нервно-психических расстройств и психических заболеваний.
- 3.способствовать активизации внутреннего потенциала ребенка через включение его в различные виды деятельности;
- 4.помочь установлению продуктивных взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
5. обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку на основе медико - психолого-педагогического изучения личности воспитанника; 6. продолжить непрерывное профессиональное образование педагогов учреждения, в парадигме личностно-ориентированного профессионального роста через проведение консультации и психолого-педагогических семинаров; - Основным условием реализации поставленных задач является построение межличностных субъектных отношений между ребенком и всеми участниками педагогического процесса (воспитателями, педагогом – психологом, социальным педагогом, медицинской сестрой, воспитанниками).
- При этом взрослый создает условия для освоения конструктивных форм взаимодействия с социумом, облегчая тем самым присвоение ребенком социальных норм и правил и выводя его на новый уровень развития.
Принципы сопровождения: 1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка. Следование за естественным развитием ребенка. 2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка. 3. Принцип приоритета личностного развития. -
Организация процесса сопровождения Проект разработан для работы с детьми – сиротами и детьми оставшихся без попечения родителей, поступающих в детский дом в возрасте 3–18 лет. Срок реализации проекта на всем этапе проживания ребенка в детском доме. Проект ориентирован на индивидуальную и групповую работу с ребенком. Содержание проекта Содержание проекта базируется на основе взаимодействия медицинского работника, социального педагога, педагога-психолога, воспитателей. Основная нагрузка по созданию условий по сопровождению ребенка в детском доме ложится на воспитателей группы. Участие других специалистов организуется в рамках медицинского и социально-педагогического сопровождения и реализуется через диагностику, консультирование, профилактику, просвещение.
Содержание проекта можно разделить на 3 основных блока:
лечебно-оздоровительный психолого-педагогический социально-правовой
1. Лечебно-оздоровительный блок содержит работу по организации медицинского сопровождения детей. Основная цель этого процесса – поддержание физического здоровья ребенка, профилактика соматических заболеваний, помощь ребенку в случае заболевания, организация углубленных медицинских осмотров. 2.Социально-правовой блок включает создание условий для обеспечения правовых основ сопровождения в ходе изменения социального статуса ребенка. 3.Содержание психолого-педагогического блока направлено на планирование и реализацию воспитательно-образовательного маршрута ребенка в период проживания ребенка в детском доме с учетом индивидуальных психологических особенностей.
В каждом из вышеназванных блоков выделяются три направления деятельности:
диагностико - аналитическая практическая организационно-методическая.
1. При выполнении диагностико-аналитической деятельности определяется социальный статус ребенка и уровень его психического и физического развития, проводится анализ условий и процесса адаптации, выявляется зона ближайшего развития ребенка. 2. Организационно-методическое направление включает оформление документации, составление планов сопровождения, а также предполагает определение воспитательно-образовательного маршрута. 3. Практическое направление реализуется на основе рекомендаций специалистов по созданию условий сопровождения через систему практических мероприятий.
|
Лечебно-оздоровительный блок Лечебно-оздоровительная деятельность осуществляется медицинскими работниками с привлечением воспитателей групп.
Диагностико – аналити-ческое направление деятельности.
| Организационно-методи-ческое направление деятельности.
| Практическое направление деятельности | При поступлении ребенка в детский дом медицинская сестра (врач-педиатр) проводит первичный медицинский осмотр ребенка. По сопроводительным документам и амбулаторной карте медицинский работник изучает и анализирует физическое развитие ребенка, перенесенные им заболевания, знакомится диагнозами и методами лечения ребенка до поступления в детский дом. Полученные данные помогают определить группу здоровья и уровень физического развития ребенка, а также необходимость проведения дальнейшего обследования и постановки на диспансерный учет.
| По результатам проведенных осмотров медицинский работник заполняет медицинскую карту, куда вносит полученные сведения о состоянии здоровья ребенка, его физическом развитии и диспансерной группе учета. Для воспитателей оформляются сведения о ребенке. (Приложение №1).
| Практическое направление деятельности медицинский работник реализует совместно с воспитателем группы. Медицинский работник проводит консультации с воспитателями о профилактике заболеваемости ребенка и профилактические беседы с самим ребенком (с учетом его возраста) о сохранении физического здоровья. При заболевании ребенка разрабатывается и выполняется план лечебно-оздоровительных мероприятий, даются рекомендации воспитателям о режиме в период болезни и в восстановительный период после перенесенного заболевания. Функция воспитателя в лечебно-оздоровительном блоке заключается в выполнении рекомендаций медицинского работника, организации индивидуального режима жизнедеятельности ребенка и осуществлении физкультурно-оздоровительных мероприятий в системе воспитательно-образовательного процесса с учетом индивидуальных физических и психических особенностей. |
( реализация лечебно-оздоровительного блока в соответствии с планом работы старшей медицинской сестры).
