Формирование ценностно-смысловой позиции подростка через самопознание.

Седегова Вера Васильевна

 

У человека, "вступающего в жизнь", есть целых две серьезных проблемы: определить свое место в окружающем мире (или в принципе свою значимость в нем) и найти смысл жизни, цель своего существования. Вопросы эти по плечу не каждому взрослому, и далеко не каждый взрослый может помочь ребёнку найти дорогу, по которой идти дальше.

Да, подросток естественным образом беспокоится о том, что он будет делать в мире взрослых, что его ждет впереди. Теперь он вроде бы должен сам идти по жизни, но КУДА? И вот тут многие буквально спотыкаются, потому что не могут найти ответа на этот вопрос.

Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее 
важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Седегова В. В.

педагог-психолог

ГБОУ школа №471

Выборгского района

город Санкт-Петербург

             Формирование  ценностно-смысловой  позиции  подростка

                                             через самопознание.

Проблема воспитания и развития личности подростков на современном этапе актуальна, как никогда.  Продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе, старые ценности критикуются, а новые еще не выкристаллизовались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла. Взрослый человек постоянно стоит  перед выбором, а наш ученик – это ребёнок, который в четырнадцать лет должен выбрать свой путь и не ошибиться, потому что ошибки стоят дорого.

У человека, "вступающего в жизнь", есть целых две серьезных проблемы: определить свое место в окружающем мире (или в принципе свою значимость в нем) и найти смысл жизни, цель своего существования. Вопросы эти по плечу не каждому взрослому, и далеко не каждый взрослый может помочь ребёнку найти дорогу, по которой идти дальше.

Да, подросток естественным образом беспокоится о том, что он будет делать в мире взрослых, что его ждет впереди. Теперь он вроде бы должен сам идти по жизни, но КУДА? И вот тут многие буквально спотыкаются, потому что не могут найти ответа на этот вопрос.

Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе.

Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной, чем сейчас: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью, а вот сейчас человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Говорить о конце социализации не приходится, так как этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее благоприятным временем для социализации является все же детство и юность.

Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью, оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры своего развития. Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, достаточно глубок и многолик. И почти все его характерные черты сказываются на положении молодежи.

Смена государственнно-политического устройства и социально-экономического строя создала принципиально новую ситуацию в сфере образования, которая не способствует укреплению социально-правовых гарантий каждого молодого человека в получении образования и профессии в соответствии с его интересами и способностями.

Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях, резко отличающихся от тех, что были раньше. Страна оказалась отброшенной далеко назад не только в сфере материального производства и уровня жизни основной части населения, но и по состоянию системы образования.

Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят свои коррективы, а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся  молодежи.

Первый этап выбора, после девятого класса, подростки делают обычно под влиянием родителей, но в месте с тем возможно влияние уже сложившейся  у подростка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности при решении вопроса о последующих формах образования. Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего  жизненного пути целесообразно рассматривать для подростков в возрасте 15 лет, когда они завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов).

Важной частью мировосприятия школьников, по моему мнению, становится снижение авторитета знаний и науки в целом, поскольку они знают что труд “интеллигенции” оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Это произошло во многом из-за устойчивого стереотипа  невостребованности знаний, низкого престижа интеллектуального и высококвалифицированного труда в системе экономических отношений.

Снижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд служит основным фактором, способствующим обесценению и разрушению мотивов получения образования и вместе с тем все снижающегося его качества. Сегодня Россия - пока еще одна из самых образованных стран мира, что подтверждается данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников, имеющих высшее и среднее специальное образование и другими показателями (доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет, никто не знает.

Проводя в школе исследования по адекватности самооценки (методика  Г.Н. Казанцевой, «Изучение общей самооценки») я увидела проблему сложности восприятия мира у детей. Эта проблема ведёт за собой сложности в общении со сверстниками, с учителями и родителями.

рисунок 1.

