Проект-исследование «Ребенок и его психологическое здоровье»

Шаповалова Ольга Александровна

 

Цель проекта-исследования:  выявление наиболее эффективных методов, форм и арттерапевтических техник,   обоснование  и экспериментальная проверка   их влияния  на развитие психологического здоровья дошкольников и окружающих их взрослых.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Проект-исследование

«Ребенок и его психологическое здоровье»

                                                                1. Актуальность

          Под психологическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.

Предоставить ребенку достаточно внимания, доброжелательное отношение и эмоциональное благополучие могут только те педагоги и родители, которые умеют принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева, а также управлять собственными эмоциями и понимать эмоции окружающих, а особенно детей.

Это в идеале. Однако практика и мои наблюдения показывают, что человек может лишь сдерживать внешнее проявление эмоции, но не устранять ее. А подавленная эмоция в итоге может преобразоваться во что угодно, например, в гнев, раздражение на ребенка или окружающих и даже на себя самого.  Длительное переживание одной и той же эмоции вызывает хронический эмоциональный стресс, у родителей - к жестокому  или невротическому отношению  к ребенку.

Исходя из этого, в рамках муниципальной экспериментальной площадки по проблеме «Проектирование образовательного пространства как условие социально-личностного развития ребенка» есть необходимость в  разработке проекта-исследования «Ребенок и его психологическое здоровье»,  основой которого  являются  результаты реализации проекта «Защити меня».

Данные результаты свидетельствуют о  снижении психологического здоровья детей и окружающих их взрослых. У педагогов и родителей по результатам диагностики в 2009-2010 году были выявлены следующие признаки:  повышенная утомляемость, нервозность, раздражительность, агрессия, высокий уровень тревожности, страхов и мнительности. У родителей - нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей. У педагогов - склонность к «Синдрому профессионального выгорания» или «Синдрому хронической усталости». Как следствие, у детей повысился уровень невротизации, страхов, агрессивности и тревожности, снизились защитные функции организма и появились значительные трудности в развитии самосознания. А так же процесс адаптации в социуме осложнился высоким психоэмоциональным напряжением и неумением переключаться. Такое положение психологического здоровья приводит к снижению произвольности в целом и к трудностям усвоения не только своих прав и обязанностей, но и общей социализации.

Теоретическое обоснование

Анализ специальной литературы и  опыта работы современных педагогов-психологов показал, что проблема психологического здоровья является достаточно актуальной и рассматривается с разных сторон, однако не имеет системы.  

Сам термин «психологическое здоровье»  впервые был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной,  понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье - норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Более глубже и аргументированней тема психологического здоровья, на мой взгляд, рассмотрена в исследованиях таких психологов, как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева и И.М. Первушина. «Ключевым» словом для описания психологического здоровья  они выделили -  слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом, где сама гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности.

Под психологическим здоровьем, в общем,    понимается   умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое  эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты.  

Под психологическим здоровьем  ребенка -  особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.

В психологии принято выделять 3 группы психологического здоровья у детей:

первая (высокий уровень) – это  креативная  группа психологического здоровья;  к ней относятся дети,  имеющие устойчивую адаптацию к среде, высокий уровень готовности к ДОУ, резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности;

вторая (средний уровень) – это  адаптивная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, в целом адаптированные к социуму, но проявляющие лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность, высокий индекс страхов,  небольшие трудности в развитии коммуникативных умений и навыков, компонентов самосознания, имеют средний уровень готовности к поступлению в ДОУ;

третья (низкий уровень) - это ассимилятивно-аккомодативная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, имеющие нарушения баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Они проявляют много признаков дезадаптации, сильно повышенную тревожность и критический индекс  страхов.  

Исходя из этого, основными критериями диагностики психологического здоровья детей являются:

     - уровень адаптированности к нормальным социальным условиям;

     - уровень тревожности;

     - общее эмоциональное благополучие и умение дифференцировать эмоциональные состояния;

     - особенности развития самосознания;

     - особенности взаимодействия со сверстниками;

     - ситуация общения в семье;

     - наличие или отсутствие  деструктивного внутриличностного конфликта.  

