Коррекционно-развивающая работа с учащимися первого класса. Программа «Я школьник»

Соловьёва Елена Сергеевна

 

Пояснительная записка

 

Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образования и профессиональной школы.

Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы-предупреждения и преодоления школьной дезадаптации.

Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные нервозы и, соответственно, в неуспеваемости.

Предполагаемая программа ориентирована на оказание помощи детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной, и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.

 

Цель программы: формирование предпосылок готовности к школьному обучению.

 

Задачи:

 

  1. Формирование психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребенка в учебной деятельности: произвольность, овладение новой социальной ролью ученика, элементы внутреннего плана действия, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля.
  2. Развивать мелкую моторику средствами продуктивной деятельности.
  3. Формировать адекватное овладение социальной ролью ученика через организацию комплементарной деятельности (учебно-игровой).
  4. Осуществлять на занятиях индивидуальный личностно ориентированный подход к ребенку с целью создания благоприятных условий адаптации.
  5. Развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Предварительный этап (сентябрь) включает фронтальную диагностику учащихся 1 класса на психологическую готовность к школьному обучению, а также углубленную индивидуальную диагностику причин низкого уровня готовности некоторых учащихся, а также комплектация группы для предстоящей развивающей работы.

 

Предварительный этап (сентябрь) включает фронтальную диагностику учащихся 1 класса на психологическую готовность к школьному обучению, а также углубленную индивидуальную диагностику причин низкого уровня готовности некоторых учащихся, а также комплектация группы для предстоящей развивающей работы.

 

Основной этап (октябрь-декабрь) включает проведение развивающих занятий 1-2 раза в неделю.

 

Этапы каждого занятия:

 

- приветствие,

- разминка,

- основная часть,

- заключительная часть

 

Заключительный этап (декабрь) включает повторную диагностику для отслеживания динамики развития.

 

Планируемый результат работы: по результатам занятий дети должны преодолеть трудности в умении принимать учебную задачу, поставленную взрослым, и действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу. Возможно, будет наблюдаться динамика психических процессов: внимания, памяти, мышления, будут преодолены трудности в общении, дети овладеют новой социальной ролью ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionn.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа с учащимися программа «Я школьник»

Пояснительная записка

Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образования и профессиональной школы.

Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы-предупреждения и преодоления школьной дезадаптации.

Неподготовленность ребенка к школе часто выявляется в ходе первого года обучения, выражаясь в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные нервозы и, соответственно, в неуспеваемости.

Предполагаемая программа ориентирована на оказание помощи детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной, и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.

Цель программы: формирование предпосылок готовности к школьному обучению.

Задачи:

  1. Формирование психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребенка в учебной деятельности: произвольность, овладение новой социальной ролью ученика, элементы внутреннего плана действия, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля.
  2. Развивать мелкую моторику средствами продуктивной деятельности.
  3. Формировать адекватное овладение социальной ролью ученика через организацию комплементарной деятельности (учебно-игровой).
  4. Осуществлять на занятиях индивидуальный личностно ориентированный подход к ребенку с целью создания благоприятных условий адаптации.
  5. Развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Предварительный этап (сентябрь) включает фронтальную диагностику учащихся 1 класса на психологическую готовность к школьному обучению, а также углубленную индивидуальную диагностику причин низкого уровня готовности некоторых учащихся, а также комплектация группы для предстоящей развивающей работы.

Предварительный этап (сентябрь) включает фронтальную диагностику учащихся 1 класса на психологическую готовность к школьному обучению, а также углубленную индивидуальную диагностику причин низкого уровня готовности некоторых учащихся, а также комплектация группы для предстоящей развивающей работы.

Основной этап (октябрь-декабрь) включает проведение развивающих занятий 1-2 раза в неделю.

Этапы каждого занятия:

- приветствие,

- разминка,

- основная часть,

- заключительная часть

Заключительный этап (декабрь) включает повторную диагностику для отслеживания динамики развития.

Планируемый результат работы: по результатам занятий дети должны преодолеть трудности в умении принимать учебную задачу, поставленную взрослым, и действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу. Возможно, будет наблюдаться динамика психических процессов: внимания, памяти, мышления, будут преодолены трудности в общении, дети овладеют новой социальной ролью ученика.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Цель

Кол-во

часов

1

Мы знакомимся

знакомство детей друг с другом, снятие эмоционального напряжения, сплочение группы.

