Семинар-тренинг для специалистов социальных учреждений по теме: Приемная семья в руках профессионалов"
Специалисты учреждений области постоянно находятся в поиске эффективных моделей социального сопровождения, форм и технологий работы с опекунскими семьями.
Отрадно отметить, что наряду с имеющимися вопросами по организации работы в этом направлении, у большинства учреждений области есть позитивный опыт оказания социальных услуг населению.
Трудности, возникающие на этом пути, обычно связаны с тем, что эта работа требует большого такта и деликатности. Специалисты не всегда уверены в правильном выборе средств помощи, не всегда четко осознают границы своей компетентности и ответственности в вопросах сопровождения замещающих семей.
В заявках специалистов часто звучит желание обмениваться опытом с коллегами, получать супервизию трудных случаев, выработать единые, теоретически обоснованные и практически осуществимые способы работы с приемными родителями и детьми.
Это побудило нас к разработке программы тренинга развития профессиональных ресурсов специалистов, осуществляющих социальное сопровождение замещающих семей.
Семинар-тренинг предназначен для педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе и других специалистов социальных служб.
Цель тренинга – разработка алгоритма социального сопровождения замещающей семьи.
Задачи:
1. Презентация программы тренинга «Приемная семья в руках профессионалов» для кандидатов в опекуны, усыновители, приемные родители и замещающих родителей.
2. Тренинг навыков консультирования и практической работы с кандидатами в опекуны, приемные родители, усыновители, а также гражданами, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Организация обмена опытом и супервизии участников.
4. Содействие осознанию специалистами границ своей компетентности и ответственности в вопросах сопровождения замещающих семей.
В результате участия в тренинге специалист социальной службы:
знакомится с содержанием программы тренинга «Приемная семья в руках профессионалов» для кандидатов в опекуны, усыновители, приемные родители и замещающих родителей;
развивает профессиональную рефлексию и способность на ее основе выстраивать прогностические ситуации;
получает возможность планировать свою деятельность с учетом запросов замещающей семьи;
осваивает навыки практической работы с замещающей семьей.
Продолжительность семинара-тренинга – 2 часа.
Формы работы: информационный блок, упражнения, практикум, мозговой штурм, групповая дискуссия, практическая отработка навыков, обратная связь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинг "Приемная семья в руках профессионалов".doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение социального обслуживания
«Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних
«Возвращение»
Ресурсный центр
по развитию семейных форм реабилитации детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации и
социально опасном положении
ПРОГРАММА
тренинга развития профессиональных ресурсов специалистов, осуществляющих сопровождение замещающих семей.
Составила:
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Лазарева Ольга Геннадьевна
САРАТОВ 2010
Цель тренинга – профессиональный психологический тренинг навыков консультирования и практической работы с кандидатами в опекуны, приемные родители, усыновители, а также гражданами, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Задачи:
1. Развитие навыков консультирования и практической работы с замещающими родителями.
2. Организация обмена опытом и супервизии участников.
3. Формирование мотивации участников в направлении решения собственных.
4. Содействие осознанию специалистами границ своей компетентности и ответственности в вопросах сопровождения замещающих семей.
5. Профилактика профессионального выгорания.
Предлагаемая программа тренинга может быть использована в двух модификациях. Во-первых, это профессиональный психологический тренинг для педагогов-психологов и социальных педагогов, а также другие специалистов социальных служб, осуществляющих социальное сопровождение кандидатов в замещающие родители и замещающих семей. Во-вторых, в небольшой модификации это социально-психологический тренинг для подготовки кандидатов в опекуны, приемные родители и усыновители и замещающих родителей, испытывающих трудности в общении с детьми или беспокойство по поводу каких-либо вопросов, связанных с приемом ребенка в свою семью.
Цикл предлагаемого тренинга рассчитан на 24-32 часа (8 занятий при средней продолжительности одного занятия 3-4 часа).
Программа тренинга включает занятия:
1. Формы семейного устройства детей-сирот.
2. Мотивы создания разных видов замещающих семей.
3. Особенности приемных детей.
4. Этапы создания приемной семьи.
5. Адаптация ребенка в замещающей семье.
6. Формы и методы воспитания ребенка в приемной семье.
7. Типичные проблемы воспитания, возникающие в приемных семьях.
8. Развитие навыков эффективной коммуникации.
В результате прохождения профессионального психологического тренинга участники знакомятся:
1) с основными подходами к жизнеустройству детей-сирот в России;
2) видами замещающих семей, их отличиями;
3) направлениями, формами, методами, средствами воспитания приемных детей в условиях замещающей семьи;
Участник профессионального психологического тренинга специалистов:
1) овладевает психолого-педагогическими методиками подготовки детей и взрослых к выполнению новых ролей, мониторинговой деятельности и т.п.;
2) развивает профессиональную рефлексию и способность на ее основе выстраивать прогностические ситуации;
3) получает возможность планировать свою деятельность с учетом запросов и потребностей, как взрослых, так и несовершеннолетних членов замещающей семьи;
4) осуществлять консультативную помощь по вопросам воспитания приемных детей.
Участник социально-психологического тренинга подготовки кандидатов и замещающих родителей:
1) овладевает минимумом знаний, касающихся воспитательного потенциала семьи, особенностей детей, воспитывавшихся как в неблагоприятной семейной обстановке, так и в условиях государственных воспитательных учреждений, а также основами их оздоровления, воспитания;
2) получает на практических занятиях опыт, который способствует формированию у потенциальных воспитателей уверенности в своих действиях, готовности к преодолению неизбежных трудностей, к сотрудничеству как со специалистами, так и с другими замещающими родителями;
3) получает возможность проанализировать и скорректировать определенные установки, которые могут снизить эффективность его деятельности (излишне идеализированные представления о ребенке; непродуктивный подход к воспитанию: гиперопека, диктат и т.п.).
Занятие 1. Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель: знакомство, целеполагание участников, обсуждение особенностей различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Упражнение «Знакомство в парах».
Цель: знакомство участников, создание атмосферы дове рия и открытости.
Ход.
Участники делятся на пары. Каждый участник должен ответить на следующие вопросы.
• Что вы любите делать в свободное время?
• Как долго вы работает с приемными родителями?
На ответы каждому участнику дается 3-5 минут. После работы в парах участники представляют друг друга в общем круге.
