Успешность в подростковом возрасте

Указанный материал поможет родителям лучше понять возростные особенности своего ребенка в столь неоднозначном возрастном периоде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Успешность в подростковом возрасте.

Подростковый возраст – это период развития детей  от 11-12 до 14-15 лет. Этот период отличается мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. Происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток – уже не ребенок, но еще  и не взрослый человек. К этим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его физическое духовное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелость наступает примерно на 3-4 года позже. Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности, энергичных движений. Эти качества часто находя свое проявление в весьма неорганизованной форме при взаимодействии с взрослыми дома  и в школе.

В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Подросток отстаивает свои взгляды и суждения, добивается того, чтобы взрослые считались с его мнением. Он считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права, претендует на то, чтобы окружающие относились к нему как к равному, причем не только на словах, но и на деле. Подросток имеет некоторые основания считать, что он уже не маленький ребенок. Переоценивая значение своих возросших возможностей, подросток приходит к убеждению, что они в сущности уже ничем (или почти ничем) не отличаются от взрослых людей.

Отсюда стремление подростков к самостоятельности и известной «независимости», их болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых недооценить их права и интересы. Этим и объясняется повышенная чувствительность к оценке их поступков и результатов деятельности со стороны старших, к своим успехам и неудачам.

Они склонны преувеличивать значение временных неудач и случайных успехов, отдельных похвал или отрицательных отзывов, расценивая их как веские показатели, своего рода «индикаторы» положительных или отрицательных качеств своей личности. Поэтому даже отдельные неудачи или отрицательные оценки со стороны окружающих могут вызывать у подростка неуверенность в своих силах, робость и застенчивость, представление о собственной неполноценности. Равным образом и случайный успех, отдельная удача, похвала, одобрение, положительный отзыв могут привести к переоценке своих сил и возможностей, сомнению и самонадеятельности и наоборот.

Для подростков характерна неисчерпаемая жажда деятельности, большая подвижность, стремление активно учувствовать в окружающей жизни, интерес ко всему происходящему во круг.

Подросток не может сидеть без дела, не любит «просто отдыхать». Он постоянно занят чем – то, хочет, что-то узнать, изучить, познать, овладеть тем или иным умением. Если его энергия, активность не находят правильного выхода, то она  проявляется в озорстве, шалостях, лихачестве, возне, беготне, а нередко приводит к более тяжелым случаям нарушения дисциплины. Разумеется, большая возбудимость, грубость, упрямство, раздражительность не являются неизбежными спутниками подросткового возраста. В хорошо организованных  коллективах, в том числе в семейных, с правильным режимом труда и отдыха, доброжелательными отношениями и твердыми требованиями, период полового созревания и связанных с ним изменений в организме подростков проходит безболезненно. Неизбежная внутренняя перестройка организма в этих условиях происходит спокойнее, а ее внешние  изменения  мала заметны и несущественны.

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на  жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни. Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются:

сознательная регуляция своих поступков;

умение учитывать чувства и интересы других людей;

ориентироваться на них в своей деятельности;

В этот возрастной период поведение ориентировано на достижение, предполагает наличие у каждого ребенка мотивов достижения успехов и избегания неудач.

Успех и неудача – широко распространенные явления нашей жизни. Они систематически возникают в жизни каждого человека в любой его деятельности, связанной с достижением. С необходимостью преодолевать воздействия успеха и неудач постоянно сталкивается любой человек.

В некоторых случаях, влияние успеха и неудачи настолько велико, что человек вообще не способен адекватно реагировать, отказывается от выполнения деятельности. Учеба для школьника, может легко превратиться в деятельность, связанную с достижениями, стоит ему включить мотивы стремления к успеху избеганию неудач. Сможет ли ребенок достичь успеха, зависит не только от его собственной компетенции, но и от целого ряда других факторов, общего эмоционального и физического состояния, психологического климата и культуры общения в семье, взаимодействия со сверстниками. Общение воспринимается подростками как нечто личностно очень важное и очень часто не получает своего удовлетворения. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.

Если у ребенка возникают сложности при взаимодействии с одноклассниками или в усвоении школьной программы, необходимо наличие другой сферы коллективной деятельности, в которой подросток будет ощущать более уверенно, и, соответственно, успешным (дополнительные кружки, секции). Задача взрослых оценить и указать ребенку на его маленькие победы, достижения в учебе и других видах деятельности на пути к большому успеху. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту,  а положительные достижения повышают мотивацию и самооценку.

Важно отметить, что подростки, которые учатся брать на себя ответственность за события, происходящие в их жизни, лучше адаптированы, нежели те, которые стремятся перекладывать ответственность на других. Дети, у которых сформировано чувство ответственности, более уверенны в себе и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны и независимы, у них доминирует мотив стремления к успеху.

Существуют различия в объяснении причин собственных учебных успехов и неудач у мальчиков и девочек:

Девочки склонны объяснять причины успешности внешними факторами, не доверяют своим способностям

Мальчики более убеждены в том, что окружающие объясняют их неудачи недостаточными усилиями.

Наиболее продуктивным методом, способствующим внутреннему росту подростка и формированию нового уровня самосознания, является объяснение ему успехов или неуспехов, достаточностью или недостаточностью приложенных усилий.