План работы психолога на 2012-2013 учебный год

Соловьёва Елена Сергеевна

 

Цель деятельности: психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса.

 

Задачи:

 

  1. Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.

 

  1. Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе.

 

  1. Формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности.

 

  1. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся.

 

  1. Содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии.

 

  1. Содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

 

  1. Оказание помощи в личностном развитии перспективным, способным, одаренным обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения.

 

  1. Повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_2.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Чижовская средняя (полная) общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»        «Согласовано»                           «Утверждено»

        МС        Заместитель директора по         Педсовет

Протокол №______        УВР МБОУ Чижовской средней школы        Протокол №______

от «______»_________2012г        _____________О.И.Ивашкина        от «_____»________2012г

        «______»__________2012г        Директор МБОУ Чижовской

        средней   школы

        _______________Т.А.Гуменюк

План работы психолога на 2012-2013 учебный год

                                                                                                                 Психолог:________ Е.С.Соловьева

Цель деятельности: психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса.

Задачи:

  1. Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.

  1. Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе.

  1. Формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности.

  1. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся.

  1. Содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии.

  1. Содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

  1. Оказание помощи в личностном развитии перспективным, способным, одаренным обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения.

  1. Повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.

I  Организационно-методическая работа

№ п/п

Планируемые мероприятия

Сроки

Планируемый результат. Примечание.

1

Ознакомление с  планом работы школы на учебный год. Планирование работы  в соответствие с приоритетными направлениями учреждения

Август (27-31)

Согласованность работы разных специалистов и администрации

2

Индивидуальные консультации с педагогами по сопроводительной работе с учащимися в течение года

Сентябрь

Составление еженедельной сетки сопроводительной работы с учащимися, педагогами, родителями в течение учебного года

3

Составление совместного плана работы  на учебный год.

Сентябрь

Планирование профилактических мероприятий с детьми «группы риска»

4

Участие в проведении М/О классных руководителей:

«Особенности адаптационного периода у детей 1 класса. Рекомендации классным руководителям по оказанию помощи детям с низким уровнем адаптации» (М/О кл. рук. нач. кл.)

«Возрастные особенности детей подросткового периода. Особенности адаптации детей 5 класса» (М\О кл. рук. 5-8 кл.)

Диагностика оценки профессиональной деятельности педагогов начальных классов (М/о учителей нач. классов)

 «Проблема профессионального самоопределения» (М/О кл. рук. 9-11 кл.)

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Март

Взаимодействие с классными руководителями обучающихся. Повышение психологической компетентности педагогов в работе с детьми с трудностями в обучении и проблемами в поведении

5

Индивидуальные и групповые консультации педагогов по вопросам взаимодействия с обучающимися

В течение года

Выработка эффективных форм взаимодействия между педагогами и обучающимися

6

Выступления на педагогических советах школы (по запросу администрации)

В течение года

Получение педагогами сведений о ходе психологической работы с учащимися по различным направлениям

7

Выступления на общешкольных родительских собраниях.

Темы собраний:

1. «Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их развивать».

2. «Ребенок и компьютер. Советы, рекомендации родителям».

3. «Ребенок в сложной ситуации».

В течение года

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Проведение просветительской работы с родителями.

8

Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний

В течение года

Методические рекомендации классным руководителям в проведении просветительской работы.

9

Участие в работе РМО  педагогов-психологов района, участие в семинарах, конференциях, открытых родительских собраниях района

В течение года

Повышение уровня профессиональной компетенции

10

Изучение нормативных документов и психологической литературы

В течение года

Осведомленность в области психологических знаний на современном этапе

Изготовление пособий к занятиям. Оборудование кабинета.

В течение года

II Диагностическая работа

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат. Примечание

1

Проведение диагностических методик на определение адаптации первоклассников к школьному обучению:

Тест Керна-Йирасика;

«Графический диктант»;

Экспериментальная беседа для выявления «Внутренней позиции»;

Экспериментальная беседа для выявления «Общей осведомленности об окружающем мире»;

Проективные методики – «Моя семья», «Я-школьник»;

Диагностика уровня эмоционального стресса;

Исследование адаптации методом Люшера;

Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан).

Индивидуальная диагностика уровня развития познавательной сферы:

Методика «Домик»  Н.И. Гуткина;

Методика «Заучивания десяти слов» А.Р.Лурия;

Субтесты 1,8,9,10 из теста Векслера для измерения интеллектуальных способностей.

