Проект-исследование «Ребенок и его психологическое здоровье»
Цель проекта-исследования: выявление наиболее эффективных методов, форм и арттерапевтических техник, обоснование и экспериментальная проверка их влияния на развитие психологического здоровья дошкольников и окружающих их взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В файле содержится проект-исследование,реализуемый в течение 3 лет. | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Проект-исследование
«Ребенок и его психологическое здоровье»
1. Актуальность
Под психологическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Предоставить ребенку достаточно внимания, доброжелательное отношение и эмоциональное благополучие могут только те педагоги и родители, которые умеют принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева, а также управлять собственными эмоциями и понимать эмоции окружающих, а особенно детей.
Это в идеале. Однако практика и мои наблюдения показывают, что человек может лишь сдерживать внешнее проявление эмоции, но не устранять ее. А подавленная эмоция в итоге может преобразоваться во что угодно, например, в гнев, раздражение на ребенка или окружающих и даже на себя самого. Длительное переживание одной и той же эмоции вызывает хронический эмоциональный стресс, у родителей - к жестокому или невротическому отношению к ребенку.
Исходя из этого, в рамках муниципальной экспериментальной площадки по проблеме «Проектирование образовательного пространства как условие социально-личностного развития ребенка» есть необходимость в разработке проекта-исследования «Ребенок и его психологическое здоровье», основой которого являются результаты реализации проекта «Защити меня».
Данные результаты свидетельствуют о снижении психологического здоровья детей и окружающих их взрослых. У педагогов и родителей по результатам диагностики в 2009-2010 году были выявлены следующие признаки: повышенная утомляемость, нервозность, раздражительность, агрессия, высокий уровень тревожности, страхов и мнительности. У родителей - нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей. У педагогов - склонность к «Синдрому профессионального выгорания» или «Синдрому хронической усталости». Как следствие, у детей повысился уровень невротизации, страхов, агрессивности и тревожности, снизились защитные функции организма и появились значительные трудности в развитии самосознания. А так же процесс адаптации в социуме осложнился высоким психоэмоциональным напряжением и неумением переключаться. Такое положение психологического здоровья приводит к снижению произвольности в целом и к трудностям усвоения не только своих прав и обязанностей, но и общей социализации.
Теоретическое обоснование
Анализ специальной литературы и опыта работы современных педагогов-психологов показал, что проблема психологического здоровья является достаточно актуальной и рассматривается с разных сторон, однако не имеет системы.
Сам термин «психологическое здоровье» впервые был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье - норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Более глубже и аргументированней тема психологического здоровья, на мой взгляд, рассмотрена в исследованиях таких психологов, как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева и И.М. Первушина. «Ключевым» словом для описания психологического здоровья они выделили - слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом, где сама гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности.
Под психологическим здоровьем, в общем, понимается умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты.
Под психологическим здоровьем ребенка - особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.
В психологии принято выделять 3 группы психологического здоровья у детей:
первая (высокий уровень) – это креативная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, имеющие устойчивую адаптацию к среде, высокий уровень готовности к ДОУ, резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности;
вторая (средний уровень) – это адаптивная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, в целом адаптированные к социуму, но проявляющие лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность, высокий индекс страхов, небольшие трудности в развитии коммуникативных умений и навыков, компонентов самосознания, имеют средний уровень готовности к поступлению в ДОУ;
третья (низкий уровень) - это ассимилятивно-аккомодативная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, имеющие нарушения баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Они проявляют много признаков дезадаптации, сильно повышенную тревожность и критический индекс страхов.
Исходя из этого, основными критериями диагностики психологического здоровья детей являются:
- уровень адаптированности к нормальным социальным условиям;
- уровень тревожности;
- общее эмоциональное благополучие и умение дифференцировать эмоциональные состояния;
- особенности развития самосознания;
- особенности взаимодействия со сверстниками;
- ситуация общения в семье;
- наличие или отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.
Основываясь на этих критериях, был разработан диагностический комплекс (приложение 1)
Существует огромное количество психолого-педагогических методов, приемов и техник работы по психологическому здоровью. Однако их не все можно использовать с детьми дошкольного возраста и по отношению к педагогам и родителям, но для выделения необходимых нам методов и техник нужно исходить из знания структуры психологического здоровья.