Из диаграммы видно, что у подростков 12 – 15 лет преобладает неадекватная самооценка, что заставляет ребёнка защищаться в определённых ситуациях, при этом часто вызывая раздражение окружающих. Поэтому, я считаю наиболее правильным определить исходной основой моей работы как педагога-психолога  понимание необходимости учета внешних условий и внутренней позиции ученика, возникающей в процессе саморазвития личности.

Педагогические и социально-психологические исследования последних лет, очерчивающие все основные уровни и диапазоны личностных ориентаций подростков, выявляют необходимость формирования у них готовности к выполнению общественных обязанностей и использованию своих гражданских прав. Только обладающий развитым самосознанием человек, имеющий высокую способность к рефлексии, усвоивший общественные законы, проявляет гражданское чувство долга и ответственности. Особо важна проблема эффективности межличностного общения в контексте осознания и осуществления своих прав и обязанностей.

Проблема заключается в том, каким образом содержательно и методически повысить эффективность социализации подростка, содействовать усвоению им законов социального пространства и необходимости нормативного поведения, развить рефлексию, тем самым, реализуя их личностный потенциал в соответствии с достижением общественно полезных целей. Решить эту глобальную проблему, помочь состояться молодому человеку, может, по моему мнению, один из первых социальных институтов - школа. Поэтому успешная социализация учащихся является сегодня основной педагогической идеей моего курса профессионального самоопределения.

На мой взгляд, успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом - нужно создать для ученика условия свободы, творчества, уважать индивидуальность каждого, совместно осваивать культурные способы взаимодействия с миром, человечеством, самим собой.

Исходя из идеи успешной социализации ученика, я считаю, что  школа является особым образовательным пространством, где происходит профессиональное, гражданское, социальное самоопределение молодого человека.

Цель моей деятельности как педагога-психолога: добиться адекватного представления  учащихся о себе, соотнося требования профессии и времени с личностными особенностями и возможностями.

В этом контексте основополагающее значение имеют:

  1. создание условий для развития социально активной личности подростка;
  2. формирование установки на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы в рамках образовательной среды;
  3. развитие качеств личности. 

Обозначенные позиции разделяются мною и являются определяющими в работе  по профессиональному самоопределению учащихся 8 –  11 классов.

Известно, что именно отрочество, подростковый возраст (от 11—12 до 14—15 лет) является периодом особенно интенсивного освоения окружающей социальной среды. Подросток проходит путь через внутренние конфликты с другими и с самим собой, через внешние срывы, разочарования и огромные достижения. Он обретает чувство взрослости, приходит к порогу юности.

В своей работе я учитываю следующие психолого-педагогические основания:

  1. подростковая и юношеская сензитивность к социальным феноменам;
  2. готовность к изменениям, потребность в телесных и духовных достижениях как характеристике подросткового и юношеского возраста;
  3.      психологические и социальные тенденции взросления в разных сферах жизнедеятельности;
  4.      потребность в признании, характерная для личности на всех возрастных этапах;
  5. потребность подростка к саморазвитию.

Важнейшее положение, выдвинутое и обоснованное в работах Д.И. Фельдштейна, сформулировано следующим образом: «...подростком решается не просто задача занятия определенного "места" в обществе, но и проблема взаимоотношений в обществе, определения себя в обществе и через общество, т.е. решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определения смысла своего существования».

Поэтому первоочередной  задачей в работе по самоопределению подростков я ставлю познание самого себя через диагностические процедуры, самоанализ, рефлексию.

Социальное продвижение подростка должно осуществляться через формирование потребности реализоваться в исходном для него социальном пространстве через самопознание. Необходимо идти от самопознания к саморегуляции, от саморегуляции к самооценке, от самооценки к самоанализу, от самоанализа к самосовершенствованию, от самосовершенствования к самоукреплению и к самоопределению, от самоопределения к  самоактуализации (циклическая диаграмма саморазвития личности).

Рисунок 2.

