Главные вкладки
Психологический практикум «Твой завтрашний успех начинается сегодня»
Повышение эффективности общения молодого педагога с учениками, родителями, коллегами, администрацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_praktikum_dlya_molodyh_pedagogov.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический практикум «Твой завтрашний успех начинается сегодня»
«Учитель живёт до тех пор, пока учится,
если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель».
К.Ушинский
Цель: повышение эффективности общения молодого педагога с учениками, родителями, коллегами, администрацией.
Задачи: актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися,
родителями, коллегами, администрацией. Осуществить поиск наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций.
Психолог: - Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вам поприветствовать друг друга нетрадиционным способом
Упражнение «Нетрадиционное приветствие»
Цель: настроить на работу в группе с незнакомыми людьми
Все участники встают в круг и приветствуют друг друга нетрадиционно. Приветствуют всех участников по-очереди.
Варианты приветствия:
По-английски – «холодное» рукопожатие на расстоянии 1 м и кивок головой;
По-китайски – поклон всем туловищем со сложенными грудью ладонями;
По-русски – троекратное обнимание с легким похлопыванием по спине;
По –эскимосски – соприкосновение кончиками носов.
Представляются (говорят как и зовут и прикрепляют бейджик с именем) и завершают предложение: «Быть учителем значит…» (высказывают, что для них значит их профессия).
Упражнение «Быть учителем значит…»
Цель: установить атмосферу доверия, настроить участников на работу в группе, почувствовать групповое единство и поддержку.
Упражнение «Описание ученика»
Цель: профилактика совершения ошибок при восприятии ученика.
Участники делятся на 2 команды, каждой из которой ведущий даёт конверт с заданием.
В конверте команды №1 фото мальчика 10 лет и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика».
В конверте команды №2 фото того же самого мальчика и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика».
В каждой команде выбирается секретарь, который записывает характеристики мальчика. Когда участники готовы, то ведущий просит их зачитать характеристики. После этого он объявляет, что обе команды описывали одного и того же ребёнка, но так как они были под влиянием разных установок – положительной в первом случае и отрицательной – во втором, то описания у них совсем разные (подобный эксперимент проводил Розенталь со своими студентами.).
Психолог: Это упражнение учит нас составлять собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженные установки, мнения. Обратите внимание, что в инструкции было сказано «глядя на фото, опишите мальчика», но действие установки так сильно, что глядя на одно и тоже фото, вы описывали его по-разному. Особенность установки заключается в том, что мы желаем её подтвердить и что бы ни сделал том или иной человек мы трактуем это в пользу нашей установки. Поэтому, прежде чем сформировать мнение, важно взвесить все факты.
«Барьеры восприятия информации»
Цель: научиться правильно передавать информацию.
Ведущий: Существует несколько барьеров восприятия человеком информации, из-за которых возникает непонимание:
Упражнение «Как рождаются сплетни»
Выходит пять человек за дверь и педагог зачитывает текст, затем заходит первый в класс, ему, сидящий в классе рассказывает, что услышал. Затем входит следующий и ему рассказывает тот, кто первый зашел в класс и т.д.
Примеры текстов для «передачи»:
1. Жил да был в жаркой Африке ушастый Слоненок. И хотя Слоненок был совсем маленьким, он уже дружил с огромным Носорогом и волосатой Гориллой. Все втроем они плескались в грязных лужах, ели сочные бананы и грелись на африканском солнышке. Однажды, когда слоненок пил воду из речки, его схватил за хобот зубастый крокодил. Но на помощь ушастому Слоненку бросились огромный Носорог и волосатая Горилла. Носорог наступил крокодилу на лапу, а Горилла укусила его за хвост. Крокодил взвыл от боли и отпустил Слоненка. Так дружба победила зло и коварство.
Упражнение «Шесть разноцветных шляп»
Цель: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны и понимая позиции сторон.
Ведущий предлагает рассмотреть описанную выше ситуацию с помощью шести волшебных шляп, но для начала послушать историю о них.
Жил-был когда-то мастер—шляпник. Он изготавливал такие шляпы, которые делали людей привлекательными и уверенными. Но однажды шляпник покинул этот мир, и шестеро его детей получили в наследство мастерскую. В ней они нашли инструменты, обрезки цветного фетра и шесть шляп разного цвета.
«Наверное, это заказ, над которым отец трудился в последние дни. Придет за шляпами человек и заплатит много денег», - подумали они.
Но шло время, а никто не приходил. Дети снова посмотрели на шляпы и решили взять их себе. Одному досталась белая, другому—черная, третьей—красная, четвертой—желтая. Пятый взял зеленую, а шестой—синюю.
И дальше произошли невероятные события. Надевший белую шляпу научился хорошо разбираться в фактах и цифрах, легко следил за хроникой событий, однако все эмоции он утратил навсегда.
Надевший черную шляпу стал все подвергать сомнению и критике, видеть во всем недостатки и отрицательные последствия.
