Современный подход к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса педагогом-психологом
В процессе обучения и воспитания ребенка, в ежедневной практике, мы оказываем помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Внутришкольное сопровождение учащегося, как показывает практика, позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.
Основная цель сопровождения – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка.
В технологии сопровождения школьников можно выделить шесть этапов: подготовительный, диагностический, информационный, коррекционно-развивающий, повторно диагностический, консультативно-методический.
Предложенная организация процесса сопровождения детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_podhod_k_soprovozhdeniyu_docx.docx | 40.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный подход к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса педагогом-психологом
Опыт работы
педагога-психолога МАОУ «СОШ № 18» г. Златоуста
Дрёмина Т.В.
В процессе обучения и воспитания ребенка, в ежедневной практике, мы оказываем помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Внутришкольное сопровождение учащегося, как показывает практика, позволяет успешно решать задачи, стоящие в настоящее время перед школой.
Согласитесь, нет более древней идеи, чем идея взаимосвязи развития и образования (действительно, идея стара как мир), но именно поэтому мы можем говорить об особой значимости комплексного индивидуального сопровождения развития ребенка как новой технологии, обеспечивающей превращение этой идеи из декларации в реальность.
Д. п. н., проф Е.И. Казакова
У каждого из нас есть представление о том, какие важнейшие психологические проблемы существуют в той реальной социально-педагогической системе, в которой мы работаем.
Цель деятельности психолога:
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Основная цель сопровождения – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребенка.
В технологии сопровождения школьников можно выделить шесть этапов: подготовительный, диагностический, информационный, коррекционно-развивающий, повторно диагностический, консультативно-методический.
- подготовительный
Этот этап работы включает:
- постановку целей и задач;
- утверждение сроков и режима работы;
- чёткое почасовое планирование предстоящих диагностических мероприятий;
- разработку развивающей программы.
- диагностический
Проведение первого этапа диагностического обследования с целью уточнения проблемы.
- наблюдение за учащимися на уроках, регистрация данных в протоколе;
- проведение методик диагностического минимума со всеми учащимися данной параллели;
- экспертный опрос педагогов;
- экспертный опрос родителей (если он предполагается при работе с данной параллелью);
- обработка результатов, заполнение бланков заключений по всем учащимся.
- информационный
- психолого-педагогический консилиум
- коррекционно-развивающий
- реализация программы и других мероприятий;
- консультирование педагогов и родителей.
- повторно диагностический
Цель этапа выявить целесообразность выбранного плана решения проблемы.
- проведение диагностического обследования школьников.
- обработка данных, заполнение заключений по обследованию.
- консультативно-методический.
Подведение итогов работы и мониторинг результатов.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации.
Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения.
Старшая школа – помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Как распределить работу в течение года? Эта вопрос решается за счет выбора приоритетов и ведущего направления работы на каждый месяц. Сентябрь — адаптация малышей и пятиклассников, апрель — прием в первый класс, апрель — май — работа с выпускниками начальной и старшей школы и теми, кому предстоят экзамены.
Планирование работы по каждому направлению целесообразно осуществлять в виде целостных программ. Они должны быть конечны и работать на решение конкретной задачи. Большинство таких программ, будучи один раз созданными, воспроизводятся из года в год, совершенствуясь и модифицируясь: программа адаптации в первом классе, программа приема нового ребенка в класс и адаптации его в коллективе, программа перехода в среднее звено и т.д.
Профилактика социальной и школьной дезадаптации первоклассников
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Будущих первоклассников, мы приглашаем в нашу подготовительную группу «Дошкольник». Проводится цикл занятий с детьми «Скоро в школу».
Занятия разработаны и ведутся учителем и психологом.
Занятия педагога развивают речь детей, готовят руку к письму, развивают фонематический слух и представления, учат анализировать количественный состав чисел. Дети знакомятся друг с другом и педагогами, узнают о правилах поведения и общения в школе.
Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная и заключительная.
Цели разминки:
1. Создание положительного настроя в группе.
2. Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
3. Развитие положительной самооценки.
Основные процедуры разминки — это приветствия и упражнения на контакт.
Основная часть. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, направленные на развитие эмоционально-личностной сферы ребенка (групповую сплоченность и развитие самосознания).
Заключение. Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Прощание детей носит ритуальный характер.
Во время занятия, в самом начале, дети сидят в кругу на стульчиках.
Приведу пример одного из занятий.
1. Имя и движение
2. Ласковое имя
Ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».