Основываясь на этих критериях, был разработан  диагностический комплекс (приложение 1)

Существует огромное количество психолого-педагогических методов, приемов и техник работы по психологическому здоровью. Однако их не все можно использовать с детьми дошкольного возраста и по отношению к педагогам и родителям, но  для выделения необходимых нам методов и техник нужно исходить из знания  структуры психологического здоровья.

Согласно  научным данным и исследованиям О.В. Хухлаевой, И.В. Дубровиной, А. Маслоу, С.И. Семенака психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.

Таким образом, выделенные компоненты психологического здоровья определяют основные направления работы, которые являются основой для подбора методов, приемов и арттерапевтических техник сопровождения, поддержки и профилактики нарушений в психологическом здоровье детей и окружающих их взрослых.

Теоретико-методологической основой проекта являются положения И.В.Дубровиной о психологическом здоровье как цели и критерии успешности психологической помощи, Л.С. Выготского -  о зоне ближайшего развития и об амплификации развития ребенка и О.В. Хухлаевой - о понимании психологического здоровья как гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Поддержка и сопровождение психологического здоровья детей и окружающих их взрослых строятся с учетом следующих принципов:

1.  Личностно ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи, обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителями-логопедами, воспитателями, инструктором по физической культуре,  родителями.

4. Принцип деятельностного подхода  психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

5. Принцип психолого-педагогической деонтологии - под ним подразумевается совокупность исторически сложившихся ожиданий и требований, предъявляемых обществом к профессиональным, личностным и общекультурным качествам воспитателя, учителя, руководителя педагогического коллектива.

6. Принцип  соблюдения профессиональной тайны, которую доверили педагогу- психологу ребёнок  или его родители, а также сохранение сведений, ставших известных педагогу-психологу в ходе изучения психического развития ребенка и детско-родительских отношений.

 А так же принципы системности, последовательности, доступности, научности, единства диагностики и коррекции, единства требований в семье и ДОУ.

Цель проекта-исследования:  выявление наиболее эффективных методов, форм и арттерапевтических техник,   обоснование  и экспериментальная проверка   их влияния  на развитие психологического здоровья дошкольников и окружающих их взрослых.

Участники проекта:  воспитатели, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, родители, дети, заведующая ДОУ, инструктор по физической культуре. Педагог-психолог - координатор проекта, и его деятельность осуществляется по трем направлениям: диагностика (приложение 1), психокоррекция и психопрофилактика.  

Задачи:

На основе анализа теоретических источников выявить факторы, способствующие возникновению дистрессовых невротических состояний, основные компоненты психологического здоровья личности, критерии оценки психологического здоровья дошкольников и взрослых.

Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие возрасту детей и  критериям оценки.

Определить группу психологического здоровья дошкольника и взаимодействующих с ним взрослых на основе экспресс-диагностики.

Выявить причину нарушения в развитии психологического здоровья детей и окружающих их взрослых 2-3-ей группы психологического здоровья  на основе углубленной диагностики.

Выявить психолого-педагогические условия, формы и методы  сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья дошкольников с их частичным внедрением в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Определить степень влияния внедренных условий, форм и методов на развитие и коррекцию психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.

Определить содержание сопровождения, поддержки и  развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.

Установить взаимосвязь наличия той или иной  группы психологического здоровья  у ребенка и взаимодействующих с ним взрослых.

Обобщить, оформить полученные результаты исследования и на их основе разработать программу психолого-педагогического сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет  и окружающих их взрослых.

Гипотеза проекта: гармонизация и развитие психологического здоровья   дошкольника возможна при:

тщательном отборе форм, методов и содержания работы;

четком структурировании психологического здоровья как основы самоактуализации личности;

создании определенных условий сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья;

осуществлении сопровождения, поддержки и коррекции психологического здоровья не только ребенка, но и окружающих его взрослых;

своевременном обращении родителей и других взрослых к педагогу-психологу и выявлении им причин психологической дисгармонии ребенка;

обучении взрослых  приемам регуляции эмоциональных состояний;

определении четкой концепции и методологической основы сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.