Формирование предпосылок готовности первоклассников к школьному обучению.

30минут

2

Путанка

объединение и эмоциональное раскрепощение участников игры; осознание и эмоциональное отреагирование тех чувств, которые вызывает у детей школа.

30минут

3

Кто- Я?

Прояснение образов «Я - реальное» и «Я – идеальное»;  формирование позитивного отношения к своему «Я».

30минут

4

Кто- Я?

осознание учащимися чувств, которые вызывают у них те или иные школьные занятия; формирование активности, самоуважения, стремление к реализации своих способностей; развитие произвольности движений.

30минут

5

Лесенка роста

развитие произвольности движений, помехоустойчивости интеллектуальных ресурсов, внутреннего плана действий.

30минут

6

Как стать самим собой или кто хозяин моего «Я»

учить детей оценивать себя; ребенок должен попытаться увидеть себя со стороны;

воспитание чувства собственного достоинства, уникальности и неповторимости;

формирование адекватной самооценки

30минут

7

Школа первоклассника

показать детям,   кто ответственен за выполненную ими работу, от чего зависит качество работы, как можно влиять на результат работы;

научить детей принимать и давать обратную связь.

30минут

8

Мы все умеем. Мы- молодцы!

закрепить умение детей давать и получать обратную связь;способствовать осознанию своей личностной индивидуальности;

формирование адекватной самооценки

30минут

        

Конспекты занятий

Занятие №1

Мы знакомимся

Цель: знакомство детей друг с другом, снятие эмоционального напряжения, сплочение группы.

Ход занятий.

1. Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости  с другими детьми.

Инструкция: Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие?

Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которое мы будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличием нашей группы. Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Нам необходимо выбрать то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на следующей встрече.

2. Игра «Как тебя зовут».

Цель: знакомство участников друг с другом и налаживание эмоциональных связей.

Ход игры:  Детям по очереди нужно представиться: назвать  свое имя, о своих интересах, увлечениях.

- Скажите, каким именем вы хотели бы, чтобы вас называли в группе. Чтобы мы легче запомнили, как будем называть друг друга, я предлагаю оформить визитки: на них нужно написать ваше желаемое имя и можно что-нибудь нарисовать.

3. Правила поведения на занятиях.

Ведущий говорит о том, что эти правила относятся ко всем участникам. После прочтения каждого правила следует его обсуждение:

- как ты понимаешь это правило?

- готов ли ты следовать ему?

1) Правило активности и ответственности каждого.

2) Правило закрытости группы, т.е. то, что происходит в группе не обсуждается за ее пределами. Не рассказывать другим, что мы узнаем друг о друге на занятиях и как разные ребята ведут себя на них.

3) Правило ответственности и искренности: нужно попытаться быть самим собой, говорить то, что ты думаешь и чувствуешь.

4) Не оценивать поведение участников группы, если они сами об этом не попросят.

5) Правило «Стоп»: тот член группы, который не захочет отвечать на вопрос или участвовать в игре, может сказать «Стоп», но желательно его использовать как  можно реже.

Далее ведущий «торжественно обещает следовать всем правилам» и предлагает детям сделать тоже самое.

4. Игра «Чет и нечет».

Цель:  снятие напряжения и зажимов, развитие инициативы, сплочение группы.

Ход игры:  сейчас мы сыграем с вами в игру. Каждый должен отсчитать по  10 горошин, Затем, зажав их в кулаке, начните ходить по классу.  И как только вам захочется вступить в игру, остановитесь рядом с кем-нибудь и протяните ему кулак, в котором зажата какая-то часть ваших горошин. Протягивая своему партнеру сжатый кулак, спросите: «Чет или нечет?» Если 2-ой участник угадывает, то он получает эти горошины себе,  если не угадывает, то отдает ему ровно столько горошин, сколько у него было в кулаке.

Победит тот, у кого через 10 мин. окажется больше всего горошин.

Анализ упражнения:

- Понравилась ли тебе игра?

- Сколько раз тебе повезло в игре?

- У кого оказалось больше всего горошин?

- Есть ли у вас кто-то, кто остался совсем без горошин?

- Кто из вас угадывал лучше всех?

- С каким количеством человек ты играл?

- Что происходило чаще: тебя спрашивали другие дети или ты их?

- Ты играл по-честному?»