3. Что я люблю делать
4. Спина к спине
5. Постукивающий массаж
6. Царевна Несмеяна
В центр ставится стул. На него садится ребенок. Чтобы развеселить царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая.
Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах.
7. Хрустальный шар
Из «волшебной» коробочки достается хрустальный шар, дети, передавая его по кругу, рассказывают о том, как они себя чувствуют.
8. Прощание
На дошкольном этапе главное – определить готов ли ребенок к обучению, какие проблемы необходимо решить еще до поступления в первый класс.
Основываясь на опыте, особого внимания требуют дети, имеющие речевые нарушения, гиперактивные, дети со слабой развитой произвольностью, а также дети, имеющие трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Детям, нуждающимся в дополнительной помощи, предлагаются дополнительные задания, родителям дополнительная консультация.
Для родителей будущих первоклассников проводится родительские лектории. Темы: «Психологические особенности развития шести-семи летних детей», «Показатели школьной готовности».
Как правило, все ребята, посещавшие занятия в подготовительной группе «Дошкольник», быстрее привыкают к условиям обучения, более осознанно принимают школьные правила, учебные ситуации, собственные успехи и неудачи.
Старт обучения определяет дальнейшие успехи, умение преодолевать трудности, идти к поставленной цели. Основное значение придается профилактике дезадаптации.
В начале года проводятся адаптационные занятия для первоклассников «Я - школьник»
Цель: психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития, предупреждение школьной дезадаптации и тревожности.
Задачи:
создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь;
создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;
помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
Продолжительность занятий: цикл из 9 занятий, продолжительностью 45 минут.
Тематика занятий: Режим дня. Лента школьного времени: урок и перемена. Собираем портфель. Школьные правила. Школьные трудности первоклассника.
Конспект занятия «Школьник – это я».
Исследование адаптации детей к школе (конец октября).
Используемые диагностические методики:
1. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики” О.А.Ореховой
Цель: анализ эмоционального отношения ребенка к школе.
2. Проективная методика - рисунок на тему «Что мне нравиться в школе»
Цель: оценка школьной мотивации.
Игровая мотивация (несоответствие теме), учебная мотивация.
3.Опросник для учителя «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»
Цель: изучение уровней адаптации обучающихся к школе.
4. Анкета для родителей по выявлению уровня адаптации ребенка к школе.
Цель: изучение физиологической адаптации обучающихся к школе
Проанализировав ответы педагога, работы детей и особенности их рисунков можно выделить четыре степени дезадаптации.
По результатам диагностики проводится психолого-педагогическим консилиум.
Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации включает:
1.Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
2. Индивидуальная работа со школьниками, имеющими трудности в поведении.
3. Просвещение и консультирование педагогов и родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Наиболее часто встречающиеся проблемы: низкая школьная мотивация на начало обучения, высокая тревожность, низкий уровень произвольности, речевая патология, низкий уровень зрительно-моторной координации и внимания, памяти.
Программа психолого-педагогического сопровождение уч-ся 4 класса.
Переход детей из начального в среднее звено школы время кризиса. Несомненно, для этого есть определенные основания. Наблюдая состояние детей, отслеживая их школьную успешность, мы видим, что успеваемость у многих из них падает, интерес к учебе снижается, отношения между детьми становятся более напряженными, конфликтными, а они сами — тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях, значительно более отстраненными. Чем не кризис?
Как облегчить переход детей из начальной школы в пятый класс, как сделать его более спокойным и радостным, как снять излишнее психическое напряжение, связанное с ситуацией адаптации и сохранить веру ребенка в себя и свои силы. Решение этой проблемы я вижу не только в оказании помощи детям, испытывающим трудности адаптации, но и в создании системы подготовки детей к переходу, когда он еще только предполагается.
1. Диагностика готовности учащихся 4–х классов к переходу в среднее звено.
В Психолого-педагогическая диагностика позволяет заблаговременно выявлять «группу риска» и оказывать помощь до появления серьезных проблем обучения.
Адаптация пятиклассников.
Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Дети решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой.
Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять. Новые учителя предлагают формы работы, доселе не освоенные, и на осмысление тоже нужно время.
1. Проведение цикла занятий с уч-ся 5-го класса.
Задачи занятий:
- принять основные правила комфортной для себя и других жизни в классе и в школе
- осознание своих особенностей
- повышение самооценки
- развитие интереса и уважения к своему собственному “Я” и к “Я” окружающих людей
- повышение уровня групповой сплоченности класса
Темы занятий:
ЧТО ТАКОЕ 5-й КЛАСС?
