Учебный проект по психологии "В гостях у богини Мнемозины"
Уровень развития памяти играет большую роль в жизни каждого человека и для достижения личных результатов в любой деятельности необходимо обладать хорошей памятью. Владение методами и приемами запоминания повысит уровень усвоения материала, что будет способствовать повышению успеваемости.
Мы решили узнать тренируют ли ученики свою память, какие трудности испытывают и какими приемами запоминания пользуются.
Проблема исследования: выявить,
- какие трудности при запоминании испытывают учащихся 5-х классов
- какими приемами запоминания они пользуются
- как тренируют ученики свою память
Практическая значимость: разработать памятку для учащихся ПО ПРАВИЛАМ ЗАПОМИНАНИЯ
Никто не знает границ своей памяти, но увеличить её объём может каждый путём её тренировки и применения приёмов улучшения запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_poiskah_bogini_mnemoziny.docx | 35.54 КБ |
proekt_v_poiskah_bogini_mnemoziny.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
ПРОЕКТ
по психологии
тема: «В гостях у богини Мнемозины»
Выполнила ученица 5 Б класса
Прибыльнова Ирина
Руководитель
педагог-психолог Дрёмина Т.В.
Златоуст 2013 г.
Содержание
Введение | 2 | |
Глава 1. | Теоретические основы памяти | |
1.1 | Общее представление о памяти | 3 |
1.2 | Процессы памяти | 3 |
1.3 | Виды памяти и их особенности | 4 |
1.4 | Индивидуальные различия памяти у людей | 6 |
1.5 | Рекорды памяти | 7 |
1.6 | Приемы запоминания | 9 |
Глава 2. | Практическая часть | |
2.1 | Анализ результатов | 10 |
Заключение | 12 | |
Использованная литература | 12 | |
Приложение | 13 |
Введение
О том, как важна память, люди знали давно. Не случайно древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью всех муз – покровительниц наук и искусств. Действительно, память нужна ученому и художнику, старику и ребенку. Это основа всего, что мы знаем и умеем.
Актуальность темы
- уровень развития памяти играет большую роль в жизни каждого человека
- ведущее значение для данного возраста приобретает развитие памяти
- для достижения личных результатов в любой деятельности необходимо обладать хорошей памятью
- владение методами и приемами запоминания повысит уровень усвоения материала, что будет способствовать повышению успеваемости
Действительно, все мы обладаем памятью. И если некоторые добровольно признаются в том, что имеют плохую память, это всего лишь означает, что они не умеют ею пользоваться. Мы все запоминаем достаточное количество идей, фактов, данных. Без этого жизнь была бы невозможна. Почему же тогда мы запоминаем одних людей и не можем удержать в памяти имена других, запросто запоминаем одни встречи и вынуждены записывать другие, выполняем одни задания, а о других совершенно забываем, запоминаем некоторые сведения и быстро забываем другие? Ответ очень прост: когда мы хорошо запоминаем что-то, это значит, что мы применили эффективные приемы запоминания, сознательно или бессознательно. Если же мы не смогли удержать что-то в памяти, значит, процесс запоминания прошел неправильно.
Глава 1. Теоретические основы памяти
1.1 Общее представление о памяти.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Память помогает нам сохранить то, чего уже нет. Она и ее различные варианты (фото, рассказы, воспоминания) — форма существования нашего прошлого. Память связывает прошлое с настоящим и будущим человека. Благодаря ей, человек может осознать то, что когда-то происходило с ним и забылось, но продолжает влиять на него сейчас.
Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек увидел, услышал, почувствовал, выучил.
Память присуща всем живым существам, но в различных формах. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. Известны опыты, в ходе которых растения «узнавали» человека, ранее причинившего им вред. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память — это сохранение человеком всего того, что с ним произошло, иногда даже помимо его воли (хочется забыть, а не можешь).