5. Игра «Аплодисменты по кругу».

Цель игры: дружеский ритуал завершения занятия.

Ход игры:  «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется продолжить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все  сильнее и сильнее.

Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из игроков группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем.  3-ий выбирает 4-го и т.д.  Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие №2.

Путанка

Цель: объединение и эмоциональное раскрепощение участников игры; осознание и эмоциональное отреагирование тех чувств, которые вызывает у детей школа.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Путанка».

Цель: Эмоциональное раскрепощение, объединение участников.

Ход игры: выбирается один ведущий, остальные дети, держась за руки, запутываются. Задача водящего – распутать детей.

3. «Неоконченные предложения».

Цель: развитие способности осознания детьми своих эмоциональных переживаний, которые у них вызывает школа.

Дети отвечают:

«Мне нравится в школе то, что . . .»

«Мне не нравится в школе то, что . . .

«Если бы я был директором . . .

«Если бы я был учителем . . .»

4. «Тетрадь моих достижений»

Цель: Помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей жизни.

Материалы: для каждого ребенка: одна тетрадь, бумага, фломастер, клей.

Инструкция:  Я хочу, чтобы вы завели одну очень особенную тетрадь. Эта тетрадь предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Вы никому не обязаны показывать ее. Давайте начнем с того, что украсим обложку этой тетради. Возьмите лист бумаги и напишите на нем большими буквами: «Мои достижения». Внизу подпишите свое имя. Если вам придет в голову какая-то другая фраза, то напишите ее. (Помогите детям найти  интересные альтернативы). Раскрасьте буквы фломастерами, при этом выбрав цвета, которые больше всего вам нравятся. Когда закончите, приклейте этот лист на обложку тетради.

Теперь вы можете начать заполнять первую страницу тетради. Вспомните свой какой-нибудь особенно замечательный успех, нарисуйте картинку этого успеха на первой странице своей тетради.

Свои успехи и достижения вы должны записывать в тетрадь каждый вечер. И на всех последующих занятиях мы будем выяснять кто же больше всех внес новых успехов в тетрадь и дарить ему подарок.

Комментарий: нет необходимости записывать или зарисовывать самые громкие достижения, любой, даже самый небольшой успех имеет значение.

5. «Спасибо за прекрасный день».

Цель: дружеский ритуал завершения занятия.

Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать  в небольшой церемонии, которая поможет вам  выразить чувства и благодарность друг другу».

Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний ребенок, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким 3-кратным пожатием рук.

6. Д/з: рисунок «Школа – фантазия».

Материалы: тетради 18-листовые; карандаши; линейки; карточки; (учитель, ученик, директор).

Занятие №3

Кто- Я?

Цель: дать детям возможность открыться, расширить представление о себе; выяснить, принимает ли ребенок собственное Я.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Волшебная палочка».

Цель:  осознание детьми своих желаний, повышение самоуважения.

Материалы: «волшебная палочка».

Ход игры: дети сидят в кругу. Ведущий показывает палочку и просит на некоторое время представить, что она волшебная и (вдруг да случится чудо!) ей можно  рассказать о трех своих самых заветных желаниях.

3. «Что делает ученик?»

Беседа о том, какими действиями наполнен обычный школьный день ученика. Он читает учебники, пишет в тетради, отвечает у доски, подсказывает товарищу и т.д. Каждый участник пластически, без употребления слов изображает одно из таких действий, а остальные отгадывают, что именно изображается. Старайтесь, чтобы действия не повторялись!

4. Игра «Кто Я?»

Цель: дать детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представление о себе.

Ход игры:

Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто Я?» Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например: «Я – девочка», «Я _ человек, занимающийся спортом»; «Я – хороший человек» и т.д. Взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя.

5. Игра: «Какой я есть и каким бы хотел быть».

Цель:  Прояснение образов «Я - реальное» и «Я – идеальное».  Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Ход игры»: Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким бы хотел быть. Работа строится на сравнении их особенностей. Сравниваются цвета, которые использовал ребенок в каждом рисунке, поза, настроение, в котором он изображен, окружающая обстановка.

После рисования проводится обсуждение рисунков каждого ребенка. В заключение ребенок должен сам сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

6. Проверка «дневников достижений».

7. Игра «Ученик дня».

Цель: развитие чувства самоуважения («ученик дня» получает признание и дружескую поддержку всей группы, с другой стороны все остальные участники имеют возможность просто, но ярко выразить дружбу и любовь).