Учащиеся

1 класса

Сентябрь-

Октябрь

Повторно:

Апрель-

Май

Сентябрь –

Октябрь

Повторно:

Апрель-

Май

Определить уровень адаптационного периода у первоклассников. Выработка рекомендаций классному руководителю и родителям.

        

Определить уровень познавательной сферы. Выработка рекомендаций классному руководителю

2

Прослеживание хода адаптации учащихся 5-х классов:

Тест школьной тревожности Филлипса;

Социометрия;

Методика САН;

Методика неоконченных предложений «Я и мой класс»

Учащиеся

5 класса

Октябрь

Повторно:

Апрель-

Май

Выявление дезадаптированных детей. Выработка рекомендаций родителям и классным руководителям

3

Изучение уровня школьной мотивации

Учащиеся

2-3 класса

Октябрь-ноябрь

Определение причин низкой мотивации. Индивидуальное консультирование кл. руководителей и родителей

4

Прослеживание хода адаптации учащихся 10 класса и 11 класса (вновь прибывших в школу)

Тест школьной тревожности Филлипса

Социометрия

Методика САН

Методика неоконченных предложений «Я и мой класс»

Карта комфортности

10-11 класс

Октябрь-ноябрь

Повторно:

Апрель –

Май

Выявление дезадаптированных детей. Выявление причин дезадаптации. Выработка рекомендаций классным руководителям.

4

Проведение методики на выявление интересов и склонностей «Карта интересов»

Учащиеся

8 класса

Февраль

Определение учебных  и профессиональных интересов. Выработка рекомендаций учащимся по профессиональному самоопределению

5

Диагностика показателей готовности детей начальной школы к переходу в среднее звено

Учащиеся

4 класса

Март-апрель

Выявление детей с низким уровнем готовности. Выработка рекомендаций классным руководителям и родителям

6

Проведение тестов на выявление характерологических особенностей детей

Учащиеся

9 класса

Март

Помощь учащимся в профессиональном самоопределении

7

Изучение уровня школьной мотивации

Учащиеся

1 класса

Март

Выявление детей с низким уровнем мотивации. Индивидуальная работа по выявленным проблемам

8

Диагностические методики выявления уровня актуального развития учащихся

Учащиеся школы

Сентябрь-апрель

По запросам кл. руководителей, родителей. Выработка рекомендаций  по дальнейшему обучению учащихся

9

Диагностические методики познавательных процессов (память, внимание, мышление), мотивации учения, эмоционального благополучия, профессиональных интересов

Учащиеся

1-11 классов

В течение года

По запросам кл. руководителей, родителей

10

Диагностические методики на выявление интеллектуальных возможностей и способностей учащихся

Способные и одаренные учащиеся

В течение года

Помощь перспективным детям в определении возможностей

11

Диагностика личностных качеств детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Дети группы риска

В течение года

Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям,  родителям

12

Индивидуальная диагностика уровня развития познавательной и личностной сферы

Дошкольники

Сентябрь-

Октябрь

Повторно:

Апрель-

Май

Выявление основных проблем в познавательной и эмоциональной сфере дошкольников с целью выбора развивающей программы на год

III Развивающая работа

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат

1.

Групповые развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе по программе С.А.Коробкина «Лестница роста»

1 класс

Ноябрь-декабрь

Повышение уровня школьной мотивации. Снятие тревожности у первоклассников.

2.

Индивидуальные развивающие занятия с детьми с асоциальным поведением

1-6 классы

В течение года

Развитие коммуникативных и личностных качеств у детей «группы риска»

3.

Групповые и индивидуальные занятия с учащимися 5-х классов, показавших высокий уровень тревожности и низкий уровень самочувствия А.В.Семенченко «Школа пятиклассника»

5 класс

Ноябрь-декабрь

Снятие тревожности и повышение положительного самочувствия

4.

Групповые занятия с обучающимися  9-11-ого классоа по подготовке к ГИА и ЕГЭ  М.Р.Григорьева «Тренинг активизации внутренних ресурсов»

9,11 класс

Ноябрь

Повышение стрессовоустойчивости и уверенности в себе

5.

Индивидуальные и групповые занятия с одаренными обучающимися

2-11 классы

В течение года

Развитие интеллектуального потенциала. формирование личностных и коммуникативных качеств

6.

Групповые занятия с обучающимися 4 класса по подготовке к переходу в среднее звено

4 класс

Апрель-май

Развитие словесно-логического мышления

7.