Структура медико-профилактической и спортивно – оздоровительной работы
Социально-правовой блок
Основная роль в реализации содержания социально-правового блока принадлежит социальному педагогу.
Диагностико-аналитическое направление деятельности | Организационно-методическое направление деятельности | Практическое направление деятельности | При поступлении в детский дом ребенка сопровождает представитель приюта, из которого ребенок переводится в детский дом, милиции, больницы, социальной службы. (Приложение№2). Социальный педагог проводит беседу с ребенком и лицом, сопровождающим его, выясняя наличие родственников ребенка, его образовательный уровень, особенности личности, поведения, привычки, познавательные интересы и т.д. Изучаются и анализируются сопроводительные документы. (Приложение№3) Социальный педагог более подробно выясняет местонахождение родителей, проводит обследование жилья ребенка с целью выявления причин деформации развития ребенка в семье. | В рамках организационно-методической деятельности социальный педагог заполняет личное дело на воспитанника. Далее составляется план работы: оформление документов на подтверждение социального статуса ребенка, при его отсутствии, открытие необходимых сберегательных счетов, оформление документов о необходимости получения жилья и др. В случае необходимости начинается работа по розыску родителей, по лишению родителей родительских прав либо признанию родителей безвестно отсутствующими, подаются исковые заявления в суды, предоставляются документы для принятия воспитанника на жилищный учет, оформляется пакет документов для передачи в банк данных по усыновлению или воспитанию в приемной семье. | Социальный педагог информирует воспитателей о социальном статусе ребенка, об обстоятельствах его помещения в детский дом. Дает рекомендации воспитателям о режиме посещения родственников ребенка, обеспечивая с одной стороны, сохранение родственных связей, с другой – безопасность ребенка. Беседует с родственниками о режиме и условиях посещения и осуществляет контроль их встреч с ребенком. Со старшими детьми социальный педагог проводит беседы о социальных правах и обязанностях, разъясняет причины изменения их социального статуса, объясняя, в чем заключаются эти изменения, формирует благоприятное отношение к новому социальному положению в детском доме и в школе, помогает принять и выполнять нормы коллективной жизни, способствует формированию адекватного отношения к педагогическим воздействиям. Если у ребенка имеются отклонения поведения (делинквентные либо девиантные формы), то социальный педагог совместно с инспектором ПДН проводит наблюдения и профилактические беседы с ребенком, оказывая ему своевременную помощь в установлении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. В случае дезадаптации и усложненной адаптации, связанных с проявлением нарушенных форм поведения, осуществляет ежедневный контроль и дает рекомендации педагогам о создании условий вхождения ребенка в коллектив. В случае возможности вернуть ребенка в семью социальный педагог продолжает работу с родителями по изменению социального статуса, проводит беседы о необходимости нормализовать свою жизнь, направляет родителей на консультации к специалистам отдела опеки. |
(реализация социально-правового блока в соответствии с планом работы социального педагога).
Психолого-педагогический блок Данный блок основывается на взаимодействии воспитателей, педагога-психолога (при необходимости дефектолога, олигофренопедагога).
Диагностико-аналитическое направление деятельности | Организационно-методическое направление деятельности. | Практическое направление деятельности | Работа в этом направлении начинается со знакомства с ребенком. Необходимо сначала построить доверительные отношения с ним, расположить его к себе. В беседе с ребенком выясняются его интересы, привычки, знания о себе и окружающем мире, учебные и практические навыки и умения. Изучаются документы ребенка: сведения о его социальном статусе и воспитании до помещения в детский дом, анамнез развития, медицинские показатели развития, сопутствующие диагнозы. Педагог-психолог выявляют особенности его эмоционального состояния, поведенческих реакций, интересов, особенностей общения, моторных реакций. Полученные данные фиксируются педагогом-психологом. (Приложение№4) На основании сведений, полученных в результате беседы, наблюдения и изучения документов выявляются актуальные проблемы ребенка .
| Организационно-методическое направление деятельности предполагает разработку рекомендаций по сопровождению ребенка и составление планов системы мероприятий в период проживания ребенка в учреждении. Рекомендации составляются педагогом-психологом по диагностических исследований, по результатам наблюдений. Учитывая полученные рекомендации, индивидуальные особенности ребенка, педагог-психолог, воспитатель, социальный педагог намечает воспитательно – образова-тельный маршрут . | Данное направление строится на основе разработанных планов и включает в себя реализацию мероприятий по непосредственному взаимодействию с ребенком. (Приложение № 5,6,7,8) |
(реализация психолого-педагогического блока в соответствии с планом работы педагога-психолога).
