Практическое занятие с педагогами
Практическое занятие с педагогами дополнительного образования по изучению различий типов поведения в ходе межличностного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическое занятие для педагогов. | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ТИПАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ХОДЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ .
В современном мире к личности, к человеку предъявляются жёсткие требования для того, чтобы стать успешным. Это должен быть человек коммуникабельный, отзывчивый, способный к эмпатии и в то же время умеющий завоёвывать себя, в ситуациях разногласия умеющий быть сдержанным, но проявлять лидерские качества (упорство, решительность, смелость и т.д.) без ущемления личностных особенностей других.
В этих противоречивых условиях, при таких противоречивых требованиях, дети должны уметь разрешать разногласия конструктивными способами. Нужно показать им, что эти умения позволят и завоевать доверие и уважение окружающих и продвигаться в своих стремлениях и достижениях.
Все эти требования приводят нас к необходимости изучения и определения различий в типах поведения в ходе межличностного общения.
В частности сегодня предлагаю конкретнее понять различия между уверенным, неуверенным и агрессивным поведением.
Рассмотрим таблицу 1. В ней показано, чем отличаются уверенное, неуверенное и агрессивное поведение с позиции человека, проявляющего его. А также какое влияние это поведение оказывает на того, по отношению к кому оно направлено.
Таким образом, человек, реагирующий пассивно в конфликтной ситуации, обычно лишает себя возможности выразить свои чувства. В результате такой реакции он чувствует себя ущемлённым, так как, позволяя другим решать за себя, он редко достигает желаемой цели.
Человек, прибегающий к крайностям агрессивного поведения, обычно достигает своей цели, ущемляя интересы и самолюбие других. Агрессивное поведение обычно унижает того, по отношению к кому оно направлено. Хотя агрессивно поступающий человек и может достичь своей цели, он, в то же время, может вызвать чувства ненависти, гнева и возмущения.
Напротив, уверенное поведение и честное выражение чувств обычно приводит к достижению поставленной цели, и в результате человек испытывает чувство удовлетворения, не ущемляя интересы и чувства другого.
Итак (записать)
Уверенное поведение – выражение себя и удовлетворение своих собственных потребностей, душевный комфорт и доброжелательное отношение к окружающим. Достижение своих целей без ущерба для других.
Неуверенное поведение – отказ от собственных желаний с целью помочь кому-либо, игнорирование своих потребностей.
Агрессивное поведение – попытки доминирования или достижение своей цели в ущерб другим людям. Удовлетворение потребностей за счет взаимоотношений с другими.
Какое основное отличие этих трёх типов поведения?
Нанесение ущерба личности.
При неуверенном поведении – себе,
при агрессивном поведении- окружающим,
при уверенном- не наносится ущерб никому.
Обратимся к другой таблице (на обратной стороне листа). В ней описаны признаки уверенности и неуверенности, по которым можно определить эти состояния и различать их. По этой таблице можно также протестировать себя или других, анализируя состояние в течение определённого времени. Можно определить как долго длятся состояния уверенности и неуверенности – неделями, месяцами, годами и с чем вы живёте большую часть времени – с уверенностью или неуверенностью.
Существуют вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.
Прежде всего, уверенный в себе человек всегда высоко оценивает свои возможности. Он считает, что собственных сил с избытком хватает для выполнения практически любой поставленной перед собой задачи. Уверенный в себе человек всегда открыто говорит о своих чувствах, желаниях и требованиях, умеет отказывать, способен устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор. Он не боится ставить перед собой новые цели и с энтузиазмом берется за их выполнение.
Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения.
Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, те есть во взаимодействии с социальным окружением.
А неуверенный в себе человек? В отношениях с окружающими такие люди страшатся (или же попросту не умеют) высказывать свое мнение, говорить о своих желаниях и потребностях. В конце концов, они перестают не только активно действовать по достижению целей, но и перестают ставить перед собой вообще какие бы то ни было цели, теряя веру в себя и реальность осуществления собственных намерений.
Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.