Содержание и этапы проекта

№ п/п

Содержание деятельности

Ответственный

Констатирующий этап (сентябрь-ноябрь 2009)

 Цель: реализация диагностико-исследовательского направления проекта

Разработка диагностического комплекса для определения группы психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

Педагог-психолог

Определение группы психологического здоровья детей 2-7 лет на основе экспресс-диагностики

Педагог-психолог, воспитатели

Установление причины снижения уровня психологического здоровья  детей 2-3-й группы психологического здоровья на основе углубленной диагностики

Педагог-психолог

Выявление на основе диагностики уровня коммуникативного контроля, эмоциональной устойчивости,  психоэмоционального напряжения. Определение  актуального состояния личности педагога,  способа взаимодействия в конфликтной ситуации,  стиля взаимодействия педагога с детьми, группы психологического здоровья

Педагог-психолог

Определение особенностей детско-родительских взаимоотношений, ситуации общения в семье, уровня психоэмоционального напряжения и группы  психологического здоровья родителей

Педагог-психолог

Анализ и обработка результатов диагностики особенностей развития психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых.

Педагог-психолог

Практический этап (декабрь 2009 – май 2011 года)

Цель: определение общей стратегии  работы по охране и укреплению психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

Подбор методов, приемов и средств сопровождения, поддержки  и развития  психологического здоровья детей 2-5 лет и окружающих их взрослых

Педагог-психолог

Частичное внедрение каждого метода и арттерапевтической техники в воспитательно-образовательный процесс ДОУ на основе принципа интеграции по возрастам

Педагог-психолог,

воспитатели групп, определенных, как контрольные и экспериментальные

Презентация  проекта педагогам и родителям

Педагог-психолог

Выделение методов, приемов и техник, соответствующих возрасту детей и возможности их использования на практике (приложение 6)

Педагог-психолог

Создание информационного фонда путем сбора и анализа имеющихся психолого-педагогических условий,  методов, приемов и техник работы с детьми

Педагог-психолог, воспитатели

Разработка модели сопровождения адаптационного процесса детей раннего и младшего дошкольного возраста (приложение 2)

Педагог-психолог

Разработка цикла релаксационных и обучающих занятий для педагогов в клубе «Гармония»

Педагог-психолог

Разработка цикла занятий  в Школе «Счастливый родитель»

Педагог-психолог

Проведение промежуточной диагностики уровня развития психологического здоровья детей 2-5 лет и окружающих их взрослых (май 2010)

Педагог-психолог, воспитатели

Определение специфики применения выделенных мной  методов, приемов и техник работы с детьми старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи и ОНР

Педагог-психолог

Внедрение каждого метода и арттерапевтической техники в воспитательно-образовательный процесс ДОУ с детьми 5-7 лет с нормальным развитием речи и ОНР, на основе принципа интеграции

Педагог-психолог

Разработка модели сопровождения, поддержки, развития и коррекции  психологического здоровья детей 4-7 лет с нормальным развитием речи и детей 5-7 лет с ОНР (приложение  5)

Педагог-психолог

Разработка модели взаимодействия педагога-психолога со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса на основе принципа интеграции (приложение 8)

Педагог-психолог, воспитатели, педагоги

Итоговая диагностика уровня развития психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых (май 2011)

Педагог-психолог, воспитатели

Заключительный этап (июнь-сентябрь 2011 г).

Цель:  разработка психолого-педагогических рекомендаций и программы сопровождения, поддержки, развития и коррекции  психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

Ожидаемые результаты реализации проекта

Результат

Продукт

На констатирующем этапе

Выявление причин нарушения психологического здоровья у детей и взаимодействующих с ними взрослых 2-3 групп психологического здоровья

Рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми с низким уровнем психологического здоровья и по профилактике нарушений психологического здоровья самих взрослых

Определение взаимосвязи уровня психологического здоровья детей с уровнем психологического здоровья взаимодействующих с ними взрослых

Стратегия работы с родителями и педагогами по сохранению и укреплению психологического здоровья ребенка

Составление комплекса диагностических методик для экспресс-диагностики и углубленной диагностики уровня психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

Мониторинг уровня  развития психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

На практическом этапе

Выявление наиболее эффективных  методов, приемов и арттерапевтических техник работы

Модели сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

Определение специфики  работы по психологическому здоровью с детьми ОНР

Методические рекомендации для педагогов-психологов по сопровождению и поддержке психологического здоровья детей с ОНР

Профилактика нарушений психологического здоровья у педагогов

Технология работы по сопровождению и поддержке психологического здоровья педагогов

Гармонизация детско-родительских отношений

Система сопровождения и поддержки психологического здоровья  семьи


На заключительном этапе

Улучшение развития психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых

Программа сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых «Путь к гармонии»

Возможные трудности в ходе реализации проекта и пути их нейтрализации

В ходе реализации проекта наряду с положительными результатами есть трудности:

сложность подбора методов  и критериев диагностики психологического здоровья взрослых;

 непонимание педагогами важности и нужности внедрения в работу с детьми данного направления работы;

 нежелание родителей, имеющих детей с 3-й группой психологического здоровья, работать над гармонизацией детско-родительских отношений.