2. Упражнение «Опасения и надежды».
Цель: выявить опасения и надежды участников, связанные с консультированием приемных семей.
Ход.
Каждому участнику даются небольшие разноцветные листы. Они должны написать на них свои опасения и надежды, связанные с консультированием приемных семей, и прикрепить на общий ватман. Ватман можно использовать на других занятиях.
Вывод.
У каждого участника свои опасения и надежды, связанные с консультированием приемных семей. В то же время в них есть сходство.
3. Практикум «Целеполагание».
Цель: определить конкретную, реалистичную цель участия в тренинге каждого специалиста, критерии ее достижения, формирование навыка целеполагания.
Ход.
Каждому участнику предлагается высказать, каких целей он хотел бы достигнуть в результате участия в тренинге. По каким критериям он определит, что достиг поставленных целей.
Вывод. Цели участника не должны расходиться с целями тренинга, должны быть конкретны, реалистичны и достижимы. Участник должен четко представлять себе, как он определит, что достиг поставленной цели.
Навык целеполагания - необходимая составляющая организации профессиональной деятельности.
4. Динамическая пауза.
Цель: создание положительного настроя, снижение напряжения, повышение активности участников.
Ход.
Участникам предлагается рассчитаться по порядку на 1,2,3-й. Затем по команде ведущего они меняются местами.
5. Работа по подгруппам.
Цель: сравнительный анализ различных форм заботы о детях-сиротах, их особенности и различия.
Ход.
Каждая подгруппа получает задание охарактеризовать особенности разных видов семейного жизнеустройства: усыновление, опека, приемная семья, юридические и психологические аспекты создания разных видов замещающих семей.
6. Практикум.
Цель: формирование навыка определения, какая форма жизнеустройства больше всего подходит ребенку и приемным родителям с учетом социальной ситуации ребенка.
Ход.
Участники получают карточки с характеристикой социальной ситуации ребенка и пожеланий, намерений приемных родителей. Нужно найти – наиболее удачное сочетание потребностей ребенка и запросов приемных родителей.
Социальная ситуация ребенка (примеры).
1. Ребенок – сирота, родители умерли, родственников нет.
2. Мать ребенка лишена родительских прав, находится в местах лишения свободы.
3. Мать ребенка умерла, но у него есть родственники, которые хотели бы его навещать.
4. Мать оставила ребенка в роддоме.
5. Родители ребенка лишены родительских прав, злоупотребляют спиртными напитками.
6. Мать отказалась от ребенка, поскольку не справляется с его воспитанием.
7. Мать ребенка ограничена в родительских правах по причине болезни.
Пожелания приемных родителей.
1. Родители хотели бы усыновить ребенка.
2. Родители хотели бы взять ребенка под опеку.
3. Родители хотели бы создать приемную семью.
7. Подведение итогов занятия.
Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.
Вывод. Семейные формы жизнеустройства довольно разнообразны. Каждая форма имеет свои особенности. То, какая форма подходит для ребенка, во многом определяется его социально-правовым статусом. То, какая форма наиболее подходит для родителей, решают они сами. Первое, что необходимо сделать кандидатам в приемные родители, перед тем, как начать воплощать в жизнь мечту о приемном ребенке, - продумать, какую форму замещающей семьи они хотят организовать со всеми вытекающими отсюда последствиями. Очень важным условием принятия ребенка в семью является согласие всех ее членов. Если человек, желающий взять ребенка на воспитание, подойдет к этому не слишком ответственно, в будущем это может привести к сложностям в отношениях.
Занятие 2. Мотивы создания разных видов замещающих семей.
Цель: обсудить ведущие мотивы для приема ребенка в семью; выявить деструктивные мотивы и их корни; наметить возможности работы с деструктивной мотивцией.
1. Мозговой штурм «Взять ребенка в семью: зачем?»
Цель: выявить ведущие, с точки зрения участников, мотивы приема ребенка в семью. Обсудить существующие стереотипные суждения. Выделить конструктивные и деструктивные мотивы.
Ход.
Стать приемным родителем. Каждую минуту несколько человек во всем мире принимают решение взять ребенка в семью. Но лишь немногие из нас решаются стать приемными родителями.
«Врачи сказали, что мы не можем иметь детей…»
«Когда дочь выросла, я подумала…»
«Однажды всей семьей смотрели передачу о брошенных детях…»
1. Предложить участникам назвать как можно больше мотивов приема ребенка в семью. Записать их на ватмане.
2. Предложить участникам аргументировано ответить на вопрос, какие из перечисленных мотивов являются конструктивными (что они дают ребенку и родителям), какие являются деструктивными (интересы кого из детско-родительской пары игнорируются).
3. Обсудить с участниками возможности трансформации деструктивных мотивов в конструктивные.
2. Практикум «Психологический портрет приемного родителя».
Цель: выявить значимые качества личности родителя и ребенка, которые помогут им достигнуть гармонии в отношениях, обозначить зоны психологического риска.
Ход.
Группа делится на 2 подгруппы, которые получают задания: «Составить психологический портрет родителя», «Составить психологический портрет приемного ребенка».
Обсуждение:
1. Обсудить значимые качества личности, характеризующие приемного родителя, достоинства (сильные стороны, ресурсы) и недостатки (зона риска).
2. Обсудить значимые качества личности ребенка, которые помогут родителям установить с ним гармоничные отношения, а также те, которые могут осложнить отношения.
Вывод. Что нужно ребенку?
Какими качествами должен обладать приемный родитель, чтобы ему легче было преодолеть трудности и достичь взаимопонимания с ребенком? Как и любой родитель, приемный родитель должен любить детей и хотеть, чтобы ребенок появился в его семье. Хорошо, если приемный родитель – человек общительный и ему легко устанавливать контакт с новыми людьми. Прекрасно, если он терпелив, открыт новому опыту, способен учиться, способен просить о помощи и оказывать ее, способен и готов принимать ребенка таким, как есть. Немаловажное качество - готовность сотрудничать со специалистами в процессе создания приемной семьи.
Приемный родитель должен оптимистично смотреть на жизнь, но в то же время стремиться преодолевать возникающие трудности, конструктивно решать конфликты и находить выход из сложных ситуаций. Родителю будет проще понимать ребенка, если он научиться видеть, что реально стоит за поведением ребенка, в чем нуждается ребенок, испытавший уже много неприятностей и разочарований за свою маленькую жизнь.