Существуют также и совершенно определённые характеристики поведения, отличающие неуверенное уверенное и агрессивное поведение. (можно записывать). Это движения, речь, мимика, позы и т.п.
НЕУВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ .
Голова опущенная или наклон в сторону, вниз.
Мимика застывшая или неконтролируемые движения мышц лица.
Взгляд вниз, в пол, или «бегающий» взгляд (быстрое перемещение взгляда по пространству), или взгляд из-под лобья, или расфокусированный взгляд.
«покусывает ногти или губы», «улыбка не до конца».
Плечи опущенные, подняты вверх и вперед.
Спина согнутая, «сутулая».
«закрывает себя» (сумкой, руками).
Руками поправляет/ подергивает/ теребит одежду или прическу, совершает мелкие движения пальцами, руки совершают различные движения (сумку открывают, пальцы теребят).
«ерзает на стуле».
Колени вместе; носки внутрь; мелкие, маленькие шаги; перенос веса с ноги на ногу; перекрещенные ноги.
«сидит на краешке стула», «ходит по стенке».
Совершает быстрые резкие движения руками и ногами; скорость может меняться (быстрая или замедленная).
Присутствуют скованность; напряжение.
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Подбородок параллелен полу, или поднят вверх, или опущен вниз; выдвинутая вперед нижняя челюсть.
пристальный взгляд «глаза в глаза»; суженные веки (прищуренный взгляд); прямой взгляд; взгляд долго фиксируется на партнере.
«приподнятые плечи».
грудь выставлена вперед.
Спина прямая.
Руки, пальцы: кидание предметов; «бьет пальцами по стулу», «бьет кулаком», «размахивает руками»; оскорбительные жесты; «руки в боки»; хлопанье дверью; сжатые кулаки; «руки тянутся вперед по направлению к партнеру»; руки опираются на ноги.
Ноги, стопы: «стучит ногой об пол»; широкие шаги; ноги расставлены шире плеч.
Движение в пространстве: «занимает все пространство кресла».
широкие шаги.
движения быстрые, сильные, резкие, «слышимые/ шумные движения».
напряжение.
УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Голова прямая, подбородок параллелен полу.
Мимика: живое выражение лица.
Взгляд прямой/ открытый взгляд, контакт глаз, сфокусированный взгляд, устойчивый контакт глаз: «глаза в глаза».
Рот: улыбка, «легкая улыбка».
Плечи расправленные.
Грудная клетка открытая; грудь вперед.
Спина: прямая, ровная; «есть опора на спинку кресла».
Руки, пальцы: расправленные кисти рук; руки лежат на подлокотниках или вдоль тела; перекрещенные руки с открытой грудной клеткой; жестикуляция соответствует смыслу сказанного.
Ноги, стопы: стопы параллельны друг другу; расстояние между стопами «на ширине плеч»;
Движение в пространстве: «полностью занимает сиденье кресла».
Плечи расправлены.
Скорость движения: средняя, редко меняется (стабильная).
Движения достаточно сильные плавные, ритмичные, целесообразные, точные.
Напряжение отсутствует, расслабленность; «расслабленные руки».
Таблица 1.
Неуверенное поведение | Агрессивное поведение | Уверенное поведение |
Как действующее лицо | ||
Ущемляет свои интересы. Испытывает чувство душевной боли и беспокойства. Испытывает чувства неловкости и недовольства собой. Даёт возможность решать за себя. Не достигает желаемой цели. | Ущемляет интересы других. Выражает свои чувства, ущемляя чувства других. Решает за других. Достигает желаемой цели, ущемляя интересы других. | Доволен собой. Выражает свои чувства тактично. Испытывает чувство удовлетворения. Может достичь желаемой цели. Делает выбор для себя. |
Как лицо, по отношению к которому поведение направлено | ||
Испытывает чувство вины и гнева | Испытывает чувство обиды и унижения | Испытывает чувство удовлетворения |
Далее предлагается упражнение «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение».
В упражнении предлагаются ситуации для упражнения в уверенном, неуверенном, агрессивном поведении.