Пути нейтрализации:

определить четкую структуру психологического здоровья взрослого;

провести для педагогов цикл обучающих семинаров с элементами тренинга;

воздействовать на родителей, нежелающих идти на контакт, через самоменеджмент, посредством папок-передвижек, оформления стендов и уголков педагога-психолога в группах.

Список литературы

Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.

Агафонова И.Н. Развитие стрессоустойчивости у дошкольников // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2010. - № 8. – С. 44-48.

Батаршев.А.В. Психология личности и общения. М.- 2004.- С. 234-236.

Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего зависит // Начальная школа. – 1996. - № 7. – С. 22.  

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2009. – 238 с.

Дмитриева. Е.Е. Проблемные дети, развитие через общение. – М., 2005. – С. 10-11.

Диагностика семьи. Учебн. Пособие по психологии семейных отношений. – Самара. – 2004.- 735 с.

 Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М; 2005.- С. 24-25, 37-38.

Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопр. псих. – 1995.  - № 3. -  С. 119-132.  

Крайнова Ю.Н. Саногенное мышление против негативных переживаний // Психология здоровья и личностного роста. – 2010.  - № 4. -  С. 58-75.

Котикова Н.В. Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008. - № 7. – С. 42-47.

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М ., 1997. –                176 с.

Прохорова Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. Практическое пособие. – М; 2005. – 37 с.

 Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М; 2006.- 72 с.

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2004. —175с.

Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2005. — 176 с.

Хухлаева О. В. Лесенка радости. — М., 1998. — 80 с.

Тренинг по сказкотерапии. / Под ред.  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Сборник программ. – Санкт-Петербург. – 2005. – 253 с.

Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону. 2005. – 119 с.

Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива. -  М., 2005. С. 115-116.

   

Приложение 1

Диагностический комплекс  для детей 2-7 лет и окружающих их взрослых по развитию психологического здоровья

№ п/п

Название методики

Основная направленность методики

Автор(ы) и год издания методики

Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья детей 2-3,5 лет

Диагностика уровня психологической адаптированности ребенка к ДОУ

Определение уровня адаптированности и готовности ребенка  к ДОУ, прогноз адаптации и профилактика дезадаптации

И.В. Лапина 2010

Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет

Оценка коммуникативного развития ребенка

Определить особенности отношений между воспитателем и детьми и между самими детьми, общий климат в группе

И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010

Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение

Определить уровень общей тревожности

Сирс.Р. 2004

Экспертная оценка особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка

Выявить актуальные проблемы развития каждого ребенка, группы, детей «группы риска», проследить динамику развития и выяснить результативность коррекционных мероприятий

И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010

Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду

Получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в ДОУ

Е.В. Кучерова 2010

Профиль социального развития

Определить область социализации ребенка, которая осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения

И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010

Углубленная диагностика уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет

Цветовая диагностика эмоций

Провести диагностику степени дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы, шкалы актуальных ценностей, предпочтений определенных видов деятельности, вариантов личностного развития

О.А. Орехова 2008

Шкала тревожности

Определение характера эмоциональных нарушений у детей

И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010


Изучение особенностей самооценки и соотношения реального «Я» и идеального «Я»

Определение типа самооценки и особенностей «образа Я»

Н.В. Нижегородцева. 2005

Наблюдение за детьми в процессе совместной игровой деятельности

Определение динамики в развитии психологического здоровья на основе и в процессе коррекционных мер

Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева 2001

Методика рисуночной диагностики адаптации детей к ДОУ

Определение  особенностей адаптации в ДОУ и группу психологического здоровья

А.И. Баркан 2004

Оценка психологического здоровья выпускника ДОУ

Определение результативности коррекционных мер и группы психологического здоровья в итоге