Чтобы добиться в этом успеха, я   организую условия для саморазвития подростков через:

-   повышение у учащихся социальной компетентности;

-  формирование ценностного отношения к себе, другим и человечеству;

-  создание нового типа развивающей среды, способствующей личностному росту;

- развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

Следующая немаловажная задача - формирование профессиональной направленности, осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Результатом процесса профессионального самоопределения в школьном возрасте является выбор будущей профессии, а на этапе обучения в школе - правильный выбор профиля. Помощь в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации  их деятельности, включающей: получение знаний о мире профессий (анализ профессиональной деятельности); соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профориентационные тесты). Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения учащихся. Таким образом, профессиональная ориентация направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии. Л.Ю. Ювенская трактует готовность школьника к выбору как сложное целостное состояние личности, характеризуемое совокупностью нравственно-психологических качеств человека, позволяющих ему осознать свои возможности и своё отношение к определённой профессиональной деятельности.

Третьей  задачей моей деятельности, как педагога-психолога по курсу профессионального самоопределения, является развитие  способности к социальной и профессиональной адаптации в современных условиях.

Осуществление развития личности в подростковом возрасте может происходить через систему специально организованных условий, способствующих развитию сензитивности к культурным ценностям и социальным процессам,  самоорганизации и самоопределения подростков в многообразии реалий жизни людей.

И моя задача, как педагога-психолога, чтобы ученик мог «примерить» на себя манеру поведения человека уверенного,  уважающего другого и, прежде всего, себя самого.

Очень важным для учащихся является выбор будущего профессионального направления. Наряду с ознакомлением с видами деятельности, особенностями профессий ребятам необходимо  «примерить» профессию на себя. В восьмом классе у детей очень большой разброс интересов, нет устойчивых планов, нет определённого направления. И ребята не умело пробуют воплотить свои мечты в жизнь, что порой приводит к ошибочному выбору. К концу девятого класса, разброс интересов учеников снижается, вырисовываются определённые направления в освоении будущей профессии, намечается программа будущего образования.

В результате моей работы учащиеся к концу девятого класса познают свои личные особенности, интересы и склонности, обретают уверенность в себе, что помогает   адаптироваться в любой ситуации. Ребята получают и умело используют информацию об учебных заведениях и различных профессиях. Определяются в сфере будущей профессиональной деятельности и при необходимости могут корректировать свой выбор в зависимости от запросов рынка труда. Мои занятия являются толчком, стимулятором саморазвития и помогают учащимся осознать оптимальные способы развития.

Поэтому очевидно, что подростки наиболее сенситивны к усвоению социально значимых ценностей, поскольку они обеспечивают трансформацию самоопределения на уровне «Кто есть я?», в самоопределении себя в обществе, на уровне осознания социально ориентированных ценностей и мотивов. Сегодня подросток ангажирован в России самыми различными социальными силами, нередко – силами недобрыми, от криминальных структур до воинствующих националистов. Исключением остается  государственная система образования, мотивированная на  развитие личности.

Как только в нашем обществе будет возведена на пьедестал ценность каждой отдельной личности и уважение к ней, тогда молодым людям не будет нужды спрашивать, насколько нужен миру любой из них – это будет изначально понятно.

Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный человек опасен для мира. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической, социальной обстановки, человек, рассматривающий эти изменения как трагедию, переходит в пограничные отношения с миром.

Чтобы такого не случилось, еще на школьной скамье ребенка нужно научить  ориентироваться в быстроменяющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.

Литература

  1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;
  2. Берне Э. Я. Концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1968.
  3. Ковалева А. И. Социализация. № 1. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» (2004). Архивировано из первоисточника 24 мая 2012.
  4. Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972.
  5. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  6. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.
  7. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  8. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  9. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  11. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
  12. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1984.
  13. Рогов Е.И. Азбука психологии: психология человека. Москва: «Владос», 1999.
  14. Рогов Е.И. Азбука психологии: эмоции и воля. Москва: «Владос», 1999.
  15. Рогов Е.И. Психологические исследования в образовании. Ростов-на-Дону: «Литера-Д»
  16. Рогов Е.И. Азбука психологии: психология общения. Москва: «Владос» 2001.
  17. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.