План работы психолога на 2012-2013 учебный год
Цель деятельности: психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса.
Задачи:
- Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе.
- Формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности.
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся.
- Содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
- Содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
- Оказание помощи в личностном развитии перспективным, способным, одаренным обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения.
- Повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_2.doc | 135.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Чижовская средняя (полная) общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
МС Заместитель директора по Педсовет
Протокол №______ УВР МБОУ Чижовской средней школы Протокол №______
от «______»_________2012г _____________О.И.Ивашкина от «_____»________2012г
«______»__________2012г Директор МБОУ Чижовской
средней школы
_______________Т.А.Гуменюк
План работы психолога на 2012-2013 учебный год
Психолог:________ Е.С.Соловьева
Цель деятельности: психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса.
Задачи:
- Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе.
- Формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности.
- Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся.
- Содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
- Содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
- Оказание помощи в личностном развитии перспективным, способным, одаренным обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения.
- Повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка.
I Организационно-методическая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Сроки | Планируемый результат. Примечание. |
1 | Ознакомление с планом работы школы на учебный год. Планирование работы в соответствие с приоритетными направлениями учреждения | Август (27-31) | Согласованность работы разных специалистов и администрации |
2 | Индивидуальные консультации с педагогами по сопроводительной работе с учащимися в течение года | Сентябрь | Составление еженедельной сетки сопроводительной работы с учащимися, педагогами, родителями в течение учебного года |
3 | Составление совместного плана работы на учебный год. | Сентябрь | Планирование профилактических мероприятий с детьми «группы риска» |
4 | Участие в проведении М/О классных руководителей: «Особенности адаптационного периода у детей 1 класса. Рекомендации классным руководителям по оказанию помощи детям с низким уровнем адаптации» (М/О кл. рук. нач. кл.) «Возрастные особенности детей подросткового периода. Особенности адаптации детей 5 класса» (М\О кл. рук. 5-8 кл.) Диагностика оценки профессиональной деятельности педагогов начальных классов (М/о учителей нач. классов) «Проблема профессионального самоопределения» (М/О кл. рук. 9-11 кл.) | Октябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Март | Взаимодействие с классными руководителями обучающихся. Повышение психологической компетентности педагогов в работе с детьми с трудностями в обучении и проблемами в поведении |
5 | Индивидуальные и групповые консультации педагогов по вопросам взаимодействия с обучающимися | В течение года | Выработка эффективных форм взаимодействия между педагогами и обучающимися |
6 | Выступления на педагогических советах школы (по запросу администрации) | В течение года | Получение педагогами сведений о ходе психологической работы с учащимися по различным направлениям |
7 | Выступления на общешкольных родительских собраниях. Темы собраний: 1. «Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их развивать». 2. «Ребенок и компьютер. Советы, рекомендации родителям». 3. «Ребенок в сложной ситуации». | В течение года Сентябрь Ноябрь Январь | Проведение просветительской работы с родителями. |
8 | Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний | В течение года | Методические рекомендации классным руководителям в проведении просветительской работы. |
9 | Участие в работе РМО педагогов-психологов района, участие в семинарах, конференциях, открытых родительских собраниях района | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетенции |
10 | Изучение нормативных документов и психологической литературы | В течение года | Осведомленность в области психологических знаний на современном этапе |
Изготовление пособий к занятиям. Оборудование кабинета. | В течение года |
II Диагностическая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат. Примечание |
1 | Проведение диагностических методик на определение адаптации первоклассников к школьному обучению: Тест Керна-Йирасика; «Графический диктант»; Экспериментальная беседа для выявления «Внутренней позиции»; Экспериментальная беседа для выявления «Общей осведомленности об окружающем мире»; Проективные методики – «Моя семья», «Я-школьник»; Диагностика уровня эмоционального стресса; Исследование адаптации методом Люшера; Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан). Индивидуальная диагностика уровня развития познавательной сферы: Методика «Домик» Н.И. Гуткина; Методика «Заучивания десяти слов» А.Р.Лурия; Субтесты 1,8,9,10 из теста Векслера для измерения интеллектуальных способностей. | Учащиеся 1 класса | Сентябрь- Октябрь Повторно: Апрель- Май Сентябрь – Октябрь Повторно: Апрель- Май | Определить уровень адаптационного периода у первоклассников. Выработка рекомендаций классному руководителю и родителям.