О.В. Хухлаева 2004

Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья педагогов

Тест на оценку самоконтроля в общении

Определение уровня коммуникативного контроля и типа самооценки

М. Снайдер 2001

Стиль конфликтного поведения

Определение способа взаимодействия в конфликтной ситуации

Н.В. Гришина 2001

Цветовой тест М.Люшера

Диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, определение актуального состояния личности родителя и педагогов

М. Люшер 2005

Методика  С.А Шеина

Изучение стиля педагогического общения  

С.А Шеин

Опросник «Ваше самочувствие»

Определение особенностей психологического здоровья и уровня психоэмоционального напряжения

О.С. Копина,  Е.А. Суслова, Е.В. Заикин 1995

Многофакторный личностный опросник

Определить особенности развития личности, степень невротизации, уровень тревожности и стрессоустойчивости, группу психологического здоровья.

Диагностика уровня развития психологического здоровья родителей

Опросник «Ваше самочувствие», в модификации для родителей

Определение особенностей психологического здоровья  ребенка и уровня психоэмоционального напряжения родителя

О.С. Копина,  Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, 1995;  О.А. Шаповалова 2010

АСВ

Диагностика типа воспитания в семье и особенности нарушения процесса воспитания в семье

Э.Г. Эйдемиллер 2004

Приложение 2

Модель сопровождения адаптационного процесса детей раннего и младшего дошкольного возраста

                

        

        

Приложение 3

 Методика и структура организации релаксационных занятий с педагогами

Этапы релаксационного занятия

Содержание этапов

Цель реализации этапов

Примерные упражнения

Теоретический – (5-10 мин) может отсутствовать после ознакомления с  основами  релаксации

Предлагается новый метод, раскрывается его назначение и механизмы воздействия, главное освоить  дыхательные техники

Ознакомление с основными методами релаксации, которые будут использоваться в занятиях

Активные методы взаимодействия: проблемная мини-лекция, дискуссия, мозговой штурм, притчи, сказки или простое повествование, вхождение в занятие.

Подготовительный -   (5-15 мин) зависит от готовности педагогов к релаксации и направлен на снятие мышечных зажимов

Подготовительные упражнения, основанные на контрасте расслабления-напряжения,  или гимнастика для позвоночника и всех мышц, или прослушивание музыки (успокаивающей / мобилизующей), использование упражнений прогрессивной мышечной релаксации Э. Джекобсона

Отработка техник релаксации на практике, снятие мышечных зажимов

Происходит тренировка метода,  который был представлен в первом этапе. «Маска удивления, поцелуя, смеха, недовольства   дыхательные упражнения, упражнения на расслабление-напряжение, простые упражнения для мышц.

Работа с эмоциями – (до 20 мин) – этап реализуется при высвобождении каких либо эмоций

Тренинговые упражнения на отреагирование и осознание эмоций

Отреагирование негативных эмоций после снятия мышечного зажима

Используются упражнения на отреагирование и вымещение эмоций, их тренировку. Упражнения перед зеркалом для лица – улыбка, сосредоточение, удивление и т.д.

Релаксация – (до20-40 мин), время проведения зависит от наличия или отсутствия первого и третьего этапов занятия.

(Медитация (от30-50 мин)  – проводится, когда педагоги проработали свои мышечные зажимы, эмоции, отработали  дыхательные техники и свободно расслабляются только по инструкции расслабиться  и принять удобное положение)

Активная  (чередуется работа с напряжением и расслаблением мышц) или пассивная (только полное расслабление), релаксация полная или частичная (для отдельной группы мышц), релаксация с сосредоточением и без, аутотренинг, работа с образами, с аффирмациями.

(В медитацию входят все виды релаксации, поочередно проводимые в одном занятии)

Способствование расслаблению, отдыху и снятию психоэмоционального напряжения

Любые упражнения хорошо освоенные самим педагогом-психологом позволяющие расслабиться. Аутотренинг, медитация, упражнения с образами, аффирмациями в форме Я-высказываний.

Выход из состояния релаксации – (5-8 мин) – выход должен быть медленным и постепенным, чтобы не кружилась голова можно после выхода полежать и потянуться

Упражнения на сосредоточение на счете, мобилизационные формулы, упражнения на растяжку

Восстановление нормального рабочего режима деятельности организма

Это сосредоточение на чем-то. На счете, чувствах, мышцах, внутреннем «экране»,  на дыхании.