Инструкция: В конце сегодняшнего учебного дня я хочу вас пригласить поучаствовать в одной особенной игре. Она называется «Ученик дня». Пожалуйста, встаньте в круг… Сейчас я объясню вам, как нужно играть в эту игру. Я хотела бы, чтобы сегодня ученицей была названа Даша. Она больше всех написала достижений в тетради.

Даша, встань, пожалуйста в центре круга.… Остальные пусть обступят Дашу как можно плотнее… Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная палочка, а в другой – большая банка, наполненная теплым солнечным золотым светом. Теперь  мы будем мягко закрашивать Дашу с головы до ног нашим теплым солнечным светом, не касаясь ее при этом. Пусть расстояние от ваших рук до Даши  будет не менее 20 сантиметров. А ты, Даша, можешь закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя все окрашивают золотым светом. Украшая Дашу, представьте себе, что вы заливаете ее не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. При этом говорите ей разные приятные вещи, например: «Я рад, что ты учишься в одном классе со мной», «Я люблю с тобой играть», !Т моя подружка», «Ты мне нравишься» и т.д. Вы можете сказать ей свои пожелания, например: «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я желаю тебе, чтобы твоя мама выздоровела», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей» и т.д. А тебе, Даша, возможно удастся почувствовать, как мы все тебя любим и  дарим тебе свои самые лучшие чувства.

А теперь начнем окрашивать Дашу золотыми красками и своей любовью…(2-3 мин.)

Теперь вы можете отвести руки и остановиться. Даша, ты можешь снова открыть глаза и взять с собой домой все те хорошие вещи и все добрые чувства, которые ты получила в дар.

8. Ритуал прощания.

Игра «Невидимая надпись».

Цель: игра дает возможность вступить в контакт с каждым ребенком. Она пробуждает у детей любопытство и одновременно с этим дает им переживание успеха.

Инструкция:  перед тем как вы пойдете домой, я хочу подарить  каждому из вас по букве. Я выберу букву из вашего имени и нарисую ее у вас на ладошке (на спине). Вы должны будете мне сказать, какую именно букву я нарисовала? Каждый из вас по очереди должен подойти ко мне, чтобы я могла, таким образом, со всеми попрощаться.

Материалы: волшебная палочка, карандаши, листы, буквы из имен детей.

Занятие № 4

Кто- Я?

Цель: осознание учащимися чувств, которые вызывают у них те или иные школьные занятия; формирование активности, самоуважения, стремление к реализации своих способностей; развитие произвольности движений.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия.

2.Игра «Принц – на – цыпочках».

Цель:  создать в группе атмосферу сосредоточенности и спокойствия.

Инструкция: Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумную классную комнату в учебную мастерскую, где царит спокойствие и сосредоточенность. Пусть кто-нибудь из вас начнет игру. Это будет Принц(цесса) – на – цыпочках). Такими неслышными шагами Принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика вашего носа, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до чьего носа дотронулся Принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т.е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока вы все в нее не войдете, В этот момент принц – на - цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать «Благодарю вас, господа». После чего все возвращаются на свои места.

3. Игра «Что я чувствую в школе».

Ход игры: ведущий предлагает каждому из детей вытянуть по одной карточке с названием чувства (радость, скука, удивление, отвращение…), а затем назвать школьное занятие, которое порождает в нем это чувство.

4. Работа с текстом.

Цель:  формирование стремления к реализации своих способностей.

Сказка  «О ленивой звездочке». (автор В. Максюта).

В далеком темно-фиолетовом небе жили две звездочки-подружки. Они жили совсем рядышком, в соседних созвездиях. Одна из них была очень старательной и светила ярко-ярко, изо всех сил. Другая звездочка, о которой я и хочу вам рассказать, была сосем другой. Она совсем не старалась ярко светить, была маленькой и тусклой и спала не только днем, но частенько даже и ночью.

- Зачем мне стараться? – говорила она. – Зачем тратить силы? Все звезды одинаковые, к тому же их так много. За меня посветят другие, этого будет достаточно, чтобы на Земле стало чуточку светлее. От меня одной все равно пользы немного. Пойду-ка я лучше посплю. – И Звездочка зевнула и задремала, сложив тонкие бледные лучики.