МЫ И НАШИ БЛИЗКИЕ
МЫ И НАШИ ПРИВЫЧКИ (РЕЖИМ ДНЯ)
Я НЕ ТАКОЙ, КАК ТЫ, И ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ
МЫ, НАШИ НЕДОСТАТКИ И НАШИ ДОСТОИНСТВА
МЫ, НАШИ ПРАВА И НАШИ ОБЯЗАННОСТИ
МЫ И НАШ КЛАСС
«ВСЕ ВМЕСТЕ»
2. Диагностика.
месяц | Тема | Цель | методика |
сентябрь | Диагностика уровня развития классного коллектива | Анализ структуры класса | социометрия |
октябрь | диагностика эмоций, активности, самочувствия на уроках | анализ адаптации | методика «Эмоции на уроках» Н.А. Кузьминой Методика 'Неоконченные предложения', анкетирование |
октябрь | Диагностика интересов и склонностей | Анализ интересов, прогноз обучения | Карта проф. направленности |
3. индивидуальная и групповая работа с детьми, испытывающими трудности адаптации.
4. Консультирование педагогов и родителей
5. Родительские собрания «Первый раз в пятый класс»
Психолого-педагогическое сопровождение уч-ся основной школы
1. Диагностика индивидуальных и личностных особенностей:
Психолого-педагогическое сопровождение уч-ся 6 – 7-х классов
- состояния реактивной и личностной тревожности;
- структуры интеллекта с помощью ГИТ.
Психолого-педагогическое сопровождение уч-ся 8 – 9-х классов
- наличие акцентуаций характера;
- структуры интеллекта с помощью ШТУР;
2. Информирование родителей, консультации педагогов.
3. Психологическое просвещение. Проводятся психологические уроки, занятия с элементами тренинга, игры.
Содержание работы школьного психолога по профессиональной ориентации школьников
1. Выявление интересов, склонностей, направленности личности, первичных профнамерений;
- выявление мотивации выбора профессии;
- определение выраженности способностей;
- определение соответствия "профиля личности" и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся;
- формирование готовности к самоанализу, самооценке реальному уровню притязаний;
- проведение занятий с учащимися по профориентации.
2. Беседы групповые, индивидуальные.
3. Психологические уроки.
Проводятся психологические уроки, занятия с элементами тренинга, игры, где формируется умение самостоятельно делать выбор дальнейшего образования старшеклассниками с учетом интересов, склонностей, способностей и потребностей современного рынка труда, развиваются навыки стрессоустойчивости и саморегуляции. На занятиях использую презентации: «Мир профессий», «Типы профессий», «Склонности, способности, интересы», «Рынок труда».
Психологическое сопровождение старшеклассников предполагает:
1. Психологическое сопровождение десятиклассников в период адаптации учащихся к старшей школе.
2. Психологическое сопровождение выпускников при подготовке и сдаче единого государственного экзамена.
Психологическое сопровождение десятиклассников
Ситуация смены деятельности (содержание новой ступени образования и социального окружения (новый состав класса и/или учителей) всегда является для человека в той или иной степени тревожной.
Задачи адаптационного периода для десятиклассников:
- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;
- привыкание к новому коллективу;
- приобретение статуса среди сверстников;
- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;
- самоопределение.
Психологическое сопровождение десятиклассников предполагает изучение степени и особенностей принятия старшеклассниками новых социальных условий, уровня тревожности, типа мотивации учения и помощи им, если необходимо, в эффективной адаптации к условиям обучения в средней школе.
Психологическая поддержка учащихся в ходе подготовки к экзаменам осуществляется через реализацию программы занятий с выпускниками и рекомендации родителям и педагогам.
Психологическое сопровождение выпускников включает:
- тематические групповые занятия, классные часы,
- групповые занятия для различных категорий детей (например, для детей с трудностями организации деятельности, для аудиалов и кинестетиков),
- индивидуальные консультации выпускников,
- составление рекомендаций для детей и их родителей,
- индивидуальные консультации родителей выпускников.
Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний (сравнительный анализ дан в приложении). Наиболее значимые характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ:
высокая мобильность, переключаемость;
высокий уровень организации деятельности;
высокая и устойчивая работоспособность;
высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
четкость и структурированность мышления, комбинаторность;
сформированность внутреннего плана действий.
С учащимися 11 классов проводятся групповые занятия на тему «Как готовиться к экзаменам», «Как научиться сдавать экзамены», что помогает выпускникам самоорганизоваться в период подготовки к экзаменам.
