Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности

Поздникина Ольга Яковлевна

С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности-

учебной. Конечно, он уже в детском саду знакомится с ней, но в дошкольном возрасте

основным источником развития выступает игровая деятельность

- она занимает основную часть времени.

В школе эту функцию начинает выполнять деятельность учебная.

Именно через неё  у ребенка происходит развитие личности и познавательной сферы.

Важно помнить, что учеба-это первая продуктивная деятельность ребенка.

Почему же некоторые люди, не хотят учиться  дальше, не могут этого делать?

Скорее всего, у них так и не сформировалась учебная активность.

Так что же для этого надо нашим детям?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Первое – это умение слышать учителя.

 Но не только воспринимать то, что он говорит,

а  принимать правила урока и следовать указаниям учителя.

 

Второе- это наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями.

То есть желании и старании выполнить тяжелое  задание, с помощью взрослого или без,

но не бросать его

.

Третье- это умение не только отвечать, но и выслушивать других.

 Хотя это не так интересно, как говорить самому, особенно если ты знаешь ответ.

.

А вот фундамент всего выше перечисленного -  это

особенности взаимодействия с ребенком в семье до школы

.

Если бы это было не так, то без ответа остался бы вопрос: почему в одном классе у одного

учителя у некоторых детей позиция ученика формируется легко и быстро, а у других

-медленно и трудно?  Оптимально такое взаимодействие в семье, которое обеспечивает

ребенку баланс между необходимостью приспосабливаться к требованиям и правилам

взрослых и возможностью заявить открыто о своих желаниях, т.е между

«надо» и « хочу».

Посмотрите внимательно на своего ребенка: чего у него больше- «хочу» или

«надо»? А может быть, уже есть баланс?

 

А вот теперь подходим к самому главному- это волевое развитие ребенка.

 

Уже на третьем году  жизни у малышей обнаруживается самообладание.

Оно заключается в отказе отчего-либо приятного, а также в решимости сделать

нечто неприятное, если необходимо. Это первое самостоятельное проявление

ребёнком силы воли.

С четырех лет развивается контроль своих действий. На 4-5 –м году жизни у детей

проявляется послушание, обусловленное пробуждающимся у них  чувством обязанности

и, если он не выполнил то, что от него требовалось, чувством вины перед взрослым.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает брать на себя обязанности и

действовать из сознания необходимости довести дело до конца.

 

Сразу оговоримся, что речь идет только об абсолютно здоровых  детях.

Дело в том ,что нередко физиологические особенности ребенка, обычно называемые

гиперактивностью, имеют проявления, схожие с волевым поведением . Не будем их

рассматривать, т. к. гиперактивность имеет не только психологические причины.

 

Воля- многогранное понятие

.Первый компонент воли- сознательное управление своими действиями.

Если говорить о первокласснике, то уже в начале года перед ним встанет

громадная «корзина» школьных правил, которые необходимо усвоить, причем

достаточно быстро.

Начальный этап развития воли -  тренировочный: ребенку дают игровые

задания, с которыми он может успешно справиться и проявить волевое поведение.

Главное -  помочь первокласснику поверить , что он способен их выполнить.

И только после этого можно переходить к стимулированию ребенка проявлять

данный аспект волевого поведения в реальной жизни.

Когда оно автоматизируется, можно « запускать» следующий аспект

по той же схеме- постановка цели, мотивирование, тренировка,

подведение итогов, то есть поощрение ребенка, постоянная фиксация его

маленьких  побед.

Конечно, не стоит ожидать быстрых результатов. Контроль взрослых

за проявлением волевого поведения от 1-го к 4-му классу должен снижаться,

но не исчезать полностью.

Второй компонент воли - умение совершать волевое усилие, мобилизоваться

в трудной ситуации, доводить дело до конца.

В школе ребенок встретится с разными учебными заданиями.

Одни ему будут интересны, и он их легко выполнит, другие окажутся скучными

и сложными. Некоторые не будут получаться, и захочется их бросить

.

И как раз умение доводить дело до конца, сталкиваясь с трудностями в учебе,

начинает формироваться с помощью взрослых именно в первом классе.

 

Обычно данный процесс происходит непросто. Одна из причин - отсутствие

у детей психологической готовности к школе как к месту, где нужно преодолевать

трудности.

В жизни встречаются две воспитательные крайности, каждая из которых

таит в себе серьезную опасность.

 

 Первая заключается в том , что ребенка изнеживают,

расслабляют его волю, избавляя от необходимости прилагать любые усилия.

Между тем готовность к применению усилий, чтобы достичь результата –

совершенно  необходима в жизни, но она не дается сама собой, к ней нужно

приучать .Когда дело совершенно не привычное, оно кажется непосильным,

и лишь привычка облегчает его выполнение.

 

Другая, тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей слишком

трудоемкими заданиями. Обычно они не выполняются, и создается привычка

бросать начатое, а для развития воли нет ничего хуже.

 

Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить дело

до конца.