Вдруг ее разбудил сильный ветер. Она открыла глаза и увидела ослепительное сияние. Присев на облачке, служившем ей постелью, она свесила ножки и огляделась вокруг. По небу летела сияющая комета. Она была огромной и прекрасной. У Звездочки даже дух захватило:

- Ах, как ты красива! Я знаю, ты быстро сгораешь, твое сиянье недолговечно, но я бы все отдала, лишь бы хоть ненадолго стать такой же яркой, как ты.

Комета приостановилась, слушая Звездочку, и ответила:

- Милая Звездочка! У каждого существа Вселенной – свое предназначение. У меня короткая жизнь, и я должна успеть показать все, на что я способна, успеть отдать все свое тепло и свет. Но и ты не теряй время даром! А то можно проспать всю жизнь. Спать и лениться можно и днем. Отдыхай, набирайся сил, чтобы ночью работать. И тогда ты сможешь стать очень яркой, и кто-нибудь обязательно назовет тебя «своей звездой».

И с этими словами, взмахнув огненным хвостом, комета скрылась из виду, а звездочка так и сидела на облачке, задумчиво  клонив головку набок.

«Да, не хотелось бы всю жизнь оставаться такой маленькой и тусклой. Время проходит, и надо успеть многому научиться!» – решила она.

Тем временем наступило утро, на небе появились первые проблески зари. Звезды укладывались спать.

«Что ж, и я высплюсь как следует, зато ночью буду сиять ярче всех,» – решила Звездочка и накрылась облаком.

День прошел, и заходящее солнце подарило Звездочке один из своих золотых лучиков. А с наступлением ночи Звездочка тщательно начистила свои острые кончики и засияла изо всех сил. Ее подружки сначала даже не узнали ее. Она затмила всех! Мама  Луна и папа Месяц гордились ею, а в родном Созвездии все ликовали.

На далекой Земле была прекрасная звездная ночь. В парке пахло жасмином. На скамейке сидели влюбленные и смотрели в небо.

- Смотри, какая красивая звезда! – воскликнула девушка.

- Эта звезда твоя! – ответил юноша. – Она будет освещать  твою жизнь, как и моя любовь.

Звездочка нечаянно услышала этот разговор и засияла еще ярче. Теперь она точно знала: если очень стараться и не лениться, обязательно добьешься всего, чего хочешь. А что может быть для звезды желанней, чем стать звездой влюбленных!

Обсуждение:

- Почему сначала Звездочка не хотела стараться светить ярче?

- Как вы понимаете слово «у каждого есть свое предназначение?»

- Объясните слово «я должна успеть показать все, на что я способна».

- В чем твердо убедились папа и мама?

- Как вы поняли смысл сказки?  (Чему учит нас эта сказка?).

(Чтобы добиться чего-то , нужно обязательно стараться, и тогда все получится).

5. Игра «Я смогу».

Цель:  формирование активности, уверенности в себе; произвольности движений.

Ход игры:  дети встают на одну ногу и стараются ровно и четко написать другой ногой в воздухе свое имя, повторяя про себя: «Я смогу!»

Одной рукой дети гладят голову, а другой – круговыми движениями – свой живот, повторяя про себя: «Я смогу!»

Одной рукой ребята пишут свое имя, а ногой в тоже время фамилию, повторяя про себя : «Я смогу!»

Обсуждение:

- Всем ли было легко выполнять это упражнение?

- Что нужно для того, чтобы получилось?

- Достаточно ли только верить и говорить себе: «все получится! Я смогу!»

- Что еще нужно?

Затем вместе с ребятами ведущий делает вывод: чтобы добиться чего-то нужно верить в успех, но не только… Надо еще добиваться этого добрыми делами, усилиями, тренировкой.

6. Проверка  «Дневников достижений»

- Кто желает прочитать свое достижение?

- У кого больше всех достижений?

7. Ритуал прощания.

Игра «Аплодисменты».

Цель:  развивать самоуважение детей, умение показать восхищение другими детьми.

Инструкция: Кто из вас бывал в театре или цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представлений? Кто из вас хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.

Поставьте стул в центре комнаты  и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.

- Первым встанет на этот пьедестал и насладиться громом ваших аплодисментов тот, кто написал в «Дневнике» больше всего достижений.

Анализ упражнения:

- Понравилось ли тебе получать аплодисменты?

