Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности
С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности-
учебной. Конечно, он уже в детском саду знакомится с ней, но в дошкольном возрасте
основным источником развития выступает игровая деятельность
- она занимает основную часть времени.
В школе эту функцию начинает выполнять деятельность учебная.
Именно через неё у ребенка происходит развитие личности и познавательной сферы.
Важно помнить, что учеба-это первая продуктивная деятельность ребенка.
Почему же некоторые люди, не хотят учиться дальше, не могут этого делать?
Скорее всего, у них так и не сформировалась учебная активность.
Так что же для этого надо нашим детям?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Первое – это умение слышать учителя.
Но не только воспринимать то, что он говорит,
а принимать правила урока и следовать указаниям учителя.
Второе- это наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями.
То есть желании и старании выполнить тяжелое задание, с помощью взрослого или без,
но не бросать его
.
Третье- это умение не только отвечать, но и выслушивать других.
Хотя это не так интересно, как говорить самому, особенно если ты знаешь ответ.
.
А вот фундамент всего выше перечисленного - это
особенности взаимодействия с ребенком в семье до школы
.
Если бы это было не так, то без ответа остался бы вопрос: почему в одном классе у одного
учителя у некоторых детей позиция ученика формируется легко и быстро, а у других
-медленно и трудно? Оптимально такое взаимодействие в семье, которое обеспечивает
ребенку баланс между необходимостью приспосабливаться к требованиям и правилам
взрослых и возможностью заявить открыто о своих желаниях, т.е между
«надо» и « хочу».
Посмотрите внимательно на своего ребенка: чего у него больше- «хочу» или
«надо»? А может быть, уже есть баланс?
А вот теперь подходим к самому главному- это волевое развитие ребенка.
Уже на третьем году жизни у малышей обнаруживается самообладание.
Оно заключается в отказе отчего-либо приятного, а также в решимости сделать
нечто неприятное, если необходимо. Это первое самостоятельное проявление
ребёнком силы воли.
С четырех лет развивается контроль своих действий. На 4-5 –м году жизни у детей
проявляется послушание, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности
и, если он не выполнил то, что от него требовалось, чувством вины перед взрослым.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает брать на себя обязанности и
действовать из сознания необходимости довести дело до конца.
Сразу оговоримся, что речь идет только об абсолютно здоровых детях.
Дело в том ,что нередко физиологические особенности ребенка, обычно называемые
гиперактивностью, имеют проявления, схожие с волевым поведением . Не будем их
рассматривать, т. к. гиперактивность имеет не только психологические причины.
Воля- многогранное понятие
.Первый компонент воли- сознательное управление своими действиями.
Если говорить о первокласснике, то уже в начале года перед ним встанет
громадная «корзина» школьных правил, которые необходимо усвоить, причем
достаточно быстро.
Начальный этап развития воли - тренировочный: ребенку дают игровые
задания, с которыми он может успешно справиться и проявить волевое поведение.
Главное - помочь первокласснику поверить , что он способен их выполнить.
И только после этого можно переходить к стимулированию ребенка проявлять
данный аспект волевого поведения в реальной жизни.
Когда оно автоматизируется, можно « запускать» следующий аспект
по той же схеме- постановка цели, мотивирование, тренировка,
подведение итогов, то есть поощрение ребенка, постоянная фиксация его
маленьких побед.
Конечно, не стоит ожидать быстрых результатов. Контроль взрослых
за проявлением волевого поведения от 1-го к 4-му классу должен снижаться,
но не исчезать полностью.
Второй компонент воли - умение совершать волевое усилие, мобилизоваться
в трудной ситуации, доводить дело до конца.
В школе ребенок встретится с разными учебными заданиями.
Одни ему будут интересны, и он их легко выполнит, другие окажутся скучными
и сложными. Некоторые не будут получаться, и захочется их бросить
.
И как раз умение доводить дело до конца, сталкиваясь с трудностями в учебе,
начинает формироваться с помощью взрослых именно в первом классе.
Обычно данный процесс происходит непросто. Одна из причин - отсутствие
у детей психологической готовности к школе как к месту, где нужно преодолевать
трудности.
В жизни встречаются две воспитательные крайности, каждая из которых
таит в себе серьезную опасность.
Первая заключается в том , что ребенка изнеживают,
расслабляют его волю, избавляя от необходимости прилагать любые усилия.
Между тем готовность к применению усилий, чтобы достичь результата –
совершенно необходима в жизни, но она не дается сама собой, к ней нужно
приучать .Когда дело совершенно не привычное, оно кажется непосильным,
и лишь привычка облегчает его выполнение.
Другая, тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей слишком
трудоемкими заданиями. Обычно они не выполняются, и создается привычка
бросать начатое, а для развития воли нет ничего хуже.
Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить дело
до конца.