«Каким родителем Вы хотите стать своему ребенку?» - вопрос, на который специалист должен помочь ответить приемным родителям.
3. Практикум «Идеальный образ приемного ребенка».
Цель: обсудить пожелания, ожидания приемных родителей относительно ребенка, критерии выбора ребенка.
Ход.
Задание выполняется индивидуально. Участникам предлагается высказать свое мнение о пожеланиях, ожиданиях приемных родителей относительно ребенка, критериях выбора ребенка.
Обсуждение. В ходе обсуждения отмечаются сходства и различия идеалов, влияние личностных предпочтений на выбор ребенка. Участникам предлагается мотивировать свой выбор.
Вывод. Будущим родителям необходимо учитывать влияние личностных предпочтений на выбор ребенка.
4. Упражнение «Найти друг друга».
Цель: формирование навыка определения наиболее удачных вариантов выбора, сочетающего потребности ребенка и возможности приемной семьи.
Ход.
Каждый участник получает карточку с характеристикой особенностей личности и обстоятельств ребенка и ожиданий родителей. Задача – объединиться в пары (найти наиболее подходящую пару).
Потребности «детей»:
Ребенок, подвергшийся сексу альному насилию, нуждается в приемной семье, которая помо жет ему преодолеть последс твия происшедшего.
Девочка 12-ти лет с искусственной почкой нуждается в приемной се мье, которая поможет ей в будущем приобрести полезную профессию.
Ребенок нуждается в приемной семье, но хочет поддерживать отношения со своей кровной семьей.
Ребенок-казах нуждается в при емной семье.
Ребенок нуждается в семье, которая могла бы также взять на пос тоянное воспитание его сестру.
Ребенок, подверженный внезапным вспышкам раздражения, нуждается в приемной семье, чтобы научиться нормально выражать свои чувства.
Девочка 5-ти лет, не способная ходить, нуждается в приемной семье. Ребенок никогда не смо жет жить самостоятельно.
Маленький ребенок от ВИЧ-инфицированной матери (сам с отрица тельными ВИЧ-показате лями) нуждается в при емной семье.
Девочка-под росток нуж дается в при емной семье.
Мальчик-подросток нуждается в приемной семье, чтобы приобрес ти необходимые навыки для самостоятельной жизни.
Возможности «родителей»:
Семья может усыновить умственно-сохранного ребенка-инвалида, который сможет жить самостоятельно, когда станет взрослым.
Семья может взять на воспитание ребенка, подвергшегося сексуаль ному насилию, для того чтобы по мочь ему преодолеть последствия случившегося.
Семья может взять на воспитание ре бенка восточной внешности.
Семья готова усыно вить девочку-сироту 3-х лет, с не очень большой задержкой в развитии.
Семья хочет усыно вить ребенка, кото рый был бы благода рен ей за теплоту и заботу.
Семья может взять на воспита ние ребенка, который хочет под держивать отношения со своей кровной семьей.
Одинокий человек хочет взять на воспитание ребенка, который будет жить с ним/ней в течение долгого времени.
Семья может взять на воспитание не скольких детей (бра тьев или сестер).
Семья готова взять на воспитание де вочку-подростка.
Семья может усыно вить ребенка, не име ющего проблем со здо ровьем.
5. Подведение итогов занятия.
Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.
Вывод.
Как видите, у каждой семьи своя история. Кто-то решил взять ребенка случайно. Кто-то вынашивал эту мысль годами, долго и мучительно. Кто-то не может иметь своих детей или, наоборот, хочет иметь большую семью.
Но есть кое-что общее, что объединяет этих людей: желание поделиться любовью и нежностью с ребенком, позаботиться о нем.
Решение взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей – очень нелегкий и ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием разных обстоятельств.
Это может быть желание стать родителем и подарить свою любовь маленькому человеку. Или желание помочь конкретному ребенку обрести семью. В любом случае это решение достойно уважения.
Главное, прежде чем идти дальше, побудить родителей задуматься еще раз, насколько они готовы к появлению нового человека в семье, действительно ли это именно то, что им нужно? Если же они уверены в правильности своего решения стать приемным родителям, то могут смело вступать на этот путь, а мы поможем.
Занятие 3. Особенности приемных детей.
Цель: обсудить с участниками, чем отличаются дети, оставшиеся без попечения родителей, от других детей – особенности их физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития; влияние травматических переживаний детей на отношение к себе и другим; последствия недостатков родительского воспитания; эмоциональные, познавательные, поведенческие нарушения.
- Групповая дискуссия «Мифы о приемных детях».
Цель: обсудить существующие социальные стереотипы по поводу особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявить отношение к ним участников.
Ход.
Ведущий размещает карточки с фразами: «Совершенно согласен», «Категорически не согласен», «Не знаю, не уверен» в разных концах комнаты и называет один из распространенных стереотипов по поводу приемных детей. Участникам предлагается выбрать одно из предложенных мнений, подойти к карточке и обосновать свой выбор.
Обсуждение. Существует достаточно много мифов о приемных детях, которые следует осознать приемным родителям, прежде чем взять в свою семью ребенка. Человеческое сознание полно стереотипов и неоправданных страхов по поводу приемных детей.
Специалистам, работающим с приемными семьями, нужно быть готовым к собственным неожиданным реакциям, обусловленным стереотипными взглядами.
- Упражнение «Мешок невзгод».
Цель: выявить травматичный опыт ребенка, оставшегося без попечения родителей, обсудить, какую помощь может оказать приемный родитель ребенку.
Ход.
Участникам предлагается перечислить все возможные невзгоды ребенка, оставшегося без попечения родителей, и обсудить, какую помощь приемные родители могут предложить ребенку, чтобы он мог это пережить без потерь, без негативных последствий. Ведущий записывает варианты на ватмане.
Обсуждение. Дети, которые остаются без попечения родителей, - это маленькие взрослые с огромным жизненным опытом. И этот опыт, как правило, не всегда позитивный. Некоторым из них пришлось пережить такое, от чего любой взрослый пришел бы в отчаяние, - страх, лишения, предательство самых близких людей. У каждого ребенка есть своя история, непохожая на другие. У каждого ребенка свой опыт переживания произошедшего с ним.