Определить уровень познавательной сферы. Выработка рекомендаций классному руководителю |
2 | Прослеживание хода адаптации учащихся 5-х классов: Тест школьной тревожности Филлипса; Социометрия; Методика САН; Методика неоконченных предложений «Я и мой класс» | Учащиеся 5 класса | Октябрь Повторно: Апрель- Май | Выявление дезадаптированных детей. Выработка рекомендаций родителям и классным руководителям |
3 | Изучение уровня школьной мотивации | Учащиеся 2-3 класса | Октябрь-ноябрь | Определение причин низкой мотивации. Индивидуальное консультирование кл. руководителей и родителей |
4 | Прослеживание хода адаптации учащихся 10 класса и 11 класса (вновь прибывших в школу) Тест школьной тревожности Филлипса Социометрия Методика САН Методика неоконченных предложений «Я и мой класс» Карта комфортности | 10-11 класс | Октябрь-ноябрь Повторно: Апрель – Май | Выявление дезадаптированных детей. Выявление причин дезадаптации. Выработка рекомендаций классным руководителям. |
4 | Проведение методики на выявление интересов и склонностей «Карта интересов» | Учащиеся 8 класса | Февраль | Определение учебных и профессиональных интересов. Выработка рекомендаций учащимся по профессиональному самоопределению |
5 | Диагностика показателей готовности детей начальной школы к переходу в среднее звено | Учащиеся 4 класса | Март-апрель | Выявление детей с низким уровнем готовности. Выработка рекомендаций классным руководителям и родителям |
6 | Проведение тестов на выявление характерологических особенностей детей | Учащиеся 9 класса | Март | Помощь учащимся в профессиональном самоопределении |
7 | Изучение уровня школьной мотивации | Учащиеся 1 класса | Март | Выявление детей с низким уровнем мотивации. Индивидуальная работа по выявленным проблемам |
8 | Диагностические методики выявления уровня актуального развития учащихся | Учащиеся школы | Сентябрь-апрель | По запросам кл. руководителей, родителей. Выработка рекомендаций по дальнейшему обучению учащихся |
9 | Диагностические методики познавательных процессов (память, внимание, мышление), мотивации учения, эмоционального благополучия, профессиональных интересов | Учащиеся 1-11 классов | В течение года | По запросам кл. руководителей, родителей |
10 | Диагностические методики на выявление интеллектуальных возможностей и способностей учащихся | Способные и одаренные учащиеся | В течение года | Помощь перспективным детям в определении возможностей |
11 | Диагностика личностных качеств детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Дети группы риска | В течение года | Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям, родителям |
12 | Индивидуальная диагностика уровня развития познавательной и личностной сферы | Дошкольники | Сентябрь- Октябрь Повторно: Апрель- Май | Выявление основных проблем в познавательной и эмоциональной сфере дошкольников с целью выбора развивающей программы на год |
III Развивающая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат |
1. | Групповые развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе по программе С.А.Коробкина «Лестница роста» | 1 класс | Ноябрь-декабрь | Повышение уровня школьной мотивации. Снятие тревожности у первоклассников. |
2. | Индивидуальные развивающие занятия с детьми с асоциальным поведением | 1-6 классы | В течение года | Развитие коммуникативных и личностных качеств у детей «группы риска» |
3. | Групповые и индивидуальные занятия с учащимися 5-х классов, показавших высокий уровень тревожности и низкий уровень самочувствия А.В.Семенченко «Школа пятиклассника» | 5 класс | Ноябрь-декабрь | Снятие тревожности и повышение положительного самочувствия |
4. | Групповые занятия с обучающимися 9-11-ого классоа по подготовке к ГИА и ЕГЭ М.Р.Григорьева «Тренинг активизации внутренних ресурсов» | 9,11 класс | Ноябрь | Повышение стрессовоустойчивости и уверенности в себе |
5. | Индивидуальные и групповые занятия с одаренными обучающимися | 2-11 классы | В течение года | Развитие интеллектуального потенциала. формирование личностных и коммуникативных качеств |
6. | Групповые занятия с обучающимися 4 класса по подготовке к переходу в среднее звено | 4 класс | Апрель-май | Развитие словесно-логического мышления |
7. | Развивающие занятия по развитию интеллектуальных возможностей и формированию коммуникативной сферы | 2 класс | В течение года | Формирование коммуникативных навыков и интеллектуальных умений |
