Факторы, способствующие дезорганизации поведения группы и их устранение.

Сатдаров Рустем Закариевич

 

Факторы, способствующие дезорганизации поведения группы и их устранение.

Проблема нарушения межличностных отношений в коллективе, рано или поздно  затрагивает многие группы, особенно явно это нарушение проявляется в школе, во вновь организующихся (классах) группах. Нередко к школьному психологу обращаются с просьбою помочь восстановить нарушенные взаимоотношения в классе или же организовать новый класс (группу) как коллектив, т.е. сплотить её.

Что может послужить причиной слабой организации группы, как её выявить и устранить – об этом мы затронем речь в нашей статье.

Разберём последовательно:

  1. Понятие группа и коллектив.
  2. Факторы, способствующие нарушению поведения и их устранение:

- самоорганизация индивида как личности;

- новообразующаяся группа (смешение двух групп);

- выявление лидера;

- любимчики в классе, как фактор нарушения эмоционально-личностных отношений.

Многие времена люди объединялись в различные группы для выполнения определённых целей:

- в древние времена для охоты и сбора ягод, чтобы пропитать общину;

- собирали дружины для защиты от врага;

- создавали семьи, чтобы родить, вырастить и воспитать детей;

- и т.д.

1. Чем отличается группа и коллектив?!

- Группа –  это относительно обособленное объединение людей.

- Коллектив— группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, направленные на достижение какой-либо цели.

2. 

1) Самоорганизация индивида как личности.

 Известно, что любая модель создаётся и работает так, как её задумал создатель. В случае создания класса, как группы людей участвует  школа, затем роль создания коллектива переходит к классному руководителю. На этом этапе классный руководитель, исходя из интересов школы, сам решает какую модель коллектива ему создать, на что будет нацелена энергия коллектива – на ежедневную выработку дисциплины или на достижение определённых результатов, успехов класса, как коллектива.

Заметим, что и в том, и в другом случае группе необходима энергия, как пища для поддержания своей внутренней структуры.

Насколько преподаватель самоорганизован, настолько и его модель коллектива перенимает его образ. Есть пословица – Подобное – притягивает подобное. В нашем случае мы предусматриваем, что Подобное формирует подобное. 

Таким образом, чтобы рассмотреть целое, достаточно из этого целого взять отдельные элементы.

Порою достаточно изменить некоторые качества отдельных учеников, чтобы увидеть, что вслед за этим меняется и поведенческая позиция коллектива, например Раздражительность на спокойствие, Распущенность на собранность, и т.д. Либо наоборот, изменение поведения коллектива меняет качества и отдельных учащихся.

Но соответственно нужно начинать с себя.

2) Новообразующая группа (смешение двух классов).

Новообразующая группа – это всегда столкновение разных и различных позиций личностей, их социально-значимых установок, убеждений, мнений и т.д.

Тон для задания поведения в группе снова задаёт учитель, и опять-таки в большинстве случаев классный руководитель, так как именно он является установочным центром новообразующих социально-значимых ценностей, именно он играет значимую роль в развитии коллектива.

Здесь достаточно на этапе развития новой группы регулярно проводить классные часы о значении каждого индивида в группе, о значимости человека, как социальной единицы, так как семья накладывает определённые ценности значимые для неё,  а ценности коллектива определяют постоянное общение в данной среде.

В новой группе целесообразно выявлять деструктивные элементы и именно им предлагать подготовку ведения классных часов, т.к. через получение информации, происходит познание и осознание своего места в коллективе.

3)Выявление лидера в коллективе и установление с ним связи, позволяет также эффективно воздействовать на группу.

Эффективная связь с неофициальным лидером во многом будет способствовать организации класса, как коллектива.

Лидер выявляется в процессе наблюдения за межличностными отношениями, хотя есть и иные приёмы. Лидер может быть положительный, а может и отрицательный – здесь важно правильно определить, который из двоих Вам нужен.

Что нам даёт выявление лидера?