Ребенок, оставшийся без попечения родителей, ожидает, что приемная семья поможет ему пережить невзгоды, которые встретились ему на жизненном пути, избавит его от них в будущем.
3. Психодинамическая пауза.
Цель: снижение напряжения, создание положительного настроя, повышение активности участников, деление на 4 подгруппы.
4. Практикум «Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей».
Цель: формирование навыка диагностики и составления индивидуальных рекомендаций родителям.
Ход.
Участники разбиваются на подгруппы, каждой из которых предлагается перечислить особенности физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития детей и наметить пути преодоления имеющихся проблем.
Обсуждение.
Нарисовать общий портрет ребенка, оставшегося без попечения родителей, невозможно.
Но мы можем выделить некоторые особенности, которые часто встречаются у детей, оставшихся без попечения родителей. Информация, которую мы предлагаем приемным родителям, может быть несколько пугающей. Необходимо отнестись к этому спокойно – это всего лишь обобщенный опыт работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Как правило, дети, попавшие в спокойную семейную обстановку, очень скоро перестают отличаться от сверстников.
5. Подведение итогов занятия.
Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.
Вывод.
Существует достаточно много мифов о приемных детях, которые следует осознать родителям, прежде чем взять в свою семью ребенка. Человеческое сознание полно стереотипов и неоправданных страхов по поводу приемных детей. Нужно быть готовым к вашим собственным неожиданным реакциям и реакциям окружающих людей.
Дети остаются без попечения родителей по разным причинам. Чьи-то родители умерли, чьих-то лишили родительских прав.
Дети могут иметь особенности: дефицит веса, задержку психического развития, несформированность бытовых и гигиенический навыков.
Терпение, внимание и забота приемных родителей совсем скоро превратят его в самого обычного ребенка.
Занятие 4. Этапы создания приемной семьи.
Цель: рассмотреть основные этапы создания приемной семьи, начиная от получения информации о ребенке до оформления решения принять ребенка в семью.
1. Мозговой штурм «Алгоритм создания приемной семьи».
Цель: разработка пошагового алгоритма создания приемной семьи, определить задачи специалистов на каждом этапе, механизмы межведомственного взаимодействия.
Ход.
Участникам предлагается перечислить действия, которые необходимы для создания приемной семьи, определить их последовательность, определить свои задачи на каждом этапе
Обсуждение.
1 этап. Сбор пакета документов, получение заключения о возможности быть приемным родителей. Диагностика личности кандидата. Подготовка кандидата в приемные родители.
Психологическая поддержка кандидата.
2 этап. Выбор ребенка.
Где можно получить информацию о ребенке. Какие аспекты необходимо учесть при изучении информации о ребенка. К каким специалистам можно обратиться для получения более подробной информации о ребенке.
3 этап. Знакомство с ребенком. Консультация психолога. Беседа с воспитателями и педагогами ребенка.
4 этап. Принятие решения о принятии ребенка в семью. Поддержка психолога в процессе принятия решения.
2. Практикум «Интересы детей».
Цель: формирование навыков подготовки родителей к общению с ребенком, прояс нения их представлений об интересах детей разных воз растов.
Ход.
Участники делятся на две подруппы.
Их задача:
- обсудить интересы детей того или иного возраста;
- придумать как можно больше разных занятий, игр, ме роприятий, которые можно провести с ребенком при первом приглашении его в гости.
Первая группа выполняет задание, рассматривая си туацию приглашения в гости 4-7-летнего ребенка, вторая группа — 8-П-летнего ребенка. Далее участники представ ляют результаты своей работы, а ведущий записывает все варианты на доске или листе ватмана.
Обсуждение. Можно выделить наиболее удачные формы совместного досуга, например просмотр домашней видеотеки и семейных фотоальбомов, приготовление вмес те с ребенком какого-либо блюда и т. д. Нужно обратить внимание участников на то, что при первой встрече важ но не перегрузить ребенка положительными эмоциями и различными интересными занятиями. Также важно подчеркнуть, что дети, лишенные родительской любви и заботы, любят играть в игры, которые обычно интересны детям более младшего возраста. Игра очень важна для раз вития ребенка, поэтому приемные родители должны ис пользовать имеющиеся у них возможности для совместной игры с ребенком.
3. Ролевая игра «Приглашение в гости».
Цель: формирование навыка составления рекомендаций родителям.
Данное упражнение необходимо для того, чтобы проиграть первую встречу родителя с ребенком, выяснить, какие могут возникать трудные ситуации, какие ошибки могут быть допущены и как их избежать.
Ход.
Ведущий заранее подготавливает набор карточек с описанием различных ситуаций, возникающих при пер вом приглашении ребенка в гости. Ситуации могут быть следующие:
• ребенок хочет пойти в гости, но просит взять с собой друзей из группы;
• ребенок просит заехать по дороге к родителям;
• ребенок начинает требовать сладости и подарки;
• ребенок хочет пойти в гости, но стесняется.
Участники разбиваются на пары. Один получа ет карточку с описанием ситуации и должен сыграть роль ребенка; второй, не зная особенностей ребенка, должен уговорить его пойти в гости.
Обсуждение. После проигрывания всех ситуаций участники и ведущий обсуждают, с какими труд ностями они столкнулись, что вызвало наиболее сильные переживания, какие были ошибки или, наоборот, удачные открытия в общении с ребенком, что чувствовали те, кто играл роль ребенка.
Ведущий должен подчеркнуть, что наиболее эффективный способ избежать ошибок — мотивировать приемных родителей на контакт со специалистами. Родители должны об ращаться к помощи специалистов каждый раз, ког да не знают, как отреагировать па просьбу или поведение ребенка. Также ведущий должен познакомить участников с рекомендациями специалистов, на которые необходимо опираться при знакомстве с ребенком.
Буклет «У Вас будет ребенок? Шаг первый – знакомство».
4. Практикум «Зоны риска».
Цель: обсудить вероятные «зоны риска» при принятии приемными родителями решения о принятии ребенка в семью.
Ход.
Участники делятся на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается определить зоны психологического риска на каждом этапе создания приемной семьи и разработать рекомендации кандидатам в приемные родители.
5. Подведение итогов занятия.
Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.
Вывод. Консультативное юридическое, психолого-педагогическое сопровождение кандидатов в приемные родители на каждом этапе создания приемной семьи – насущная необходимость. При любой форме устройства детей важно, чтобы родители приняли взвешенное решение, а также, чтобы сближение родителя и ребенка происходило постепенно.