Листы с ситуациями лежат на столе лицевой стороной вниз, в другой стопке лежат листы с описанием разных типов поведения (уверенное, неуверенное, агрессивное) также лицевой стороной вниз. Участникам по очереди предлагается брать одновременно из двух стопок по листу. Затем нужно продемонстрировать поведение в заданной ситуации в соответствии с тем типом, который указан в листе. Остальные участники определяют, что за тип поведения был показан и оценивают его эффективность.
По окончании упражнения обсуждают, какая тактика поведения была самой эффективной и почему.
(грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха; неуверенность ставит человека в зависимость от других и тоже часто приводит к поражению; уверенность же вызывает у окружающих уважение и доверие).
Карточки с названием типов поведения.
УВЕРЕННОЕ НЕУВЕРЕННОЕ АГРЕССИВНОЕ
УВЕРЕННОЕ НЕУВЕРЕННОЕ АГРЕССИВНОЕ
УВЕРЕННОЕ НЕУВЕРЕННОЕ АГРЕССИВНОЕ
УВЕРЕННОЕ НЕУВЕРЕННОЕ АГРЕССИВНОЕ
Далее предлагается упражнение «Выборы».
Участникам предлагается выбрать листок с названием того или иного персонажа (листы лежат лицом вниз) и выполнить следующее задание.
«Представьте себе, что каждый из этих персонажей в течение минуты проходит мимо вас, направляясь к остановке. Вы стоите и работаете сдельно: собираете подписи в пользу «вашего» кадидата, получая за каждую подпись соответствующую плату. Произнесите 1-2 фразы, но такие, чтобы человек остановился и подписал ваш лист»
Группа оценивает находчивость участника и решает, удалось ли ему получить подпись.
Персонажи для упражнения «Выборы»
ВЕСЕЛЬЧАК «ФРАНТ» ГРУБИЯН
НЕУВЕРЕННЫЙ
В СЕБЕ ЧЕЛОВЕК ИНТЕЛЛИГЕНТ
БИЗНЕС –ЛЕДИ МОЛОДАЯ МАМА
Выше уже было сказано, что уверенным человек не рождается, а становится в процессе социализации, во взаимодействии с окружающими. Поэтому уверенность в себе можно тренировать и повышать, если есть необходимость. Существуют специальные методы и способы для этого, специальные тренинги. Как правило, в тренингах большое внимание уделяется именно телесно-двигательным проявлениям уверенности, неуверенности и агрессивности. (обучение навыкам уверенного поведения, изучение уверенных поз, движений, мимики и.т.п.)
Это дает возможность саморегуляции и управления собственным состоянием уверенности. Принятие уверенной позы и чувствование нюансов ее телесных ощущений может помочь почувствовать себя более уверенным.
Это ещё и возможность воздействия на чужое мнение о нас. Поскольку партнёр по общению оценивает нашу уверенность во многом опираясь на невербальную информацию, полученную в процессе взаимодействия. И если мы ведём себя как уверенный человек, используем мимику, жесты, позы, движения уверенного человека, то именно такое впечатление и производим. Это может пригодиться в ситуациях собеседования при приёме на работу, при публичных выступлениях.
Бывает, что человек чувствует неуверенность в себе только периодически. Например, когда оказываешься в неловком положении или приходится общаться с какими-то людьми, внушающими человеку ту самую неуверенность. Что делать? Немедленно подворачивается простое решение – использовать так называемый метод от противного, то есть избегать встреч с этим кругом людей, стараться не попадать в те условия, которые каким-либо образом могут повлиять на уровень уверенности в себе.
Можно уйти от ситуации, в которой чувствуете себя неуверенно, но злоупотреблять этим методом не стоит: можно запросто привыкнуть всю жизнь стремиться избегать сложных для себя ситуаций, уподобившись пресловутому страусу, при малейшей опасности прячущему голову в песок.
Итак, для приобретения уверенности в себе обозначается работа по двум направлениям. Первое – изменяем свой образ мышления, жизненную философию и самоооценку. Второе – изменяем свое поведение, вырабатываем ряд конкретных навыков, выражающих уверенность в себе.