Согласно научным данным и исследованиям О.В. Хухлаевой, И.В. Дубровиной, А. Маслоу, С.И. Семенака психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.
Таким образом, выделенные компоненты психологического здоровья определяют основные направления работы, которые являются основой для подбора методов, приемов и арттерапевтических техник сопровождения, поддержки и профилактики нарушений в психологическом здоровье детей и окружающих их взрослых.
Теоретико-методологической основой проекта являются положения И.В.Дубровиной о психологическом здоровье как цели и критерии успешности психологической помощи, Л.С. Выготского - о зоне ближайшего развития и об амплификации развития ребенка и О.В. Хухлаевой - о понимании психологического здоровья как гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Поддержка и сопровождение психологического здоровья детей и окружающих их взрослых строятся с учетом следующих принципов:
1. Личностно ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи, обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителями-логопедами, воспитателями, инструктором по физической культуре, родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
5. Принцип психолого-педагогической деонтологии - под ним подразумевается совокупность исторически сложившихся ожиданий и требований, предъявляемых обществом к профессиональным, личностным и общекультурным качествам воспитателя, учителя, руководителя педагогического коллектива.
6. Принцип соблюдения профессиональной тайны, которую доверили педагогу- психологу ребёнок или его родители, а также сохранение сведений, ставших известных педагогу-психологу в ходе изучения психического развития ребенка и детско-родительских отношений.
А так же принципы системности, последовательности, доступности, научности, единства диагностики и коррекции, единства требований в семье и ДОУ.
Цель проекта-исследования: выявление наиболее эффективных методов, форм и арттерапевтических техник, обоснование и экспериментальная проверка их влияния на развитие психологического здоровья дошкольников и окружающих их взрослых.
Участники проекта: воспитатели, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, родители, дети, заведующая ДОУ, инструктор по физической культуре. Педагог-психолог - координатор проекта, и его деятельность осуществляется по трем направлениям: диагностика (приложение 1), психокоррекция и психопрофилактика.
Задачи:
На основе анализа теоретических источников выявить факторы, способствующие возникновению дистрессовых невротических состояний, основные компоненты психологического здоровья личности, критерии оценки психологического здоровья дошкольников и взрослых.
Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие возрасту детей и критериям оценки.
Определить группу психологического здоровья дошкольника и взаимодействующих с ним взрослых на основе экспресс-диагностики.
Выявить причину нарушения в развитии психологического здоровья детей и окружающих их взрослых 2-3-ей группы психологического здоровья на основе углубленной диагностики.
Выявить психолого-педагогические условия, формы и методы сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья дошкольников с их частичным внедрением в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Определить степень влияния внедренных условий, форм и методов на развитие и коррекцию психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.
Определить содержание сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.
Установить взаимосвязь наличия той или иной группы психологического здоровья у ребенка и взаимодействующих с ним взрослых.
Обобщить, оформить полученные результаты исследования и на их основе разработать программу психолого-педагогического сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых.
Гипотеза проекта: гармонизация и развитие психологического здоровья дошкольника возможна при:
тщательном отборе форм, методов и содержания работы;
четком структурировании психологического здоровья как основы самоактуализации личности;
создании определенных условий сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья;
осуществлении сопровождения, поддержки и коррекции психологического здоровья не только ребенка, но и окружающих его взрослых;
своевременном обращении родителей и других взрослых к педагогу-психологу и выявлении им причин психологической дисгармонии ребенка;
обучении взрослых приемам регуляции эмоциональных состояний;
определении четкой концепции и методологической основы сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.