Занятие 5. Адаптация ребенка в замещающей семье.
Цель: ознакомление участников с тем, как проходит процесс привыкания и приспособления в семье для ребенка и остальных членов семьи, чем характеризуется каждый этап и какие проблемы могут возникнуть; формирование навыка составления рекомендаций родителям.
1. Теоретический блок «Адаптация ребенка в приемной семье».
С того момента, когда ребенок первый раз приходит в новую семью и до того момента, когда он начинает чувствовать себя в ней полноправным членом, проходит немало времени.
И для родителей, и для ребенка наступает период адаптации – приспособления к новым условиям.
На каждом этапе и перед ребенком, и перед родителями стоят свои задачи, возникают определенные трудности, свойственные именно для этого периода развития отношений.
Родители должны знать, что в поведении ребенка, попавшего в новую семью, есть свои закономерности.
Все этапы адаптации должны быть обязательно пройдены, а проблемы, которые периодически возникают, говорят о нормальном развитии отношений.
Тематический буклет «У Вас будет ребенок? Шаг второй – адаптация ребенка в приемной семье».
1 этап «Медовый месяц» начинается еще во время первых визитов ребенка в гости. На этом этапе все идет обычно замечательно. Родители стараются, чтобы ребенку было хорошо, подбадривают его, дарят подарки, отдают ему накопившуюся ласку и нежность. Ребенок старается понравиться. Ему нравиться его новая семья, доброе отношение, новые игрушки.
Рекомендации для родителей. Отнеситесь бережно к чувствам ребенка. Не стоит сразу претендовать на родительство, называть его сыном или дочерью.
С точки зрения ребенка, он теряет свою семью не в тот момент, когда попадает в государственное учреждение, а в тот момент, когда приходит в приемную семью. Часто ребенок испытывает чувство вины, чувствует себя предателем. Это может осложнить отношения с родителями.
Новые переживания могут негативно отразиться на самочувствии ребенка. Ребенок может испытывать тревогу, перемены настроения, плохо спать, потерять аппетит.
Не стремитесь загружать ребенка впечатлениями. Помогите ему постепенно освоить новое пространство, будьте рядом.
2 этап «Уже не гость». Для второго этапа адаптации ребенка в семье характерен кризис взаимоотношений. Поведение ребенка ухудшается. Родители могут прийти в отчаяние. Ребенок перестает слушаться, ведет себя не так, как хотелось бы родителям. Родители, в свою очередь, начинают задумываться, не совершили ли они ошибку, смогут ли они наладить отношения с ребенком.
Рекомендации родителям. Не стоит терять самообладание. Кризис отношений – это закономерный процесс, он свидетельствует о том, что отношения развиваются правильно.
Ухудшения в поведении ребенка говорят о росте его чувства доверия к родителям. Стараясь понравиться родителям, ребенок сдерживал некоторые свои поступки. В спокойной атмосфере ребенок начинает реагировать привычным образом. Это и есть признак близости в отношениях.
Другой причиной кризиса становится повышение ограничений и требований, неисполнение ожиданий родителей относительно способностей и возможностей ребенка.
Кризис помогает обнаружить проблемы ребенка и найти возможности их решения. Пройдя через кризис, вы почувствуете себя более уверенно и ребенок станет больше доверять вам.
3 этап «Вживание». Новая семья прошла через трудности кризисного периода. Родители гораздо лучше понимают свои проблемы и проблемы своего ребенка. Они хорошо знают его сильные и слабые стороны.
На этом этапе родители находят подход к ребенку. Ребенок начинает чувствовать себя как дома, выполняет семейные правила. Улучшается его самочувствие, он прибавляет в весе, становится активнее и увереннее.
Рекомендации родителям. На этом этапе следует помнить, что любое изменение семейной ситуации может вызвать ухудшение в состоянии и поведении ребенка.
Ваш опыт поможет вам пережить временные трудности более спокойно.
4 этап «Стабилизация отношений». На этом этапе семья окончательно становится семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга, все члены семьи удовлетворены отношениями.
Приемный ребенок уверен в своем будущем. Если ребенку хорошо в новой семье, он реже будет вспоминать о своей прежней жизни. У него появятся новые интересы и новые привязанности.
Улучшается качество жизни всех членов семьи. На этом этапе можно судить о том, удалась ли новая семья.
Адаптация приемных родителей. Приемным родителям ни в коем случае не стоит забывать про себя и свои чувства.
Надо обязательно помнить о том, что родители тоже испытывают стресс, как и приемный ребенок. Им нужна помощь со стороны супругов, других членов семьи, специалистов.
Рекомендации родителям. Вполне возможно, что у родителей были слишком радужные ожидания. Не стоит впадать в отчаяние. Построение гармоничных отношений с ребенком требует времени.
Помните о том, что вам, как любому другому человеку, нужен отдых. Не стесняйтесь обращаться за помощью, делиться своими чувствами и мыслями с близкими.
Это убережет от эмоциональных срывов и болезней.
Есть люди, которые, наверняка, помогут вам, возьмут на себя часть забот о ребенке.
Не забывайте о своем здоровье, вовремя обращайтесь к врачам.
Если Вас тревожит какой-то вопрос, обращайтесь к специалистам: психологу, социальному педагогу.
Поддерживайте общение с людьми, у которых сходные проблемы – с приемными родителями.
Проверьте Ваши знания:
1. Когда начинается процесс адаптации ребенка в приемной семье?
С момента переезда ребенка на постоянное место жительство в семью.
2. Дети переживают процесс адаптации труднее, чем другие члены семьи?
Период адаптации ребенка в семье труден для все членов семьи.
3. Почему первый этап адаптации называют «медовый месяц»?
На этом этапе ребенок и родители стараются понравиться друг другу.
4. Чем характеризуется второй этап адаптации?
Кризисом взаимоотношений.
5. О чем говорит ухудшение поведения ребенка в кризисный период?
Ребенок освоился в новой среде и стал больше доверять родителям.
6. Какие изменения происходят с ребенком при успешном прохождении кризиса?
Ребенок становится более спокойным и уверенным, улучшается его самочувствие, сон, аппетит, отношения с родителями.
7. Когда можно говорить об успешности адаптации ребенка в семье?