8. | Занятия по программе К.П.Сулимова «Мой внутренний мир» | 8-9 класс | В течение года | Развитие личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки |
9. | Занятия по программе Т.В.Резникова Тренинг развития мотивов межличностных отношений | 10 класс | В течение года | Развитие уровней общения- налаживание межличностных контактов, умение понять, выслушать партнера, желание взаимодействовать |
10 | Занятия по программе «Полезная прививка» | 5-11 классы | В течение года | ЗОЖ |
11 | Внеурочная деятельность. Занятия по программе «Волшебный сундучок» | 1-2 класс | В течение года | Развитие творческих способностей |
12 | Занятия по программе «Путешествие с гномом» Н.И.Монакова | Дошкольники | В течение года (каждый четверг) | Развитие эмоциональной сферы, снижение тревожности и агрессивности, развитие эмпатии, воображения, творческих способностей и навыков общения |
IV Профилактическая работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат |
1. | Посещение уроков в 1-х и 5-х классах. Выявление неуспевающих детей | 1, 5 классы | Сентябрь-октябрь | Выявление неуспевающих детей Индивидуальная помощь детям. |
2. | Коммуникативный мини-тренинг «Я в школе!» | 1 класс | Сентябрь | Формирование позитивного отношения к школе и к одноклассникам |
3. | Анкетирование «Привычки и здоровье». Беседа о здоровом образе жизни | 5 класс | Октябрь | Формирование полезных привычек |
4. | Групповая беседа «Ценностные ориентации» | 9 класс | Март | Помощь обучающимся в самоопределении своих возможностей |
5. | Индивидуальные беседы: «Правила поведения в школе», «Я и мои друзья», «Мои увлечения» | 1-4 классы | В течение года | Формирование правильного отношения к себе и другим |
6. | Индивидуальные беседы «Мои интересы», «Какой я?», «За что меня можно уважать?», «Мой круг общения» | 5-8 классы | В течение года | Формирование адекватной самооценки |
7. | Индивидуальные беседы «Моя будущая профессия», «Мой темперамент», «Характер и профессия» | 9-11 классы | В течение года | Формирование профессионального интереса, исходя из личностных возможностей обучающихся |
8. | Участие в классных часах | 1-11 классы | В течение года (по запросу кл.руководителей) | Взаимодействие с учащимися, повышение их психологической компетентности |
9. | Неделя психологии (по утвержденному плану) | 1-11 классы | Февраль | Повышение психологической компетентности учащихся и учителей школы |
V Консультативная и просветительская работа
№ п/п | Планируемые мероприятия | Объект деятельности | Сроки | Планируемый результат |
1. | Родительский лекторий «Особенности адаптации первоклассников к школе. Помощь родителей в сложный период – в период обучения в школе» | Родители учащихся 1 класса | Сентябрь | Осведомленность родителей о методах и способах поддержания детей в период адаптации |
2. | Родительский лекторий «Компоненты готовности к переходу в среднее звено» | Родители учащихся 5 класса | Декабрь | Информирование родителей об особенностях адаптации учащихся 5-х классов |
3. | Классный час «Курение: мифы и реальность» | 6 класс | Январь | Просвещение младших подростков о вреде курения |
4. | Родительский лекторий «Возрастные особенности младшего школьника. Правила жизни ребенка» (по запросу классных руководителей) | Родители учащихся 2, 3 класса | Февраль | Информирование родителей о методах правильного взаимоотношения с детьми |
5. | Занятие-практикум «Принятие ответственности за собственный образ жизни» | 7 класс | Март | Формирование ответственности детей за свою жизнь |
6. | Занятие с элементами тренинга «Познай себя и окружающих» | 10 класс | Апрель | Формирование у детей наблюдательности и умения анализировать свое поведение |
7. | Родительское собрание «Помощь родителей в профессиональном самоопределении учащихся» (по запросу кл. руководителей) | Родители 9-11 классов | Май | Рекомендации родителям в учете индивидуальных особенностей учащихся при выборе профессии» |
8. | Индивидуальное консультирование обучающихся | 2-11 классов | В течение года | Психологическая поддержка |
9. | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей | Родители учащихся и дошкольников | В течение года | Психологическая поддержка |
10. | Индивидуальное консультирование учителей по вопросам обучения и взаимодействия с учащимися | Воспитатели. Учителя. Кл. руководители. Администрация | В течение года | Психологическая поддержка |