- Получаешь ли ты иногда незаслуженные аплодисменты?

- Тебе понравилось хлопать в ладоши?

- Как ты показываешь окружающим, что  восхищаешься ими, что они тебе нравятся?

- Хочешь ли ты, чтобы в классе  тебе время от времени  дарили признание и аплодисменты?

Материалы: корона, карточки (с чувствами).

Занятие № 5

Лесенка роста

Цель: развитие произвольности движений, помехоустойчивости интеллектуальных ресурсов, внутреннего плана действий.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

Игра: «Друг к дружке»

Цель:   Развивать произвольность движений, дать детям почувствовать свое тело.

Инструкция: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я вам буду говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку… А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом:

- правая рука к правой руке!

- нос к носу!

- спина к спине!

Ну, что ж, это вы могли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке!», вам нужно будет быстро-быстро найти нужного партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которые вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: «Друг к дружке! ухо к уху!»

- Бедро к бедру!

- Пятка к пятке!

Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

Анализ упражнения:

- Понравилась ли тебе игра?

- Легко ли тебе было действовать столь быстро?

- Были ли названы такие части тела, которые ты не сразу понял?

3. Игра «Муха»

Цель:  развивать внутренний план действий.

Материалы к заданию: Большой квадрат (30х30 см), разделенный на 9 клеточек (10х10 см). В центральном квадрате нарисована муха.

Ученикам объясняется, что муха может совершать движения по квадрату вверх и вниз, влево и вправо. Начало всегда в центре. Учитель называет направления перемещения мухи, а ученики должны, глядя на квадрат,  мысленно следить за ее перемещением, и ответить, в каком  квадрате оказалась муха в результате нескольких перемещений.

4. Игра «Кто точнее?»

Цель:  развитие произвольности движений.

С завязанными глазами ученик встает со своего места, подходит к доске, берет мел, пишет слово, кладет мел, садится на свое место, опять подходит к доске, берет тряпку и стирает написанное слово, затем снова возвращается на свое место. Действия ученика оценивается. Оценка снижается, если ученик натыкается на что-либо, напишет слово криво, не все сотрет с доски. Затем задание выполняет другой ученик и т.д.

5. Игра «Найти смысл»

Цель:  развитие произвольности (помехоустойчивости интеллектуальных процессов).

Ученики делятся на 3 группы. Ведущий вслух читает написанные на отдельных карточках три разных четверостишия. Сначала только первую строку каждого стихотворения, затем только вторую, третью и, наконец, четвертую. После этого ученики из первой группы пересказывают содержание первого стихотворения, из второго – второго, из третьего – третьего стихотворения.

1. Мы за деревней в речке очутились.

Тут мои зайчики точно взбесились.

Смотрят, на задние лапы встают,

Лодку качают, грести не дают.

(Н.Некрасов)

2. Был сынок у маменьки –

Медвежонок маленький.

В маму был фигурою –

В медведицу бурую.

(А.Барто)

3. Дали туфельки слону,

Взял он туфельку одну

И сказал: «Нужны пошире,

И не две, а все четыре!»

(С.Маршак)

6. Проверка «Дневников достижений

- Кто желает прочитать свои достижения?»

- У кого больше достижений?

7. Игра «Ученик дня»

8. Ритуал прощания.

Игра «Подарок»

Инструкция: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то  предмет и  передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Занятие № 6

Как стать самим собой или кто хозяин моего «Я»

Цель: - учить детей оценивать себя; ребенок должен попытаться увидеть себя со стороны;

- воспитание чувства собственного достоинства, уникальности и неповторимости;

- Формирование адекватной самооценки.

1. Ритуал приветствия.

2. «Нарисуй свое имя».

Инструкция: « Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый попробует представить свое имя, написанное на листе бумаги. Постарайтесь получше рассмотреть свое имя, увидеть какого цвета буквы, какие они, высокие или низкие, на что они похожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя так, как вам захочется. Если рядом с именем вам захочется нарисовать что-нибудь еще, то это можно сделать». (Перед каждым ребенком лежат цветные карандаши и лист бумаги).

Когда дети закончат рисовать, они показывают свои рисунки группе. Ведущий может попросить объяснить выбор цвета для имени.

3.   Игра «Почтальон».

Играющие держатся за руки, водящий-почтальон находится - в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи до Лены». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить письмо», то есть увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет перехвачено. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

4. Тематическое рисование «Мой автопортрет».