На этапе стабилизации отношений.
2. Практикум «Случай из практики»
Цель: групповая супервизия отдельных случаев из практики участников в работе с замещающими семьями.
Ход.
Участникам предлагается подготовить какой-либо случай из практики своей работы с замещающими семьями и описать его по следующему плану:
- кто обратился;
- каков запрос;
- особенности поведения ребенка;
- история развития отношений в замещающей семье.
Обсуждение. Остальным участникам предлагается определить, для какой стадии адаптации ребенка в семье свойственны такие проблемы, построить стратегию консультирования по данной проблеме приемного родителя, разработать рекомендации приемному родителю.
3. Теоретический блок «Стадии переживания горя (О чем необходимо постоянно помнить родителям)».
Приемным детям приходится переживать достаточно много неприятных переживаний в жизни. Когда ребенка забирают из родительского дома, ему приходится пережить многочисленные потери и утраты:
Ограничение в общении со своими кровными родителями или его полное отсутствие.
Смерть одного из родителей или обоих.
Ограничение в общении со своими кровными братьями и сестрами или полное прерывание контакта.
Расставание с семьей, соседями, учителями, одноклассниками и друзьями.
Перемену привычного образа жизни.
Даже если ребенок жил в очень проблемной семье, он все равно печалится и переживает. Все дети проходят один и тот же процесс, стремясь справиться со своими переживаниями. В процессе переживания ребенок проходит несколько этапов, каждый из которых имеет определенный смысл.
- На этапе шока/отрицания – эмоциональному шоку, в котором находится ребенок, сопутствует попытка отрицать реальность ситуации.
Рекомендации родителям.
Ребенку необходимо дать возможность выразить свои чувства, принять боль утраты; оказать поддержку, чтобы он знал, что его переживания естественны. Если у ребенка есть желание, необходимо поддерживать с ним беседу о семье, доме, родных и близких.
Возможные вопросы:
- Расскажи, что за человек твоя мать (отец, бабушка и т.д.).
- Как они выражали свои чувства по отношению к тебе?
- Как ты узнавал об их любви к тебе?
- Расскажи о самых приятных событиях твоей жизни.
- Можешь вспомнить что-нибудь смешное?
- Какие привычки у твоих родных?
- Какие у них недостатки?
- Когда ты последний раз видел маму?
- Тебе удалось с ней проститься?
- Что тебе вспоминается?
Нужно дать ребенку возможность выплакаться в безопасной обстановке, когда рядом человек, который окажет поддержку – приемный родитель.
- На этапе гнева – ребенок стремиться обвинить кого-то в случившемся. Если гнев не прожит ребенком, он впоследствии становится источником депрессивных реакций (плача, тоски).
Рекомендации родителям.
Можно предложить ребенку специальные упражнения, которые помогут ребенку выразить гнев. Эти упражнения выводят гнев из ряда событий, которых не должно быть, и помогают наиболее полно его прожить, облегчить переживания ребенка. Упражнения «Нарисуй свое горе», «Нарисуй свой гнев», «Письмо обидчику», «Письмо горю», «Список утрат».
- На этапе сделки/компромисса – на смену злобе приходит осознание утраты и смирения с ней. Происходит принятие утраты разумом. Ребенок пытается устраниться от утраченного лица, ищет свое место в новых обстоятельствах.
Рекомендации родителям.
Родителям необходимо обсуждать с ребенком позитивные перемены, которые произошли в его жизни за последнее время, развивать его интересы, искать новые позитивные виды деятельности.
- На этапе отчаяния – обостряется тоска по утраченному, ребенок хочет вернуть прошлое. Обычно это иррациональное желание не осознается, что делает переживания еще глубже. Это период принятия утраты чувством.
Рекомендации родителям.
Необходимо объяснить ребенку, что его тоска по дому естественна, помочь смириться с утратой, найти слова утешения.
- На этапе принятия, адаптации – начинается развитие новой идентичности, осознание себя в новых обстоятельствах, принятие новых отношений.
Рекомендации родителям.
Обсуждать с ребенком планы на будущее, на что он может опереться в новых обстоятельствах, к кому обратиться за помощью.
Поддержка родителей во многом определит, как ребенок будет переживать подобные эмоциональные реакции в будущем. Приемным родителям в этом вопросе может потребоваться консультация психолога.
4. Практикум «Что нужно сказать тем, кто горюет».
Цель: формирование навыка составления рекомендаций родителям.
Ход.
Каждому участнику предлагается написать письмо-утешение ребенку, пережившему разные виды утрат. Письма зачитываются в группе и обсуждаются.
5. Подведение итогов занятия.
Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.
Вывод.
С того момента, когда ребенок первый раз приходит в новую семью и до того момента, когда он начинает чувствовать себя в ней полноправным членом, проходит немало времени.
И для родителей, и для ребенка наступает период адаптации – приспособления к новым условиям.
На каждом этапе и перед ребенком, и перед родителями стоят свои задачи, возникают определенные трудности, свойственные именно для этого периода развития отношений.
Родители должны знать, что в поведении ребенка, попавшего в новую семью, есть свои закономерности.
Все этапы адаптации должны быть обязательно пройдены, а проблемы, которые периодически возникают, говорят о нормальном развитии отношений.
В это время новой семье особенно необходима помощь специалистов и поддержка людей, имеющих сходные проблемы. Родителям важно помнить, что не стоит оставаться с проблемами один на один. Опыт их решения найдется у специалистов и приемных родителей, которые через это прошли. За помощью нужно только обратиться.
Занятие 6. Формы и методы воспитания ребенка в приемной семье.
Цель: обсудить цели, стратегии, формы и методы воспитания ребенка в приемной семье.
1. Практикум «Цели воспитания».
Цель: формирования навыка помощи родителям в определении целей воспитания.
Ход.
Участникам предлагается перечислить возможные цели, которые ставят приемные родители в воспитании приемного ребенка.
Обсуждение. Ведущий обращает внимание специалистов на то, что приемные родители могут ставить разные цели. Каждый родитель может одновременно ставить несколько взаимоисключающих целей. Все хотят, чтобы приемный ребенок стал порядочным, самостоятельным и успешным.
2. Деловая игра «Стратегии успеха».
Цель: обсудить с участниками стратегии достижения поставленных целей, необходимые условия успешного воспитания, действия родителей, необходимые для достижения поставленных целей.