Содержание и этапы проекта
№ п/п | Содержание деятельности | Ответственный |
Констатирующий этап (сентябрь-ноябрь 2009) Цель: реализация диагностико-исследовательского направления проекта |
Разработка диагностического комплекса для определения группы психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых | Педагог-психолог |
Определение группы психологического здоровья детей 2-7 лет на основе экспресс-диагностики | Педагог-психолог, воспитатели |
Установление причины снижения уровня психологического здоровья детей 2-3-й группы психологического здоровья на основе углубленной диагностики | Педагог-психолог |
Выявление на основе диагностики уровня коммуникативного контроля, эмоциональной устойчивости, психоэмоционального напряжения. Определение актуального состояния личности педагога, способа взаимодействия в конфликтной ситуации, стиля взаимодействия педагога с детьми, группы психологического здоровья | Педагог-психолог |
Определение особенностей детско-родительских взаимоотношений, ситуации общения в семье, уровня психоэмоционального напряжения и группы психологического здоровья родителей | Педагог-психолог |
Анализ и обработка результатов диагностики особенностей развития психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых. | Педагог-психолог |
Практический этап (декабрь 2009 – май 2011 года) Цель: определение общей стратегии работы по охране и укреплению психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых |
Подбор методов, приемов и средств сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей 2-5 лет и окружающих их взрослых | Педагог-психолог |
Частичное внедрение каждого метода и арттерапевтической техники в воспитательно-образовательный процесс ДОУ на основе принципа интеграции по возрастам | Педагог-психолог, воспитатели групп, определенных, как контрольные и экспериментальные |
Презентация проекта педагогам и родителям | Педагог-психолог |
Выделение методов, приемов и техник, соответствующих возрасту детей и возможности их использования на практике (приложение 6) | Педагог-психолог |
Создание информационного фонда путем сбора и анализа имеющихся психолого-педагогических условий, методов, приемов и техник работы с детьми | Педагог-психолог, воспитатели |
Разработка модели сопровождения адаптационного процесса детей раннего и младшего дошкольного возраста (приложение 2) | Педагог-психолог |
Разработка цикла релаксационных и обучающих занятий для педагогов в клубе «Гармония» | Педагог-психолог |
Разработка цикла занятий в Школе «Счастливый родитель» | Педагог-психолог |
Проведение промежуточной диагностики уровня развития психологического здоровья детей 2-5 лет и окружающих их взрослых (май 2010) | Педагог-психолог, воспитатели |
Определение специфики применения выделенных мной методов, приемов и техник работы с детьми старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи и ОНР | Педагог-психолог |
Внедрение каждого метода и арттерапевтической техники в воспитательно-образовательный процесс ДОУ с детьми 5-7 лет с нормальным развитием речи и ОНР, на основе принципа интеграции | Педагог-психолог |
Разработка модели сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 4-7 лет с нормальным развитием речи и детей 5-7 лет с ОНР (приложение 5) | Педагог-психолог |
Разработка модели взаимодействия педагога-психолога со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса на основе принципа интеграции (приложение 8) | Педагог-психолог, воспитатели, педагоги |
Итоговая диагностика уровня развития психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых (май 2011) | Педагог-психолог, воспитатели |
Заключительный этап (июнь-сентябрь 2011 г). Цель: разработка психолого-педагогических рекомендаций и программы сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых |
Ожидаемые результаты реализации проекта
Результат | Продукт |
На констатирующем этапе |
Выявление причин нарушения психологического здоровья у детей и взаимодействующих с ними взрослых 2-3 групп психологического здоровья | Рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми с низким уровнем психологического здоровья и по профилактике нарушений психологического здоровья самих взрослых |
Определение взаимосвязи уровня психологического здоровья детей с уровнем психологического здоровья взаимодействующих с ними взрослых | Стратегия работы с родителями и педагогами по сохранению и укреплению психологического здоровья ребенка |
Составление комплекса диагностических методик для экспресс-диагностики и углубленной диагностики уровня психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых | Мониторинг уровня развития психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых |
На практическом этапе |
Выявление наиболее эффективных методов, приемов и арттерапевтических техник работы | Модели сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых |
Определение специфики работы по психологическому здоровью с детьми ОНР | Методические рекомендации для педагогов-психологов по сопровождению и поддержке психологического здоровья детей с ОНР |
Профилактика нарушений психологического здоровья у педагогов | Технология работы по сопровождению и поддержке психологического здоровья педагогов |
Гармонизация детско-родительских отношений | Система сопровождения и поддержки психологического здоровья семьи |
На заключительном этапе |
Улучшение развития психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых | Программа сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых «Путь к гармонии» |
Возможные трудности в ходе реализации проекта и пути их нейтрализации
В ходе реализации проекта наряду с положительными результатами есть трудности:
сложность подбора методов и критериев диагностики психологического здоровья взрослых;
непонимание педагогами важности и нужности внедрения в работу с детьми данного направления работы;
нежелание родителей, имеющих детей с 3-й группой психологического здоровья, работать над гармонизацией детско-родительских отношений.