1.2 Процессы памяти
Основные процессы памяти, посредством которых она действует, — это запоминание, воспроизведение и забывание. Запоминание — главный процесс памяти, от него во многом зависит, насколько полно, точно и долго человек сохраняет информацию. Запоминание и воспроизведение могут быть произвольным или непроизвольным. Мы можем запомнить что-то как по собственному желанию, так и случайно, нечаянно, не прикладывая усилий. Точно так же можно вспомнить что-то, выученное специально, или припомнить что-то, случайно замеченное. Забывание же — это непроизвольный процесс, неподвластный человеку. Протекание процессов запоминания и воспроизведения зависит от того, насколько важна данная информация для человека. Важные для нас, оставившие след в душе вещи мы помним долго. Незначительные события быстро забываются и вспоминаются с трудом или не вспоминаются вовсе. Установлено, что крепче всего мы запоминаем значимую для нас информацию. Любому человеку нетрудно будет припомнить, что составляло смысл его жизни в каждом конкретном возрасте: мечты, желания, стремления, направленные на достижение определенной цели. Хорошо запоминается материал, когда он выступает в качестве цели наших действий — когда нам нужно его помнить. Очень прочные мнемонические («мнемос» — греч. «память», Мнемозина — богиня памяти) связи образуются при многократном обращении к какой-то информации — постоянно или длительно используемые знания запоминаются на всю жизнь.
1.3 Виды памяти и их особенности.
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память – образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременная память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда = то было им запомнено. При использовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словестно – логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого – либо доказательства, смысл читаемого текст и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Эти типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память – представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно.
1.4 Индивидуальные различия памяти у людей
Память у людей различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и т.п., так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании о воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы, ему лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает материал или сопровождать его запоминание какими – либо движениями.
“Чистые” виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно – двигательная, зрительно – слуховая и двигательно – слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.
Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица.
1.5 Рекорды памяти.
Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он еще мог цитировать выдержки из нее. Он знал многих солдат своей армии не только в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек, кто пьяница, кто сообразителен. Академик А.Ф. Иоффе пользовался таблицей логарифмов по памяти, а великий русский шахматист А. А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно. Феноменальной памятью обладал брат А. С. Пушкина — Лев Сергеевич. Его память сыграла спасительную роль в судьбе пятой главы поэмы «Евгений Онегин». А. С. Пушкин потерял ее по дороге из Москвы в Петербург, где собирался отдать ее в печать, а черновик главы был уничтожен. Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал о случившемся. Вскоре он получил в ответ полный текст потерянной главы с точностью до запятой: его брат один раз слышал ее и один раз читал. Уроженец США Эйра Колбери в 1814 году давал представление в Лондоне. В 10 лет он мог мгновенно возводить не очень большие числа в 16-ю степень и извлекать корни. Однако по мере эго как он взрослел и получал образование, эти его способности снижались и установились на уровне чуть выше нормального. В другом случае Жак Иноди, родившийся в 1877 году и до 20 лет остававшийся неграмотным, с 7 лет давал публичные представления, извлекая корни 3-й и 5-й степеней из 21-значных чисел. Отличался он тем, что не видел ответы, а слышал их. Он писал: «Я слышу цифры, как они звучат около моего уха такими, какими я их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть дня. Чтение мне не помогает, я не вижу цифр, написание не способствует запоминанию». Необыкновенной памятью обладал Диаманди. Он был эйдетиком и видел цифры написанными, в отличие от Иноди, который их слышал. Диаманди мог повторить около 40 чисел после однократного прочтения вслух и около 300, которые встречались в различных задачах в течение 3-часового сеанса. Из современных счетчиков можно упомянуть сотрудника Европейского центра атомных исследований Уильяма Клайна. Он помнит таблицу умножения до 100000, квадраты чисел до 150 и все простые числа до 10000. Он неоднократно присутствовал при испытании компьютеров британских фирм. Однажды машине дали задание извлечь корень квадратный из числа 555555555555. Пока программист вводил задание, Клайн сказал: «745356». Позднее машина дала ответ: 745355,9924. Была публикация о сирийце Хане Кузе, который умеет перемножать 20-значные числа. Жительница Индии Шакутани Дэви соревновалась с компьютером в извлечении корней из чисел. Она мгновенно извлекала корни 6-й степени из 9-значных чисел, что, однако, не свидетельствовало о ее общем уровне интеллекта: она дважды провалилась на промежуточном экзамене на степень бакалавра..