Мы уже отметили, что правильно выбрав лидера, классный руководитель в некоторой степени налаживает организацию группы.

4) фактор регулирования поведения – рассаживание учащихся с соседями, которые им менее интересны – в этом случае нарушается ментальная связь интересов и невольно учащийся своё внимание направляет на учебный процесс.

При этом список рассаживаемых переходит или находится в каждом классе, где проходит урок.

5) Любимчики в классе, как фактор нарушения эмоционально-личностных отношений.

Общение с учениками выявило, что такое понятие, как «любимчики» до сих пор играет свою негативную роль.

Почему это происходит? Видимо опять-таки в силу определённых наших социально-значимых установок, позиций, ценностей. Запретить проявлять свою симпатию к тому или иному объекту социума  мы не можем, так уж устроен человек. Но каждый из нас как человек достоин справедливого внимания. Таким образом, на уровне самоосознания мы в силах уважительно относиться друг к другу.

Кого замещает учитель для учащегося в школе, тех, кто находится дома - родителей.

Не всегда дома, исходя из откровений учащихся - бывает сладко. В школе он ищет тот лучик надежды и любви от учителей, именно они должны были послужить тем непрерикаемым авторитетом в глазах ребёнка, научить его тем отношениям, в которых семья, увы - дала пробел. Но, тем не менее, как показывают наблюдения – не каждый преподаватель готов взять на себя духовную функцию воспитателя.

Вернёмся к любимчикам!

А примером послужит модель обычной семьи.

Представим, что в полной семье, где более двух детей обозначились любимчики.

Как Вы думаете – как поведут себя остальные, оставшиеся без внимания родителей дети?

Совершенно верно – начнут самоутверждаться за своё место под солнцем, в ход пойдёт (взаимная неприязнь, войны, драки, обзывания и т.п.)

Вот только семья является маленькой моделью группы, а класс чуточку больше, таким образом, проекцию отношений семьи, где есть любимчики, можно обозначить и в классе.

Непредвзятые и справедливые взаимоотношения, уважение и доброжелательность, отношение к человеку как к личности – основа взаимоуважения учителя и учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факторы, способствующие дезорганизации поведения группы и их устранение.

Проблема нарушения межличностных отношений в коллективе, рано или поздно  затрагивает многие группы, особенно явно это нарушение проявляется в школе, во вновь организующихся (классах) группах. Нередко к школьному психологу обращаются с просьбою помочь восстановить нарушенные взаимоотношения в классе или же организовать новый класс (группу) как коллектив, т.е. сплотить её.

Что может послужить причиной слабой организации группы, как её выявить и устранить – об этом мы затронем речь в нашей статье.

Разберём последовательно:

  1. Понятие группа и коллектив.
  2. Факторы, способствующие нарушению поведения и их устранение:

- самоорганизация индивида как личности;

- новообразующаяся группа (смешение двух групп);

- выявление лидера;

- любимчики в классе, как фактор нарушения эмоционально-личностных отношений.

Многие времена люди объединялись в различные группы для выполнения определённых целей:

- в древние времена для охоты и сбора ягод, чтобы пропитать общину;

- собирали дружины для защиты от врага;

- создавали семьи, чтобы родить, вырастить и воспитать детей;

- и т.д.

1. Чем отличается группа и коллектив?!

- Группа –  это относительно обособленное объединение людей.

- Коллектив— группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, направленные на достижение какой-либо цели.

2.  

1) Самоорганизация индивида как личности.

 Известно, что любая модель создаётся и работает так, как её задумал создатель. В случае создания класса, как группы людей участвует  школа, затем роль создания коллектива переходит к классному руководителю. На этом этапе классный руководитель, исходя из интересов школы, сам решает какую модель коллектива ему создать, на что будет нацелена энергия коллектива – на ежедневную выработку дисциплины или на достижение определённых результатов, успехов класса, как коллектива.

Заметим, что и в том, и в другом случае группе необходима энергия, как пища для поддержания своей внутренней структуры.

