Особенности организации работы по профориентации с воспитанниками младшего школьного возраста.
Об организации работы по профориентации с детьми младшего щкольного возраста, о необходимости привития трудовых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особености профориентационной работы. | 89.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
После возвращения наших спортсменов из Страны Восходящего Солнца, журналисты задали им вопрос: “Что в Японии вам запомнилось больше всего?”. “Нас поразило то, что там полуторагодовалый малыш уже подметает двор своего дома”.
О необходимости с малых лет прививать детям трудовые навыки, говорят такие слова: “Беден не тот, у кого ничего нет, а тот, кто не имеет ремесла и старания”.
Любить труд, воспитывать уважение к представителям разных профессий, надо начинать уже с 1 класса. Труду детей учит выполнение отдельного поручения, дежурство в группе, комнате, в школе, уважительное отношение к труду старших. У каждого ребенка должно быть свое маленькое трудовое поручение. Очень значимым мероприятием является и организация выставок детских поделок, изготовление небольших подарков.
“Учащиеся должны вооружиться знаниями, которые можно будет применить в жизни и на практике. Если человек не умеет применять их на деле, то он не может быть полезным ни себе, ни людям”,- говорил К. Насыри .
На каждом периоде возрастного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы. Целями профориентационной работы являются : – формирование представлений о мире профессий; формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе через участие в различных видах деятельности; - развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Задачи на каждом возрастном этапе определены в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями самоопределения школьников в мире профессий, на каждой ступени обучения. Проводимая профориентационная работа в начальной школе является основой, на которой, возможно, и будет строиться вся последующая работа по профессиональному определению в средней школе. Поэтому она должна планироваться и осуществляться в определенной системе, а выбор методов и приемов, средств подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Младший школьник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Он с желанием выполняет трудовые поручения, стремится к активной деятельности. Поэтому в этом возрасте, педагог должен отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям детей младшего возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества. Вполне закономерно, что чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в подростковом и старшем школьном возрасте.
Целенаправленное изучение детей начальной школы дает возможность получить данные об их интересах и склонностях к определенным видам трудовой деятельности. Чем раньше будут выявлены склонности и способности детей, тем больше возможностей имеют педагоги для их развития, тем более осознанным будет выбор ими профессии в будущем. С этой целью педагоги должны проводить беседы, анкетирование, наблюдения за трудовой деятельностью младших школьников, изучать продукты их творческой деятельности (поделки, сочинения и др.), создавать специальные педагогические ситуации с целью выяснения практической готовности к труду (трудовые десанты, ролевые игры и др.).
Большие возможности имеет тестирование детей. Тестирование помогает выявить ценностные отношения ребенка к труду: оно ставит его в положение «свободного выбора». Например , дописать предложение : «Когда я вырасту я стану…» . Дописываемый тезис выявит определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его представлении о собственном будущем. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий. Представление детей о мире профессий можно изучать с помощью прямых вопросов, типа: «Что ты знаешь о профессии…», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?».
В ходе работы по развитию у младших школьников представлений о профессиях и рынке труда в процессе обучения можно использовать: дидактические игры ; сюжетно-ролевые игры. Они способствуют расширению знаний младших школьников о разнообразии профессий, обогащают представления младших школьников о действиях. Игровые методики для младших школьников включают в себя: загадки, пословицы, ребусы, стихотворный материал о труде. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие, как «Магазин» , «Библиотека» , «Больничка» , «Кухня», в которых имитируется конкретная профессиональная деятельность. Например, в игре «Магазин» детям предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается и дидактическая задача (закрепление навыков устного счета, таблица умножения ), и воспитательная (культура общения).
К профориентационным играм, которые предлагаются детям, можно отнести целый класс игр, объединенных названием - «Угадай профессию»; «Профессия на букву...»; «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).
Чтение произведений : - «Делу время – потехе час», «Сказка о потерянном времени» Е Шварца; «Никакой я горчицы не ел» В.Голявкина и другие, которые расширяют объём знаний детей о разных профессиях, воспитывает уважительное отношение к труду, к людям труда.
Таким образом, рассмотрев проблемы профессиональной ориентации младших школьников, можно говорить о том, что согласно возрастным особенностям основная цель работы в данном направлении – это формирование у детей представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к различным профессиям и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения. Возрастные особенности младших школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональной ориентации детей.
Комментарии
Особенности организации
Особенности организации работы по профориентации с воспитанниками младшего школьного возраста.