Дисциплина на уроке - в вашей власти!

Сырчина Ирина Николаевна

Занятие для молодых преподавателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dlya_prepodavateley.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие. Дисциплина на уроке

С поступлением школьника в колледж изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости. Студент, особенно подросткового возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным настроением, становится весьма чувствительным к интонациям и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс обладает большими возможностями для формирования у студентов понимания сущности дисциплины, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.

Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в группе, которая не слушает, не слышит педагога. Преподавателю легче работать с группой, когда на уроке есть дисциплина?

ВОПРОС: Что такое дисциплина?

Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение, порядкам. Дисциплина - это подчинение. Студент обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы группа и каждый студент в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности группы и студента.

Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированная группа не та, где все сидят, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а та, которая работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем. (С. Соловейчик Воспитание школы, Москва "Первое сентября", 2002 г.)

Дисциплина студентов на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина студентов характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

ВОПРОС: От кого зависит порядок на уроке - от учителя или ученика?

Результаты анкетного опроса и Вывод.

ВОПРОС: Как на дисциплину урока влияет взаимовосприятие и взаимопонимание студентов и педагога?

Преподаватели пишут эссе «Я глазами студента, который понимает и любит мой предмет»

И «Я глазами студента, которой с большим трудом понимает или не любит мой предмет»


МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОБЛЕМ НА УРОКЕ.

1. Занятость каждого студента делом. Преподаватель понимает, что "владеть ситуацией" на уроке - значит вовлечь как можно больше студентов в работу и избегать концентрации внимания только на нескольких студентах.

2. Контроль темпа урока. Преподаватель должен понимать, что ритм жизни его и студентов различается. Помня об этом, педагог по возможности регулирует ритм жизни данной группы и ведет урок так, чтобы группа двигалась вперед с наименьшими остановками в нужном и гибком темпе. В так называемых "сильных" группах студенты особенно энергичны и шумливы. Работая с ними, педагог избегает ненужных и бесполезных остановок, иначе студенты теряют интерес к занятию и начинают сами развлекать себя. Хотя темп жизни у молодежи выше, чем у взрослых, но со временем люди приспосабливаются друг к другу. Обращаясь ко всей группе, преподаватель останавливается, делает паузу, изменяет тон. Скоро студенты по тембру голоса знают: разговаривает ли преподаватель с отдельным студентом или обращается ко всем сразу. Педагог не затягивает время при переходе к другому заданию, урок проходит "на одном дыхании" не дающем ни на секунду отвлечься от работы.

3. Установка необходимых правил и процедур. Установление основных правил и процедур, - безусловно, важнейшая часть работы. Педагог должен понимать, что студенты в ситуации неопределенности теряются и, пытаются избавиться от чувства неадекватности ситуации, начинают самоутверждаться, что интерпретируется как нарушение дисциплины. Первоначально неправильно созданные установки в дальнейшем очень трудно поддаются изменению. С целью поддержания дисциплины преподаватель должен проявлять определенную требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого студента. Создание и закрепление педагогом правил и норм позволит студентам помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны преподавателя.

4. Мотивирование учебы и организация группы. Преподаватель старается создать позитивное отношение к учению, повысить самоуважение студентов в их познавательной деятельности, стимулировать любознательность. Педагог постоянно должен думать о близости содержания занятия и интересов студентов, учить студентов сотрудничать, поддерживать хорошее поведение и опираться на сильные стороны каждого. Он не боится юмора, шуток, не говорит много и долго, организуя самостоятельную активную работу студентов.

5. Тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов. Преподаватель имеет полный план работы над предметом, программу и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Он стремится осведомить обо всем студентов. Педагог объясняет студентам все "правила игры", план действий на семестр, желаемый результат деятельности, сообщает о способах оценивания знаний, вариантах действий для достижения цели. Каждый студент может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетентности.

6. Создание условий для повышения качества знаний. Преподавателю необходимо выбрать такие методы обучения, чтобы студент мог достичь успеха, создать возможность повторного изучения материала. Для слабых студентов использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно, готовить специальные задания для отстающих. Практиковать работу в группах и парах смешенного состава, устраивать консультации.


КОРРЕКЦИЯ УСТАНОВОК И ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

1. Измените свое восприятие студента или группы. Найдите что-то хорошее и в "трудных" студентах. Избегайте несправедливых и импульсивных решений, не имейте любимчиков и отщипенцев, поощряйте заслуженной похвалой и реально значимыми для студентов стимулами.

2. По возможности действуйте уверенно. С "трудными" студентами особенно важен уверенный стиль общения. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, делайте вид, что держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, вы можете в какой-то момент действительно почувствовать уверенность.

Вашу неуверенность может выдать агрессивность, направленность на самоутверждение, что появляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это может быть замечено студентами и спровоцирует ответную агрессию. Говорите громким внятным внушительным голосом, короткими фразами, понятными студентам словами. Если студенты начинают высмеивать педагога это часто их защита в ситуации, когда они банально не понимают, не слышат.

3. Помните, что все студенты имеют право на то, чтобы с ними обращались достойно и уважительно. Подростки нуждаются несколько в любви преподавателя, сколько в заботе и помощи. Педагог должен показывать студентам, что ему небезразлично то, что с ними случается. Забота - это действие, которое в отличие от чувств можно контролировать, даже если педагог переживает в это время совсем иные чувства. Преподаватель должен откликаться на просьбы о помощи, сам подходить и помогать в трудных решениях, предлагать варианты выхода из трудного положения, если он действительно хочет, чтобы "трудные" студенты почувствовали себя достойными и начали уважать себя.