Развивающие занятия по развитию интеллектуальных возможностей и формированию коммуникативной сферы

2 класс

В течение года

Формирование коммуникативных навыков и интеллектуальных умений

8.

Занятия по программе К.П.Сулимова «Мой внутренний мир»

8-9 класс

В течение года

Развитие личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки

9.

Занятия по программе Т.В.Резникова Тренинг развития мотивов межличностных отношений

10 класс

В течение года

Развитие уровней общения- налаживание межличностных контактов, умение понять, выслушать  партнера, желание взаимодействовать

10

Занятия по программе «Полезная прививка»

5-11 классы

В течение года

ЗОЖ

11

Внеурочная деятельность. Занятия по программе «Волшебный сундучок»

1-2 класс

В течение года

Развитие творческих способностей

12

Занятия по программе «Путешествие с гномом» Н.И.Монакова

Дошкольники

В течение года

(каждый четверг)  

Развитие эмоциональной сферы, снижение тревожности и агрессивности, развитие эмпатии, воображения, творческих способностей и навыков общения

IV Профилактическая работа

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат

1.

Посещение уроков в 1-х  и 5-х классах. Выявление  неуспевающих детей

1, 5 классы

Сентябрь-октябрь

Выявление  неуспевающих детей Индивидуальная помощь детям.

2.

Коммуникативный мини-тренинг «Я в школе!»

1 класс

Сентябрь

Формирование позитивного отношения к школе и к одноклассникам

3.

Анкетирование «Привычки и здоровье». Беседа о здоровом образе жизни

5 класс

Октябрь

Формирование полезных привычек

4.

Групповая беседа «Ценностные ориентации»

9 класс

Март

Помощь обучающимся в самоопределении своих возможностей

5.

Индивидуальные беседы: «Правила поведения в школе», «Я и мои друзья», «Мои увлечения»

1-4 классы

В течение года

Формирование правильного отношения к себе и другим

6.

Индивидуальные беседы «Мои интересы», «Какой я?», «За что меня можно уважать?», «Мой круг общения»

5-8 классы

В течение года

Формирование адекватной самооценки

7.

Индивидуальные беседы «Моя будущая профессия», «Мой темперамент», «Характер и профессия»

9-11 классы

В течение года

Формирование профессионального интереса, исходя из личностных возможностей обучающихся

8.

Участие в классных часах

1-11 классы

В течение года

(по запросу кл.руководителей)

Взаимодействие с учащимися, повышение их психологической компетентности

9.

Неделя психологии (по утвержденному плану)

1-11 классы

Февраль

Повышение психологической компетентности учащихся и учителей школы

V Консультативная и просветительская работа

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат

1.

Родительский лекторий «Особенности адаптации первоклассников к школе. Помощь родителей в

сложный период – в период обучения в школе»

Родители учащихся 1 класса

Сентябрь

Осведомленность родителей о методах и способах поддержания детей в период адаптации

2.

Родительский лекторий «Компоненты готовности к переходу в среднее звено»

Родители учащихся 5 класса

Декабрь

Информирование родителей об особенностях адаптации учащихся 5-х классов

3.

Классный час «Курение: мифы и реальность»

6 класс

Январь

Просвещение младших подростков о вреде курения

4.

Родительский лекторий «Возрастные особенности младшего школьника. Правила жизни ребенка»

(по запросу классных руководителей)

Родители учащихся 2,

3 класса

Февраль

Информирование родителей о методах правильного взаимоотношения с детьми

5.

Занятие-практикум «Принятие ответственности за собственный образ жизни»

7 класс

Март

Формирование ответственности детей за свою жизнь

6.

Занятие с элементами тренинга «Познай себя и окружающих»

10 класс

Апрель

Формирование у детей наблюдательности и умения анализировать свое поведение

7.

Родительское собрание «Помощь родителей в профессиональном самоопределении учащихся» (по запросу кл. руководителей)

Родители 9-11 классов

Май

Рекомендации родителям в учете индивидуальных особенностей учащихся при выборе профессии»

8.

Индивидуальное консультирование обучающихся

2-11 классов

В течение года

Психологическая поддержка

9.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей

Родители учащихся

и

дошкольников

В течение года

Психологическая поддержка

10.

Индивидуальное консультирование учителей по вопросам обучения и взаимодействия с учащимися

Воспитатели. Учителя. Кл. руководители. Администрация

В течение года

Психологическая поддержка