Приложение 4

Тематический план обучающих занятий для педагогов

№ п/п

Тема занятия

Цель

Поддержка и профилактика «ПЗ» педагога как основы его профессионального самоопределения

Развитие компетентности в области психологического здоровья

Система ценностей и ее влияние на психологическое здоровье личности

Рассмотрение системы ценностей как важного компонента психологического здоровья педагогов

Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы ДОУ

Определение целей, задач и содержания работы по психологическому здоровью с детьми

Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстнику

Выявление путей повышения социальной компетентности дошкольников

Дети «группы риска» и особенности взаимодействия с ними.

Рассмотрение стратегии работы с детьми 3-й группы психологического здоровья.

Эмоциональное состояние взрослого как опосредованный фактор эмоционального состояния детей

Повышение психологической компетентности педагогов

Внутренний мир дошкольника – коррекция педагогического взгляда

Развитие у педагогов умения понимать  поступки, эмоции и чувства современного дошкольника

Практическая работа

Демонстрация использования педагогами  разных методов  работы по психологическому здоровью с детьми. Подведение итогов.

Приложение 5

Модель психолого-педагогического сопровождения детей 4-7 лет

                

        

         

Приложение 6

Методы, приемы и арттерапевтические техники, используемые на основе направлений работы с детьми  по развитию и коррекции психологического здоровья

№ п/п

Блок

Направления

Методы

Когнитивный блок. Работа с самосознанием

-аксиологическое (содержательно представлено ценностями собственного Я- человека и ценностями Я- других людей);

-инструментальное (предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими).

Психогимнастические игры и упражнения (Игры: «Пизанская башня», «Посмотри-ка на меня», «Ревущий мотор», упражнения «Говорящие вещи», «Заколдованный кубик» и т.д.). Коммуникативные игры (Игры: «Конкурс хвастунов», «Царевна Несмеяна», «Поздравляю», «Смелый мальчик» и  т.д.),

Задания с использованием терапевтических метафор.

Решение проблемно-практических ситуаций

Эмоциональный блок. Работа с эмоциями

- инструментальное (требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии).

Эмоционально-символические методы  («Мое настроение», «Радость», «Страх» и  т.д.),

Коммуникативные игры,

Арттерапевтические техники (куклотерапия, изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия).

Поведенческий блок. Работа с ролевым поведением

Потребностно-мотивационное (содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте);

Развивающее направление (предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения).

Театральные техники (плейбек, театральная игра, ритмопластика, игры театрализации),

Арттерапевтические техники,

Ролевые игры (Игры: «Кто пришел?», «Встреча с другом», этюд «Робкий ребенок» и т.д.),

Беседы («Как правильно дружить?», «Как вести себя, если поссорился?», «Как честно признаться о проступке?» и т.д.).

Блок здоровьесбережения. Работа с психоэмоциональным напряжением, мышечными зажимами.

Потребностно-мотивационное, развивающее.

Релаксационные методы (элементы медитации, дыхательная гимнастика, прогрессивная мышечная релаксация, игры с водой, песком и в сенсорном бассейне),

Подвижные игры.

Приложение 7

Тематический план совместной игровой деятельности с детьми 4-5 лет

№ п/п

Тема

Цель совместной игровой деятельности

«Давайте познакомимся»

Ознакомление детей с правилами и «структурой» совместной игровой деятельности

«Цвета и настроение»

Создание бодрого настроения, снятие эмоционального напряжения

Игра «Помощь друзей»

Развитие психических процессов, создание положительного эмоционального настроения

Игра «Помощь друзей» (2 часть)

Развитие психических процессов, создание положительного эмоционального настроения

«Давайте представим…»

Саморегуляция психического состояния

«Будьте внимательны»

Обучение умению управлять своим телом

«Прогулка по волшебному лесу»

Воспитание эмпатических чувств, снятие психоэмоционального напряжения

«У страха глаза велики»

Развитие вербальных и невербальных форм проявления эмоций, мимики и пантомимики, мелкой моторики

«Путешествие на необитаемый остров»

Развитие тактильного восприятия, умения передавать свои ощущения в речи

Релаксация

Освоение техники расслабление-напряжение

Тематический план совместной игровой деятельности с детьми 5-6 лет

№ п/п

Тема

Цель

«Котята отправляются в путешествие»

Овладение техникой  напряжения по контрасту с расслаблением

«Прогулка в летний лес»