Владелица красной шляпы стала жить во власти эмоций, она тонко чувствовала происходящее, но не всегда могла своими эмоциями управлять.
Владелица желтой шляпы видела в окружающем мире только хорошее. Ничто не могло повергнуть в уныние истинную оптимистку.
Владелец зеленой шляпы открыл в себе огромные творческие возможности и жил во власти искусства.
Владелец синей шляпы приобрел качества исследователя и научился извлекать из разных ситуаций жизненные уроки для себя.
Когда дети шляпника через несколько лет собрались вместе, они пришли к выводу, что ни одна шляпа не может служить только одному владельцу, а надевая их попеременно, можно несказанно обогатиться.
Белая шляпа – человек научился хорошо разбираться в фактах и цифрах, легко следил за хроникой событий, однако все эмоции он утратил навсегда.
Черная шляпа – человек стал все подвергать сомнению и критике. Видеть во всем недостатки и отрицательные последствия.
Красная шляпа – человек стал жить во власти эмоций, он тонко чувствовал происходящее, но не всегда мог своими эмоциями управлять.
Желтая шляпа – человек видел в окружающем мире только хорошее. Ничто не могло повергнуть в уныние истинного оптимиста.
Зеленая шляпа – человек открыл в себе огромные творческие возможности и жил во власти искусства.
Синяя шляпа – человек приобрел качество исследователя и научился извлекать из разных ситуаций жизненные уроки для себя.
Обсуждение конфликтной ситуации
Цель: привлечь внимание к ситуациям интолерантности, помочь осознать чувства, рождающиеся в конфликтных ситуациях.
(чтение рассказа) и упражнение «шесть разноцветных шляп»
«Семь лет назад в моем классе такой случай. Как обычно, в конце года мы вместе с детьми фотографировались всем классом. В классе была девочка, страдающая косоглазием. На фотографии этот дефект был очень заметен. Я знала, как тяжело ребенок переносит свои физический недостаток и в душе, очень переживала за нее.
Представьте мое состояние, когда я пришла в класс и дети мне сказали, что один ученик, получив фотографию, все время дразнил девочку, кося свои глаза, а она, бедная, смотрела на все это и плакала. Мне было очень больно и стыдно за своих детей. Почему могло такое случиться?
Попросив девочку выйти, я произнесла «пламенную речь» , в которой сравнила действия моего ученика с действиями фашистов, выбирающих и бьющих по самому больному месту.
Видя мое состояние, дети тоже высказали сове возмущение безобразным поступком. Сам же ученик, совершивший его, не испытывал ни малейшего сожаления и даже огрызался, хотя мне казалось, что моя речь должна непременно вызвать действия, что мой ученик поймет, какую гадость он совершил, и извинится пред девочкой.
Каково же было мое удивление, когда на следующий день меня вызвали с урока в кабинет директора, где сидели родители моего ученика. Грубо возмущаясь, они требовали от меня извинений за сравнение их сына с фашистом. Я пыталась объяснить всю ситуацию, возникшую в классе, но меня не слышали и не пытались понять. Страдания одного ребенка были не в счет. Родители видели в этой ситуации только свое незаслуженно оскорбленное дитя. Мне же грозили расправами, разными жалобами. Удивительней всего была позиция директора, тоже требовавшего от меня извинений, чтобы уладить конфликт.
Естественно в такой ситуации я посчитала себя правой и извиняться не собиралась. Я была готова встретить те трудности, которые обещали мне родители ученика, но ин7аче поступить не могла.
Конфликт же разрешился сам собой. Директор извинился перед родителями за меня. Я же до сих пор с чувством стыда и унижения представляю эту сцену, мне больно за бесправного учителя, у которого так легко, без труда можно отнять честь».
???????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
Белая шляпа – с чего все началось? что было дальше?
Черная шляпа – что предприняли родители мальчика?
Красная шляпа – что чувствовал учитель и правильно ли поступил?
Желтая шляпа – что хорошего произошло в этой ситуации?
Зеленая шляпа – отношение директора в конфликтной ситуации?
Синяя шляпа – какие выводы можно сделать?
Психолог: Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования.
Притча про мудрость "Кофе и чашки"
Группа выпускников - успешных, сделавших выбор профессии – учитель - пришли в гости к своему старому профессору. Конечно же, вскоре разговор зашел о работе - выпускники жаловались на многочисленные трудности в работе и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню ……..(уйти) и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками - фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными и простыми, и дорогими, и изысканными.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
"Если вы заметили, все дорогие и красивые чашки разобраны первыми. В последнюю очередь разобрали (никто не выбрал) чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем.
То, что вы действительно хотели, было - кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: работа - это кофе, а ученики, зарплата, родители учеников, коллеги по работе - это чашки. Это всего лишь инструменты для Работы. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Работы. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!
Педагог- психолог: Колегова Татьяна Геннадьевна