Пути нейтрализации:
определить четкую структуру психологического здоровья взрослого;
провести для педагогов цикл обучающих семинаров с элементами тренинга;
воздействовать на родителей, нежелающих идти на контакт, через самоменеджмент, посредством папок-передвижек, оформления стендов и уголков педагога-психолога в группах.
Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998.
Агафонова И.Н. Развитие стрессоустойчивости у дошкольников // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2010. - № 8. – С. 44-48.
Батаршев.А.В. Психология личности и общения. М.- 2004.- С. 234-236.
Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется и от чего зависит // Начальная школа. – 1996. - № 7. – С. 22.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2009. – 238 с.
Дмитриева. Е.Е. Проблемные дети, развитие через общение. – М., 2005. – С. 10-11.
Диагностика семьи. Учебн. Пособие по психологии семейных отношений. – Самара. – 2004.- 735 с.
Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М; 2005.- С. 24-25, 37-38.
Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопр. псих. – 1995. - № 3. - С. 119-132.
Крайнова Ю.Н. Саногенное мышление против негативных переживаний // Психология здоровья и личностного роста. – 2010. - № 4. - С. 58-75.
Котикова Н.В. Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008. - № 7. – С. 42-47.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М ., 1997. – 176 с.
Прохорова Г.А. Перспективное планирование работы психолога ДОУ. Практическое пособие. – М; 2005. – 37 с.
Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М; 2006.- 72 с.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М., 2004. —175с.
Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М., 2005. — 176 с.
Хухлаева О. В. Лесенка радости. — М., 1998. — 80 с.
Тренинг по сказкотерапии. / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Сборник программ. – Санкт-Петербург. – 2005. – 253 с.
Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону. 2005. – 119 с.
Щебетенко А.И. Психологические тесты для лидера коллектива. - М., 2005. С. 115-116.
Приложение 1
Диагностический комплекс для детей 2-7 лет и окружающих их взрослых по развитию психологического здоровья
№ п/п | Название методики | Основная направленность методики | Автор(ы) и год издания методики |
Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья детей 2-3,5 лет |
Диагностика уровня психологической адаптированности ребенка к ДОУ | Определение уровня адаптированности и готовности ребенка к ДОУ, прогноз адаптации и профилактика дезадаптации | И.В. Лапина 2010 |
Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет |
Оценка коммуникативного развития ребенка | Определить особенности отношений между воспитателем и детьми и между самими детьми, общий климат в группе | И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010 |
Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение | Определить уровень общей тревожности | Сирс.Р. 2004 |
Экспертная оценка особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка | Выявить актуальные проблемы развития каждого ребенка, группы, детей «группы риска», проследить динамику развития и выяснить результативность коррекционных мероприятий | И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010 |
Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду | Получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в ДОУ | Е.В. Кучерова 2010 |
Профиль социального развития | Определить область социализации ребенка, которая осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения | И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010 |
Углубленная диагностика уровня развития психологического здоровья детей 4-7 лет |
Цветовая диагностика эмоций | Провести диагностику степени дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы, шкалы актуальных ценностей, предпочтений определенных видов деятельности, вариантов личностного развития | О.А. Орехова 2008 |
Шкала тревожности | Определение характера эмоциональных нарушений у детей | И.Н. Наревская, Н.Г. Сабирова, Н.А. Куранова, Н.С. Нурмухаметова 2010 |
Изучение особенностей самооценки и соотношения реального «Я» и идеального «Я» | Определение типа самооценки и особенностей «образа Я» | Н.В. Нижегородцева. 2005 |
Наблюдение за детьми в процессе совместной игровой деятельности | Определение динамики в развитии психологического здоровья на основе и в процессе коррекционных мер | Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева 2001 |
Методика рисуночной диагностики адаптации детей к ДОУ | Определение особенностей адаптации в ДОУ и группу психологического здоровья | А.И. Баркан 2004 |
Оценка психологического здоровья выпускника ДОУ | Определение результативности коррекционных мер и группы психологического здоровья в итоге | О.В. Хухлаева 2004 |
Экспресс-диагностика уровня развития психологического здоровья педагогов |
Тест на оценку самоконтроля в общении | Определение уровня коммуникативного контроля и типа самооценки | М. Снайдер 2001 |