Обучение учащихся навыкам саморегуляции проводится в процессе групповых консультаций, классных часах по вопросам снятия психоэмоционального напряжения и т.д.
Консультирование родителей психологом по организации подготовки к экзаменам учащихся проводится в рамках родительских собраний, где освещаются вопросы режима дня, чередования видов деятельности, создания комфортной психологической обстановки, а также на индивидуальных консультациях.
Разрабатываются памятки по профилактике стрессовых состояний для учащихся, родителей, педагогов в период подготовки и сдачи экзаменов: «Профилактика стрессовых состояний», «Владеть собой», «Накануне экзамена», «Рекомендации родителям», для педагогов по профилактике стрессовых состояний «Стресс на экзамене».
Сопровождение детей, требующих особого внимания.
К ним относятся дети с различными нарушениями эмоциональной сферы: гиперактивные, агрессивные, тревожные, аутичные и др.
I этап. «Постановка проблемы».
- 1-ая ситуация: источником информации об ученике служит запланированный психодиагностический минимум, который осуществлялся со всей параллелью.
- 2-ая ситуация: началом работы служит индивидуальный запрос, поступающий от ученика, родителей, педагога, администрации.
Формируются предположения (психологическая гипотеза) относительно природы и содержания выявленных проблем у ребёнка и планируется дальнейшая диагностическая работа.
II этап. «Уточнение проблемы».
Проведение углубленного психологического исследования:
- сбор дополнительной информации от педагогов, классного руководителя, родителей, необходимой для уточнения психологического диагноза;
- диагностический анализ актуального состояния ребёнка, ситуации его развития.
- синтезирование и обобщение всей информации о ребёнке (условно говоря, «сборка» целостного школьного статуса) осуществляется, по необходимости, на консилиуме с целью выработки единой стратегии психолого-педагогического сопровождения.
III этап. «Решение проблемы».
- Определение конкретных задач и распределение ответственности каждого субъекта сопровождения по отношению к ребёнку или данной ученической группе, школьной параллели.
- Разработка коррекционно-развивающей программы (конкретные шаги и методы сопровождения ребёнка на данном этапе обучения).
- Консультирование родителей.
- Консультирование педагогов, формирование у педагогов навыков работы с различными категориями детей (агрессивными, гиперактивными, аутичными и тревожными) через обучающие семинары.
- Консультирование администрации по итогам диагностического минимума и консилиума.
IV этап. «Рефлексивный»
Сопровождение педагогов.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.
С педагогами используются различные формы работы. Это и индивидуальная работа психолога с учителем, работающим с классом, и лекции, и семинары для педагогического коллектива.
1. Индивидуальная работа с учителем направлена, прежде всего, на совместный поиск наиболее эффективных подходов к детям, на анализ затруднений, возникающих в работе педагога с детьми и родителями, а также на снятие психологического напряжения, к сожалению, довольно часто сопровождающего работу педагога.
2. Психологическое просвещение.
Основной формой является психолого-педагогический семинар.
«Работа с трудным ребенком», «Мотивы плохого поведения», «Мой стиль преподавания», «Слушать, слышать, понимать», «Особенности работы с детьми девиантного поведения».
3. Особое место занимает вопрос об организации психолого-педагогической поддержки учителя, развитии у него навыков саморегуляции и управления эмоциями. Забота о профессиональном здоровье учителя (Л.М.Митина), испытывающего серьезные психологические проблемы и стрессы, - новая и чрезвычайно актуальная задача системы сопровождения. Обучение приемам снятия напряженности, регуляции психоэмоциональных состояний.
Сопровождение родителей.
Работа с родителями - важное звено в создании благоприятных условий для развития детей. Повышение психологической компетентности родителей посредством проведения лекций, бесед, индивидуальных консультаций и т.д.
Ожидаемые результаты:
- повышение социально-психологической культуры учащихся и родителей;
- снижение числа учащихся с трудностями в обучении;
- психолого-социальное сопровождение учащихся в периоды адаптации;
- повышение мотивации школьников к обучению, а также активным занятиям самовоспитанием, самосовершенствованием.
Предложенная организация процесса сопровождения детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности. Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны. Планирование работы по каждому направлению целесообразно осуществлять в виде целостных программ. Они должны быть конечны и работать на решение конкретной задачи.
Перечисленные виды и формы работ не исчерпывают все нюансы, которые возникают в работе психолога с педагогами, родителями, детьми. Конечно же, психологу нужно знать «как» работать, но еще важнее понимать «зачем» и «для чего».