Результативность реализации проекта 1.снижение уровня заболеваемости ; 2.снижение количества детей имеющих вредные привычки ; 3.снижение уровня общей тревожности; 4.снижение общей уровень агрессивности ; 5.повышение уровня трудолюбия и работоспособности; 6.повышение уровня способности к саморазвитию и самообразованию; 7.успешная адаптация воспитанников в социуме; 8.образование единого реабилитационного пространства с общими целями, задачами по достижению положительных результатов в процессе воспитания, обучения и развития детей; 9.рост педагогической компетентности педагогических кадров, вследствие чего снижение показателя конфликтности на разных уровнях. Таким образом, данный проект способствует самоопределению, саморазвитию воспитанников, нормализации их психофизического развития и обеспечивает основные условия медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников на основе эффективного функционирования всех её подсистем, ориентированных на работу по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приложение №1
Медицинские рекомендации по реализации индивидуального подхода Ф.И.О. ребенка_________________________________________________________________ Дата рождения___________________________________________________________________
Дата |
|
|
|
| Группа здоровья | | | | | Физическое развитие | | | | | «Д» учёт | | | | | Физкультурная группа | | | | |
Медицинские показатели (уровень физического развития и здоровья, оценка нервно – психического состояния, функциональные нарушения). Дата | | | | | Медицинское заключение | | | | | Рекомендации | | | | |
Медицинская реабилитация _____г. Дата | Лечебно – профилактические мероприятия | Результат | Дата | Наблюдение узкими специалистами | Результат | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Дата Подпись ст.мед.сестры______________
Приложение №2
Ф.И.О. ____________________________________________________________ Дата поступления в детский дом _____________________________________ Номер приказа _____________________________________________________ Социальный статус на момент поступления ребёнка ______________________ Причины помещения ребёнка в детский дом ____________________________ Сведения о родителях: Мать (Ф.И.О., место работы, место жительства) __________________________ Отец (Ф.И.О., место работы, место жительства) __________________________ Общая характеристика закрепленного жилья: __________________________ Кол -во комнат, кто проживает ______________________________________ Образ жизни семьи: материальное положение, отношение к ребёнку родителей, отношение ребёнка к семье (со слов ребёнка и свидетельств других лиц) ________________________________________________________________ С кем проживал до поступления в детский дом _________________________ Ребёнок посещал: детский сад (школу) _________________________________ Социальные вредности (нужное подчеркните): - уходы из дома, бродяжничество; - криминальные группы; - ассоциальное поведение; - ранняя алкоголизация; - наркомания; - нежелание учиться; - пустое времяпровождение; - токсикомания; - негативизм к оценке явлений действительности. Социальный педагог_______________________________________________
Приложение №3 Заключение социального педагога Ф.И.О. _______________________________________________ Дата обследования _______________________________________________ Социальная справка Педагогические показатели _________________________________________ Нравственное развитие ____________________________________________ Общий уровень психофизического развития _____________________________ Эмоциональные реакции _____________________________________________ Особенности поведения, тип отклонений в поведении ____________________ Социально – педагогическая характеристика Социальные вредности _____________________________________________ Отклонения в социальном поведении __________________________________ Социальный статус ________________________________________________ Социальная приспособленность________________________________________________ Коммуникативная активность _______________________________________ Уровень тревожности________________________________________________________ Заключение и рекомендации ________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ «___» _____________ 200_ г. Социальный педагог ______________
Приложение№4 Заключение педагога - психолога Ф.И.О. ____________________________ Особенности поведения _____________________________________________ Преобладающие интересы: - любит сам читать или слушать; - любимые игры ____________________________________________________ - ручной труд, рисование лепка________________________________________ - музыка; - интерес к общественной деятельности, животным, природе _______________ Физический труд, спорт ____________________________________________ Моторная ловкость ________________________________________________ Ведущая: рука _____________, нога _____________, ухо _____________, глаз Характеристика деятельности: Мотивация _______________________________________________________ Критичность _______________________________________________________ Работоспособность ___________________________________________________ Особенности внимания _______________________________________________ Особенности памяти _________________________________________________ Общий уровень психического развития (норма, задержка, дисгармония) _____ эмоционально – личностные и мотивационно – волевые особенности ______ Тип темперамента _______________________________________________ Особенности характера, его акцентуации _____________________________ Уровень самооценки ________________________________________________ Профессиональные интересы _________________________________________ Заключение психолога (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе) __ ________________________________________________________________ Дата «____» ________________ 200 г. Ф.И.О. психолога _______________________________
|