Феномен Шеришевского
Немного подробнее остановимся на случае, описанном А. Р. Лурия — феномене Шеришевского. Он мог повторить без ошибок последовательность из 400 слов через 20 лет. Один из секретов его памяти состоял в том, что у него восприятие было комплексным, синестетическим. Образы — зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные — сливались для него в единое целое. Шеришевский слышал свет и видел звук, он воспринимал на вкус слово и цвет. «У вac такой желтый и рассыпчатый голос», — говорил он. Синестезия отмечалась у Н. А. Римского-Корсакова, А. Н. Скрябина, Н. К. Чюрлениса. У всех у них зрение было связано со слухом. Римский-Корсаков считал, что «ми-мажор» — синий, «ми-минор» — сиреневый, «фа-минор» — серовато-зеленый, «ля-мажор» — розовый. У Скрябина звук порождал переживание цвета, света, вкуса и даже прикосновения. У. Диаманди, обладавший уникальными способностями к счету, также считал, что запоминать цифры и оперировать ими помогает их цвет, а процесс вычисления представлялся в виде бесконечных симфоний цвета.
В многолетнем исследовании А. Р. Лурия выявил как сильные стороны, так и слабости интеллектуальной деятельности Шеришевского, вытекающие из особенностей организации его памяти. С одной стороны, Шеришевский мог произвольно и точно вспомнить все, что ему предъявлялось для запоминания много лет назад. Помогало ему в этом умение ярко, зрительно представить себе каждое запоминаемое слово (например, цифру 7 он воспринимал как человека с усами), но это же создавало для него и особые затруднения при чтении, поскольку каждое слово порождало яркий образ, а это мешало пониманию читаемого. Кроме того, его восприятие было очень конкретным, слова, выражавшие абстрактные понятия, например «вечность», «ничто», представляли для него особые трудности, так как их сложно сопоставлять со зрительным образом.
Помимо этого у него было сильно затруднено обобщение. Вот пример, демонстрирующий слабые стороны его феноменальной памяти. В большой аудитории Шеришевскому прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился безукоризненно. Затем его спросили, было ли в ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие в аудитории зрители с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили это слово (тиф), а Шеришевскому потребовалось целых две минуты чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал в уме по порядку все заданные списком слова, что свидетельствовало о слабости обобщения в его памяти. Чтение было пыткой для Шеришевского. Он с трудом пробирался через зрительные образы, которые помимо его воли вырастали вокруг каждого слова, что очень утомляло его. Необходимо также отметить, что у Шеришевского были большие трудности с забыванием. Ему приходилось изобретать специальные приемы, чтобы забывать.
1.6 Приемы запоминания
Мнемотехника (в переводе с греческого «искусство запоминания») – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти.
Приемы запоминания могут быть разнообразными.
Группировка материала
Почти любой материал можно разделить на части или группы. Этот прием называется группировкой. Например, любой параграф содержит вступление, основную часть, заключение и выводы. Кроме того, информацию можно делить на определенные, четко обозначенные части.
Ассоциации
Прием заключается в том, чтобы образно представить себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.
Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли “цепляет”, затрагивает старую, уже известную. Такие процессы называют ассоциациями.
Схематический образ
К самым доступным и распространенным способам запоминания можно отнести перекодирование информации, когда то, что представляется в виде рисунка, картины и т.п., называется, описывается, и наоборот, слова или фразы воспроизводятся с помощью рисунка.
Опорные пункты
Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и т.д. Такой прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста целесообразно использовать несколько опорных пунктов, которые составят своего рода план.
Структурирование материала
Некоторые мнемические приемы требуют значительных интеллектуальных действий. К ним в первую очередь относится структурирование материала, при котором устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Данный прием позволяет успешно запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию (абстрактную, неизвестную, запутанную и др.), ибо направлен на упорядочение ее.
Глава 2.Практическая часть
2.1 Анализ результатов
Проблема исследования: выявить,
- какие трудности при запоминании испытывают учащихся 5-х классов
- какими приемами запоминания они пользуются
- как тренируют ученики свою память
Задачи:
- содействовать осознанию учащимися собственных особенностей памяти
- познакомить с приемами эффективного запоминания
- мотивировать учащихся на развитие своей памяти
- разработать рекомендации успешного запоминания для учащихся
Объект исследования: учащиеся 5 классов (47 человек).