Овладение техникой  расслабления

«Прогулка в осеннем лесу»

Овладение навыками  изображения своего  эмоционального состояния

«Цирк»

Тренировка общей способности несловесного воздействия детей друг на друга

«Зоопарк»

Овладение навыками управления своей эмоциональной сферы

«Теремок»

Закрепление общей способности несловесного воздействия детей друг на друга

«Волшебные цветы»

Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции

«Кот Леопольд и мыши»

Закрепление навыков управления своей эмоциональной сферой

«Волк и семеро козлят»

Закрепление техники расслабление по контрасту с напряжением

Игры гномиков

Закрепление умения детей регулировать свои поведенческие реакции

Приложение 8

Модель взаимодействия педагога-психолога  со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса на основе принципа интеграции

 

Цель построения модели: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

Первый этап – это первая встреча с родителями, педагогом-психологом, заведующей и воспитателями.

Второй этап – это прогноз адаптации -  индивидуальная встреча педагога-психолога с мамой и малышом

Третий этап – это взаимодействие педагога-психолога с воспитателями групп раннего и второго младшего  возраста.

Четвертый этап – малыши приходят в группу с обычным режимом в соответствии с алгоритмом постепенного вхождения в детский сад.

Пятый этап –  это проведение педагогом-психологом  совместно с воспитателями наблюдений в адаптационный период и совместной игровой деятельности по снятию эмоционального напряжения у детей. Она  проходит на протяжении 1,5 месяцев, в ясельных группах  проводится 2 раза в неделю, общее количество 12 встреч по 10 минут. Во вторых младших группах 1 раз в неделю, 8 встреч по 15 минут.

Методы совместной игровой деятельности: элементы арттерапии, рисование традиционными (кисточкой, карандашами, восковыми мелками) и нетрадиционными (пальчиками, ладошками) способами.

Результат:

Легкая степень адаптации. Малыши легко осваиваются, остаются на тихий час, быстро восстанавливается аппетит. Время вхождения в детский сад 1,5 – 2 недели.

Адаптация средней тяжести. Оптимальное время вхождения в детский сад до 1 месяца.

Тяжелая степень адаптации. Оптимальное время вхождения в детский сад определяется индивидуально, учитывая общий алгоритм.

Групповая психопрофилактика нарушений психологического здоровья детей.

Совместная развивающая работа педагога-психолога  с детьми  проводится в течение года с ноября по май месяц, продолжительностью от 20 до  30 минут в зависимости от возраста, один раз в неделю, каждая подгруппа включает 4-6 детей.

Аксиологическое

Инструментальное

Потребностно-мотивационное

Направления работы

Развивающее

Здоровьезберегающее

Цель: поддержка и профилактика психологического здоровья дошкольника, оказание специфической помощи детям, относящимся к категории группы риска по тем или иным основаниям

Индивидуальная коррекционная работа

С  детьми третьей группы психологического здоровья

проводится 10 индивидуальных встреч в год, продолжительностью 25-30 мин., не зависимо от возраста, один раз в неделю.

Этапы индивидуальной работы

Начальный этап преобладают чувства одиночества, неуверенности, диффузной тревоги.

Средний этап проявляются подавляемые ранее чувства ребенка: гнев, страхи, обиды.

Заключительный этап проявляются чувства радости, свободы, чувство собственного достоинства, гордость за собственные достижения, вера в собственные силы.

Цель: обеспечение единого пространства развития личности ребенка в ДОУ с опорой на его психологическое здоровье

Структура модели взаимодействия

Этапы взаимодействия

Диагностический

Аналитический

Прогностический

Информационный

Обучающий

Коррекционно-развивающий

Цель взаимодействия каждого участника воспитательно-образовательного процесса

Диагностика интегративных качеств и психологического здоровья.

Анализ результатов диагностики и предъявление отчета с анализом

Прогноз дальнейшей работы с непосредственным учетом психологического здоровья и ФГТ

Обобщение информации и устранение пробелов в знаниях воспитателей и специалистов

Коррекционно-развивающий этап является самым основным во взаимодействии и показывает систему и особенности организации взаимодействия  по психологическому здоровью.

Результат:

Все педагоги оформляют проекты по разделам социализация, коммуникация, познание, большинство из которых непосредственно связаны с психологическим здоровьем.