Способы борьбы учащихся с усталостью и потерей внимания на уроках

Атаньязова Виктория Александровна

Способы, приемы профилактики утомления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации:

«Способы борьбы  учащихся с усталостью и потерей внимания  на уроках»

     

  1.  Самое лучшее средство профилактики перегрузки – умелое сочетание учебных   занятий    с   физической   культурой,   рациональное   использование свободного времени для восстановления умственных возможностей на переменах, в свободное время после уроков и в выходные дни. Двигательная активность на свежем воздухе — лучшее лекарство от утомления, возникающего в период умственной работы.
  2. Можно  кратко объяснить  учащимся опасность невнимательного отношения к собственному организму, необходимость предотвращения развития нарушений осанки (сколиоз) и зрения (близорукость). Для этого можно использовать рисунки в рабочей тетради и провести конкурс (индивидуальный или групповой) – кто из учащихся (или какой ряд) лучше сидит за партой (столом). Также следует объяснить учащимся необходимость чередования труда и отдыха, предотвращения (профилактики) переутомления, разобрать с детьми основные признаки утомления и профилактические меры, которые должен предпринять ребенок с учетом физических и умственных нагрузок в период обучения.
  3. Целесообразно постепенно разучить с учащимися, кроме традиционного «мы писали, мы писали – наши пальчики устали», некоторые упражнения для профилактики переутомления глаз и мышц тела. Каждое из таких упражнений следует повторить с детьми 5–6 раз. К ним относятся, например, такие:

    1. И. п. (исходное положение) – сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Отведите прямую правую руку в сторону, провожая ладонь взглядом, разверните корпус – вдох; положите руку снова на колено – выдох. Затем повторите движение левой рукой. Упражнение активизирует дыхание и включает группы мышц грудного и шейного отдела, которые больше всего напряжены.

    2. И. п. – то же. Согните руки в локтях; сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в и. п., приподнимите пятки над полом; сделайте перекат с пяток на носки. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.

    3. И. п. – кисти к плечам. Делайте круговые движения локтями назад и вперед. Упражнение укрепляет грудной отдел позвоночника и благотворно влияет на сердце.

    4. И. п. – руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо-влево. При этом разминаются затекшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.

    5. И. п. – сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Согните ногу, обхватив колено руками, потяните колено к животу, затем выпрямите ногу вперед и опустите на пол. Упражнение улучшает кровообращение в органах малого таза, препятствует застою крови – так же, как и следующее.

    6. И. п. – то же. Согнутую в колене ногу отставьте в сторону, делая как бы шаг в сторону, затем вернитесь в и. п.

    7. И. п. – руки согнуть, кулаки крепко сжать, положить на грудь. Выпрямите руки вперед, в стороны и вверх. Упражнение разминает мышцы рук, грудной клетки и спины.

    8. И. п. – прямые руки вытянуть перед собой. Делайте руками плавательные движения, имитирующие брасс, при этом старайтесь потянуться вперед и в стороны. Упражнение обеспечивает легкий массаж сердца, улучшая его работу.

    9. И. п. – одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитируйте ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса.

    10. И. п. – ноги выпрямлены, опора на пятки. Поднимите ноги и разведите их в стороны, описывая круг над полом или по полу.

    11. И. п. – кисти к плечам. Поверните корпус, потянитесь локтем к спинке стула. Упражнение улучшает работу суставов и позвоночника.

    12. И. п. – руки за голову. Сделайте поворот направо, затем – налево. Упражнение разминает мышцы шеи и улучшает работу суставов в шейном отделе позвоночника.

    13. И. п. – руки на коленях. Закиньте одну руку за плечо сверху, другую к лопаткам снизу и сцепите их в замок. Повторите упражнение, поменяв руки. Такое движение позволяет размять наиболее напряженные мышцы спины.

    14. И. п. – сесть, плотно прижавшись к спинке стула, позвоночник прямой. Нерезко наклоните голову к плечу, затем сделайте несколько пружинящих поворотов головы в одну и в другую сторону. Прочертите подбородком дугу от плеча к плечу. Представьте, что на груди у вас лежит мячик, и попробуйте столкнуть его подбородком. Упражнение обеспечивает легкий массаж сонных артерий, укрепляет мышцы шеи и улучшает кровообращение головного мозга. Глаза при этом открыты и следят за движением головы.

  1. Упражнение «Гимнастика» (цель — мобилизация готовности к деятельности):

Ведущий:

— Посмотрели (головой) направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза).

— Подняли плечи — сбросили (4 раза).

Кулачок. Потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз.

Два кулачка. Потереть по часовой стрелке поясницу. Как следует.

— Похлопали в ладошки.