Насколько преподаватель самоорганизован, настолько и его модель коллектива перенимает его образ. Есть пословица – Подобное – притягивает подобное. В нашем случае мы предусматриваем, что Подобное формирует подобное.  

Таким образом, чтобы рассмотреть целое, достаточно из этого целого взять отдельные элементы.

Порою достаточно изменить некоторые качества отдельных учеников, чтобы увидеть, что вслед за этим меняется и поведенческая позиция коллектива, например Раздражительность на спокойствие, Распущенность на собранность, и т.д. Либо наоборот, изменение поведения коллектива меняет качества и отдельных учащихся.

Но соответственно нужно начинать с себя.

2) Новообразующая группа (смешение двух классов).

Новообразующая группа – это всегда столкновение разных и различных позиций личностей, их социально-значимых установок, убеждений, мнений и т.д.

Тон для задания поведения в группе снова задаёт учитель, и опять-таки в большинстве случаев классный руководитель, так как именно он является установочным центром новообразующих социально-значимых ценностей, именно он играет значимую роль в развитии коллектива.

Здесь достаточно на этапе развития новой группы регулярно проводить классные часы о значении каждого индивида в группе, о значимости человека, как социальной единицы, так как семья накладывает определённые ценности значимые для неё,  а ценности коллектива определяют постоянное общение в данной среде.

В новой группе целесообразно выявлять деструктивные элементы и именно им предлагать подготовку ведения классных часов, т.к. через получение информации, происходит познание и осознание своего места в коллективе.

3)Выявление лидера в коллективе и установление с ним связи, позволяет также эффективно воздействовать на группу.

Эффективная связь с неофициальным лидером во многом будет способствовать организации класса, как коллектива.

Лидер выявляется в процессе наблюдения за межличностными отношениями, хотя есть и иные приёмы. Лидер может быть положительный, а может и отрицательный – здесь важно правильно определить, который из двоих Вам нужен.

Что нам даёт выявление лидера?

Мы уже отметили, что правильно выбрав лидера, классный руководитель в некоторой степени налаживает организацию группы.

4) фактор регулирования поведения – рассаживание учащихся с соседями, которые им менее интересны – в этом случае нарушается ментальная связь интересов и невольно учащийся своё внимание направляет на учебный процесс.

При этом список рассаживаемых переходит или находится в каждом классе, где проходит урок.

5) Любимчики в классе, как фактор нарушения эмоционально-личностных отношений.

Общение с учениками выявило, что такое понятие, как «любимчики» до сих пор играет свою негативную роль.

Почему это происходит? Видимо опять-таки в силу определённых наших социально-значимых установок, позиций, ценностей. Запретить проявлять свою симпатию к тому или иному объекту социума  мы не можем, так уж устроен человек. Но каждый из нас как человек достоин справедливого внимания. Таким образом, на уровне самоосознания мы в силах уважительно относиться друг к другу.

Кого замещает учитель для учащегося в школе, тех, кто находится дома - родителей.

Не всегда дома, исходя из откровений учащихся - бывает сладко. В школе он ищет тот лучик надежды и любви от учителей, именно они должны были послужить тем непрерикаемым авторитетом в глазах ребёнка, научить его тем отношениям, в которых семья, увы - дала пробел. Но, тем не менее, как показывают наблюдения – не каждый преподаватель готов взять на себя духовную функцию воспитателя.

Вернёмся к любимчикам!

А примером послужит модель обычной семьи.

Представим, что в полной семье, где более двух детей обозначились любимчики.

Как Вы думаете – как поведут себя остальные, оставшиеся без внимания родителей дети?

Совершенно верно – начнут самоутверждаться за своё место под солнцем, в ход пойдёт (взаимная неприязнь, войны, драки, обзывания и т.п.)

Вот только семья является маленькой моделью группы, а класс чуточку больше, таким образом, проекцию отношений семьи, где есть любимчики, можно обозначить и в классе.

Непредвзятые и справедливые взаимоотношения, уважение и доброжелательность, отношение к человеку как к личности – основа взаимоуважения учителя и учеников.