"Развитие коммуникативных навыков подростков"
В данном документе содержится пояснительная записка и тематическое планирование к программе "Развитие коммуникативных навыков подростков". Указаная програма можетпомочь психологам, социальным педагогам и классным руководителям пятых классов при организации адаптационного процесса в средней школе, расчитана на учебный год с еженедельными занятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_tematich._planirovanie.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУ СОШ №
ПРОГРАММА
Развитие коммуникативных способностей подростков
Направленность: (социально-психологическая)
Составил: педагог-психолог
Цветова М.И.
Программа рассчитана на ____34______ академических часов.
Возрастная категория ____10 - 13 лет______________________
Москва
Пояснительная записка.
Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики.
Одна из основных проблем подросткового возраста – проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, по этому они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок.
С переходом ребёнка в среднюю школу его связи с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются. Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является
усиленное стремление к общению с товарищами. Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нём взаимоотношения.
От успешности прохождения этого этапа, во многом завит, общий психологический фон личности подростка. Часто в подростковом возрасте наблюдается повышенный уровень тревожности, которая может возникать по ряду многих причин. Тревожность подростка часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность испытывают часто школьники, которые хорошо учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Как известно подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.
Исходя из сказанного, создание дополнительных условий для формирования подростками навыков эффективного взаимодействия является важным условием для адаптации к новым формам обучения в средней школе, снижению уровня тревожности, развитию коммуникативных способностей.
Цель полного курса занятий: повышение эффективности межличностного взаимодействия подростков;
Развивающая цель курса: развитие коммуникативных способностей;
Образовательная цель курса: изучения основных понятий психологии эффективного общения;
Воспитательная цель курса: способствует развитию саморефлексии, этичного поведения, толерантности.
Задачи: способствовать:
формированию положительного образа «Я»
формированию этических норм и правил поведения
развитию коммуникативных навыков
формированию толерантности подростков
повышению эффективности взаимодействия подростков в группе.
формированию групповой сплоченности
Форма проведения занятий
Занятия проводились в классе. Количество участников - 25 детей (полный класс на занятиях, направленных на разработку символики и правил класса, далее деление на подгруппы 8-12 человек). Занятия организуются на регулярной основе по одному в неделю на неучебном материале, в классом кабинете или кабинете психолога. Каждое занятие проводится по единой схеме. В завершении занятия установление обратной связи. В завершении курса занятий учащиеся должны овладеть и использовать в межличностном взаимодействии навыки терпимого, уважительного отношения к оппонентам общения, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации и противоречия с соблюдением этичных принципов поведения, сформировать навык саморефлексии поведения в различных ситуациях. Как диагностику сформированности навыка саморефлексии поведения можно использовать занятие №30. В качестве диагностики формирования указанных навыков можно использовать следующие методики (см. приложения):
Оценка отношений подростка с классом. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе.
Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста
Правила работы в группе.
Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.
Список правил:
Внимательно слушать друг друга.
Не перебивать говорящего
Уважать мнение друг друга
Я - высказывание
Безоценочность суждений
Активность
Правило «стоп»
Конфиденциальность
Тематическое планирование:
п/п | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теоретические занятия | Практи-ческие занятие | ||
1. | Раздел 1 | |||
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
1.2 | Самоуважение | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Развитие мотивации к позитивным изменениям в классе | 1 | 1 | 1 |
1.4 | Развитие навыков эффективного взаимодействия в малых группах | 4 | 4 | |
1.5 | Развитие навыков межличностных взаимодействий | 1 | 1 | |
1.6 | Развитее навыков невербального общения | 2 | 2 | |
1.7 | Развитие навыков группового взаимодействия | 2 | 2 | |
1.8 | Развитие навыков невербального общения, обучение способам активного слушания | 1 | 1 | |
1.9 | Развитие (поддержание) мотивации к позитивным изменениям в классе | 1 | 1 | |
1.10 | Формирование (поддержание) чувства общности и единства класса | 1 | 1 | |
1.11 | Ломка пространственных барьеров между учащимися | 1 | 1 | |
1.12 | Рефлексия поведения учащихся в классе | 2 | 1 | 1 |
1.13 | Развитие навыков эффективного взаимодействия, доверительного отношения к одноклассникам | 1 | 1 | |
1.14 | Развитие навыков эффективного взаимодействия, установления доверительных отношений в группе | 5 | 5 | |
1.15 | Повышение самооценки учащихся, формирование положительного образа одноклассников | 2 | 2 | |
1.16 | Развитие навыков разрешения конфликтных ситуаций и противоречий | 1 | 1 | |
1.17 | Развитие навыков эффективного взаимодействия и этичности поведения | 1 | 1 | |
1.18 | Саморефлексия навыков этичного поведения | 1 | 1 | |
1.19 | Саморефлексия коммуникативных способностей | 1 | 1 | 1 |
1.20 | Саморефлексия поведении, написание плана коррекции собственного поведения | 2 | 1 | 1 |
1.21 | Заключительно занятие | 1 | 1 |