  1. Упражнение «Массируем руки» - стимуляция  познавательных  способностей (большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом руки меняют. Большим пальцем правой руки нажать на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец.  Затем то же другой рукой.  
  2. Упражнения для осанки: «Держи осанку» (И.п.сидя или стоя, руки опущены. Руки завести за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти так, чтобы мизинцы по всей дине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально  разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20-30 сек.). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
  3. Гигиенические гимнастические упражнения. Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами, активизирующие кровообращение в области глаз, мозга, снимающие утомление:  

Гимнастика для глаз:

1. Плотно закрывать и широко открывать глаза 4-6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.).

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (в течение 1 мин.).

3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону (2 мин.).

4. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек. Затем открыть глаза на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

5. Быстро моргать в течение 1-2 мин.

6. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение 1 мин.

7. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.

Упражнения для релаксации глазных мышц (китайские школьники редко страдают близорукостью:  дело в том, что в китайских школах широко распространена гимнастика для глаз):

1. Большими пальцами обеих рук – левой рукой слева, правой рукой справа – слегка надавливать точки посредине между внутренним углом глаза и верхней точкой переносицы. Здесь есть небольшая впадина на кости. Нажатия производятся восемь раз.

2. «Сухое умывание». Пальцами обеих рук проводят круговое движение от рта к носу, ко лбу и вниз. Делая упражнение, считают до четырёх. Каждое упражнение повторяется по четыре раза подряд. Руки обязательно должны быть чистыми.

6. Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения:

1. Сидя на стуле отвести голову назад и плавно наклонить назад. Затем голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

2. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову направо и – в исходное положение. Поворот головы налево и - в исходное положение. Повторить 6-8 раз медленно.

3. Стоя или сидя, руки на поясе. Махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево и в исходное положение. То же проделать правой рукой. Повторить 4-6 раз медленно.

7. Физкультминутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук: 

1. Сидя или стоя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями голову наклонить вперед. Темп средний

2. Стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. Свести локти вперед, голову наклонить вперед, локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный.

3. Сидя, руки вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

8. Бодрость за одну минуту по Д.В. Керни. Предлагаемый комплекс, рассчитанный всего на 1-2 минуты, поможет освободиться от постепенно накапливающейся усталости.

1. Быстро потрите друг о друга пальцы рук - 5 сек.

2. Быстро потрите разогретыми теплыми пальцами щеки вверх-вниз - 5сек.

3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы - 5 сек.

4. Массаж ушных раковин. Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.

5. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю сторону предплечья - 3 раза.

6. Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами - 3 раза.

7. На шее найдите сонную артерию, осторожно нажмите пальцами с одной стороны, сосчитав до 5. Освободите ее; дышите глубоко, то же самое проделайте на другой стороне.

8. Большим пальцем нащупайте впадину в основание черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажмите, сосчитав до 3, отпустите. Повторите 3 раза.

10.  Физические упражнения, влияющие на гармонизацию работы правого и левого полушария:

Перекрестные и односторонние движения:

  1.  Имитация ходьбы на месте, можно сидя, можно стоя: нога приподнимается на носок навстречу противоположной руке; каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, нужно положить на него руку (левая рука – правая нога; правая рука – левая нога) – движение в удобном темпе.  
  2. В полном варианте упражнение выполняется следующим образом. На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой противоположного колена (перекрестные движения). Педагог на этапе освоения упражнения отсчитывает 8 (12) раз в медленном темпе. На втором этапе ребенок так же шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Тоже 8 (12) раз. На третьем и пятом этапах — перекрестные движения, на четвертом — односторонние. Обязательное условие — начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того как ребенок освоил данное упражнение под внешний счет, можно предложить выполнить его самостоятельно — самому считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение, а также выполнять перекрестные и односторонние движения под ритмичную музыку.
  3. Если нет возможности сделать перекрестный шаг, а ситуация требует  немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от упражнений, однако поможет согласованности работы правого и левого полушарий (целесообразно, чтобы в классе на стене повесить изображение  темного косого креста на белом).

 «Ладушки». Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и сидя — ногами. Затем усложните задачу:

а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая-правая», хлопок, хлопок с партнером «правая-левая». Далее задача усложняется, увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами.

б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, хлопок кулака о ладонь, хлопок, хлопок ладони о кулак (поза меняется на противоположную. Играя в паре, ребенок после хлопка «кулак-ладонь» делает с вами. В еще более сложном варианте — «кулак-ладонь» с партнером делается перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука).

в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая — вверх (ставятся друг на друга ребрами).

«Ленивая восьмерка»: в воздухе вытянутой  рукой  рисуется знак бесконечности, глаза следят за рукой.

Источники:

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.  – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.  – М.: ТЦ Сфера, 2002.

Интернет – ресурсы.