Верботональная методика
Главная задача верботональной методики - реабилитация слушанья и речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
verbotonalnaya_metodika.pptx | 154.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Петар Губерина 22 мая 1913 - В результате научных исследования и практической работы в области ревой коммуникации П. Губерина разработал верботональный метод реабилитации людей, имеющих нарушения слуха и речи. Первые результаты своих экспериментальных исследований, теоретические основы и возможности применения метода профессор Губерина представил международным научным кругам в 1954 году. С этого времени и до сегодняшнего дня верботональная система и ее применение развиваются, обогащаются и распространяются, основываясь на положениях о неразрывной взаимосвязи двуединств «человек-речь/зык» м «речь-слушание». Речь – естественная коммуникативная потребность человека, а слушание – важнейшая предпосылка речи. Петар Губерин
Главной особенностью метода является положение о том, что язык развивается из устной речи, и речь - общественное явление. Мы говорим, (т.е. используем устную речь), когда хотим что-то выразить или когда реагируем на определенное явление. В этом смысле «значение» речи передается не только лингвистическими элементами, но также слуховыми и зрительными информациями, в ритме, интонации, громкости, темпе, паузах, напряженности и жестах говорящего. Так, говорящий одновременно воспроизводит и воспринимает речь. Самое важное то, что аудио-визуальная информация отражается на воспроизведении по мере восприятия речи. Если восприятие меняется, речь также будет меняться.
Организация обучения на основе верботонального метода. При проведении занятий по реабилитации и коррекции следует помнить о том, что мать ребенка должна присутствовать на занятиях вместе с ребенком и затем дома закреплять пройденный материал. До 3-х лет ребенок, особенно с нарушенным слухом, не может быть отделен от матери и включен в систематическую групповую воспитательно-образовательную работу, так как в этом возрасте ребенок слишком тесно связан с матерью и испытывает страх при отрыве от нее. Отрыв от матери может привести к регрессивным проявлениям в развитии личности ребенка, к патологическим реакциям. При этом может наблюдаться нарушение сна, аппетита, эмоциональные расстройства: плаксивость, страх, агрессия, упрямство и т.д. При доброжелательном и терпеливом отношении педагогов эти нарушения проходят. Поэтому на занятии педагог демонстрирует все необходимые упражнения на мягкой кукле, а мама с ребенком повторяют их. Все занятия проводятся в игровой форме. Педагог должен быть очень эмоциональным и учит маму передавать эмоции ребенку.
Основные пути овладения родным языком включают в себя: развития моторики (макро- и микромоторики ); слуховые пути, которые рано формируют интонацию и ритм, на которых создается вся звуковая система: проприоцептивные и соматосенсорные ощущения, с помощью которых человеческое тело в целом участвует в восприятии и воспроизведении речи ; развитие всех органов чувств ; развитие мышления, умственных способностей.
Значительную часть занятий дети проводят в наушниках, работая с электроакустическими аппаратами, которые преобразуют звук, передавая его по низким частотам, т. е. ребенок получает возможность почувствовать ритм, темп и интонацию. На начальном этапе реабилитации дети учатся рассказывать сказки с помощью ритма, темпа и интонации, используя один или несколько звуков (например, сказку про Волка и Красную Шапочку можно рассказать, по-разному произнося звук «а»). В традиционной методике реабилитации аппаратура тоже использовалась, но процесс формирования произношения строился на механической постановке звуков, не уделялось достаточного внимания работе над ритмом, темпом и интонацией, отсюда монотонная речь глухих людей даже при правильно поставленных звуках.
К трем годам ребенка организация мозга достигает нужного уровня, моторика развита лучше, он овладевает элементарными навыками самообслуживания, готов к контакту с другими детьми. Однако дети с нарушенным слухом (глухие от рождения), поступая в группу в три года, еще не обладают нормальным соматосенсорным развитие. Условно говоря, навыки слушания у них на уровне 3-месячного слышащего ребенка, речи – на уровне 5-7 месячного. Интеллектуальные способности отстают из-за недоразвития речи, но биологический возраст соответствует биологическому возрасту слышащего ребенка. В связи с этим важный принцип верботонального метода требует, чтобы при планировании реабилитационной работы ни в коме случае не была пропущена ни одна ступень развития речи, но вместе с тем развитие других способностей ребенка не ставилось в зависимость от уровня развития речи. В начальный период реабилитации огромное внимание уделяется психомоторике и сенсомоторике детей . Ребенок должен познать самого себя, мобилизировать все чувства полисенсорики , а через нее идти далее - к развитию эмоций и интеллекта. Но познание себя достигается только в контакте с другими (педагогами, воспитателями, родными, детьми группы), с окружающими предметами, а главное, через постижения пространства внутри и вне себя. Этот сложный и многогранный процесс успешнее всего идет через игру , через природу ребенка. «Создавайте и используйте» ситуации, развивающие зрительные, слуховые, вестибулярно-кинестетические реакции, обогающие , тактильную чувствительность, пробуждающие детей к исследовательским действиям».
Главная задача верботонального метода в дошкольном отделении – реабилитации слушания и речи, развитие всех способностей ребенка и подготовка к социальной адаптации и интеграции , учитывая индивидуальные способности ребенка. Основой для разработки и создания программы специального учреждения является программа массового детского сада. Однако добавлены курсы: фонетической ритмики, музыкальной стимуляции, аудиовизуальный курс .
Комментарии
Голосую за вашу работу!
Голосую за вашу работу! Посмотрите мою работу! http://nsportal.ru/node/667020