Стиль конфликтного поведения | Определение способа взаимодействия в конфликтной ситуации | Н.В. Гришина 2001 |
Цветовой тест М.Люшера | Диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, определение актуального состояния личности родителя и педагогов | М. Люшер 2005 |
Методика С.А Шеина | Изучение стиля педагогического общения | С.А Шеин |
Опросник «Ваше самочувствие» | Определение особенностей психологического здоровья и уровня психоэмоционального напряжения | О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин 1995 |
Многофакторный личностный опросник | Определить особенности развития личности, степень невротизации, уровень тревожности и стрессоустойчивости, группу психологического здоровья. |
Диагностика уровня развития психологического здоровья родителей |
Опросник «Ваше самочувствие», в модификации для родителей | Определение особенностей психологического здоровья ребенка и уровня психоэмоционального напряжения родителя | О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, 1995; О.А. Шаповалова 2010 |
АСВ | Диагностика типа воспитания в семье и особенности нарушения процесса воспитания в семье | Э.Г. Эйдемиллер 2004 |
Приложение 2
Модель сопровождения адаптационного процесса детей раннего и младшего дошкольного возраста
Приложение 3
Методика и структура организации релаксационных занятий с педагогами
Этапы релаксационного занятия | Содержание этапов | Цель реализации этапов | Примерные упражнения |
Теоретический – (5-10 мин) может отсутствовать после ознакомления с основами релаксации | Предлагается новый метод, раскрывается его назначение и механизмы воздействия, главное освоить дыхательные техники | Ознакомление с основными методами релаксации, которые будут использоваться в занятиях | Активные методы взаимодействия: проблемная мини-лекция, дискуссия, мозговой штурм, притчи, сказки или простое повествование, вхождение в занятие. |
Подготовительный - (5-15 мин) зависит от готовности педагогов к релаксации и направлен на снятие мышечных зажимов | Подготовительные упражнения, основанные на контрасте расслабления-напряжения, или гимнастика для позвоночника и всех мышц, или прослушивание музыки (успокаивающей / мобилизующей), использование упражнений прогрессивной мышечной релаксации Э. Джекобсона | Отработка техник релаксации на практике, снятие мышечных зажимов | Происходит тренировка метода, который был представлен в первом этапе. «Маска удивления, поцелуя, смеха, недовольства дыхательные упражнения, упражнения на расслабление-напряжение, простые упражнения для мышц. |
Работа с эмоциями – (до 20 мин) – этап реализуется при высвобождении каких либо эмоций | Тренинговые упражнения на отреагирование и осознание эмоций | Отреагирование негативных эмоций после снятия мышечного зажима | Используются упражнения на отреагирование и вымещение эмоций, их тренировку. Упражнения перед зеркалом для лица – улыбка, сосредоточение, удивление и т.д. |
Релаксация – (до20-40 мин), время проведения зависит от наличия или отсутствия первого и третьего этапов занятия. (Медитация (от30-50 мин) – проводится, когда педагоги проработали свои мышечные зажимы, эмоции, отработали дыхательные техники и свободно расслабляются только по инструкции расслабиться и принять удобное положение) | Активная (чередуется работа с напряжением и расслаблением мышц) или пассивная (только полное расслабление), релаксация полная или частичная (для отдельной группы мышц), релаксация с сосредоточением и без, аутотренинг, работа с образами, с аффирмациями. (В медитацию входят все виды релаксации, поочередно проводимые в одном занятии) | Способствование расслаблению, отдыху и снятию психоэмоционального напряжения | Любые упражнения хорошо освоенные самим педагогом-психологом позволяющие расслабиться. Аутотренинг, медитация, упражнения с образами, аффирмациями в форме Я-высказываний. |
Выход из состояния релаксации – (5-8 мин) – выход должен быть медленным и постепенным, чтобы не кружилась голова можно после выхода полежать и потянуться | Упражнения на сосредоточение на счете, мобилизационные формулы, упражнения на растяжку | Восстановление нормального рабочего режима деятельности организма | Это сосредоточение на чем-то. На счете, чувствах, мышцах, внутреннем «экране», на дыхании. |
Приложение 4
Тематический план обучающих занятий для педагогов
№ п/п | Тема занятия | Цель |
Поддержка и профилактика «ПЗ» педагога как основы его профессионального самоопределения | Развитие компетентности в области психологического здоровья |
Система ценностей и ее влияние на психологическое здоровье личности | Рассмотрение системы ценностей как важного компонента психологического здоровья педагогов |
Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы ДОУ | Определение целей, задач и содержания работы по психологическому здоровью с детьми |
Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстнику | Выявление путей повышения социальной компетентности дошкольников |
