Осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений имеющих детей с отклонениями в развитии

Лебедева Татьяна Васильевна

 

Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений имеющих детей с отклонениями в развитии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osushchestvlenie_psihologicheskoy_podderzhki.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального автономного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат  VI вида «Надежда»

Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений имеющих детей с отклонениями в развитии»

                           

                                                  г. Нижнекамск.

                     

                                                                                 

Семья является фундаментом любого общества, это аксиома, которая не требует доказательств.

Развитие ребенка с ограниченными возможностями в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом, духовном становлении.

Функции семьи:

1)Воспитательная  функция  - обеспечивает    социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

2) Хозяйственно-бытовая  функция - заключается   в   удовлетворении материальных  потребностей  членов  семьи, содействует сохранению здоровья.

3)Эмоциональная функция - обеспечивает  эмоциональную  стабилизацию   членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

4)Функция духовного (культурного) общения -  удовлетворение  потребностей  в совместном проведении  досуга,  взаимном  духовном  обогащении,  она  играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

5)Функция  первичного  социального   контроля - обеспечение   выполнения социальных норм членами семьи.

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее  жизнедеятельности, которые  затрудняют  или  препятствуют   выполнению   семьей   ее   функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий  круг  факторов:  особенности личностей ее членов  и  взаимоотношений  между  ними,  определенные  условия жизни семьи.  

Например,  причиной  нарушений  воспитательной  функции  семьи может стать отсутствие у родителей соответствующих  знаний  и  навыков,  нарушения в их отношениях и стиль семейного воспитания.

От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка. Многие психологи и педагоги, изучая детско-родительские отношения, опираются на предложенную Д. Баумринд типологию стилей семейного воспитания.

Авторитарный стиль- все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным.

Демократический стиль в терминологии других авторов «сотрудничество» — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль в терминологии других авторов «либеральный»,— ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей.

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребёнок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижению зрелости.

Задача старших чувствовать темп этого поступательного процесса и не пытаться его затормозить или ускорить. И уж в любом случае не пускать на самотёк.

На ранних этапах развития ребёнка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. Ребенок научается регулировать своё поведение постепенно, если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребёнка долгое время продолжает оставаться спонтанным  в худшим случае этого слова, то есть импульсивным и безответственным. По мере взросления ребёнок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки.

Этому способствуют здоровые отношения со старшими которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся всё более демократичными.

Поэтому одним из главных направлений педагогов и психологов является коррекция детско-родительских отношений. Основная задача коррекции создание условий и предпосылок для успешной интеграции в общество детей с ограниченными возможностями

Коррекция родительск-детских отношений начинается с её изучения. Организуя  диагностический  процесс, педагог и  психолог  исходит,  прежде  всего,  из принципа разумной достаточности. Новое исследование  может  быть  предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Важно также узнать о том, как сами родители понимают   излагаемую ими жалобу-проблему, правильно ли видят ее причину и  какой  помощи ждут от психолога.

Методики диагностики родительско-детского взаимодействия и отношений тесно связаны с психокоррекционной работе,  поэтому желательно, чтобы они были не только раскрывали  картину существующих отношений, но и эвристическими – дающими и расширяющими возможность понимания окружающего мира не только для психолога, но и для обследуемого человека.

Исходя из структурных особенностей методик выделяются 4группы методов диагностики родительского отношения:

 беседа, интервью

- проективные методики

- опросники

- целенаправленные или включенные наблюдения реального поведения и взаимоотношения.

 По предмету диагностики стандартные психодиагностические методики, подразделются на 6 типов:

1)психофизиологические свойства индивидуальности членов семьи. Изучение этих свойств обычно связано с задачами диагностики и прогнозирования семейной стабильности на основе измерения степени семейной совместимости ВНД, характеристик темперамента.

2)характерологические свойства индивидуальности членов семьи. Для диагностики этих свойств применяются личностные методики, тест опросникитипа ММРI, 16PF.ПДО и т. п.

3)Характеристики когнитивной сферы членов семьи, таких, как: когнитивный стиль, когнитивная сложность, интегральные характеристики структурысознания.

4)Характеристики ценностно-мотивационной сферы членов семьи: ценностныеориентации, семейные ценности.

5)Характеристики межличностных отношений:  

 - эмоциональных отношений;  

 - сознательных рефлексивно-оценочных отношений.

6)Характеристики внутрисемейного общения и взаимодействия. Для их определения обычно применяются аппаратурные и игровые методики. Три направления изучения родительско - детского взаимодействия.                    

1. Наблюдение за детьми. 

Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное состояние и психологический портрет.

2. Посещение семей.

Цель: Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье. Определение уровня педагогической культуры родителей. Выявление трудностей, испытываемых родителями. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

3.Индивидуальные беседы

Цель: равноправный диалог или интервью для выявления отношений в семье, проблем в воспитании и т.д.

4.Опрос, анкетирование родителей. 

Цель: собрать необходимую информацию о семье, а так же  определить характер внутрисемейных взаимоотношений. 

5. Проективные методики.

Цель: направленные на изучение детско-родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровень развития интеллекта, изучение  характера коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

С помощью диагностики выявляются неверные родительские позиции, т.е. их отношения с детьми.

 Причины неэффективного родительского отношения: это

— педагогическая и психологическая неграмотность родителей;

— ригидные стереотипы воспитания;

— личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;

— влияние особенностей общения в семье, на отношения родителя с ребенком.

Все эти причины искажения родительского отношения могут быть исправлены с помощью педагогической и психологической коррекции.

Наиболее распространенные коррекционные формы работы педагогов и психологов с семьей ребенка. Это-

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

«Стенд для родителей» - где  изложены основные положения, касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же  описание работы педагога и психолога по работе с семьей:

Родительское собрание - на них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические и психологические  проблемы, в результате беседы, родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей.

Внеклассных мероприятиях - это совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Открытые занятия -  обычно организуются с цепью ознакомления родителей с программами обучения, методикой преподавания, требованиями педагога и психолога.

Лекции - это форма психолого-педагогического  просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

Консультирование – это ориентация по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейном благополучии.

Индивидуальная консультация - необходима при  любом типе воспитания, она приносит наиболее продуктивные результаты.  Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия, и наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей. Поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.

Групповое консультирование - дает возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, развивать активность и уверенность родителей.

Ролевые игры - направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий. 

Тренинги - направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия.

Психокоррекции - это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как одно целое, которая сплачивается только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. А возникшие проблемы решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов, друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов в воспитании и обучении будущей личности общества.

Как показывает практика, коррекция детско-родительских отношений способствует активизации у родителей педагогических и психологических способностей; появлению уверенности в собственных стилях адекватному восприятию возможностей развития своего ребёнка.