Ход.
Каждый участник предлагает свой вариант, как достигнуть поставленной цели. Составляется стратегия успеха для каждой заявленной цели.
Обсуждение. В игре обнаруживается, что у участников разные мнения относительно того, как достигнуть поставленной цели, с другой стороны, одним и тем же средством можно достигнуть разных целей. Упражнение учит участников поиску вариантов действий для решения проблемы, навыку консультирования родителей по проблемам воспитания.
Памятка «Каким родителем вы хотите быть для ребенка?»
- Ребенку необходима безусловная любовь родителя – любовь, не зависящая ни от каких обстоятельств, поведения ребенка, его успехов и недостатков.
- Ребенок должен чувствовать, что родители его уважают, принимают таким, какой он есть, доверяют ему.
- Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться родителей.
- Лучше в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу принятия решений, нежели требовать от него слепого подчинения.
- Лучше использовать поощрения, чем наказания.
- Необходимо с понимаем относиться к тому, что происходит с ребенком, не делать критических замечаний.
3. Психодинамическая игра «Сопротивление давлению».
Цель: показать участникам, как ребенок сопротивляется давлению авторитета родителей, формирование навыка повышения мотивации отказа родителей от давления на ребенка в процессе воспитания.
Ход.
Один участник - «ребенок» встает в позу «собаки» (на четвереньки). 3-4 других участника – «родители», «тети и дяди», «бабушки и дедушки» кладут ему ладони на спину. Задача участника – «ребенка» встать в полный рост. Группа давит ладонями на его спину, не позволяя подняться.
Обсуждение.
Какие чувства испытывали участники в ходе выполнения упражнения. В ситуации давления ребенку трудно выразить свое мнение, проявить инициативу и самостоятельность. Окружающие могут подчинить его и управлять им (манипулировать).
Все это отлично от целей воспитания, которые ставят большинство родителей. Родителям необходимо отказаться от давления как способа воспитания.
4. Практикум «Архитектор и строитель».
Цель: дать участникам возможность испытать на себе опыт взаимодействия в паре «родитель-ребенок».
Ход.
Участники работают в паре. Архитектор – родитель. Строитель – ребенок. Один из участников готовит рисунок, сочетающий 4 геометрические формы разных размеров, не показывая его партнеру. Затем участники пары садятся спиной друг к другу. Задача первого объяснить второму, что он нарисовал. Задача второго – повторить рисунок.
Обсуждение.
Какие трудности возникали в ходе выполнения упражнения? Какие эмоции испытывали участники? Какие ошибки в организации взаимодействия были допущены участниками?
Памятка «Приемы и методы семейного воспитания».
5. Практикум «Маленькие кирпичики большой стены».
Цель: формирования навыка поэтапного планирования и отслеживания результатов воспитательного процесса.
Ход.
Участникам предлагается выбрать одну из целей воспитания, названную в начале занятия, определить, какая конкретная задача стоит перед родителем и составить план для родителя, включающий мероприятия, сроки и ожидаемые результаты.
Обсуждение. Родители ставят перед собой перспективные цели и не всегда имеют представление о действиях и сроках их достижения. Структурирование процесса воспитания дает возможность родителям оценить результативность своих действия на каждом этапе, а не в отдаленной перспективе, дает возможность заметить положительную динамику в развитии отношений.
5. Подведение итогов занятия.
Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.
Вывод. Воспитание приемного ребенка отличается от воспитания собственных детей. Приемным родителям могут потребоваться дополнительные знания и навыки. Кандидатам в приемные родители необходимо пройти предварительную подготовку и систематически обращаться за консультацией к специалистам.
Занятие 7. Типичные проблемы воспитания, возникающие в приемных семьях.
Цель: обсудить с участниками типичные проблемы воспитания, возникающие в приемных семьях, и способы их решения.
1. Мозговой штурм «Типичные проблемы воспитания, возникающие в приемных семьях».
Цель: выявить возможные проблемы воспитания приемных детей, факторы, осложняющие их решение, определить специфические аспекты воспитания приемных детей.
Ход.
Участникам предлагается в свободной форме перечислить все возможные проблемы воспитания приемных детей, опираясь на опыт практической работы. Варианты записываются на доске или ватмане.
Обсуждение. Обсуждается, насколько данные проблемы специфичны для приемной семьи, возможно аналогичные проблемы возникают и в воспитании родных детей.
Чем обусловлена специфика проблем воспитания, возникающих в приемных семьях (закономерностями этапов развития приемной семьи, типичными страхами приемных родителей, обусловленными социальными стереотипами относительно приемного ребенка).
Какие факторы осложняют решение проблем.
Вывод. Существуют проблемы в воспитании приемных детей, обусловленные спецификой разных видов замещающих семей (опекунской, приемной и др.). Однако, большинство проблем, возникающих у приемных родителей в воспитании аналогичны проблемам, которые испытывают родители в воспитании собственных детей (проблемы послушания, взаимопонимания, нарушения поведения и др.). Одним из факторов, осложняющих решение проблем в воспитании, является негативная реакция приемных родителей, негативные эмоции, которые они испытывают в критической ситуации.
2. Ролевая игра «Все равно ты молодец, потому что…».
Цель: дать участникам возможность испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение ребенка не снижается даже в затруднительном для него положении.
Ход.
Участники разбиваются на пары. Один участник – ребенок, другой – родитель. «Ребенок» начинает свой рассказ о неблаговидном поступке. Задача «Родителя» внимательно его выслушать и дать свой ответ, начиная его словами «Все равно ты молодец, потому что…».
Обсуждение. Какие реакции возникали у «Родителей» в ходе рассказа «Ребенка»? Как чувствовал себя «Ребенок»? Удалось ли «Родителям» найти позитив в этой ситуации, отреагировать на слова ребенка, оказав ему искреннюю поддержку? Что чувствовали «Родители», когда отвечали ребенку? Какие чувства испытывал в это время «Ребенок»? Какое самочувствие у пары было в конце разговора?
Вывод.
Поддержка родителей помогает ребенку укрепиться в своих решениях изменить что-либо в своем поведении, в своей жизни, снять страх перед новым опытом, перед признанием своих ошибок, почувствовать свои силы справиться с любой ситуацией.
3. Защита творческих работ «Случай из практики».