Дети «группы риска» и особенности взаимодействия с ними. | Рассмотрение стратегии работы с детьми 3-й группы психологического здоровья. |
Эмоциональное состояние взрослого как опосредованный фактор эмоционального состояния детей | Повышение психологической компетентности педагогов |
Внутренний мир дошкольника – коррекция педагогического взгляда | Развитие у педагогов умения понимать поступки, эмоции и чувства современного дошкольника |
Практическая работа | Демонстрация использования педагогами разных методов работы по психологическому здоровью с детьми. Подведение итогов. |
Приложение 5
Модель психолого-педагогического сопровождения детей 4-7 лет
Приложение 6
Методы, приемы и арттерапевтические техники, используемые на основе направлений работы с детьми по развитию и коррекции психологического здоровья
№ п/п | Блок | Направления | Методы |
Когнитивный блок. Работа с самосознанием | -аксиологическое (содержательно представлено ценностями собственного Я- человека и ценностями Я- других людей); -инструментальное (предполагает, что человек владеет рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими). | Психогимнастические игры и упражнения (Игры: «Пизанская башня», «Посмотри-ка на меня», «Ревущий мотор», упражнения «Говорящие вещи», «Заколдованный кубик» и т.д.). Коммуникативные игры (Игры: «Конкурс хвастунов», «Царевна Несмеяна», «Поздравляю», «Смелый мальчик» и т.д.), Задания с использованием терапевтических метафор. Решение проблемно-практических ситуаций |
Эмоциональный блок. Работа с эмоциями | - инструментальное (требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть формирования личностной рефлексии). | Эмоционально-символические методы («Мое настроение», «Радость», «Страх» и т.д.), Коммуникативные игры, Арттерапевтические техники (куклотерапия, изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия). |
Поведенческий блок. Работа с ролевым поведением | Потребностно-мотивационное (содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте); Развивающее направление (предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения). | Театральные техники (плейбек, театральная игра, ритмопластика, игры театрализации), Арттерапевтические техники, Ролевые игры (Игры: «Кто пришел?», «Встреча с другом», этюд «Робкий ребенок» и т.д.), Беседы («Как правильно дружить?», «Как вести себя, если поссорился?», «Как честно признаться о проступке?» и т.д.). |
Блок здоровьесбережения. Работа с психоэмоциональным напряжением, мышечными зажимами. | Потребностно-мотивационное, развивающее. | Релаксационные методы (элементы медитации, дыхательная гимнастика, прогрессивная мышечная релаксация, игры с водой, песком и в сенсорном бассейне), Подвижные игры. |
Приложение 7
Тематический план совместной игровой деятельности с детьми 4-5 лет
№ п/п | Тема | Цель совместной игровой деятельности |
«Давайте познакомимся» | Ознакомление детей с правилами и «структурой» совместной игровой деятельности |
«Цвета и настроение» | Создание бодрого настроения, снятие эмоционального напряжения |
Игра «Помощь друзей» | Развитие психических процессов, создание положительного эмоционального настроения |
Игра «Помощь друзей» (2 часть) | Развитие психических процессов, создание положительного эмоционального настроения |
«Давайте представим…» | Саморегуляция психического состояния |
«Будьте внимательны» | Обучение умению управлять своим телом |
«Прогулка по волшебному лесу» | Воспитание эмпатических чувств, снятие психоэмоционального напряжения |
«У страха глаза велики» | Развитие вербальных и невербальных форм проявления эмоций, мимики и пантомимики, мелкой моторики |
«Путешествие на необитаемый остров» | Развитие тактильного восприятия, умения передавать свои ощущения в речи |
Релаксация | Освоение техники расслабление-напряжение |
Тематический план совместной игровой деятельности с детьми 5-6 лет
№ п/п | Тема | Цель |
«Котята отправляются в путешествие» | Овладение техникой напряжения по контрасту с расслаблением |
«Прогулка в летний лес» | Овладение техникой расслабления |
«Прогулка в осеннем лесу» | Овладение навыками изображения своего эмоционального состояния |
«Цирк» | Тренировка общей способности несловесного воздействия детей друг на друга |
«Зоопарк» | Овладение навыками управления своей эмоциональной сферы |
«Теремок» | Закрепление общей способности несловесного воздействия детей друг на друга |
«Волшебные цветы» | Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции |
«Кот Леопольд и мыши» | Закрепление навыков управления своей эмоциональной сферой |
«Волк и семеро козлят» | Закрепление техники расслабление по контрасту с напряжением |
Игры гномиков | Закрепление умения детей регулировать свои поведенческие реакции |
Приложение 8
Модель взаимодействия педагога-психолога со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса на основе принципа интеграции
Цель построения модели: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.