Организация выставки рисунков и обсуждение их.

5. «Психологический автопортрет».

На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос: «За что меня можно любить?», на другой половинке - «За что можно ругать?»

Совместное обсуждение с детьми, возможны подсказки со стороны детей.

6. «Слушаем себя».

Ведущий: «Давайте сядем поудобнее и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри себя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям... Что ты сейчас чувствуешь? Что хочешь? Что ты слышишь?

Это упражнение развивает концентрацию внимания, способствует обращению на себя, на свои чувства.

7. Проверка «Дневников Достижений»

8. Ритуал прощания.

Занятие №7

Школа первоклассника

Цель: показать детям, кто ответственен за выполненную ими работу, от чего зависит качество работы, как можно влиять на результат работы;

научить детей принимать и давать обратную связь.

1. Ритуал приветствий

2. «Закончить предложения».

Когда я сегодня шел на занятие, то...

Когда я проснулся...

Я обрадовался (огорчился), когда...

3. «Мгновенная социометрия». Повтор упражнения из занятия № 5.

4. «Замечательные дети».

Ведущий: «У меня в руках карточки, на которых написаны характеристики детей. Я раздам вам по карточке так, чтобы никто не увидел, что там написано. А вы постарайтесь изобразить доставшегося вам девочку или мальчика без слов. Для этого можно вставать со своего места, ходить по комнате, подходить друг к другу, но нельзя произносить звуки. Если дети затрудняются в отгадывании образа, то возможна помощь взрослого.

Возможные карточки: смелый мальчик (девочка), веселый мальчик (девочка), добрый, спокойный, терпеливый, аккуратный и т.д. Возможен индивидуальный подбор карточек к каждому ребенку в связи со спецификой проблемы ребенка.

5. Беседа «Как стать самим собой или кто хозяин моего «Я».

Вспомнить предыдущие упражнения «Кто Я?» и «Психологический автопортрет». Обсудить, что мешает ребенку быть таким, каким он хочет, и как ему можно избавиться от этих помех.

В этой же беседе можно сравнить и обсудить результаты домашнего эксперимента. Сколько времени ушло на выполнение домашнего задания? Почему так получилось? На что было потрачено время? Трудно ли было тебе организовать свою работу?

Здесь же можно обсудить и обыграть с детьми «Правила хорошей работы».

1. Все заранее планируй. Составь план своей работы.

2. Приготовь рабочее место, инструмент.

3. Попроси совета у старших, как лучше выполнить эту работу.

4. Будь аккуратен, не торопись, старайся не отвлекаться.

5. Если не получается - не отчаивайся, начни сначала, Помни, что «терпение и труд все перетрут». Не расстраивайся при неудачах - будешь настойчивым и упорным, всему научишься.

6. «Должен и хочу».

Тема долженствования - это отдельная тема, которая занимает большое место в жизни ребенка. Это упражнение позволяет подойти к рассмотрению этой темы. За каждым «должен», на самом деле обычно скрывается какое-то «хочу». Задача данного упражнения найти и осознать это «хочу»: чего вы хотите, выполняя то, что должны. Например: «Я должна ходить в школу». За этим долженствованием может скрываться: - Я хочу получать знания; - Я хочу увидеть друзей. Здесь возможны различные «долженствования», касающиеся жизни ребенка. В обсуждении данного задания полезно задавать два вопроса: «Узнали ли вы что-то новое о себе?», «Что для вас было неожиданным?».

7. «Обратная связь».

Обратная связь - это впечатления, мысли и чувства другого человека в связи с вашим поведением, поступком, высказанные вслух и адресованные лично вам.

Например: «Маша! Мне было приятно получить от тебя в подарок эту кассету. Я давно о такой мечтала!», «Дима! Когда ты называешь меня дураком, я очень сержусь и мне хочется тебя ударить!»

Далее следует обсуждение проблемы обратной связи:

Важна ли для тебя обратная связь от других людей? Зачем она нужна?

Важно ли давать обратную связь другим людям? Почему? Умеете ли вы давать обратную связь? Легко ли это делать? И т.п.

Участникам предлагается потренироваться давать и получать обратную связь в парах в связи с какими-то проявлениями в поведении детей в группе.

8. «Сказка про Кляксу».