4. Акцентируйте внимание на поступках и поведении, а не на личности студента. Обсуждая поступок студента, говорите только о том, что случилось, не обобщайте, не приклеивайте ярлыки: "Ты как всегда:". Контролируйте свои негативные эмоции, лишите желаемой реакции "проблемного" студента. Например, гнев - это то, чего добивается студент, жаждущий власти. Мстительному студенту нужны ваш страх или беспомощность. Готовьте почву для дальнейшего успешного взаимодействия. Думайте о деле, а не о самозащите.

5. Не добивайтесь напряжения ситуации. Не используйте позы превосходства, уничижительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм. Не сравнивайте студентов друг с другом, не втягивайте в конфликт других ребят. Не давите, не командуйте, не настаивайте жестоко на своей правоте, не прибегайте к необоснованным изобличениям. Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте "остыть" и себе, и студенту.

6. Позволяйте студенту "сохранять свое лицо". Если студент выполняет ваше распоряжение, но при этом "тянет" несколько секунд, прежде чем согласиться, делает какой-то жест свидетельствующий о неуважении, говорит "не буду, не хочу", чтобы оставить за собой последнее слово, делайте вид, что не заметили этого. Не делайте "из мухи слона", создавая "козла отпущения", не самоутверждайтесь за счет студента.

7. Демонстрируйте неагрессивное поведение. Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань. Показывайте выход из сложной ситуации без агрессии.

8. Умейте организовать себя и свой труд. Хорошая дисциплина студентов на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность студентов, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого студента в работу.


ПАМЯТКА №1  Предотвращение конфликта и спасение ситуации

  1. Не начинать с категорических требований.
  2. Предоставлять выбор.
  3. Предлагать действия, в которых взрослый может оказаться желанным помощником.
  4. Искать поводы для взаимного соревнования.
  5. Превратить задание в игру с неожиданным концом.

ПАМЯТКА №2  Начни урок как песню

  1. Начинай урок со звонком.
  2. Радуйся встречи с группой.
  3. Организуй погружение в свой предмет.
  4. Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
  5. Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности группы.
  6. Снимай трудности, предотвращай ошибки.
  7. Слушай внимательно ответы, не перебивай.
  8. Люби детей и себя.

ПАМЯТКА №3  Преподаватель - личность

  1. Преподаватель учит внешним видом, делом, словом.
  2. Требуешь от студентов - будь образцом во всем.
  3. Не кричи, а учи!
  4. Познай каждого студента.
  5. Преподаватель учится всегда.
  6. Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
  7. Дети - зеркало нравственной жизни взрослых.

ПАМЯТКА №4   Карта достоинств преподавателя - профессионала.

Для профессиональной подготовки и проведения урока:

  1. Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподает, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета.
  2. Серьезно и обстоятельно готовится к урокам.
  3. Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока.
  4. Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.
  5. Умеет увлечь студентов на уроке, мотивируя их работу.
  6. Знает и использует методику дифференциального обучения.
  7. Создает творческую атмосферу на уроке.
  8. Владеет умением задавать проблемные вопросы, активизирующие мыслительную деятельность.
  9. Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.
  10. Знает кого и как поощрять, в какой форме оценивать знания, умения и навыки.
  11. Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит студентов на уроке и справедливо выставляет отметки.
  12. Подбирает и выдает разно-уровневые, интересные оригинальные творческие домашние задания.

ПАМЯТКА №5  Что должен уметь компетентный педагог?

  1. Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
  2. Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются студентам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха.
  3. Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих студентов.
  4. Проявлять уважение к студентам, к их суждениям и вопросам.

Педагог должен понимать, что:

  1. Нужно быть готовым к постоянным переменам.
  2. Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
  3. Главная задача - обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих студентов, поэтому родители - самые верные союзники преподавателя.
  4. Любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать студентам.

ПАМЯТКА №6  Педагог должен остерегаться:

  1. По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.
  2. Передавать студентам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам.
  3. Придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем.
  4. Следовать мелочным правилам и инструкциям.

На уроке всё зависит от учителя. 
Помните, что ВЫ существуете ради ребенка, а не он ради ВАС.
Есть многое "НЕЛЬЗЯ" для учителя, то что провоцирует все негоразды на уроке:
1. Что бы урок был скучным;
2. Быть неготовым к уроку;
3. Весь урок сидеть в "кресле";
4. Быть не уверенным в себе и своих знаниях;
5. Быть неопрятным;
6. Пользоваться самому мобильным телефоном во время урока;
7. Говорить тихо, т.е. "мямлить";
8. Оскорблять детей, и тем более неуважительно отзываться о семье!
9. Разговаривать с "трудными" детьми на их " жаргоне";
10.Показывать детям свою слабость: слезы, обиды и т.д.
11.Постоянно "бегать" жаловаться и просить помощи у коллег (или администрации).
 

Теперь то, что
НЕОБХОДИМО: 

1.Прими ребенка таким, какой он есть;
2.Ищи истину вместе с ребенком. Старайся ничему не учить ребенка напрямую – создавай условия.
3.Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
4.Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
5.Помни, серьезное - разрушается смехом, смех - серьезным.
6.Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез, не высмеивай, не критикуй.
7.Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
8.Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
9.Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
10.Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
11.Хвалите ребенка, но только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.
12.Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
13.Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.
14.Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
15.Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
16.Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.