Первый этап – это первая встреча с родителями, педагогом-психологом, заведующей и воспитателями.
Второй этап – это прогноз адаптации - индивидуальная встреча педагога-психолога с мамой и малышом
Третий этап – это взаимодействие педагога-психолога с воспитателями групп раннего и второго младшего возраста.
Четвертый этап – малыши приходят в группу с обычным режимом в соответствии с алгоритмом постепенного вхождения в детский сад.
Пятый этап – это проведение педагогом-психологом совместно с воспитателями наблюдений в адаптационный период и совместной игровой деятельности по снятию эмоционального напряжения у детей. Она проходит на протяжении 1,5 месяцев, в ясельных группах проводится 2 раза в неделю, общее количество 12 встреч по 10 минут. Во вторых младших группах 1 раз в неделю, 8 встреч по 15 минут.
Методы совместной игровой деятельности: элементы арттерапии, рисование традиционными (кисточкой, карандашами, восковыми мелками) и нетрадиционными (пальчиками, ладошками) способами.
Результат:
Легкая степень адаптации. Малыши легко осваиваются, остаются на тихий час, быстро восстанавливается аппетит. Время вхождения в детский сад 1,5 – 2 недели.
Адаптация средней тяжести. Оптимальное время вхождения в детский сад до 1 месяца.
Тяжелая степень адаптации. Оптимальное время вхождения в детский сад определяется индивидуально, учитывая общий алгоритм.
Групповая психопрофилактика нарушений психологического здоровья детей.
Совместная развивающая работа педагога-психолога с детьми проводится в течение года с ноября по май месяц, продолжительностью от 20 до 30 минут в зависимости от возраста, один раз в неделю, каждая подгруппа включает 4-6 детей.
Аксиологическое
Инструментальное
Потребностно-мотивационное
Направления работы
Развивающее
Здоровьезберегающее
Цель: поддержка и профилактика психологического здоровья дошкольника, оказание специфической помощи детям, относящимся к категории группы риска по тем или иным основаниям
Индивидуальная коррекционная работа
С детьми третьей группы психологического здоровья
проводится 10 индивидуальных встреч в год, продолжительностью 25-30 мин., не зависимо от возраста, один раз в неделю.
Этапы индивидуальной работы
Начальный этап преобладают чувства одиночества, неуверенности, диффузной тревоги.
Средний этап проявляются подавляемые ранее чувства ребенка: гнев, страхи, обиды.
Заключительный этап проявляются чувства радости, свободы, чувство собственного достоинства, гордость за собственные достижения, вера в собственные силы.
Цель: обеспечение единого пространства развития личности ребенка в ДОУ с опорой на его психологическое здоровье
Структура модели взаимодействия
Этапы взаимодействия
Диагностический
Аналитический
Прогностический
Информационный
Обучающий
Коррекционно-развивающий
Цель взаимодействия каждого участника воспитательно-образовательного процесса
Диагностика интегративных качеств и психологического здоровья.
Анализ результатов диагностики и предъявление отчета с анализом
Прогноз дальнейшей работы с непосредственным учетом психологического здоровья и ФГТ
Обобщение информации и устранение пробелов в знаниях воспитателей и специалистов
Коррекционно-развивающий этап является самым основным во взаимодействии и показывает систему и особенности организации взаимодействия по психологическому здоровью.
Результат:
Все педагоги оформляют проекты по разделам социализация, коммуникация, познание, большинство из которых непосредственно связаны с психологическим здоровьем.