Адаптационная программа для первоклассников
Адаптационная программа для первоклассников «Введение в школьную жизнь» в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptacionnaya_programma_dlya_pervoklassnikov_statya.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптационная программа для первоклассников «Введение в школьную жизнь» в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Вам известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного… Находишься в постоянном напряжении… Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Как и мы, взрослые, дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: у них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность... Ребенку трудно. Он поступает в первый класс, поэтому адаптация ребенка к школе всегда была одной из актуальных проблем начальной школы. Однако, из-за скоротечности видимых взрослому внешних проявлений неоднозначного поведения первоклассника в первые месяцы пребывания в школе, из-за множественности педагогических задач, решаемых учителем в этот же период и т.п. Процесс адаптации детей в современной школе остаётся не до конца изученным, а, следовательно, часто проблемным. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У его появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать. Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху. В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя или непосредственно. В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей. Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, особенные. Здесь не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптировать приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам. Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам. Поэтому, проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. Время диктует новые правила, требования. Действовать по определенным шаблонам, возможно, проще, но меняя взгляд на вещи, можно достичь совершенства. Современная школа теперь живет, основываясь на принципы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Мной, как специалистом психологической службы в школе, была разработана и апробирована программа для первоклассников «Введение в школьную жизнь». Программа была составлена с учетом новых требований ФГОС, ссылаясь на следующие принципы:
- Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик человека, владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности, доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Данная программа относится к области внеурочной деятельности. Безусловно, участниками занятий стали дети, чьи родители, классные руководители сделали запрос.
Цель данной программы - оказать помощь в более успешной адаптации учащихся первых классов к обучению в школе.
Это достигается путем последовательного решения следующих задач:
1. Создание системы психолого-педагогической поддержки первоклассников в период их первичной школьной адаптации.
2. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
3. Познакомить с правилами и нормами поведения в школе.
4. Привить навыки культурного поведения.
5. Сформировать представление учащегося о себе как о «школьнике».
6. Создать условия для формирования учебной мотивации.
7. Научить работать в группе.
8. Создать и закрепить положительные эмоции по отношению к обучению в школе.
Я считаю: чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, высвободить его интеллектуальные, личностные, физические ресурсы успешного обучения и полноценного развития, надо знать ребенка, строить учебно-воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей, помогать ребенку сформировать навыки, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде. Программа рассчитана на 32 часа. В связи с тем, что у детей данного возраста происходит постепенный переход от основного вида деятельности – игры, в - учебный, то все занятия имеют практико-ориентированную направленность с элементами игры. Темы, заявленные в программе: 1 блок – знакомство и включение в работу. "Здравствуй, школа!" (3 часа), "Посвящение в ученики" (4 часа), «Я-Мы» (2часа), «Правила в школе» (2 часа), «Я школьник или еще дошкольник?» (2 часа). 2 блок - собственно адаптационный с элементами коррекции поведения. «Зачем я хожу в школу?» (3 часа), "Первые шаги к здоровью" (3 часа), «Вежливость – что это?» (5 часа), «Оценки в школе» (2 часа)
3 блок - закрепление положительных эмоций по отношению к обучению в школе. «Мир наших» эмоций» (3 часа), «Ура! Мы - школьники!» (3 часа) Например, одно из занятий первого ознакомительного блока называется «Правила в школе», где ученик будет способен не только назвать правила поведения в школе, но и стараться применять их на практике без напоминания. Это формируется на внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Проектом данного занятия стала сюжетно-театрализованная игра «Лесная школа». [1] Я стараюсь выдержать все принципы Федерального государственного образовательного стандарта. Это проходит сквозной нитью по всем темам занятий. Для детей предлагаю как можно больше вариантов форм занятий, где игровой принцип сотрудничает с учебным. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка. Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач. Психологическая служба школы максимально стремиться помочь ребенку в этом при реализации программы «Введение в школьную жизнь», основываясь на основополагающих принципах Федерального государственного образовательного стандарта.
Литература
1. Панфилова М. А., Московский психологический журнал,2004 год, № 7-9 Лесная школа. Коррекционные сказки.