Цель: проверить способность участников применять изученный материал на практике, самостоятельно исследовать проблемы, составлять рекомендации родителям.
Ход.
Участникам предлагается задание на дом – подготовить творческую работу, освещающую проблему в воспитании приемных детей, на примере случая из практики. На занятии проходит защита работы. Участники излагают краткое содержание творческой работы, представляют методы решения проблем в воспитании, отвечают на вопросы.
Возможные темы.
- Поощрения и наказания. Применение наказаний в приемной семье.
- Наследственность как источник проблем в воспитании приемного ребенка.
- Отношения с биологический семьей.
- Воспоминания о травматическом опыте жизни.
- Детская ложь.
- Ребенок и воровство.
- Сексуальные проблемы.
- Проблемы с едой.
- Подготовка ребенка к школе.
- Преодоление школьной дезадаптации.
- Ребенок и домашние обязанности.
Обсуждение. Была ли у кого-то похожая ситуация? Что они делали? Что они думали и чувствовали? Какую помощь оказали приемным родителям? Каких результатов достигли? Кто им помогал? Какие чувства возникли у участников при прослушивании выступления по теме?
4. Упражнение «Откровенно говоря».
Цель: Выявить собственные страхи специалистов, связанные с консультированием приемных родителей.
Ход.
Ведущий: «Мы провели вместе много времени, обсудили значимые вопросы профессиональной практики, узнали друг друга. Следующее занятие будет завершающим в этом цикле. Давайте подумаем, насколько мы приблизились к целям, поставленным на первом занятии, и о том, какие еще сомнения и страхи, связанные с консультированием приемных семей у нас остались».
Участникам раздаются листочки с неоконченными предложениями и предлагается их закончить.
- Откровенно говоря, мне очень трудно забыть…
- Откровенно говоря, я до сих пор не знаю…
- Откровенно говоря, когда я вижу приемного ребенка…
- Откровенно говоря, мне до сих пор…
- Откровенно говоря, когда я вижу приемного родителя…
- Откровенно говоря, мне радостно, когда…
- Откровенно говоря, мне очень хочется…
- Откровенно говоря, я думаю, что самое важное в жизни…
- Откровенно говоря, я всей душой ненавижу…
- Откровенно говоря, я теряюсь, когда…
- Откровенно говоря, мне трудно…
- Откровенно говоря, мне необходимо…
5. Подведение итогов занятия.
Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.
Вывод.
Негативные эмоции, которые родители испытывают в критической ситуации, мешают им думать и действовать правильно. Об этом необходимо помнить специалистам, осуществляющим их консультативное сопровождение в решении проблем в воспитании приемных детей.
Прежде чем переходить к простраиванию стратегий решения, необходимо обучить родителей навыкам эмоциональной регуляции, навыкам совладания с негативными эмоциями, которые могут помешать достигнуть необходимых целей. Решать проблемы гораздо эффективнее, находясь в ресурсном состоянии. Необходимо научить родителей его создавать, получать доступ к собственным ресурсам.
Занятие 8. Развитие навыков эффективной коммуникации.
Цель: повышение коммуникативной компетентности, знакомство с технологией проведения социально-психологического тренинга.
1. Разминка «Невербальное приветствие».
Цель: дать возможность участникам получить новый опыт общения, обратить внимание на чувства, возникающие при прикосновении, физическом контакте, дать возможность почувствовать доверие.
Ход.
Участникам предлагается, свободно передвигаясь в помещении, поприветствовать каждого участника без слов по очереди: установить контакт глазами, прикосновениями и объятиями (ориентируясь на собственные потребности и готовность партнера).
Обсуждение. Какие чувства испытывали в ходе выполнения упражнения? Удалось ли выполнить задание? Насколько осознавались собственные потребности? Насколько точно собственные желания совпали с желаниями партнера?
Вывод. Большое количество информации ребенок получает от родителя невербально.
2. Коммуникативная игра «Хор Пятницкого».
Цель: показать участникам значение правил выслушивания.
Ход.
Каждый участник получает строчку известной детской песенки. По команде ведущего они хором начинают ее произносить. Задача участников, определить, какую песню они поют.
Обсуждение. В разговоре с ребенком важно как услышать, что хочет сказать ребенок, так и быть услышанным ребенком. Родителям надо приложить все усилия для достижения этой цели, иначе разговор не состоится.
3. Упражнение «Внутренний голос».
Цель: помочь участникам оценить свои способности к эмпатии, получить обратную связь о том, как их воспринимают другие, осознать влияние собственных взглядов на восприятие другого человека.
Ход.
Выполняется в парах. Каждый участник выбирает себе партнера, который выступает в качестве его внутреннего голоса. Участники имеют возможность поговорить со своим внутренним голосом.
Обсуждение. Какие чувства испытывали в ходе упражнения? Насколько точно восприятие партнера совпало с собственным восприятием себя участников? Что нового узнали о себе?
Вывод. Способность к эмпатии помогает нам воспринимать человека таким, каков он на самом деле и правильно понимать его. Но приемным родителям нужно постоянно помнить о том, что на наше восприятие и понимание ребенка влияет сложившееся мнение о нем, которое не всегда отражает полную картину, а может и не совпадать с реальностью. Важно приложить все усилия для достижения взаимопонимания.
4. Ролевая игра «Искусство убеждения».
Цель: формирование навыка убеждения.
Ход.
На основании практического опыта участников составляется список ситуаций, в которых родителю необходимо преодолеть сопротивление ребенка.
Каждому участнику предлагается выбрать ситуацию и продумать, как убедить ребенка сделать то, что необходимо родителю. Затем участники по очереди демонстрируют свое искусство убеждения. Остальным участникам предлагается с позиции ребенка оценить, насколько убеждение достигло цели.
Обсуждение. Какие приемы достигли цели, какие не тронули участников в позиции ребенка? Что чувствовал при этом участник – «родитель»?
В итоге упражнения выделяются наиболее эффективные приемы убеждения.
5. Подведение итогов занятия.
Участникам предлагается высказать, что нового, важного и полезного для себя они узнали на занятии.
6. Подведение итогов тренинга.
Участникам предлагается вспомнить о целях тренинга, которые они поставили на первом занятии, высказаться о том, насколько им удалось продвинуться в их достижении. Что нового, важного и полезного для себя они узнали в ходе тренинга. Что поможет им в работе.