Жила-была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться на людях. Почему? Да потому, что при ее появлении каждый своим долгом считал воскликнуть: "Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Решила она принарядиться. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет. Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ее встречал, в ужасе говорил: «Какая желтая Клякса!». Тогда она зашла в магазин, купила красной краски и покрасила свою шляпку. Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!». Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку. Нои этого никто не оценил. И она снова услышала: «Какая огромная Клякса в зеленой юбке!». Очень обиделась Клякса. Взяла она остаток синей краски, вернулась в свое дупло и выкрасила его в синий цвет. Она очень старалась так, что размазала краску вокруг себя, и все дупло стало очень уютным и красивым. В это время пролетала Сова - мудрая голова (а Совы, как правило близоруки и живут своим умом!). Она не узнала Кляксу в ее новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса, «Здравствуй, прекрасная незнакомка! - сказала Сова, - Вы, случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась.

9. «Кляксы, рисование красками». Взять альбомный лист, сложить пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотрев на рисунок, ребенок должен дофантазировать образ и придумать название рисунку.

10 Проверка «Дневника Достижений»

11. Ритуал прощания.

Занятие №8

Мы все умеем. Мы- молодцы!

Цель: - закрепить умение детей давать и получать обратную связь;

-способствовать осознанию своей личностной индивидуальности;

- формирование адекватной самооценки.

1. Ритуал прощания.

2. «Вылепи из пластилина»

Ведущий: «Давайте разобьемся на пары и один из пары как будто превратиться в кусочек пластилина, а другой - в ученика на уроке труда. Я же буду учителем. Каждому ученику задам задание вылепить что-нибудь интересное: чашку, стол, цветок и т.д. задание даётся шёпотом. Когда «фигурки из пластилина» будут готовы, авторы покажут их остальным детям, а они попробуют догадаться что же вылеплено. Перед началом работы я напомню два правила: 1. Не забывайте, что наши кусочки пластилина – живые люди, не сделайте им больно!; 2. Перед началом работы «пластилин» следует немного размять – погладить. После окончания игры можно обсудить, как на успешность результата сказалось успешность взаимодействия.

3. «На кого я похож?».

Один из участников выходит за дверь. Все остальные загадывают кого-то из присутствующих. Приглашают ведущего, и ему нужно догадаться кого из детей загадали. Он задает каждому по очереди вопрос, в котором всякий раз меняется только одно слово: «Если бы этот человек был ...(растением, животным, транспортом, вещью, предметом домашнего обихода и т.п.), то каким?» Искусство вопрошающего состоит в том, чтобы предложить такое сравнение, которое было бы наиболее выразительно. Мастерство отвечающего найти яркий образ. Упражнение способствует развитию наблюдательности, проницательности, образному мышлению. Игроки должны следить за своими непроизвольными жестами, взглядами, движениями.

4. «Разбор».

Один человек садится в центр круга. Остальных ведущий разбивает на две группы, одна из которых говорит человеку о том, что им нравится в его поведении во время работы в группе, а другая - о том, что не нравится. Так, пока не посидят в центре круга все участники. Человек, сидящий в центре, имеет право задавать одному из присутствующих личный вопрос о своих достоинствах или недостатках. После того, как все побывали в центре круга -обсуждение:

-Как вы чувствовали себя в центре круга;

-О чем было трудно говорить?

5. «Если я тебя правильно понял?»

Упражнение выполняется по кругу. Дети по очереди высказываются на тему: «Что такое доброта?» После того, как ребенок закончил говорить, его сосед справа кратко повторяет изложенное, начиная словами «Если я тебя правильно понял...» Первый ребенок должен оценить точность передачи. Затем на предложенную тему высказывается сосед справа и т.д. Это упражнение развивает умение слушать других, которое не особенно развито у детей этого возраста. Когда дети становятся способны услышать друг друга, конфликт разрешается сам собой.

6. «Не урони».

Упражнение в кругу. Участники перекидывают друг другу мяч так, как будто это какой-то предмет. Например: хрустальная ваза, колючий еж или кусок льда и т.д. Задача ловящего - поймать мяч так, как он стал бы ловить названный предмет.

7. Ритуал прощания.

Литература

1. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. – Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001. – 160с.

2. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг, - Ярославль: Академия развития, 2001 – 160с.

3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международная пед.акад., 1994. – 365с.

4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:»Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с.

5. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.

6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников, М.: Генезис, 2001. – 280с.