Метод исследования: анкетирование.
Практическая значимость: Разработать памятку для учащихся ПО ПРАВИЛАМ ЗАПОМИНАНИЯ.
В анкетировании приняли учащиеся 5-х классов – 47 человек, из них 30 мальчиков и 17 девочек.
У каждого из нас свои, индивидуальные особенности памяти. Одни легко запоминают имена и фамилии, но плохо – лица. Другие быстро заучивают стихи, но никак не могут удержать в голове математические формулы или номера телефонов. Одни люди лучше усваивают услышанное, вторые -увиденное или прочитанное, третьи – собственноручно написанное, начерченное, нарисованное.
Что же такое «хорошая» память? А если человек быстро запоминает, но так же быстро забывает? Может быть, все же лучше медленно запоминать, зато долго хранить? Но что толку долго хранить, если потом неточно вспоминать?
Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения.
Для достижения личных результатов в любой деятельности необходимо обладать хорошей памятью. Развивайте свою память!
Заключение
Исследования показали, что некоторые учащихся имеют проблемы с памятью.
Никто не знает границ своей памяти, но увеличить её объём может каждый путём её тренировки и применения приёмов улучшения запоминания.
Предложения.
1. В процессе обучения использовать приёмы улучшения памяти (при подготовке уроков и на уроках).
2. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания.
Поэтому если информацию необходимо запомнить надолго мы рекомендуем использовать мнемотехнику.
Список использованной литературы:
Лурия А. Р. Внимание и память. 1975 г.
Маклаков А. Г. Общая психология. 2001 г.
Немов Р. С. Психология. 1995 г.
http://www.elitarium.ru/index.php?pid=46&id=1102
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
уровень развития памяти играет большую роль в жизни каждого человека ведущее значение для данного возраста приобретает развитие памяти для достижения личных результатов в любой деятельности необходимо обладать хорошей памятью владение методами и приемами запоминания повысит уровень усвоения материала, что будет способствовать повышению успеваемости Актуальность темы
Любой человек в течение своей жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые ему предоставляет его мозг Американский ученый фон Нейман
Проблема исследования: выявить какие трудности при запоминании испытывают учащиеся 5-х классов какими приемами запоминания они пользуются как тренируют ученики свою память
Задачи: содействовать осознанию учащимися собственных особенностей памяти познакомить с приемами эффективного запоминания мотивировать учащихся на развитие своей памяти разработать рекомендации успешного запоминания для учащихся
практическая значимость: Разработать памятку для учащихся ПО ПРАВИЛАМ ЗАПОМИНАНИЯ
Объекты и методы исследования В анкетировании приняли участие учащиеся 5-х классов – 47 человек, из них 30 мальчиков и 17 девочек Метод исследования – анкетирование
Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек увидел, услышал, почувствовал, выучил
У каждого из нас свои, индивидуальные особенности памяти. зрительная слуховая двигательная
преобладающий вид памяти
«хорошая память» предполагает способность быстро и много запоминать долго хранить точно и вовремя воспроизводить
Предлагаемый вопрос ДА НЕТ ИНОГДА Трудно ли тебе заучивать стихи? 19 20 8 Предлагаемый вопрос ДА НЕТ ИНОГДА Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста? 22 17 8
Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения ПОМНИТЕ!!! Из того, что вы СЛЫШАЛИ, забывается 90%! Из того, что вы ВИДЕЛИ, забывается 50%! Из того, что вы ДЕЛАЛИ, забывается 10%!
Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?
Трудно ли тебе выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
Какими приёмами развития памяти ты пользуешься? Приемы запоминания Многократно повторяю выученное 11 Разбиваю текст, стихотворение на части 19 Составляю план пересказа 14 Два раза читаю и один раз пересказываю с опорой на учебник, еще раз читаю 15 Заучивая учебный материал, делаю чертежи и схемы, рисунки 11 Рассказываю родителям 9
Тренируешь ли ты свою память?
Помогают ли тебе дома тренировать твою память?
Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?
Можно заключить : никто не знает границ своей памяти, но увеличить её объём может каждый путём её тренировки и применения приёмов запоминания